Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Связующая роль в экономике.






 

Роль мелкого бизнеса велика не только количественно, но и функ­ционально, т.е. по тем задачам, ко­торые он решает в экономике. Не­большие фирмы образуют своего рода фундамент, на ко­тором вырастают более высокие «этажи» хозяйства, и который во многом предопределяет архитектуру всего здания. В пер­вую очередь, – это относится к интегрирующей, связывающей экономику в единое целое роли мелких компаний (отсюда, кстати, происходит латинизированное обозначение этого типа фирм – коммутанты, т.е. соединители).

Дело в том, что, в принципе, в рыночной экономике на­личие платежеспособного спроса на определенный товар должно автоматически рождать его предложение. Но оборот­ной стороной эффективности современного производства яв­ляется его избирательность: оно экономически оправдано да­леко не в любых условиях. Так, крупное производство обычно дает отдачу лишь там, где изготовляется масса более или ме­нее однотипных продуктов. В противном случае крупная фирма по возможности не берется за нерентабельный товар. Потенциально это может быть источником крупных диспро­порций в хозяйстве.

Простейший пример: автомобиль является серийным, типовым товаром и потому с выгодой производится крупными фирмами. Бензин для автомобиля опять-таки с прибылью из­готовляют другие крупные компании. А вот бензоколонки (за исключением расположенных на самых интенсивных путях) гигантам содержать нет смысла – слишком мала дневная выручка, велики расходы на зарплату и т.д. Без мелкого биз­неса сложилась бы парадоксальная ситуация. В изобилии производимые и в достатке снабжаемые бензином автомоби­ли не смогли бы свободно перемещаться по стране из-за от­сутствия сети бензоколонок в удаленных районах. И так прак­тически в любой отрасли.

Лишь коммутанты готовы использовать каждую возмож­ность для бизнеса, остальные изученные нами типы фирм в этом смысле очень разборчивы. Специализированное произ­водство, скажем, выгодно при существенно меньших сериях, чем крупное, но зато возникает только там, где сформирова­лись особые и при этом достаточно долговременные потребности (патиент должен накопить огромные специальные по­знания в очень узкой области и, естественно, идет на связан­ные с этим затраты лишь при твердой уверенности, что такой бизнес имеет будущее). Пионерские фирмы и вовсе не склон­ны приспосабливаться. Эксплерент, надеющийся с помощью генной инженерии создать новый класс лекарств, слеп ко всем другим возможностям бизнеса.

Другими словами, без мелких предприятий возникла бы «лоскутная экономика». Некоторые потребности рынка удов­летворялись бы полностью, а остальные (те, на базе которых нельзя развернуть масштабный, инновационный или специа­лизированный бизнес) игнорировались.

Что же представляют из себя локальные потребности, на удовлетворении которых концентрируют свои усилия ком­мутанты?






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.