Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Пирамида компаний






 

Факты свидетельствуют, что на практике чаще реализуется первый вари­ант. Усредненные цифры, подсчитанные по многим странам и отраслям показыва­ют, что обычно крупнейшая фирма лидирует с большим отры­вом от прочих. Так вторая по величине компания уступает ли­деру примерно в 2 раза (на рубеже 90-х годов, например, в автомобилестроении США лидер был крупнее фирмы № 2 в 1, 5 раза, в нефтяной промышленности – в 1, 7 раза, в химии отрыв был 2-кратным, в электронике – 4-кратным, а в произ­водстве компьютеров – 5-кратным). Еще сильней отстают от лидера все последующие фирмы: третья по величине – в среднем в 4, четвертая – в 5, пятая – в 7 раз. Среди крупных фирм отрасли нет, поэтому, даже примерного равенства сил. Любая даже очень крупная и известная компания мала (а, зна­чит, во многих отношениях и слаба) по сравнению с доминиру­ющей фирмой.

Напротив, чем дальше от «вершины пирамиды», тем меньше разница в размерах ближайших по величине фирм.

Результаты подсчетов по спискам крупнейших компа­ний США, ФРГ и Швеции таковы. В первой десятке каждая фирма в среднем превосходит следующую по величине бо­лее, чем на 10 %. Разрыв между корпорациями, замыкающи­ми список 50 и 100 крупнейших компаний, существенно мень­ше (около 2 % и 1 %, соответственно). Наконец, обороты фирм, занимающих последние места в числе 200 и 500 круп­нейших, отличаются друг от друга на доли процента.

Прямым результатом такой структуры «пирамиды ком­паний» является очень большая «подвижность» рейтинга фирм, находящихся у ее основания: то одна, то другая из при­мерно одинаковых по размерам фирм вырывается вперед, за­нимая более высокое место в иерархии компаний. Наоборот, на вершине пирамиды царит сравнительная стабильность. Разрыв в размерах компаний достаточно велик, чтобы чуть более быстрые или более медленные темпы роста компании немедленно сказались на ее положении в списке крупнейших фирм. Как правило, за 10-15 лет в списке 10 ведущих фирм какой-либо страны появляется не более 1-2 не входивших в него ранее компаний.

 

Реальный пример.

Россия – чемпион по концентрации производства?

В октябре 1995 г. Журнал «Эксперт» впервые опубликовал список 200 крупнейших промышленных компаний России. Во всех странах публикация подоб­ных списков за каждый год (не говоря уже о первом в истории!) обязательно становится событием. В России же пришло совершенно незаметно, разве что розничные торговцы стали продавать этот номер журнала почти вдвое дешевле обычного – обывателю в нем читать не­чего: одни цифры.

Между тем информация оказалась крайне интерес­ной. Даже в момент тяжелейшего кризиса в России дей­ствуют национальные фирмы, чья мощь выдерживает самое жесткое интернациональное сравнение. Так, две крупнейшие компании «РАО ЕЭС России» и РАО «Газ­пром» имеют больший оборот (каждая примерно по 18 млрд. долл.), чем такие всемирно известные американ­ские гиганты как «Ксерокс», «Кока-кола», «Локхид». И это при том, что их продукция внутри страны продается по ценам ниже мировых. Если же продукцию того же «Газпрома» оценить в мировых ценах, то он превосхо­дил бы все американские фирмы, кроме 5 самых круп­ных.

Восемнадцать из двадцати крупнейших российских фирм действуют в сырьевом секторе, что, разумеется, не соответствует статусу высокоразвитой индустриаль­ной державы. С другой стороны, кризис российской об­рабатывающей промышленности не может длиться веч­но и, следовательно, в будущем надо ожидать быстрого пополнения списка фирмами обрабатывающих отраслей. Особенно важно, что при всей специфике экономи­ки России, «пирамида компаний» в ней сложилась дос­таточно явно. Разрыв между лидерами и следующими за ними фирмами даже более выражен в США. Так, на долю 20 крупнейших фирм приходится 83% выпуска продукции всех 200 компаний. У американцев же на долю 20 лидеров приходится лишь 37%, т.е. в 2, 2 раза меньше.

 

Вопросы для ситуационного анализа:

 

1. Можно ли считать высокий уровень концентра­ции российской промышленности естественным результатом рыночного развития? Сохранится ли он в дальнейшем?

2. Обсудите шансы российских виолентов на мировом рынке.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.