Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Экономия на масштабах производства.






 

В основе столь впечатляющего прогресса лежит несколько факторов. Один из них – давно знакомое экономи­стам явление – экономия на масштабах производства. Оно состоит в том, что с ростом размеров предприятия издержки производства единицы продукции падают. Точнее, снижение издержек идет до тех пор, пока не будет превышен некоторый оптимальный размер завода.

Сокращение средних издержек с увеличением размера предприятия обусловлено рядом причин:

1. Технологические причины. Как показывает опыт, тол­чок к прогрессивному преобразованию отрасли и возникнове­нию в ней крупных предприятий обычно дает изобретение не­кой новой технологии или продукта, допускающих дешевое и массовое изготовление конкурентоспособной продукции. В дальнейшем самое производительное оборудование, как пра­вило, используется на крупных предприятиях. Часто это свя­зано с законами природы. Так, экономичность тепловых элек­тростанций, домен, химических реакторов и ряда других видов оборудования по самой физике процессов пропорциональна размерам установок. Важны и стоимостные факторы. Более производительное оборудование обычно и стоит дороже. Поэтому купить его под силу только крупной фирме. Да и использовать дорогое оборудование рационально только при выпус­ке значительного объема товаров или услуг.

2. Выгоды от специализации. Большой объем произво­димых товаров или услуг позволяет увеличить степень спе­циализации. В частности, повышается

а) специализация оборудования

б) специализация персонала.

Если объем производства невелик, то многие операции совер­шаются либо вручную, либо на универсальном оборудовании. Так, на небольшой фирме при рассылке корреспонденции кон­верты заклеиваются вручную. Покупать специальный агрегат для заклейки двух десятков конвертов в день – просто нерен­табельно. Но объем корреспонденции, рассылаемой большим торговым домом, уже достаточно велик, чтобы механизиро­вать операцию и, следовательно, снизить затраты в расчете на одно почтовое отправление. Аналогично обстоит дело со специализацией персонала. На маленькой фирме внешний вид товара попутно с решением своих основных задач опре­деляет конструктор. На крупной – есть возможность содержать специалиста-дизайнера, который, разумеется, справляется с этой задачей более профессионально.

3. Выгоды от совместного производства нескольких то­варов. Часто побочные продукты, отходы или временно сво­бодное оборудование крупного производства столь велики, что позволяют на их базе почти без дополнительных расходов выпускать новые продукты. Так, наличие в Дании крупных ско­тобоен вызвало к жизни мощное производства инсулина. Дело в том, что этот жизненно важный медикамент экстрагируют из поджелудочной железы домашних животных. Высокая концен­трация отходов мясопереработки обеспечила дешевым сырьем фармацевтическую промышленность, более того, ста­ла важнейшей предпосылкой ее возникновения (легко понять, что, если бы фармацевтам пришлось поштучно собирать в разных местах, транспортировать и сохранять поджелудочную железу, то произвести из нее инсулин с разумной ценой они бы не смогли).

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.