Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Фундаментальная ниша






 

Совокупность рыночных сег­ментов, для которых подходят товары и/или услуги, производимые данной фирмой, называется ее фундаментальной рыночной нишей. Размеры фундаментальной ниши и состав входящих в нее сегментов прямо связаны с выбором варианта осуществления своих функций, который сделала та или иная фирма.

Так, в первую очередь фундаментальная ниша опреде­ляется отраслью, в которой действует фирма, ассортиментом, выпускаемых ею товаров, их качественными характеристиками, т.е. задается производственной функцией фирмы.

Нередко рыночный сегмент может быть связан с ре­сурсной базой фирмы, особенно с уникальными ресурсами. Примером могут служить практически все знаменитые винодельческие фирмы. Как правило виноград, идущий на приго­товление дорогих марочных вин, очень капризен к условиям произрастания и характерный оттенок вкуса приобретает только в одной местности. Наличие у фирмы такого виноград­ника практически автоматически закрепляет за ней сегмент рынка, образованный спросом любителей этого вина: массандровский портвейн, крымское шампанское и т.п. могут предла­гать лишь предприятия, владеющие участками земли в соот­ветствующем месте.

Точно также наличие или отсутствие широкой сбытовой сети предопределяет возможность фирмы обслуживать сег­менты рынка, связанные с массовым потребительским спро­сом. А готовность к несению значительных рисков обязатель­на для фирмы, действующей на сегменте рынка, связанном с прорывным научно-техническим прогрессом.

Для наглядности рыночную нишу той или иной фирмы принято изображать графически. При этом в основу графика обычно кладутся либо а) стоимостные и качественные показатели выпускаемой фирмой продукции, либо б) слои потреби­телей продукции фирмы, либо в) и то, и другое вместе.

 

Комфорт Спортивность
низкая средняя высока
Высокий   А  
Средний      
Низкий      

 

Рис. 2а. производитель комфортных автомобилей

 

Так, на рис. 2а схематических изображена сегментация рынка автомобилей по двум параметрам: их комфортабель­ности и спортивности. Рыночная ниша помеченной на рисунке фирмы А (прообразом ее в реальном мире может служить ле­гендарная машина супербогачей – «роллс-ройс»), выпускаю­щая очень комфортабельные машины, обладающие лишь средними спортивными достоинствами.

 

Возраст Доходная группа
         
Молодой       Б Б
Средний       Б Б
Старший          

 

Рис. 2б. Производители модных, дорогих костюмов

 

На рис. 2б показан рынок мужских костюмов по категор­иям потребителей. Ниша фирмы Б охватывает выпуск костю­мов для молодых и среднего возраста мужчин, принадлежа­щих к наиболее высокодоходным (4 и 5 группа) слоям населе­ния.

На рис. 2в изображена ниша кинофирмы, ориентирован­ной на выпуск кассовых фильмов, а потому снимающей картины развлекательных жанров преимущественно для молодежи (как известно, преобладающей среди посетителей кинотеатров).

 

Возраст Жанры
детектив комедия ужасы фантастика драма классика
до 15 В В В В    
15 – 20 В В В В    
21 – 25 В В В В    
26 – 40            
Свыше 40            

 

Рис. 2в. Производитель кассовых кинофильмов

 

Следует иметь в виду, что в действительности рынок сег­ментируется не по 1 – 2, а по множеству параметров. Поэтому если бы мы захотели построить более реалистические графики – как это делают для практических нужд специалисты по марке­тингу – их бы пришлось рисовать не плоскостными (двухмер­ными), а значительно более сложными многомерными. Причем каждый параметр, вызывающий сегментацию рынка, придавал бы графику новое измерение.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.