Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Глава 1. Конкуренция:теория и практика






Конкуренция: теория и практика

 

Учебно-практическое пособие


Содержание

 

Предисловие

 

Глава 1. Что изучает теория конкуренции?

1.1. Роль конкуренции в рыночной экономике.

1.2. Фирма и ее место на рынке.

1.3. Рынок и рыночные ниши.

1.4. Определение рыночной конкуренции.

 

Глава 2. Конкурентоспособность и методы ее достижения.

2.1. Ценность товара для потребителя.

2.2. Принцип компенсации.

2.3. Поле стратегий.

2.4. Цикл жизни фирмы.

 

Глава 3. Фирмы-львы, фирмы-слоны и фирмы-бегемоты: плюсы и минусы гигантизма.

3.1. База и границы эффективности крупного производства.

3.2. Стратегия обслуживания массового спроса.

3.3. Стратегия подавления конкурентов.

3.4. От «льва» к «бегемоту»: (эволюционный путь виолента).

 

Глава 4. «Хитрые лисы»: конкурентные преимущества узкой специализации.

4.1. Дифференциация продукта – эффективный способ борьбы за потребителя.

4.2. Стратегия по отношению к конкурентам и эволюционный путь фирмы-лисы (патиента).

 

Глава 5. «Первые ласточки» технических переворотов.

5.1. Радикальные инновации – путь к свободным от конкурентов рынкам.

5.2. Проблема финансирования и эволюция фирмы-ласточки (эксплерента).

 

Глава 6. «Серые мыши»: гибкость как источник конкурентоспособности.

6.1. Локальные потребности и их роль на рынке.

6.2. Стратегия борьбы с конкурентами и разновидности фирм-мышей (коммутантов).

 

Глава 7. Экономика как сообщество конкурирующих компаний.

7.1. Конкуренция и устройство современного рынка.

7.2. Конкуренция и научно-технический прогресс.

7.3. Фирмы и конкурентоспособность наций.

 

Глава 8. Конкуренция в России.

8.1. Советское наследие

8.2. Сообщество компаний переходного периода.


Юданов Андрей Юрьевич (родился в 1952 г.) – доктор экономических наук, про­фессор Финансовой акаде­мии при Правительстве РФ, член Европейской ассоциа­ции историков бизнеса, за­меститель председателя специализированного сове­та Финансовой академии по проблемам экономической теории, маркетинга и ме­неджмента.

А. Ю. Юданов опубликовал более 50 работ, среди них мо­нографии: «Теории открытой экономики: доктрины и действительность» (1983); «Антикризисная стратегия ТНК» (1988); «Фир­ма и рынок» (1990); «Секреты финансовой устойчивости между­народных монополий» (1991). Книга «Большой бизнес и эконо­мический цикл» (1989) переведена на английский и испанский языки. Под редакцией А. Ю. Юданова издательством «Про­гресс» выпущена серия книг о деятельности ведущих фирм ми­ра: «Сони», «Сименс», «БАСФ», «Хоффрош», «Макдональдс».

А. Ю Юданов – автор множества статей в ведущих эко­номических журналах («МЭиМО», «США: экономика, политика идеология» и др.) и газетах страны («Коммерсант-дейли»).

Работы А. Ю. Юданова выполненные в рамках междуна­родных исследовательских проектов по истории бизнеса, в 1996 г выйдут в «Кембридж юнивесити пресс» (Англия, США) и «Франкфуртер алльгемайне» (ФРГ).

 

Книга является первым в России систематическим изложением курса теории и практики конкуренции – пред­мета, включенного в программы ведущих экономических ВУЗов и бизнес школ мира. В книге излагается сущность конкуренции, методы достижения высокой конкуренто­способности, основные стратегий и роль конкуренции в функционировании рыночной экономики.

Книга предназначена для студентов и преподавате­лей экономических ВУЗов, коммерческих структур и предпринимателей. Рекомендуется менеджерам произ­водственного сектора и всем, кто ежедневно на практике сталкивается с проблемами конкурентной борьбы.


Предисловие.

 

Огромное значение, которое имеет конкуренция для самых глубоких основ функционирования рыночной экономи­ки столь очевидно, что его не имеет смысла доказывать. Меж­ду тем на русском языке до сих пор нет ни одного учебника или учебного пособия по теории конкуренции. Более того, по­ложение даже еще серьезней. В основу экономического образования в после-реформенной России положен стандартный западный курс экономики, предлагаемый ныне в виде двух десятков сравнительно похожих переводных и оте­чественных учебников. При всех своих неоспоримых достоин­ствах эти учебники имеют важный недостаток: они излагают только так называемую чистую, т.е. крайне абстрактную теорию конкуренции.

На наш взгляд, такой подход невольно ставит под вопрос доверие к обновляемому экономическому образованию. Каждый преподаватель, который читал студен­там или школьникам теорию экономики, (и многие учащиеся, которые слушали) знает ахиллесову пяту курса – страшную оторванность от наблюдаемых реальностей жизни. Второй раз подряд – после десятилетий догматического изучения марксизма – столь абстрактного подхода экономическое обра­зование не выдержит.

Между тем на Западе определенная ограниченность чистой теории конкуренции общеизвестна. Еще в 50 - 60-ые годы на нее указали крупнейшие современные экономисты Ф. фон Хайек и Э. Пенроуз. Первый из них, в частности, проде­монстрировал, что теория совершенной конкуренции (т.е. са­мая сердцевина курса экономики) фактически базируется на предположении, будто конкуренции... вообще не существует. Вторая аргументировано доказала, что «фирма» из учебников – это что угодно, но только не реальная фирма из плоти и крови, действующая на настоящем рынке.

Ныне, несколько десятилетий спустя после сенсацион­ного «бунта» ученых многое устоялось и заняло свое место, как в науке, так и в учебном процессе. Чистая теория сохранила свои позиции в качестве очень важного инструмента экономического анализа, используемого при решении широкого круга задач (определение фирмой оптимального объема произ­водства, уровня цен и др.). Вместе с тем чистая теория более не претендует на универсальность.

Параллельно с учебниками экономике появились книги более приближенные к реальным рыночным ситуациям. В США, в частности, соответствующая учебная дисциплина по­лучила название теории конкурентных преимуществ и включе­на в программу многих институтов и университетов, включая самый престижный экономический ВУЗ мира – Гарвардскую школу бизнеса.

Учебные пособия, описывающие конкуренцию на ре­альном рынке, стали настольной книгой многих читателей:

Ø предпринимателей, стремящихся сделать свои фирмы максимально конкурентоспособными;

Ø служащих разных рангов, надеющихся научиться при­нимать верные решения и благодаря этому продви­нуться по служебной лестнице в своей фирме;

Ø политиков и государственных деятелей, осознавших, что успех национальной экономики немыслим без формирования в стране конкурентоспособного сооб­щества компаний;

Ø и, может быть, более всего студентов и преподавате­лей гуманитарных дисциплин (в первую очередь эко­номистов), понимающих, что без этих знаний нельзя свободно ориентироваться в пронизанной конкурент­ными отношениями рыночной экономике.

Именно такое, ориентированное на реальный рынок учебное пособие по экономике лежит сейчас перед чита­телями. Поскольку в России этот жанр педагогической литера­туры недостаточно известен, мы считаем предуведомить о некоторых особенностях пособия:

1. Большое место в пособии занимают фактические ма­териалы из опыта конкурентной борьбы российских и ино­странных предприятий. К ним следует подходить с максимальным вниманием: не как к простым иллюстрациям или примерам, но, напротив, как к важной содержательной части курса. Дело в том, что в реальных действиях фирм на рынке избранные ими конкурентные стратегии выступают часто бо­лее отчетливо и многопланово, чем в теоретических рассуж дениях. Это своего рода экономические прецеденты, которые следует изучать столь же тщательно, как, скажем, у юристов принято изучать прецеденты правовые, а у шахматистов раз­бирать сыгранные партии.

2. Несмотря на предельную конкретность изучаемого в курсе предмета (конкуренция в ее реальных рыночных прояв­лениях) пособие носит не узкоспециальный, а общеэкономический характер. Оно, в частности, не может быть отне­сено только к микроэкономике или только к макроэкономике, но охватывает многие проблемы обеих дисциплин. В центре внимания постоянно находится фирма как главный хозяйст­вующий субъект рыночной экономики. И именно через фирму, через мотивы ее поведения, стратегию конкурентной борьбы и т.д. описываются хозяйственные процессы, идущие в общенациональных масштабах. С известной степенью условности можно сказать, что теория рыночной конкуренции – это макроэкономика, увиденная сквозь призму микроэконо­мики. Мы возвращаемся к забытой российской традиции (кстати, в других странах по прежнему живой) рассмотрения глобальных проблем не в сухо-абстрактной форме, а в их преломлении к конкретной действительности. Не проводя, ра­зумеется, никаких аналогий, напомним, что в XIX в. классиче­ский курс российской истории был написан Н.И.Костомаровым в форме цикла жизнеописаний выдающихся ее деятелей.

3. Настоящее пособие является авторским в полном смысле слова. Специфика российской действительности столь велика, что даже прекрасный гарвардский учебник Майкла Портера или учебник Иннсбрукского университета Ханса Хинтерхубера (кстати, тоже непохожие один на другой) могли быть использованы лишь частично. Кроме того знание российского опыта заставляло задуматься над некоторыми общетеоретическими соображениями, справедливыми для всех стран, и по новому сформулировать их. Разумеется, в этих условиях всю ответственность за возможные погреш­ности несет только автор.


Глава 1.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.