Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Тезисы доклада профессора Ф. В. Шелова-Коведяева






1. Если сводить знания в экономике знаний только к прикладным умениям, то само понятие «экономика знаний» теряет смысл. «Прагматическая» точка зрения на «знание» не сообщает ничего нового: коли эффективными знаниями считать исключительно прикладные навыки, то всякая экономика, начиная с «неолитической революции», есть экономика знаний, поскольку построена на навыках, в базе которых лежат знания, основанные на эмпирических наблюдениях.

2. В наступившем столетии наука, культура и образование становятся ведущими силами прогресса и экономики не в узко специализированном и техническом, а как раз в самом широком гуманистическом их понимании.

3. В Европе «культ Разума» стал началом как периода замечательных утилитарных открытий, так и механистического восприятия человека и общества. Попытки навязать живому организму инженерные модели, формально заимствованные из мира машин, у одних привели к коммунистическому эксперименту, у других – к превращению человека в один из товаров экономики потребления.

4. Крайний индивидуализм, также выросший из Культа Разума, в свою очередь, порождает гедонизм и цинизм в отношениях между людьми. Погоня за гипертрофированно персонифицированным наслаждением жизнью и циничный утилитаризм в отношениях полов плохо «женятся» с деторождением. Права человека уже стали фактически синонимом свободы самовыражения. Но последняя приходит в непреодолимый конфликт с базовой европейской ценностью неприкосновенности человеческой жизни.

5. Такая неразрешимая контроверза рвёт в клочья единую ткань европейской цивилизации, лишает её силы и перспективы. Идеологи же исламского терроризма открыто заявляют, что они борются не с иной системой ценностей, а с господством релятивизма, порождающим полное отсутствие ценностей, и потому безнравственность, которая есть абсолютное зло. Актуализация базовых ценностей необходима не романтикам или религиозным радикалам, но всем нам.

6. Выживание всего нашего евроатлантического сообщества оказывается жёстко и прямо зависящим от самой, казалось бы, «непрактичной» категории культуры – нравственности. На этом прагматизм универсальных культурных феноменов не заканчивается. В экономике, и обществе в целом, доверие не возникает помимо традиционной (без всякого релятивизма!) нравственности. А без доверия невозможен бизнес.

7. В обществе потребления покупателю надо всё время предлагать новый товар, поэтому производитель не заинтересован в долгосрочной качественности продукта. Результат парадоксально оказывается тем же, что в директивной экономике – качество массовой продукции в экономике потребления неуклонно и быстро падает. Стремительное ускорение технического прогресса ведёт к тому, что скоро товар будет устаревать быстрее, чем его успеют купить. Расширение экономики, как и при «социализме», утратит смысл. Тупик.

8. Причина «китайского чуда» кроется не в каких-то «прикладных» чертах ханьца, а в самых глубинных характеристиках его мировоззрения. Во всей нераздельной полноте сочетания в нём конфуцианского рационализма, чиновничьей этики служения, деловитости, семейной структуры общества, социальной этики (благо сообщества выше благополучия индивида) с интуитивностью и созерцательностью, их философским отношением даосов и буддистов к скромному материальному достатку. Отсюда и стремительный экономический рост.

9. Широкий формат образования и науки в экономике знаний имеет ещё 2 основополагающих измерения. Во-первых, все технологии становятся возможны благодаря только фундаментальным открытиям. Следовательно, спрос на универсальное, целостное, а не узко специализированное, образование и науку будет только расти. Во-вторых, фундаментальное базовое образование даёт его обладателю высочайшую свободу манёвра в выборе и перемене сферы занятости, чем обеспечивает обществу в целом такой принципиальный показатель его способности к современному росту, как высокая социальная мобильность.

10. Россия имеет здесь редкое конкурентное преимущество. Будучи куда большими индивидуалистами, чем мы сами и другие думают о нас, мы последние в евроатлантической цивилизации обладаем ментальностью, неразрывно сочетающей в себе исключительно плодотворный тандем земной практичности и «дум высокого стремленья». Самый образованный и единственный учёный из поэтов Серебряного века блистательный Вячеслав Иванов так чеканно охарактеризовал данную особенность в стихотворении «Русский ум»: «Он трезво мыслит о земле, В мистической купаясь мгле». Раньше теми же чертами обладали немцы. Но нацизм сгубил «сумрачный германский гений». Французов сбил в полёте Наполеон, а британцы надорвались на ответственности белого человека.

11. Мы единственные в Европе и Америке сохранили способность производить парадигмальные знания (а они и приводят потом к технологиям) в национальном масштабе. В прикладной сфере мы также успешно создаём уникальные образцы и технологии (тому, что мы часто останавливаемся на штучной стадии и не дотягиваем до серии, есть свои вполне исправимые причины). Это даёт евроатлантической цивилизации шанс выстоять в соперничестве с Китаем. Прообраз его будущего господства в мире налицо – он подчиняет иностранный бизнес в Поднебесной своим узам, готов переманивать, переплачивая им, лучшие мозги со всего света в свои университеты, уже заговорил о демографическом дефиците (для чего бы?), и для отвода глаз «озабочен» быстротой своего экономического роста. Самоуверенность экономики потребления, взахлёб накачивающей Пекин всё новыми ресурсами, лишь приближает того к своей цели.

12. У России в такой ситуации есть все возможности выйти в лидеры мирового развития, заняв первые позиции в доминирующей пока евроатлантической цивилизации. Для этого наша экономика знаний должна быть парадигмальной. Мы обязаны опережающим темпом финансировать и поощрять универсальный, фундаментальный характер нашего образования и науки, как уникальную гарантию успешного технологического прогресса. Именно широкие, в отличие от узко специализированных, знания представляют собой самый востребованный и перспективный продукт на мировом рынке. Параллельно необходимо стимулировать тех, кто способен обращать полученные результаты в технологии.

13. Китай вырос для США в большую проблему. Быть посредником в её решении России не удастся. Вашингтон терпит посредников лишь в качестве прикрытия. Китай к принятию такой роли Москвы в сложившейся обстановке можно только принудить. Реальных механизмов для этого нет. Чтобы элиминировать общие угрозы перспективнее сложить союз России и Америки, а на его основе – новое партнёрство и прообраз будущего мирового регулятора РАБИ (Россия, Америка, Бразилия, Индия). Такая группа достаточно гомогенна и традиционна для европейской цивилизации, а потому, в отличие от БРИК, разнородной и случайной конструкции, – жизнеспособна. Китай для неё станет внешним полюсом и контрагентом, риски углубления отношений с которым будут для всех её участников надолго сведены на нет.

14. В такой конфигурации транзитная транспортная инфраструктура нашей страны, ориентированная на все стороны света, получает дополнительную мотивацию для внешних инвесторов. В противном случае превращение России в центральный мировой логистический узел (а такая цель замысла легко прочитывается) мало кого привлечёт.

15. Чтобы всё перечисленное выше могло состояться, необходимо, оградив нашу экономику знаний в представленном выше понимании от пошлого калькирования американских образцов, открыть наши университеты и лаборатории не только для нового зарубежья и «третьего» мира, но для европейцев и американцев, полностью профинансировав эту программу. Обучение иностранцев на русском языке и по русским методикам, как и обратные поездки за дополнительным практицизмом наших учащихся и специалистов на Запад, научат все стороны лучшему взаимопониманию и доверию. Если мир станет говорить и думать по-русски и зависеть от наших знаний, лучшего влияния нам и не надо. Важно только не перестать самим, наподобие американцев, изучать других.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.