Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Сильная социальная политика и постоянное внимание к будущему






Некоторые направления государственной политики, обеспечившие Финляндии успех, вполне отвечают основным положениям Вашингтонского Консенсуса (набор рекомендаций, сформулированный в конце 1980-х гг. неолиберальными экономистами для стран, желающих реформировать свою экономику). А именно:

· сильная власть закона

· сильное государственное управление

· стабильная макроэкономическая политика

· сильный финансовый сектор

· сфокусированность на поощрении внутренней конкуренции.

Некоторые из этих положений являются культурными и историческими характеристиками Финляндии. Другие сформировались недавно как часть обязательств Финляндии при вступлении в ЕС.

Однако другие, не менее важные характеристики финской политики уже совсем не типичны для Вашингтонского Консенсуса и представляют собой результат сочетания основ социального государства и новой экономики:

· сильная социальная политика (особенно в сфере образования)

· постоянная координация деятельности ключевых правительственных институтов между собой, а также между ними и производственным сектором

· предельная сфокусированность на инновациях и R& D

· новый тип промышленной политики

· постоянное внимание к будущему.

Северное государство «всеобщего благосостояния» с его сильной системой социальной защиты и развитием бесплатного государственного образования – важнейший элемент преобразований Финляндии. Однако переход к экономике знаний ознаменовался появлением нового критерия его оценки. Если ранее речь шла лишь о доступности образования, определявшей равенство возможностей всех граждан, то теперь главный упор – на его качество. Еще одной важнейшей характеристикой финской образовательной системы стала тесная связь с потребностями производственного сектора страны.

Урок первый: «превратить кризис в новые возможности»

Кризис, с которым столкнулась Финляндия в начале 1990-х, вполне типичен для большинства стран, проходивших по той или иной причине через глубокий экономический спад.

Поэтому главный урок здесь состоит не в том, как именно Финляндия преодолевала кризис, а в том, что она смогла обратить его в новые возможности для себя.

Урок второй: «использование глобализации»

Глобализация – это обоюдоострый меч. Финский кризис частично стал результатом мирового упадка лесной промышленности, а также краха торговли с бывшим СССР. Однако часть решения по выходу из кризиса также стала результатом глобализации, поскольку динамичное развитие ICT-индустрии – это ее неотъемлемая и важнейшая характеристика последних лет. Кроме того, под давлением мировых процессов Финляндия была вынуждена постоянно улучшать свои технологии и систему образования, чтобы оставаться конкурентоспособной в очень взыскательной глобальной среде.

Урок третий: «гибкость и быстрота реакции»

Вероятно, самый главный урок – гибкость экономики и быстрая реакция на происходящие изменения и открывающиеся возможности. В Финляндии ключевым элементом этой гибкой, «эластичной» экономики стала система образования.

Урок четвертый: «прогнозировать будущее»

Любая, даже самая успешная страна, должна помнить о необходимости не только делать выводы из прошлого опыта, но и прогнозировать будущее, заранее готовиться к нему. Именно постоянный взгляд вперед объясняет переход Финляндии к экономике знаний, и что даже более показательно, ее способность сохранять высокую конкурентоспособность на протяжении длительного времени.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.