Главная страница
Случайная страница
Разделы сайта
АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Методика экспертной оценки профессии
Методика экспертной оценки профессий может использоваться:
- в профориентации – для составления профессиограмм в целях профессионального информирования клиентов,
- в управлении персоналом – для подготовки должностных инструкций, формулирования требований к сотрудникам, оценки степени соответствия сотрудников занимаемой должности, отбора кандидатов на вакантные должности, оптимизации труда,
- в обучении – для совершенствования программ профессионального образования, подготовки специалистов по профориентации, психологии труда и управления.
Методика может быть особенно эффективна в процессе описания редких профессий, при формулировании должностных инструкций и отборе персонала на нестандартные позиции. На базе данной методики можно осуществить работу по созданию комплекта типовых профессиограмм для различных отраслей, а также разработке соответствующих компьютерных программ.
Предусмотренную методикой форму в качестве экспертов могут заполнять руководители, опытные работники или преподаватели. Желательно использовать группу из нескольких экспертов. В этом случае принимаются в расчет оценки, которые дает большинство экспертов. Кроме того, интересным и полезным может быть заполнение данной формы в процессе группового обсуждения тремя-четырьмя экспертами.
Описание должности может в значительной мере совпадать с описанием профессии, отличаясь от нее тем, что должность связана с конкретным рабочим местом, а не со всей совокупностью рабочих мест. Кроме того, должность может включать в свои характеристики такие специфические пункты, как: «Кем человек назначается на должность и освобождается от должности», «Чьи распоряжения он выполняет», «Кем он руководит», «Кого он может замещать и кто замещает его», «С кем он взаимодействует», «Каковы его права», «За что он несет ответственность» и т.п.
МЕТОДИКА ЭКСПЕРТНОЙ ОЦЕНКИ ПРОФЕССИИ
ИНСТРУКЦИЯ. Вам как эксперту предлагается оценить профессию с помощью различных характеристик. В каждом разделе Вам необходимо отметить крестиком или галочкой одну или несколько характеристик профессии, наиболее соответствующих сформулированному вопросу, либо самостоятельно вписать недостающие характеристики.
Полученные результаты будут использоваться для определения требований профессии к человеку, выявления профессионально важных качеств, оценки профессиональной пригодности, планирования профессиональной подготовки, повышения эффективности трудовой деятельности, оптимизации условий работы и т.д.
Название профессии:
1. ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ
1.1. На что направлена работа?
На человека
| На отдельных людей
|
| На группы людей
|
| На технику
| На различные материалы и изделия
|
| На технические средства и оборудование (инструменты, механизмы, машины)
|
| На информацию
| На тексты
|
| На числовую информацию (таблицы, формулы)
|
| На графическую информацию (схемы, чертежи, карты, графики)
|
| На искусство
| На литературные произведения
|
| На музыкальные произведения
|
| На произведения изобразительного искусства
|
| На произведения театрального искусства
|
| На природу
| На неживую природу
|
| На растения
|
| На животных
|
|
1.2. Каковы основные цели работы?
Материальные
| Промышленное производство
|
| Сельское хозяйство
|
| Строительство
|
| Транспорт
|
| Связь
|
| Техническое обслуживание
|
| Бытовое обслуживание
|
| Социальные
| Обслуживание людей
|
| Обучение и воспитание
|
| Лечение
|
| Управление
|
| Безопасность и охрана порядка
|
| Защита прав
|
| Отдых и развлечения
|
| Познавательные
| Научные исследования и разработки
|
| Технические разработки
|
| Информационное обеспечение и обслуживание
|
| Эстетические
| Искусство
|
| Религиозные
| Церковь
|
| Политические
| Государство и исполнительная власть
|
| Законодательная власть
|
| Судебная власть
|
| Военные
| Оборона
|
| Коммерческие
| Продажи
|
| Реклама
|
| Финансы
|
|
1.3. Какие средства используются в процессе работы?
Собственные возможности человека (органы чувств, движения, речи)
|
|
|
|
| Ручные (инструменты, приборы)
|
|
|
|
|
|
| Механизированные
|
|
|
| Автоматизированные
|
|
|
|
1.4. Из каких трудовых операций состоит работа?
Физические
| Добыча и заготовка
|
| Очистка
|
| Обработка материалов
|
| Изготовление изделий
|
| Укладка и упаковка
|
| Хранение
|
| Транспортировка
|
| Погрузка и разгрузка
|
| Сборка и монтаж
|
| Наладка
|
| Ремонт
|
| Уборка
|
| Строительство
|
| Управление техническими средствами
|
| Техническое обслуживание
|
|
|
|
|
| Умственные
| Прием и передача сигналов
|
| Кодирование и декодирование
|
| Наблюдение и слежение
|
| Проверка, испытание и измерение
|
| Запись и регистрация
|
| Вычисления и расчеты
|
| Сортировка
|
| Диагностика и прогнозирование
|
| Экспертиза
|
| Исследования и эксперименты
|
| Анализ проблем
|
| Стандартизация
|
| Проектирование и конструирование
|
| Планирование
|
| Оформление документов
|
| Регулирование
|
|
|
|
|
| Социальные
| Сообщение и информирование
|
| Демонстрирование
|
| Обучение, инструктирование и тренировка
|
| Воспитание
|
| Мотивирование
|
| Оценивание
|
| Поощрение и наказание
|
| Руководство, управление людьми
|
| Выполнение распоряжений
|
| Инспектирование
|
| Консультирование
|
| Поддержка, забота и помощь
|
| Защита и охрана
|
| Выступления
|
| Переговоры
|
| Опросы
|
|
|
|
|
|
1.5. Какие обязанности выполняются в процессе работы?
1.6. Какими бывают условия работы?
Обычные
| В помещении
|
| На одном месте
|
| В дневное время
|
| Усложненные
| В кабине
|
| На открытом воздухе
|
| В экстремальных условиях
| В полярном климате
|
| В тропическом климате
|
| Под землей
|
| На высоте
|
| В горах
|
| На воде
|
| Под водой
|
| В воздушном пространстве
|
| В космическом пространстве
|
| В местных разъездах
|
| В командировках и экспедициях
|
| В режиме сутки через 2-3 суток
|
| В 2-3 сменном режиме
|
| В ночное время
|
| В вахтовом режиме
|
| При ненормированном рабочем времени
|
| По скользящему графику
|
| В вынужденном темпе
|
| Неритмично
|
| В одиночку
|
| В условиях групповой изоляции
|
| В условиях интенсивных и продолжительных контактов
|
| В условиях жесткой дисциплины
|
| Облегченные
| В режиме свободного расписания
|
| В режиме неполной рабочей недели
|
| В режиме неполного рабочего дня
|
| На дому
|
|
1.7. Каковы критерии и показатели успешности работы?
Производительность и объем работы
|
| Оперативность и своевременность
|
| Качество, надежность и безошибочность
|
| Удовлетворенность клиентов
|
|
|
|
1.8. Как часто встречаются ошибки в работе?
Исключительно редко, в чрезвычайных обстоятельствах
|
| Достаточно редко, но не являются исключительными случаями
|
| Довольно часто, представляют собой относительно заурядные события
|
|
1.9. Какими могут быть последствия этих ошибок?
Гибель большого количества людей
|
| Гибель отдельных людей
|
| Нарушение здоровья людей
|
| Нарушение эмоционального благополучия людей
|
| Значительный ущерб техническим объектам
|
| Значительный ущерб природным объектам
|
| Ограниченный имущественный ущерб
|
| Финансовые убытки
|
| Эмоциональная неудовлетворенность потребителей и клиентов
|
|
|
|
1.10. В чем заключаются эти ошибки (не причины, приводящие к ошибкам, а конкретное описание возможных ошибок)?
1.11. Какие причины ошибок чаще всего встречаются в работе?
Технические
| Недостатки материалов
|
| Недостатки оборудования
|
| Организационно-методические
| Недостатки технологии и методов работы
|
| Недостатки организации труда
|
| Недостатки условий труда
|
| Информационные
| Пропуски сигналов
|
| Несвоевременное реагирование
|
| Реагирование на ложные сигналы
|
| Лишние действия
|
| Кадровые
| Недостатки здоровья
| Хронические заболевания
|
| Острые заболевания
|
| Недостатки квалификации
| Недостаточный уровень образования
|
| Несоответствие знаний и навыков
|
| Недостаточный опыт работы
|
| Недостатки органов чувств
| Недостатки зрения
|
| Недостатки слуха
|
| Недостатки осязания
|
| Недостатки обоняния
|
| Недостатки двигательных способностей и физических качеств
| Недостаток физической силы
|
| Недостаток физической выносливости
|
| Недостаток ловкости и координации движений
|
| Недостатки устной речи и письма
|
| Недостатки познавательных способностей
| Недостатки внимания
|
| Недостатки восприятия (затруднения в обнаружении, различении и узнавании)
|
| Недостатки памяти (забывание)
|
| Недостатки мышления (непонимание, затруднения в формулировании собственных мыслей и т.п.)
|
| Особенности эмоционального состояния, отношений и личности
| Утомление
|
| Страх
|
| Скука
|
| Агрессия
|
| Недостаточная ответственность
|
| Небрежность
|
| Торопливость
|
| Медлительность
|
| Склонность к межличностным конфликтам
|
|
|
|
1.12. Какие специализации бывают в рамках данной профессии?
1.13. Какие бывают родственные профессии?
2. ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ
2.1. Какой характер работы является типичным для данной профессии?
Постоянная
|
| Временная
|
| По совместительству
|
|
|
|
2.2. Какие формы оплаты труда используются в данной профессии?
Повременная оплата (месячный или недельный оклад, почасовая оплата)
|
| Сдельная оплата (за выполненный объем и качество работы)
|
| Премии
|
| Процент от сделок или продаж
|
|
|
|
2.3. Какие льготы бывают в данной профессии?
Возможность раннего ухода на пенсию
|
| Увеличенная продолжительность отпуска
|
| Медицинское обслуживание
|
| Питание
|
| Транспорт
|
|
|
|
|
|
2.4. Каков диапазон уровня оплаты труда данной профессии (в зависимости от региона, отрасли, формы собственности предприятия, квалификации работника, количества и эффективности труда)?
Максимальный уровень (рублей)
|
| Минимальный уровень (рублей)
|
|
2.5. Какова степень популярности данной профессии среди населения?
Высокая степень популярности
|
| Достаточная привлекательность
|
| Относительное безразличие
|
| Непривлекательность
|
|
2.6. Какова степень распространенности данной профессии?
Является массовой
|
| Встречается достаточно часто
|
| Встречается довольно редко
|
| Почти не встречается
|
|
2.7. В каких отраслях экономики чаще всего используется данная профессия?
Безопасность
|
| Бытовое обслуживание
|
| Гостиничный бизнес
|
| Государственное управление
|
| Жилищно-коммунальное хозяйство
|
| Здравоохранение
|
| Издательская деятельность
|
| Исполнение наказаний
|
| Культура и искусство
|
| Массовая информация
|
| Наука
|
| Недвижимость
|
| Оборона
|
| Образование
|
| Общественное питание
|
| Политика
|
| Правосудие
|
| Промышленность
|
| Рекламный бизнес
|
| Религия
|
| Связь и телекоммуникации
|
| Сельское хозяйство
|
| Социальное обеспечение
|
| Страховой бизнес
|
| Строительство
|
| Торговля
|
| Транспорт
|
| Туризм
|
| Физкультура и спорт
|
| Финансы и банковский бизнес
|
|
|
|
3. ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ
3.1. Какие требования профессия предъявляет к уровню образования?
Образование не требуется
|
| Требуется
| Начальное общее образование (3-4 класса общеобразовательной школы)
|
| Основное общее образование (9 классов общеобразовательной школы)
|
| Полное (среднее) общее образование (11 классов общеобразовательной школы)
|
| Начальное профессиональное образование (училища, лицеи)
|
| Среднее профессиональное образование (техникумы, колледжи)
|
| Высшее профессиональное образование (институты, академии, университеты)
|
| Последипломное образование (соискательство, аспирантура, докторантура)
|
|
3.2. Какие существуют дополнительные возможности обучения?
Курсы профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации
|
| Краткосрочные учебные программы и тренинги
|
| Заочное и дистанционное обучение
|
| Самостоятельная подготовка и экстернат
|
| Обучение на рабочем месте
|
|
|
|
3.3. Каковы ограничения в приеме на обучение?
По полу
| Только мужчины
|
| Только женщины
|
| По возрасту
| Только с 18 лет
|
| Только до определенного возраста в соответствии с отраслевыми нормативными документами
|
| По образованию
| Только начиная с основного общего образования
|
| Только начиная со среднего (полного) общего образования
|
| По другим критериям
| Только годные по состоянию здоровья
|
| Только прошедшие военную службу
|
| Только не привлекавшиеся к уголовной ответственности
|
|
|
|
3.4. Каковы условия приема на обучение?
Конкурсные экзамены по дисциплинам:
|
|
|
|
|
|
|
|
| Другие условия
| Психологическое тестирование
|
| Медицинское освидетельствование
|
|
|
|
3.5. Какие знания и навыки требуются в данной профессии (что конкретно необходимо знать и уметь)?
Категория знаний и навыков
| Необходимость
| Перечень
| Технические
|
|
| Компьютерные
|
|
| Языковые
|
|
| Управленческие
|
|
| Экономические
|
|
| Юридические
|
|
| Психологические
|
|
| Педагогические
|
|
| Медицинские
|
|
| Математические
|
|
| Естественнонаучные
|
|
| Художественные
|
|
| Музыкальные
|
|
| Артистические
|
|
| Спортивные
|
|
| Специальные
|
|
|
|
|
|
3.6. Какова продолжительность профессиональной адаптации после обучения?
Как правило, ограничена несколькими днями или неделями
|
| Может требовать не менее нескольких месяцев
|
| В ряде случае может составлять не один год
|
|
4. МЕДИЦИНСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ
4.1. Какие требования профессия предъявляет к уровню здоровья?
Повышенные требования, совершенное здоровье
|
| Обычные требования, нормальное здоровье
|
| Сниженные требования, практически любое здоровье, включая рабочие группы инвалидности
|
|
4.2. Какими медицинскими противопоказаниями характеризуется данная профессия?
Сердечно-сосудистые заболевания
| Заболевания сердца (сердечная недостаточность, стенокардия, аритмия)
|
| Нарушения кровяного давления (гипертоническая болезнь, вегетативно-сосудистая дистония)
|
| Заболевания головного мозга
| Атеросклероз сосудов головного мозга, опухоли и травмы мозга, менингит
|
| Судорожные припадки и потери сознания (эпилепсия)
|
| Психические заболевания
| Эмоциональные и психические расстройства (тяжелые формы неврозов, страхи, маниакально-депрессивные заболевания, шизофрения)
|
| Умственная недостаточность (олигофрения, деменция)
|
| Алкоголизм и наркомания
|
| Заболевания органов чувств
| Некорректируемое снижение остроты зрения
|
| Нарушение цветоразличения (дальтонизм)
|
| Расстройства слуха
|
| Вестибулярные расстройства, нарушение равновесия
|
| Двигательные расстройства
| Расстройства координации движений
|
| Дрожание рук (тремор)
|
| Дефекты речи
|
| Заболевания позвоночника, суставов или конечностей
| Радикулит, остеохондроз, выраженный сколиоз, ревматизм, артрит
|
| Плоскостопие, варикозное расширение вен ног
|
| Паралич или отсутствие ног
|
| Паралич или отсутствие рук
|
| Заболевания органов пищеварения и выделения
| Язвенная болезнь, хронический гастрит, болезни печени, почек и мочевых путей
|
| Геморроидальные расстройства
|
| Заболевания органов дыхания
| Бронхиальная астма, хронический бронхит, хроническая пневмония
|
| Хронические инфекционные заболевания
| Туберкулез, гепатит, венерические заболевания, СПИД
|
| Аллергические заболевания
| Аллергии
|
| Кожные заболевания
| Дерматиты, экземы
|
| Эндокринные заболевания
| Сахарный диабет
|
|
|
|
|
4.3. Какими неблагоприятными условиями труда характеризуется данная профессия?
Физические
| Высокая температура
|
| Низкая температура
|
| Высокая влажность
|
| Перепады давления
|
| Недостаточная вентиляция
|
| Ветер и сквозняки
|
| Повышенный уровень шума
|
| Вибрация
|
| Качка
|
| Недостаточная освещенность
|
| Повышенный уровень излучений
|
| Повышенная загрязненность
|
| Химические
| Измененный газовый состав
|
| Наличие токсичных или едких веществ
|
| Биологические
| Наличие вредных микроорганизмов или паразитов
|
| Опасные животные
|
| Физиологические
| Нерегулярное питание
|
| Дефицит сна
|
| Нарушение биологических ритмов
|
| Фиксированная поза или недостаточная подвижность
|
| Повышенная физическая нагрузка
|
| Психологические
| Однообразие деятельности
|
| Вынужденный темп
|
| Высокая интенсивность деятельности
|
| Недостаток информации
|
| Сложность задач
|
| Дефицит времени
|
| Опасность
|
| Риск
|
| Угроза поражений
|
| Внезапность, неожиданность
|
| Быстрая смена действий
|
| Необходимость одновременных действий
|
| Непостоянство условий
|
| Помехи и посторонние раздражители
|
| Неприятные впечатления
|
| Повышенная ответственность
|
| Социальные
| Изоляция и дефицит общения
|
| Вынужденные контакты
|
| Межличностные конфликты
|
| Конкуренция
|
|
4.4. Какие средства охраны труда и техники безопасности используются в данной профессии?
4.5. Какие заболевания и травмы характерны для данной профессии?
5. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ
5.1. Какие психические процессы и функции в наибольшей степени задействованы в данной профессии?
Сенсорные
| Восприятие зрительных сигналов, в том числе
| Восприятие реальных предметов и явлений
|
| Восприятие изображений
|
| Восприятие обозначений и текстов
|
| Восприятие предметов периферическим зрением
|
| Восприятие удаленных предметов
|
| Восприятие мелких и близкорасположенных предметов
|
| Восприятие слабо освещенных предметов
|
| Восприятие цвета
|
| Восприятие яркости
|
| Восприятие пространственных характеристик (расположения, размеров, углов, формы)
|
| Восприятие расстояния до предметов
|
| Восприятие движения и скорости
|
| Быстрота адаптации к свету и темноте
|
| Восприятие звуковых сигналов, в том числе
| Устной речи
|
| Технических звуков
|
| Природных звуков
|
| Музыки
|
| Слабых звуковых сигналов
|
| В условиях шума
|
| Направления источника звука
|
| Громкости
|
| Высоты и тембра звука
|
| Осязание и ощупывание, восприятие веса, температуры, толщины, гладкости и твердости предметов, вибрации
|
| Восприятие равновесия и ускорения
|
| Восприятие запахов
|
| Восприятие вкуса
|
| Восприятие одновременно большого количества сигналов
|
| Восприятие сигналов в высоком темпе
|
| Восприятие незначительных изменений
|
| Восприятие продолжительности, последовательности, ритма
|
| Двигательные
| Нахождение в статической позе
| Стоя
|
| Сидя
|
| Передвижение
| Ходьба
|
| Другие виды (бег, лазание, ползание, прыжки, плавание и т.п.)
|
| Манипулирование предметами (хватание, поднимание и опускание, переноска, буксировка, толкание, вращение, метание, удары и т.п.)
|
| Устная речь (продолжительная, громкая, четкая, выразительная)
|
| Быстрое запоминание движений и формирование двигательных навыков
|
| Выполнение движений, требующих специальных навыков
| Письмо
|
| Рисование
|
| Пение
|
| Танцы
|
| Игра на музыкальных инструментах
|
| Работа на клавиатуре
|
| Стрельба
|
| Управление транспортным средством
|
| Управление другими машинами и механизмами
|
|
|
| Выполнение различных по характеру движений
| Мелких
|
| Быстрых
|
| В высоком темпе
|
| Сильных
|
| Плавных
|
| Циклически повторяющиеся
|
| Последовательных
|
| Дозированных
|
| Отслеживающих
|
| Всем телом
|
| Руками и ногами
|
| Обеими руками
|
| Пальцами
|
| С удержанием равновесия
|
| Быстрое реагирование на зрительные и слуховые раздражители
|
| Прикладывание больших мышечных усилий, перенесение интенсивных и продолжительных двигательных нагрузок
|
| Интеллектуальные
| Концентрация внимания
| В течение длительного времени
|
| С быстрым переключением с одного объекта на другой
|
| С распределением на нескольких объектах
|
| С преодолением помех
|
| Запоминание, сохранение и воспроизведение информации
| Зрительной
|
| Слуховой
|
| Словесной
|
| Связанной с внешностью и поведением
|
| Связанной с именами и терминами
|
| Связанной с количественными данными
|
|
|
| Воображение, оперирование наглядными представлениями о положении, размерах и форме, движении, цветах, звуках, длительности и последовательности, лицах, местоположении и маршруте и т.п.
|
| Рассуждение, оперирование отвлеченными понятиями, терминами, символами, языками, правилами, показателями, числами, формулами, таблицами и т.п., выделение наиболее существенных признаков, сравнение, анализ, обобщение, абстрагирование, определение понятий, классификация, умозаключение
|
| Выполнение интенсивной и длительной умственной деятельности
|
| Выражение своих мыслей устно или письменно, развернуто или лаконично, аргументирование, доказательство
|
| Придумывание, нахождение новых, оригинальных решений
|
| Вычисления
|
| Коммуникативные
| Ориентирование в поведении и отношениях, понимание других людей, умение знакомиться и вступать в контакт
|
| Воздействие на других, побуждение, убеждение, внушение, требования
|
| Подчинение, послушание, выполнение указаний, соблюдение дисциплины
|
| Сопротивление влиянию других людей
|
| Сопереживание, помощь, забота, уход
|
| Предупреждение и разрешение конфликтов
|
| Сотрудничество
|
| Соперничество
|
| Выражение своих чувств и отношений
|
| Сдерживание своих чувств
|
| Публичные выступления
|
| Грамотное письмо
|
| Владение иностранным языком
|
| Работа в коллективе
|
| Работа в одиночестве
|
| Волевые
| Сохранение работоспособности в критических ситуациях
|
| Принятие решения, принятие на себя ответственности, проявление инициативы, готовность к риску
|
| Исполнение решений, достижение цели, преодоление препятствий, перенесение трудностей, лишений, борьба с усталостью, скукой, страхом, болью, необходимость заставлять себя
|
| | | | | |
|