Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Методика экспертной оценки профессии




Методика экспертной оценки профессий может использоваться:

  • в профориентации – для составления профессиограмм в целях профессионального информирования клиентов,
  • в управлении персоналом – для подготовки должностных инструкций, формулирования требований к сотрудникам, оценки степени соответствия сотрудников занимаемой должности, отбора кандидатов на вакантные должности, оптимизации труда,
  • в обучении – для совершенствования программ профессионального образования, подготовки специалистов по профориентации, психологии труда и управления.

Методика может быть особенно эффективна в процессе описания редких профессий, при формулировании должностных инструкций и отборе персонала на нестандартные позиции. На базе данной методики можно осуществить работу по созданию комплекта типовых профессиограмм для различных отраслей, а также разработке соответствующих компьютерных программ.

Предусмотренную методикой форму в качестве экспертов могут заполнять руководители, опытные работники или преподаватели. Желательно использовать группу из нескольких экспертов. В этом случае принимаются в расчет оценки, которые дает большинство экспертов. Кроме того, интересным и полезным может быть заполнение данной формы в процессе группового обсуждения тремя-четырьмя экспертами.

Описание должности может в значительной мере совпадать с описанием профессии, отличаясь от нее тем, что должность связана с конкретным рабочим местом, а не со всей совокупностью рабочих мест. Кроме того, должность может включать в свои характеристики такие специфические пункты, как: «Кем человек назначается на должность и освобождается от должности», «Чьи распоряжения он выполняет», «Кем он руководит», «Кого он может замещать и кто замещает его», «С кем он взаимодействует», «Каковы его права», «За что он несет ответственность» и т.п.


 

МЕТОДИКА ЭКСПЕРТНОЙ ОЦЕНКИ ПРОФЕССИИ

 

ИНСТРУКЦИЯ. Вам как эксперту предлагается оценить профессию с помощью различных характеристик. В каждом разделе Вам необходимо отметить крестиком или галочкой одну или несколько характеристик профессии, наиболее соответствующих сформулированному вопросу, либо самостоятельно вписать недостающие характеристики.

Полученные результаты будут использоваться для определения требований профессии к человеку, выявления профессионально важных качеств, оценки профессиональной пригодности, планирования профессиональной подготовки, повышения эффективности трудовой деятельности, оптимизации условий работы и т.д.

 

Название профессии:

   

 

1. ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

 

1.1. На что направлена работа?



На человека На отдельных людей  
На группы людей  
На технику На различные материалы и изделия  
На технические средства и оборудование (инструменты, механизмы, машины)  
На информацию На тексты  
На числовую информацию (таблицы, формулы)  
На графическую информацию (схемы, чертежи, карты, графики)  
На искусство На литературные произведения  
На музыкальные произведения  
На произведения изобразительного искусства  
На произведения театрального искусства  
На природу На неживую природу  
На растения  
На животных  

 

1.2. Каковы основные цели работы?

Материальные Промышленное производство  
Сельское хозяйство  
Строительство  
Транспорт  
Связь  
Техническое обслуживание  
Бытовое обслуживание  
Социальные Обслуживание людей  
Обучение и воспитание  
Лечение  
Управление  
Безопасность и охрана порядка  
Защита прав  
Отдых и развлечения  
Познавательные Научные исследования и разработки  
Технические разработки  
Информационное обеспечение и обслуживание  
Эстетические Искусство  
Религиозные Церковь  
Политические Государство и исполнительная власть  
Законодательная власть  
Судебная власть  
Военные Оборона  
Коммерческие Продажи  
Реклама  
Финансы  

 



1.3. Какие средства используются в процессе работы?

Собственные возможности человека (органы чувств, движения, речи)  
 
 
 
Ручные (инструменты, приборы)  
 
 
 
 
 
Механизированные  
 
 
Автоматизированные  
 
 

 

1.4. Из каких трудовых операций состоит работа?

Физические Добыча и заготовка  
Очистка  
Обработка материалов  
Изготовление изделий  
Укладка и упаковка  
Хранение  
Транспортировка  
Погрузка и разгрузка  
Сборка и монтаж  
Наладка  
Ремонт  
Уборка  
Строительство  
Управление техническими средствами  
Техническое обслуживание  
   
   
Умственные Прием и передача сигналов  
Кодирование и декодирование  
Наблюдение и слежение  
Проверка, испытание и измерение  
Запись и регистрация  
Вычисления и расчеты  
Сортировка  
Диагностика и прогнозирование  
Экспертиза  
Исследования и эксперименты  
Анализ проблем  
Стандартизация  
Проектирование и конструирование  
Планирование  
Оформление документов  
Регулирование  
   
   
Социальные Сообщение и информирование  
Демонстрирование  
Обучение, инструктирование и тренировка  
Воспитание  
Мотивирование  
Оценивание  
Поощрение и наказание  
Руководство, управление людьми  
Выполнение распоряжений  
Инспектирование  
Консультирование  
Поддержка, забота и помощь  
Защита и охрана  
Выступления  
Переговоры  
Опросы  
   
   

 

1.5. Какие обязанности выполняются в процессе работы?

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 

1.6. Какими бывают условия работы?

Обычные В помещении  
На одном месте  
В дневное время  
Усложненные В кабине  
На открытом воздухе  
В экстремальных условиях В полярном климате  
В тропическом климате  
Под землей  
На высоте  
В горах  
На воде  
Под водой  
В воздушном пространстве  
В космическом пространстве  
В местных разъездах  
В командировках и экспедициях  
В режиме сутки через 2-3 суток  
В 2-3 сменном режиме  
В ночное время  
В вахтовом режиме  
При ненормированном рабочем времени  
По скользящему графику  
В вынужденном темпе  
Неритмично  
В одиночку  
В условиях групповой изоляции  
В условиях интенсивных и продолжительных контактов  
В условиях жесткой дисциплины  
Облегченные В режиме свободного расписания  
В режиме неполной рабочей недели  
В режиме неполного рабочего дня  
На дому  

 

1.7. Каковы критерии и показатели успешности работы?

Производительность и объем работы  
Оперативность и своевременность  
Качество, надежность и безошибочность  
Удовлетворенность клиентов  
   

 

1.8. Как часто встречаются ошибки в работе?

Исключительно редко, в чрезвычайных обстоятельствах  
Достаточно редко, но не являются исключительными случаями  
Довольно часто, представляют собой относительно заурядные события  

 

1.9. Какими могут быть последствия этих ошибок?

Гибель большого количества людей  
Гибель отдельных людей  
Нарушение здоровья людей  
Нарушение эмоционального благополучия людей  
Значительный ущерб техническим объектам  
Значительный ущерб природным объектам  
Ограниченный имущественный ущерб  
Финансовые убытки  
Эмоциональная неудовлетворенность потребителей и клиентов  
   

 

1.10. В чем заключаются эти ошибки (не причины, приводящие к ошибкам, а конкретное описание возможных ошибок)?

 
 
 
 
 
 
 
 

 

1.11. Какие причины ошибок чаще всего встречаются в работе?

Технические Недостатки материалов  
Недостатки оборудования  
Организационно-методические Недостатки технологии и методов работы  
Недостатки организации труда  
Недостатки условий труда  
Информационные Пропуски сигналов  
Несвоевременное реагирование  
Реагирование на ложные сигналы  
Лишние действия  
Кадровые Недостатки здоровья Хронические заболевания  
Острые заболевания  
Недостатки квалификации Недостаточный уровень образования  
Несоответствие знаний и навыков  
Недостаточный опыт работы  
Недостатки органов чувств Недостатки зрения  
Недостатки слуха  
Недостатки осязания  
Недостатки обоняния  
Недостатки двигательных способностей и физических качеств Недостаток физической силы  
Недостаток физической выносливости  
Недостаток ловкости и координации движений  
Недостатки устной речи и письма  
Недостатки познавательных способностей Недостатки внимания  
Недостатки восприятия (затруднения в обнаружении, различении и узнавании)  
Недостатки памяти (забывание)  
Недостатки мышления (непонимание, затруднения в формулировании собственных мыслей и т.п.)  
Особенности эмоционального состояния, отношений и личности Утомление  
Страх  
Скука  
Агрессия  
Недостаточная ответственность  
Небрежность  
Торопливость  
Медлительность  
Склонность к межличностным конфликтам  
   

 

1.12. Какие специализации бывают в рамках данной профессии?

 
 
 
 
 

 

1.13. Какие бывают родственные профессии?

 
 
 
 
 

 

2. ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

 

2.1. Какой характер работы является типичным для данной профессии?

Постоянная  
Временная  
По совместительству  
   

 

2.2. Какие формы оплаты труда используются в данной профессии?

Повременная оплата (месячный или недельный оклад, почасовая оплата)  
Сдельная оплата (за выполненный объем и качество работы)  
Премии  
Процент от сделок или продаж  
   

 

2.3. Какие льготы бывают в данной профессии?

Возможность раннего ухода на пенсию  
Увеличенная продолжительность отпуска  
Медицинское обслуживание  
Питание  
Транспорт  
   
   

 

2.4. Каков диапазон уровня оплаты труда данной профессии (в зависимости от региона, отрасли, формы собственности предприятия, квалификации работника, количества и эффективности труда)?

Максимальный уровень (рублей)  
Минимальный уровень (рублей)  

 

2.5. Какова степень популярности данной профессии среди населения?

Высокая степень популярности  
Достаточная привлекательность  
Относительное безразличие  
Непривлекательность  

 

2.6. Какова степень распространенности данной профессии?

Является массовой  
Встречается достаточно часто  
Встречается довольно редко  
Почти не встречается  

 

2.7. В каких отраслях экономики чаще всего используется данная профессия?

Безопасность  
Бытовое обслуживание  
Гостиничный бизнес  
Государственное управление  
Жилищно-коммунальное хозяйство  
Здравоохранение  
Издательская деятельность  
Исполнение наказаний  
Культура и искусство  
Массовая информация  
Наука  
Недвижимость  
Оборона  
Образование  
Общественное питание  
Политика  
Правосудие  
Промышленность  
Рекламный бизнес  
Религия  
Связь и телекоммуникации  
Сельское хозяйство  
Социальное обеспечение  
Страховой бизнес  
Строительство  
Торговля  
Транспорт  
Туризм  
Физкультура и спорт  
Финансы и банковский бизнес  
   

 

3. ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

 

3.1. Какие требования профессия предъявляет к уровню образования?

Образование не требуется  
Требуется Начальное общее образование (3-4 класса общеобразовательной школы)  
Основное общее образование (9 классов общеобразовательной школы)  
Полное (среднее) общее образование (11 классов общеобразовательной школы)  
Начальное профессиональное образование (училища, лицеи)  
Среднее профессиональное образование (техникумы, колледжи)  
Высшее профессиональное образование (институты, академии, университеты)  
Последипломное образование (соискательство, аспирантура, докторантура)  

 

3.2. Какие существуют дополнительные возможности обучения?

Курсы профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации  
Краткосрочные учебные программы и тренинги  
Заочное и дистанционное обучение  
Самостоятельная подготовка и экстернат  
Обучение на рабочем месте  
   

 

3.3. Каковы ограничения в приеме на обучение?

По полу Только мужчины  
Только женщины  
По возрасту Только с 18 лет  
Только до определенного возраста в соответствии с отраслевыми нормативными документами  
По образованию Только начиная с основного общего образования  
Только начиная со среднего (полного) общего образования  
По другим критериям Только годные по состоянию здоровья  
Только прошедшие военную службу  
Только не привлекавшиеся к уголовной ответственности  
   

 

3.4. Каковы условия приема на обучение?

Конкурсные экзамены по дисциплинам:    
   
   
   
Другие условия Психологическое тестирование  
Медицинское освидетельствование  
   

 

3.5. Какие знания и навыки требуются в данной профессии (что конкретно необходимо знать и уметь)?

Категория знаний и навыков Необходимость Перечень
Технические      
Компьютерные      
Языковые      
Управленческие      
Экономические      
Юридические      
Психологические      
Педагогические      
Медицинские      
Математические      
Естественнонаучные      
Художественные      
Музыкальные      
Артистические      
Спортивные      
Специальные      
       

 

3.6. Какова продолжительность профессиональной адаптации после обучения?

Как правило, ограничена несколькими днями или неделями  
Может требовать не менее нескольких месяцев  
В ряде случае может составлять не один год  

 

4. МЕДИЦИНСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

 

4.1. Какие требования профессия предъявляет к уровню здоровья?

Повышенные требования, совершенное здоровье  
Обычные требования, нормальное здоровье  
Сниженные требования, практически любое здоровье, включая рабочие группы инвалидности  

 

4.2. Какими медицинскими противопоказаниями характеризуется данная профессия?

Сердечно-сосудистые заболевания Заболевания сердца (сердечная недостаточность, стенокардия, аритмия)  
Нарушения кровяного давления (гипертоническая болезнь, вегетативно-сосудистая дистония)  
Заболевания головного мозга Атеросклероз сосудов головного мозга, опухоли и травмы мозга, менингит  
Судорожные припадки и потери сознания (эпилепсия)  
Психические заболевания Эмоциональные и психические расстройства (тяжелые формы неврозов, страхи, маниакально-депрессивные заболевания, шизофрения)  
Умственная недостаточность (олигофрения, деменция)  
Алкоголизм и наркомания  
Заболевания органов чувств Некорректируемое снижение остроты зрения  
Нарушение цветоразличения (дальтонизм)  
Расстройства слуха  
Вестибулярные расстройства, нарушение равновесия  
Двигательные расстройства Расстройства координации движений  
Дрожание рук (тремор)  
Дефекты речи  
Заболевания позвоночника, суставов или конечностей Радикулит, остеохондроз, выраженный сколиоз, ревматизм, артрит  
Плоскостопие, варикозное расширение вен ног  
Паралич или отсутствие ног  
Паралич или отсутствие рук  
Заболевания органов пищеварения и выделения Язвенная болезнь, хронический гастрит, болезни печени, почек и мочевых путей  
Геморроидальные расстройства  
Заболевания органов дыхания Бронхиальная астма, хронический бронхит, хроническая пневмония  
Хронические инфекционные заболевания Туберкулез, гепатит, венерические заболевания, СПИД  
Аллергические заболевания Аллергии  
Кожные заболевания Дерматиты, экземы  
Эндокринные заболевания Сахарный диабет  
       

 

4.3. Какими неблагоприятными условиями труда характеризуется данная профессия?

Физические Высокая температура  
Низкая температура  
Высокая влажность  
Перепады давления  
Недостаточная вентиляция  
Ветер и сквозняки  
Повышенный уровень шума  
Вибрация  
Качка  
Недостаточная освещенность  
Повышенный уровень излучений  
Повышенная загрязненность  
Химические Измененный газовый состав  
Наличие токсичных или едких веществ  
Биологические Наличие вредных микроорганизмов или паразитов  
Опасные животные  
Физиологические Нерегулярное питание  
Дефицит сна  
Нарушение биологических ритмов  
Фиксированная поза или недостаточная подвижность  
Повышенная физическая нагрузка  
Психологические Однообразие деятельности  
Вынужденный темп  
Высокая интенсивность деятельности  
Недостаток информации  
Сложность задач  
Дефицит времени  
Опасность  
Риск  
Угроза поражений  
Внезапность, неожиданность  
Быстрая смена действий  
Необходимость одновременных действий  
Непостоянство условий  
Помехи и посторонние раздражители  
Неприятные впечатления  
Повышенная ответственность  
Социальные Изоляция и дефицит общения  
Вынужденные контакты  
Межличностные конфликты  
Конкуренция  

 

4.4. Какие средства охраны труда и техники безопасности используются в данной профессии?

 
 
 

 

4.5. Какие заболевания и травмы характерны для данной профессии?

 
 
 
 
 

 

5. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

 

5.1. Какие психические процессы и функции в наибольшей степени задействованы в данной профессии?

Сенсорные Восприятие зрительных сигналов, в том числе Восприятие реальных предметов и явлений  
Восприятие изображений  
Восприятие обозначений и текстов  
Восприятие предметов периферическим зрением  
Восприятие удаленных предметов  
Восприятие мелких и близкорасположенных предметов  
Восприятие слабо освещенных предметов  
Восприятие цвета  
Восприятие яркости  
Восприятие пространственных характеристик (расположения, размеров, углов, формы)  
Восприятие расстояния до предметов  
Восприятие движения и скорости  
Быстрота адаптации к свету и темноте  
Восприятие звуковых сигналов, в том числе Устной речи  
Технических звуков  
Природных звуков  
Музыки  
Слабых звуковых сигналов  
В условиях шума  
Направления источника звука  
Громкости  
Высоты и тембра звука  
Осязание и ощупывание, восприятие веса, температуры, толщины, гладкости и твердости предметов, вибрации  
Восприятие равновесия и ускорения  
Восприятие запахов  
Восприятие вкуса  
Восприятие одновременно большого количества сигналов  
Восприятие сигналов в высоком темпе  
Восприятие незначительных изменений  
Восприятие продолжительности, последовательности, ритма  
Двигательные Нахождение в статической позе Стоя  
Сидя  
Передвижение Ходьба  
Другие виды (бег, лазание, ползание, прыжки, плавание и т.п.)  
Манипулирование предметами (хватание, поднимание и опускание, переноска, буксировка, толкание, вращение, метание, удары и т.п.)  
Устная речь (продолжительная, громкая, четкая, выразительная)  
Быстрое запоминание движений и формирование двигательных навыков  
Выполнение движений, требующих специальных навыков Письмо  
Рисование  
Пение  
Танцы  
Игра на музыкальных инструментах  
Работа на клавиатуре  
Стрельба  
Управление транспортным средством  
Управление другими машинами и механизмами  
   
Выполнение различных по характеру движений Мелких  
Быстрых  
В высоком темпе  
Сильных  
Плавных  
Циклически повторяющиеся  
Последовательных  
Дозированных  
Отслеживающих  
Всем телом  
Руками и ногами  
Обеими руками  
Пальцами  
С удержанием равновесия  
Быстрое реагирование на зрительные и слуховые раздражители  
Прикладывание больших мышечных усилий, перенесение интенсивных и продолжительных двигательных нагрузок  
Интеллектуальные Концентрация внимания В течение длительного времени  
С быстрым переключением с одного объекта на другой  
С распределением на нескольких объектах  
С преодолением помех  
Запоминание, сохранение и воспроизведение информации Зрительной  
Слуховой  
Словесной  
Связанной с внешностью и поведением  
Связанной с именами и терминами  
Связанной с количественными данными  
   
Воображение, оперирование наглядными представлениями о положении, размерах и форме, движении, цветах, звуках, длительности и последовательности, лицах, местоположении и маршруте и т.п.  
Рассуждение, оперирование отвлеченными понятиями, терминами, символами, языками, правилами, показателями, числами, формулами, таблицами и т.п., выделение наиболее существенных признаков, сравнение, анализ, обобщение, абстрагирование, определение понятий, классификация, умозаключение  
Выполнение интенсивной и длительной умственной деятельности  
Выражение своих мыслей устно или письменно, развернуто или лаконично, аргументирование, доказательство  
Придумывание, нахождение новых, оригинальных решений  
Вычисления  
Коммуникативные Ориентирование в поведении и отношениях, понимание других людей, умение знакомиться и вступать в контакт  
Воздействие на других, побуждение, убеждение, внушение, требования  
Подчинение, послушание, выполнение указаний, соблюдение дисциплины  
Сопротивление влиянию других людей  
Сопереживание, помощь, забота, уход  
Предупреждение и разрешение конфликтов  
Сотрудничество  
Соперничество  
Выражение своих чувств и отношений  
Сдерживание своих чувств  
Публичные выступления  
Грамотное письмо  
Владение иностранным языком  
Работа в коллективе  
Работа в одиночестве  
Волевые Сохранение работоспособности в критических ситуациях  
Принятие решения, принятие на себя ответственности, проявление инициативы, готовность к риску  
Исполнение решений, достижение цели, преодоление препятствий, перенесение трудностей, лишений, борьба с усталостью, скукой, страхом, болью, необходимость заставлять себя  
         

 


mylektsii.ru - Мои Лекции - 2015-2018 год. (0.014 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал