Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Методы разработки профессиограмм






Для получения профессиограмм может использоваться обширный набор методов, включающий:

  • Методы анализа документов:
    • изучение монографий и периодических изданий,
    • анализ руководств, инструкций, отчетов, актов.
  • Методы опроса:
    • индивидуальное интервью,
    • групповое интервью и дискуссии (фокус-группы),
    • анкетирование,
    • экспертные оценки.
  • Методы наблюдения:
    • наблюдение за поведением работников,
    • регистрация процесса и результатов трудовой деятельности с использованием технических средств (видеосъемка, хронометраж).
  • Методы самонаблюдения:
    • самонаблюдение и самоотчет специалиста в процессе деятельности,
    • самонаблюдение психолога в процессе освоения деятельности и решения несложных задач (трудовой метод).
  • Методы эксперимента (экспериментальное моделирование трудовых ситуаций и измерение показателей деятельности, контроль факторов).
  • Методы анализа деятельности:
    • эргономический анализ рабочего места, инструментов и оборудования, условий деятельности,
    • алгоритмический анализ выполнения отдельных заданий и трудовых операций,
    • анализ приема и переработки информации в процессе деятельности,
    • анализ формирования профессиональных знаний и навыков,
    • анализ ошибок в процессе деятельности,
    • анализ рекордов и изучение высших достижений в профессиональной деятельности,
    • анализ чрезвычайных происшествий (метод критических инцидентов),
    • изучение профессиональной деятельности в экстремальных ситуациях.
  • Методы психологического тестирования (изучение личности работников, статистический анализ межгрупповых различий, выявление профессионально важных качеств);
  • Биографические методы (изучение биографий и автобиографий специалистов).

При этом наиболее доступными и широко используемыми для составления профессиограмм являются метод анализа документов и метод опроса.

Одна из первых схем и методик экспертной оценки профессий была предложена О. Липманом в 1921 г. Методика изучения профессии включала в себя развернутый перечень умений и способностей, связанных с движениями, ощущением, восприятием, воображением, мышлением, общением, а также различных черт личности.

Дальнейшее развитие профессиографии было связано с последовательным преодолением лежащих в ее основе психологических представлений о наличии устойчивых психологических профессионально важных качеств и способностей, определяющих успешность профессиональной деятельности.

Более современную схему описания профессии в начале 70-х годов предложил Е.А. Климов, который, работая в Ленинградском научно-исследовательском институте профессионально-технического образования, разработал информационно-поисковую систему «Профессиография» [13]. Схема включала в себя производственно-техническую, социальную, психологическую и психофизиологическую характеристики. И это была одна из лучших профессиографических схем, разработанных в отечественной психологии и педагогике, к сожалению, в настоящее время незаслуженно забытая.

Между тем, многие разработанные позже в России профессиографические схемы вызывают сомнения относительно полноты и логической стройности. В качестве примера можно познакомиться с некоторыми конкретными схемами составления профессиограмм, разработанными в России в 80-х – 90-х годах XX века.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.