Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Международный пакт о социальных, экономических и культурных правах.






Экономические:

  1. Право частной собственности. Заключается в свободе распоряжения ч/с в законных пределах т.е. собственник не может нарушать права других лиц, антимонопольное законодательство. Право собственности сейчас отрицается в КНДР.
  2. Свобода предпринимательской деятельности.

Социальные права:

  1. Право на коллективные действия в защиту своих интересов. Содержит право на объединение в профсоюзы, на забастовку и социальное партнерство. Эти права могут быть отнесены и к политическим, но они также защищают социально-экономические права.
  2. Индивидуальные трудовые права (право на труд, на достойную оплату, свобода труда, запрет дискриминации)
  3. Права в социальной области (социальное обеспечение, образование, охрана здоровья, право на пособие по безработице и пенсии).
  4. Право на благоприятную окружающую среду.

Культурные права: свободный доступ к культурным ценностям, свобода творчества и научных исследований.

 

15. Государственно-правовое регулирование гражданства

 

Гражданство – устойчивая правовая связь лица с государством, обуславливающая взаимные права и обязанности.

Действует и за пределами государства, иногда употребляется термин «подданство».

В унитарных государствах оно единое, а в федеративных может быть и двойным. Сейчас появилось гражданство ЕС, что не отменяет приоритет национального гражданства.

Приобретение:

1. По рождению (филиация). Происходит автоматически, Принципы «право крови» и «право почвы»

2. Путем натурализации. Связано с обращением лица, фактически проживающего в стране. У разных стран различные требования к иммигрантам: клятва верности (США), знание языка, наличие средств к существованию. Натурализация часто носит сложный и даже унизительный характер. В США проверяются политические убеждения лица, и даже в последующем лицо может быть подвергнуто денатурализации.

Прекращение гражданства:

  1. выход из гражданства
  2. лишение.

Экспатриация – высылка из страны.

Конвенция о сокращении безгражданства 1961.

Конвенция о сокращении случаев многогражданства 1963.

Правовое поло­жение лица зависит прежде всего от его статуса: гражданин, иностранец (гражданин другого государства), лицо без гражданства, лицо с множе­ственным (частный случай -— с двойным) гражданством. Особый статус могут иметь также беженцы (не граждане государства их пребывания), вынужденные переселенцы (граждане), перемещенные лица и др. Отчас­ти их положение регулируется международным правом, а в основном — внутренним законодательством отдельно взятой страны. Наиболее широкими правами пользуются граждане данного госу­дарства, Иностранцы, как правило, не обладают многими политическими правами, хотя в отдельных странах, например в Германии, они участвуют в выборах органов местного самоуправления. Они обладают правом собственности, могут получать, в том числе бесплатно, муниципальное жилье, имеют право на труд, но их доступ к некоторым видам работ ограничен: в ряде стран иностранцы не могут быть капитанами кораблей морского судоходства, командирами экипажей воздушных судов. С другой стороны, они не обязаны служить в армии страны пребы­вания, не платят налоги Положение лиц без гражданства во многом аналогично положению иностранцев. Однако в отличие от иностранцев они не пользуются дип­ломатической защитой какого-либо государства, что усложняет ситуацию. Лица с ножественным, двойным гражданством обладают права­ми и несут обязанности в соответствии с законодательством всех тех государств, гражданами которых они являются., Граждане и подданные. В конституционном праве зарубежных стран употребляются два термина: гражданство и подданство. Первый характеризует принадлежность лица к определенному государству, его устойчивую правовую связь со своим государством, которая порождает, с одной стороны, определенные права и обязанности лица по отношению к государству (например, право на равный доступ к государственной службе и обязанность платить налоги), а другой — права и обязан­ности государства по отношению к гражданину. Граждане государства также бывают неодинаковы по своему положе­нию. Различаются урожденные в данной стране и натурализованные граждане, т.е. принятые в гражданство в соответствии с установленной законом процедурой. Способы приобретения гражданства. Существуют два основных способа приобретения гражданства: по рождению — филиа­ция (от латинского слова «филиус» — сын) и натурализация — прием в гражданство уполномоченными на то органами государства; обычно это делается от имени главы государства (президента, монарха). В свою очередь приобретение гражданства по рождению имеет два основания: право крови и право почвы. Натурализация возможна по закону (усыновление, в некоторых случаях вступление в брак), но обычно она осуществляется по заявле­нию. Заявление подается лицом в компетентные органы того государст­ва, гражданство которого оно желает приобрести. Прием в гражданство возможен при соблюдении ряда условий: до этого необхо­димо несколько лет жить в стране, гражданство которой лицо желает получить (в Венгрии — 3 года, в Алжире — 7 лет, в Республике Чад — 15); знать язык этой страны, быть психически здоровым и не иметь некоторых болезнен (например, СПИДа); не быть зарегистриро­ванным — в частности, в документах Интерпола — в качестве террорис­та; не принадлежать к партиям, выступающим за насильственное изме­нение конституционного строя; и т.д. Наряду с рассмотренными существуют и другие, менее распростра­ненные способы приобретения гражданства. К их числу относятся: оп­тация (выбор гражданства той или иной страны в связи с переходом части территории от одного государства к другому или провозглашением части территории прежнего государства новым независимым государст­вом, когда лицо может составить прежнее гражданство или выбрать новое, как это было, например, в Алжире после достижения им независи­мости в течение трех лет после 1962 г.); трансферт (переход территории сопровождается изменением гражданства без права выбора, что бы­вает редко, но имело место в некоторых государствах после второй миро­вой войны); регистрация (она предполагает упрощенный порядок при­обретения гражданства, если родители данного лица были или являются гражданами страны); восстановление гражданства (для бывших граж­дан данного государства). Эти способы также представляют собой инди­видуальные (например, оптация) или коллективные (трансферт) разно­видности натурализации. Утрата гражданства. Возможны два способа утраты гражданства: выход из гражданства и лишение гражданства. Выход из гражданства осуществляется по инициативе лица, которое подает заявление об этом. '.Лишение гражданства осуществляется уполномоченными на то органами госу­дарства вопреки желанию лица. Экстрадиция (выдача лица от одного государства другому для след­ствия и суда) возможна в соответствии с международным договором или без него, но не допускается выдача лиц, обвиняемых в политических преступлениях. Обычно не выдаются собственные граждане за преступ­ления портив другого государства или его граждан: таких лиц судит свой суд.

 

16. Социальное назначение и политическая роль парламента, его внутренняя организация (структура). Статус парламентария

 

По структуре парламенты обычно делятся на: однопалатные и двухпалатные.

Определенные особенности имеет структура парламентов англо-саксонской правовой семьи, в Британии и других государствах, воспринявших ее конституционную модель, считается, что парламент представляется собой триединое учреждение, в которое входит 2 палаты и глава государства.

В большинстве государств в настоящее время действуют 2х-палатные парламенты, в обоснование 2х-палатности (бикамерализма) обычно приводят довод о сдерживании верхней палатой более радикальных решений, принимаемых нижней палатой.

В настоящее время реально бикамерализм является системой сдержек и противовесов внутри парламента, при которой единая воля парламента распадается на 2 компонента, которые противопоставляются друг другу.

Наиболее плодотворно это во Франции.

В федеративных государствах бикамерализм имеет другое предназначение, а именно верхняя палата служит представительным органом субъекта федерации.

В 2х-палатных парламентах различают системы:

- слабой верней палаты;

- сильной верхней палаты.

Это разделение происходит в соответствие с разделение полномочий палат в законодательном процессе.

Верхняя палата считается слабой, если она может лишь отсрочить принятие какого-либо закона нижней палаты, но не может воспрепятствовать ему (GB).

Сильная верхняя палата характеризуется тем, что без ее согласия никакой закон не может быть принят (Сенат в Конгрессе США).

Иногда встречаются смешанные варианты, когда Конституция разграничивает вопросы, по которым верхняя палата может воспрепятствовать принятию закона, а по которым может лишь отсрочить.

В целом можно сказать, что чем менее демократичен порядок формирования верхних палат, тем они слабее.

Порядок формирования палат различен. Депутаты нижней палаты или однопалатного парламента избираются на всеобщих прямых выборах, как правило, на 4-5 лет. Минимальный срок – 2 года, на который избирается палата представителей в Конгрессе США, наибольший – 9 лет, нижняя палата Парламента Аргентины.

Верхние палаты формируются более разнообразными способами:

- назначение всего состава верхней палаты главой государства на определенный срок или бессрочно (Таиланд, Иордания, Малайзия, Канада);

- всеобщие прямые выборы с более высокими избирательными цензами пассивного избирательного права, чем при выборах в нижнюю палату (США, Италия, Япония);

- косвенный выборы представительными органами субъектов федерации или административно-территориальных единиц унитарного государства (Франция, Бельгия, Испания);

- назначение членов верхней палаты Правительствами субъектов федерации (германия);

- занятие поста члена верхней палата по должности “ex oficio” (духовные лорды в палате Лордов в Парламенте GB);

- кооптация (часть членов верхней палаты избирается, а другая часть назначается этими избранными членами – Бельгия).

В Норвегии парламент формируется так, что сначала выборы, а потом на первом собрании из 150 членов избирают верхнюю из 38.

При формировании верхних палат, а иногда также и нижних, может применяться механизм резервирования мандатов, при котором некоторое, как правило, небольшое число мандатов (до 10) передается для замещения представителями определенных социальных групп (для женщин в парламенте Египта и Бангладеш, для индуистов в парламенте Пакистана, для представителей армии – в Китае, для ассирийцев в парламенте Ирана и т.д.).

В федеративных государствах верхняя палата является представительным органом субъекта федерации, при этом представительство в субъектах может осуществляться на паритетной, пропорциональной или на смешанной основе.

При представительстве на паритетной основе от каждого субъекта федерации замещается одинаковое число мандатов (в Сенат Конгресса США по 2 сенатора от каждого штата).

При представительстве на пропорциональной основе – зависит от числа проживающих в данном субъекте граждан (в Сенате Генеральных Кортесов Испании автономии Испании, а именно каждая автономия назначает по одному сенатору и еще по одному на каждый миллион жителей).

При представительстве на смешанной основе часть членов верхней палаты назначается на паритетной основе, а от особо крупных субъектов федерации назначается дополнительное число членов пропорционально численности населения этих субъектов (в Германии каждая земля имеет в бундесрате не менее 3х мандатов, при численности населения свыше 2х миллионов земля получает 4 мандата, если свыше 6 миллионов – 5 мандатов, свыше 7 миллионов – 6 мандатов).

При формировании верхней палаты путем прямых или косвенных выборов, либо по кооптации, срок полномочий членов верхней палаты, как правило, боле длительный, чем у депутатов нижней палаты, при этом зачастую применяется принцип ротации, т.е. обновления состава палаты по частям. Во Франции сенаторы избираются на 9 лет, но через каждые 3 года происходят перевыборы 1/3 Сената.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.