Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Порядок принятия и изменения К.






  1. Учредительное собрание – выборный орган, образуемый специально для разработки и принятия К.

По объему компетенции: суверенные (разрабатывает и принимает) и несуверенные (разрабатывает и принимает проект К, а окончательное решение принимается на референдуме или другим органом.).

УС с ограниченной компетенцией: разрабатывает и принимает К.

С неограниченной компетенцией – может еще и принимать обычные законы.

2. Парламент – разрабатывает и принимает К с применением обычной парламентской процедуры, осложненной рядом условий.

3. надпарламентские выборные учреждения: в него входят члены парламента и иные лица (в Индонезии - конгресс). Могут входить представители регионов.

4. Принятие избирательным корпусом – на референдуме. Обычно применяется в сочетании с другими способами.

5. Октроирование. ( Саудовская Аравия 1992 )

Порядок изменения:

  1. жесткие и гибкие.

Жесткость проявляется в 2 аспектах: 1. материальном (Предполагает ограничение компетенции Парламента по изменению К по содержанию или по времени и обстоятельствам) 2. процессуальная жесткость (усложненный порядок принятия КЗ, особый круг субъектов вынесения проекта, принятие квалифицированным большинством, принятие парламентом 2-х последних созывов (Греция и Нидерланды), в отношении КЗ глава государства обычно не обладает правом вето).

 

5. Формы правления в зарубежных странах и их классификация. Республиканские формы правления.

 

Термин «форма прав­ления» содержится во многих основных законах стран мира. В некоторых конституциях этого термина нет, но всегда закрепляется главный прин­цип правления — монархия (например, конституция Испании 1978 г.) или республика (конституция Германии 1949 г.). Лишь единичные госу­дарства не имеют в официальном названии слов «монархия» или «респуб­лика» (Государство Израиль, Государство Кампучия до 1993 г., Ливий­ская Джамахирия, Украина, хотя в тексте конституции Украины сказа­но, что она республика).
В государствоведческой литературе существуют два подхода к поня­тию формы правления: узкий и широкий. С точки зрения узкого подхода (А.А. Мишин) понятие формы правления связано, по существу, с поло­жением одного лица — главы государства, монарха или президента; с точки зрения широкого подхода (чехословацкий автор И.Благож) в поня­тие формы правления включаются отношения между органами государ­ства и центрами экономической и политической жизни, политическая среда, в которой действуют государственные органы.
В действительности форма правления не исчерпывается положением одного лица (при классификациях необходимо учитывать разные взаимо­отношения главы государства с парламентом и правительством), но, бу­дучи формой управления государством, она не может включать всю поли­тическую среду. Форма правления — это характеристика структуры и взаимоотношений органов законодательной и исполнительной власти или других основных органов государства в тех странах, где нет деления на законодательную, исполнительную, судебную власть, а принята кон­цепция «республики советов». В ряде стран для характеристики особен­ностей формы правления имеет значение и деятельность органов консти­туционного надзора (верховных и конституционных судов, конституци­онных советов), некоторых других государственных органов, участвую­щих в управлении государством.
По традиции принято различать две основные формы правления: мо­нархию и республику. Более детальная классификация создается в их рамках (дуалистическая монархия, президентская республика и др.).
Вместе с тем в современных условиях некоторые различия этих форм стираются. Возникают смешанные формы, в монархии появляются черты республики (например, периодическая, раз в пять лет, выборность мо­нарха в Малайзии, «коллективный монарх» в ОАЭ), а в республике скла­дываются, по существу, монархические элементы (пожизненные прези­денты); создаются полупрезидентские, полупарламентарные республи­ки, сочетающие черты различных форм; даже абсолютная монархия все чаще принимает внешне конституционную оболочку (дарованные кон­ституции, консультативные парламенты).

Республика – это форма правления, при которой глава государства – лицо, избираемое на определенный срок из числа граждан, обладающих пассивным избирательным правом. Такой глава государства именуется президентом.

 

Признаки:

1. выбранный на определенный срок глава государства

2. выборность некоторых верховных ОГВ

3. Производный характер власти от власти народа

4. ответственность главы государства за свои действия.

· Президентская. Принцип разделения властей. Исполнительная власть принадлежит государству. Он назначает членов Правительства, в некоторых республиках нет Премьер-министра. Законодательная власть принадлежит Парламенту, но президент обладает правом отлагательного вето. Президент не м. распускать Парламент, а Парламент не м. смещать членов Правительства. Таких республик в чистом виде мало (США, Мексика, Филиппины).

· Суперпрезидентская. Режим в такой республике чаще всего авторитарный. Чрезвычайная концентрация власти в руках Президента. Близка к абсолютной монархии. Страны Азии, Африки, Латинской Америки. Президент является главой государства, Правительства, руководителем правящей партии. Парламент м.б. в любой момент распущен Президентом.

Судебные органы также зависят от Президента. Президент стремится превратить свою семью в правящую династию.

· Полупрезидентская (смешанная). Смешение признаков парламентской и президентской. Президент не является главой правительства, но имеет на него воздействие. Президент назначает главу Правительства с согласия Парламента, а остальных ее членов – по представлению Парламента.

· Парламентская. Президент является главой государства, но не Правительства, Правительство выведено из сферы прерогатив Президента. Его акты контролируются главой Правительства и министрами. Президент не избирается непосредственно и поэтому не м. противопоставить себя Парламенту, избираемому народом (Германия, Италия, Австрия, Ирландия, Индия).

· Советская республика. Россия 1917 год. На общегосударственном, региональном, местном уровне избираются советы. Члены советов имеют основное место работы, поэтому сессии длятся недолго. М/д сессиями их полномочия выполняют Президиумы и Комитеты. В их руках – фактическая власть. Отрицание разделения властей.

 

 

6. Формы правления в зарубежных странах и их классификация. Монархия и ее виды

Термин «форма прав­ления» содержится во многих основных законах стран мира. В некоторых конституциях этого термина нет, но всегда закрепляется главный прин­цип правления — монархия (например, конституция Испании 1978 г.) или республика (конституция Германии 1949 г.). Лишь единичные госу­дарства не имеют в официальном названии слов «монархия» или «респуб­лика» (Государство Израиль, Государство Кампучия до 1993 г., Ливий­ская Джамахирия, Украина, хотя в тексте конституции Украины сказа­но, что она республика).
В государствоведческой литературе существуют два подхода к поня­тию формы правления: узкий и широкий. С точки зрения узкого подхода (А.А. Мишин) понятие формы правления связано, по существу, с поло­жением одного лица — главы государства, монарха или президента; с точки зрения широкого подхода (чехословацкий автор И.Благож) в поня­тие формы правления включаются отношения между органами государ­ства и центрами экономической и политической жизни, политическая среда, в которой действуют государственные органы.
В действительности форма правления не исчерпывается положением одного лица (при классификациях необходимо учитывать разные взаимо­отношения главы государства с парламентом и правительством), но, бу­дучи формой управления государством, она не может включать всю поли­тическую среду. Форма правления — это характеристика структуры и взаимоотношений органов законодательной и исполнительной власти или других основных органов государства в тех странах, где нет деления на законодательную, исполнительную, судебную власть, а принята кон­цепция «республики советов». В ряде стран для характеристики особен­ностей формы правления имеет значение и деятельность органов консти­туционного надзора (верховных и конституционных судов, конституци­онных советов), некоторых других государственных органов, участвую­щих в управлении государством.
По традиции принято различать две основные формы правления: мо­нархию и республику. Более детальная классификация создается в их рамках (дуалистическая монархия, президентская республика и др.).
Вместе с тем в современных условиях некоторые различия этих форм стираются. Возникают смешанные формы, в монархии появляются черты республики (например, периодическая, раз в пять лет, выборность мо­нарха в Малайзии, «коллективный монарх» в ОАЭ), а в республике скла­дываются, по существу, монархические элементы (пожизненные прези­денты); создаются полупрезидентские, полупарламентарные республи­ки, сочетающие черты различных форм; даже абсолютная монархия все чаще принимает внешне конституционную оболочку (дарованные кон­ституции, консультативные парламенты).






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.