Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Среднее Прикамье в древности






На территории Среднего Прикамья человек появился в эпоху бронзы. Стоянки людей бронзового века изучены у села Каракулина. На территории Среднего Прикамья проживали предки удмуртов, татар, башкир. Население Среднего Прикамья занималось земледелием, скотоводством, охотой, рыболовством, бортничеством, ремеслом.

Появление русских на северных и западных подступах к Прикамью относится к XII – XIII вв. В XIII в. в бассейне р. Вятки формируется единое вечевое государство - Вятская земля. В 1489 году Вятская земля была подчинена власти Московского великого князя.

Присоединение Среднего Прикамья к Российскому государству начинается после завоевания Казанского ханства и завершается в 1558 г. Начинается массовый приток русского населения на территорию Среднего Прикамья. Появляются русские поселения: Вознесенское (Сарапул, 1579), Яромаска (1606), Усть-Сарапулка (1650) и др. По сведениям профессора И.Н.Смирнова: «чудь, жившая между Сарапулом и селом Яромаской дружила с башкирами, жившими на противоположном берегу Камы, и вместе с ними грабила русские селения».

Заселение Прикамья русскими шло в двух направлениях: с верховьев Камы, с территории Перми Великой и с запада - территории Вятской земли. К 90-м годам XV века на территории Среднего Прикамья сложилось три района концентрации русского населения: Сарапульский, Каракулинский и Елабужский.

В 1780 г. было образовано Вятское наместничество с центром в Хлынове, который по этому поводу особым указом императрицы Екатерины II был переименован в город Вятку. В состав наместничества вошли Вятская провинция и южные вятские уезды из Казанской провинции. Всего вошло 13 уездов. Были образованы новые города - Глазов (до этого село Глазово), Нолинск (до этого село Ноли) и Сарапул (дворцовое село). Сарапул выступал как город с широко развитой промышленной функцией. Всеобщей известностью в России пользовалась героиня Отечественной войны 1812 г. Н.А. Дурова (1783 - 1866).

 

 

Первые письменные сведения о Прикамье и местном населении (удмуртах) появляются в древних записях арабских купцов, путешественников и государственных деятелей в IX – XII вв. Источниками знаний о Вятском и Казанском краях, где проживала раньше основная часть удмуртского населения, являются русские летописи и печатные труды зарубежных авторов XIV – XVII вв. После присоединения Среднего Поволжья и Предуралья к России возрос интерес и к территории Удмуртии – её природным ресурсам и населению. Большую роль в изучении края сыграла Петербургская АН (1724), поставившая одной из своих задач описание «обитающих в Российском государстве народов». Академия Наук проводила экспедиции по разным провинциям России, в т.ч. и по Казанской и Вятской губерниям. Во 2-й половине XVIII в. в Удмуртии побывали Ф.И. Страленберг, Г.Ф. Миллер, П.С. Паллас, И.Г. Георги, П.И. и Н.П. Рычковыи др. По изучению быта, культуры, традиций, языка, верования удмуртов большую работу вели православные миссионеры. Фактором, усилившим интерес к Удмуртии, явилось строительство на её территории медеплавильного и железоделательных заводов. Основанию Ижевского железоделательного завода предшествовало подробное для того времени изучение верховьев р. Иж в ботаническом, геоморфологическом, гидрологическом и этнографическом отношениях. Авторы проекта даже обратили внимание на качество почвы. В 1765 в Петербурге создано Вольное экономическое общество (ВЭО), начавшее стат.-геогр. исследования России и содействовавшее внедрению передовой технологии в сельское хозяйство. Подворные (1678 - 1710), а затем ландратские переписи (1716 - 95) позволили получить представление о численности и хозяйственном занятии населения.

Возможности более детального изучения Удмуртии появились с открытием Казанского университета (1804), ставшим исследовательским центром всего Среднего Поволжья и Предуралья. Вятский край оставался в сфере внимания и Российской АН, а также различных научных обществ. В результате на геологической, лесной, геоморфологической, этнографической, почвенной картах России середины и конца XIX в. территория Удмуртии уже не выглядит белым пятном. В печати всё чаще появляются статьи и книги о природных особенностях, экономике, религии, истории, медицине Вятской и Казанской губернии, а также по удмуртскому языкознанию. Авторы публикаций - служители православной церкви, ссыльные революционеры, технические специалисты, уездные, земские и военные врачи, студенты Казанского, Петербургского и Московского университетов и др. вузов, учёные, как отечественные, так и зарубежные.

В кон. XIX - нач. XX столетия, когда получили развитие капиталистические отношения, ещё более активизировались научные исследования. Ижевский и Воткинский заводы стали центрами технической мысли, благодаря которой продукция указанных промышленных предприятий по качеству соответствовала мировому уровню. Широкий размах получило образование, в т.ч. с.-х. В нач. XX столетия появляется первое на территории Удмуртии общество краеведческого направления – Общество изучения Прикамского края (г. Сарапул). К 1913 Удмуртия располагала уже достаточными интеллектуальными ресурсами для организации вузов и научно-исследовательских учреждений. Но 1-я мировая война, Октябрьская революция и Гражданская война отодвинули это на 17 – 20 лет. В 1931 году был организован комплексный научно-исследовательский институт, впоследствии (1936) преобразованный в Удмуртский НИИ социалистической культуры. В 1933 году при областном земельном управлении создан НИИ социалистического земледелия, через два года ставший Удмуртской областной опытной станцией. Общества по изучению Вотского края и производительных сил УАССР, просуществовавшие несколько лет в довоенное время, внесли определённый вклад в познание Удмуртии. Заводские лаборатории и Удмуртское отделение Всесоюзного общества изобретателей вели работу в сфере прикладных (преимущественно технических) наук. Открытие в 1931 году Удмуртского государственного педагогического института и в 1933 году Ижевского государственного медицинского института (ныне: Ижевская государственная медицинская академия) явилось важным этапом развития не только подготовки кадров учителей и врачей, но и науки в Удмуртии, т.к. в программах деятельности указанных вузов науке уделялось значительное внимание. В послевоенное время организованы Ижевский механический институт (1952, Ижевский государственный технический университет) и Ижевский государственный сельскохозяйственный институт (1954, Ижевская государственная сельскохозяйственная академия), Глазовский государственный педагогический институт (1952), открыт ряд отраслевых НИИ, проектно-конструкторских и проектных институтов. Для развития региональной науки наибольшее значение имели создание в 1991 Удмуртского научного центра УрО РАН (быв. АН СССР) с Физико-техническим институтом, Институтами региональной экономики, прикладной механики, истории, языка и литературы и открытие в 1972 Удмуртского государственного университета.


ХРАМЫ УДМУРТИИ

С православием удмурты знакомились благодаря русским. Беспрепятственный путь в языческий край был открыт для христиан только после покорения Казани, «запиравшей» Каму. В середине XVI века в прикамских селениях Крымская Слудка, Вознесенское (нынешний Сарапул), Каракулино и Колесниково поднялись первые на этой земле деревянные храмы. Чуть позднее появились и монастыри.

Первый чисто удмуртский приход был основан только в 1741 году в селе Елово на реке Чепца. Именно из этого села вышли многие просветители здешнего края, знатоки удмуртского языка, составители грамматик, словарей и букварей.

Основатель села Елово, выдающийся миссионер Игумен Феодот (Ившин) с почетом захоронен прямо в храме возле правого клироса. В этом храме служили его сыновья и внуки, а также другой замечательный просветитель Захарий Кротов, автор новой грамматики и словаря удмуртского языка. Главным же просветителем удмуртов стал митрополит Казанский Вениамин (1706 - 1785). Миссионером пришлось вынести немало испытаний, чтобы донести христианское учение до языческого населения. К проповедникам удмурты относились настороженно, а порой даже враждебно. Русских «попов» бывало, крепко колотили, в том числе и еловского настоятеля.

Несмотря ни на что, служители Русской Православной церкви продолжали свою миссионерскую и просветительскую деятельность. Вскоре удмурты стали постепенно входить в христианскую цивилизацию. К началу XIX века одним из самых заселенных как русскими, так и новокрещеными удмуртами стали окрестности казенного Ижевского завода. Здесь было решено выстроить большой собор. Проект его с тремя торжественными портиками и колокольнями разработал заводской архитектор С.Е. Дудин, выпускник петербургской Академии художеств. Только вот с задуманным собором вышла осечка, не утвердили его проект в Петербурге под предлогом дороговизны строительства. Но дудинский проект большого собора удалось осуществить. Правда, уже после смерти самого архитектора. Зажиточным крестьянам села Мазунина невостребованный чертеж пришелся весьма кстати.

Грандиозный по местным масштабам храм в Мазунине начали строить в 1814 году… французы. Это вообще любопытная страница истории Удмуртии. После Отечественно войны 1812 года взятые в плен наполеоновские солдаты и офицеры были перемещены к Уралу. В Сарапуле таких насчитывалось около четырехсот. Они занимались строительством храмов и других построек.

В окрестностях Сарапула, на сравнительно коротком отрезке Камы предстает удивительная панорама с вереницей храмов. От причудливой церкви в селе Нечкино был виден массив Дудинской классической церкви в селе Яромаска. От нее – шлемовидные купола неовизантийского храма на противоположном берегу, а оттуда – мощный объем мазунинской святыни. Все сельские храмы на Каме тогда обозревались с колокольни Сарапульского Иоанно-Предтеченского монастыря на Старцевой горе. Отсюда, в свою очередь, раскрывался вид и на весь богомольный Сарапул, где насчитывалось в прошлом тридцать три храма и часовни.

Зрительные связи между вертикалями на все тридцатичетырехверстном пространстве активно поддерживались колокольным перезвоном. Различной мелодичности и такта, звуки разносились над камскими просторами, сообщая о присутствии жизни среди подступающих к воде лесов. Задавал тон самый мощный десятитонный колокол сарапульского храма Петра и Павла, прозванный в народе «Царь-колокол».

Петропавловский храм, творение архитектора Дудина. Построен был в 1824 году, как уже упоминалось, при участии племенных французов Деньги на строительство пожертвовал богатый Сарапульский купец С.И. Вечтомов. Позже этот храм расширяли, надстраивали на капиталы другого купца Н.В. Смагина, которому сарапульцы были обязаны и появлением местного «Царя-колокола».

Благотворительность была в крови прикамских купцов. Елабужский купец Федор Чернов, например, построил и украсил в Удмуртии двадцать один каменный храм. Вряд ли в наше время можно сыскать второго Чернова.

В начале XX в. все за десять лет до революции был возведен Михайловский собор, был законной гордость оружейников. Построенный талантливым вятским архитектором И.А. Чарушиным. Но не долго украшал он Ижевск. Советские и партийные власти города, ставшего столицей автономной Удмуртии, приказали уничтожить это величественное девятиглавое сооружение, так близко напоминавший храм Василия Блаженного в Москве. На месте грандиозного собора возник пустырь, среди которого нелепо торчит обелиск на могиле павших героев революции и гражданской войны. При советской власти были разграблены и закрыты почти все православные церкви Удмуртии.

Кафедральный Александро-Невский собор в Ижевске лишился тогда не только крестов, но и всех своих вертикалей. В нем открылся кинотеатр «Колосс». С Петропавловского собора в Сарапуле сначала сбросили «Царь-колокол», а потом в его стены въехал хлебозавод. Во многих селах приходские храмы стали библиотеками или клубами, если их не постигла участь Михайловского собора и кафедрального собора в Глазове, также разрушенного до основания. Грандиозную церковь в Мазунино начисто разгромили комсомольцы, и стоит она до сих пор без дверей и крыши. Каким-то чудом еще держится на стенах Дудинского храма лепнина и куски настенной живописи.

Итак, нас отлучили от веры, наши святыни, цинично разрушили. Еще не одно десятилетие будут сказываться последствия этого. Много уже не вернуть. Хорошо было бы уберечь хотя бы от дальнейшего разрушения полуразрушенные, но все-таки уцелевшие памятники великой православной культуры.

Кое-что уже меняется. Полностью восстановили классический силуэт кафедрального Александро-Невского собора в Ижевске. Принято решение восстановить Михайловский собор. Открываются новые приходы, церкви. Но возродить прежнее великолепие своих святынь обнищавшим прихожанинам абсолютно не по силам. Появится ли у нас новые Федоры Черновы, которые сделали бы высшим символом свое жизни и каждодневных трудов украшение удмуртской земли православными храмами?

 

 

До революции территория современной Удмуртии входила в состав Вятской, Казанской, Пермской и Уфимской губерний.

4 ноября 1920 года В.И. Ленин и М.И. Калинин подписали Декрет об образовании в составе РСФСР Вотской автономной области (ВАО). 28 декабря 1934 года она была преобразована в Удмуртскую автономную советскую социалистическую республику (УАССР).

4 ноября 1990 года Верховный Совет УАССР провозгласил суверенитет Удмуртии и ее новое название – Удмуртская Республика. Верховный Совет республики 3 декабря 1993 года принял Постановление о Государственном гимне Удмуртской Республики, а 26 апреля 1994 г. Постановление о Государственном гербе Удмуртской Республики. 7 декабря 1994 г. была принята Конституция Удмуртской Республики, согласно которой она является парламентской республикой (позднее в Конституцию внесены дополнения в связи с учреждением поста Президента УР), земля и ресурсы – достоянием народа республики. В 2002 г. Государственный Совет Удмуртской Республики принимает Законы «О Государственном флаге Удмуртской Республики» (23 апреля), «О Государственном гербе Удмуртской Республики» (4 сентября), «О Государственном гимне Удмуртской Республики» (29 октября). Впервые в истории удмуртского народа его язык наравне с русским был признан государственным.

 


ГОРОДА УДМУРТИИ

Ижевский рабочий поселок был основан в 1760 году. С 1918 года Ижевск становится городом. С 1921 г. - центр Вотской автономной области, с 1932 г. - Удмуртской автономной области. С 1934 г. - столица Удмуртской АССР, с 1990 г. - Удмуртской Республики. В 1985 - 1987 гг. назывался Устинов.

Современный Ижевск - крупный промышленный центр, где производится более половины продукции Удмуртии. Ведущие отрасли - металлообработка и машиностроение, передельная металлургия. Ижевский промышленный комплекс представлен 50 крупными предприятиями машиностроения, металлургии, электроники, химии и т.д. Среди них ОАО «Ижмаш», ОАО «Буммаш», ОАО «Ижевский подшипниковый завод», ФГУП «Ижевский электромеханический завод Купол», ОАО «Ижевский мотозавод «Аксион-Холдинг»», ГП «Ижевский механический завод», ОАО «Ижнефтемаш», ОАО «Ижсталь», ОАО «Ижевский радиозавод», ОАО «Ижевский завод пластмасс» и др.

Широко известны своими академическими традициями и высоким уровнем подготовки специалистов высшие учебные заведения города Ижевска: Удмуртский Государственный Университет и Ижевский Государственный Технический Университет, Ижевская Государственная Сельскохозяйственная Академия и Ижевская Государственная Медицинская Академия, Международный Восточно-Европейский Университет.

Театральное искусство Ижевска представлено Удмуртским Драматическим театром и Музыкальным театром Удмуртской Республики (в его репертуаре спектакли на национальном языке Республики), Государственным Русским Драматическим театром, Государственным Театром Кукол, муниципальным театром «Молодой человек», большим количеством молодежных и любительских студий. В 2004 году Ижевск был признан культурной столицей Приволжского федерального округа.

Глазов

Город Глазов расположен на севере Удмуртии, на левом берегу Чепцы. Село Глазово получило городской статус в 1780 году.

В черте города, в районе Солдырь, находится крупнейший археологический памятник средневековья (IX - XIII вв.) - городище Иднакар, находящийся под охраной российского правительства и представляющий мемориальную ценность мирового значения.

Уникальный в истории российского градостроительства генеральный план, разработанный известным петербургским архитектором Иваном Лемом, в своей основе изображал глаз, а точнее, всевидящее око Божие. Подобная рационально-концентрическая планировка восходила к типу «идеального города» эпохи Просвещения. Архитектор повторил в этом плане идею Версаля. Радиальные улицы сходились к круглой центральной площади - «зрачку». Роль верхнего «века» выполняла крепостная стена (так и не построенная), а нижнего - излучина реки Чепца.

В настоящее время ни один из городов России и Европы не имеет подобных градостроительных аналогов, а в Глазове облик застройки города конца XVIII века сохранен почти в первоначальном виде.

Сейчас здесь проживает более 100 тыс. человек.

Современный Глазов вступил в новое тысячелетие как один из крупнейших культурных и промышленных центров на севере Удмуртии. Основные промышленные отрасли - это металлургия, машиностроение, деревообработка, пищевая промышленность. Основой промышленного потенциала города является Чепецкий механический завод, единственное в России и крупнейшее в мире предприятие по производству циркония, урана и кальция. ОАО «Чепецкий механический завод» занимает одно из ключевых позиций в России в технологическом цикле природного урана и обладает современной технологией обработки обедненного урана.

Одно из старейших предприятий Удмуртии - ликероводочный завод «Глазовский», продукция которого удостоена многих золотых и серебряных медалей на самых престижных винопромышленных выставках мира.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.