Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Интернет-консультирование






Детально проанализируем историю развития и тенденции развития психологического консультирования в сети «Интернет».

Важно признать, что любое внушение или давление мешает клиенту принять ответственность на себя и адекватно действовать. Затрудненность психологического давления психолога на клиента, поэтому, является объективным плюсом Интернет-консультирования. Причём, этот плюс имеет место как в индивидуальной, так и в группой вариации Интернет-консультирования. [92]

Важная особенность Интернет-консультирования – оно и анонимно, и публично одновременно. С одной стороны, процесс консультирования для клиента анонимен, что обусловлено тем, что в Интернете [93] клиент (в подавляющем большинстве случаев) выступает под вымышленным именем («ником», «никнеймом»). При этом, даже если клиент назовется своим настоящим именем (именно только именем, а не ФИО), то, всё равно, ему практически гарантирована анонимность, так как людей с одинаковыми именами в одной только нашей стране [94] десятки и сотни тысяч. С другой стороны, процесс Интернет-консультирования для клиента публичен, так как оно происходит, как правило, «в чатах» или «на форумах», где «видны» все вопросы почти каждого клиента [95] и «видны» все ответы консультанта каждому клиенту. Таким образом, создаётся публичность процесса Интернет-консультирования, потому что все, кто «сидит в чате» или «находится на форуме», видят, наблюдают на экранах своих мониторов весь «процесс Интернет-консультирования», [96] – наблюдают порядок и последовательность всех вопросов и ответов и оценивают их содержание.

Второй особенностью процесса Интернет-консультирования является его интерактивный [97] характер. В процессе Интернет-консультирования, его участники (в первую очередь клиенты, но, иногда, и консультанты) могут «вмешиваться» в процесс консультирования психологом конкретного клиента, делая (интеракция в полной мере), давая свои комментарии происходящему, оценивая смысловую подоплёку обсуждаемых тем. Это происходит в режиме реального времени (on line). Таким образом, комментарий какого-то участника к, например, совету консультанта может, даже опередить ответ клиента консультанту. Это, конечно, заметный минус Интернет-консультирования, впрочем, имеющий место, и в более традиционном групповом психологическом консультировании. [98]

Причём, всё это может происходить как в произвольном, предумышленном, так и в «как бы» непроизвольном, непредумышленном порядке. [99]

«Непроизвольные» комментарии, безопасность и свобода самовыражения во всех смыслах, – и «технически» и личностно, – это ещё одна специфическая особенность процесса Интернет-консультирования. Что же касается «произвольных» комментариев участников процесса Интернет-консультирования, то они осуществляются ими в «заданном» порядке, – тогда, когда уже известные друг другу участники (при «фиксированном» групповом варианте Интернет-консультирования) обсуждают, с помощью психолога-консультанта (пожалуй, единственное значимое отличие консультационных чатов и форумов от «обычных» форумов и чатов), общие для них всех проблемы. [100]

В-третьих, содержательной особенностью [101] Интернет-консультирования является его доступность. В понятие доступности Интернет-консультирования мы включаем, прежде всего, психологическое удобство и физический комфорт (клиент, в подавляющем большинстве случаев, сидит дома за своим персональным компьютером). Важна лёгкость для клиента принятия решения «войти в чат» – ведь это не обуславливает необходимости участия в обсуждении, так как другим участникам процесса Интернет-консультирования неизвестно, кто именно «находится на чате» (максимум, известно количество человек, в режиме он-лайн «присутствующих» на чате или форуме). Всё это приводит к тому, что у любого участника данного процесса, в том числе и анонимно, удовлетворяется потребность в психологической безопасности.

Кстати говоря, в случае Интернет-консультирования, в отличие от группового классического консультирования, клиент-аноним может совершенно бесплатно (он же не является «официальным», зарегистрированным участником) удовлетворять и потребность в получении новой информации по интересующим его психологическим и социально-психологическим проблемам и вопросам.

В-четвертых, смысловую специфику Интернет-консультирования составляет его обучающий характер, так как множество людей может одновременно участвовать в данном процессе, как просто наблюдая его, так и высказываясь, комментируя и учась на «ошибках» других, – тогда, когда обсуждаются «знаемые» (хорошо знакомые) или просто интересные для конкретного человека проблемы. Таким образом, само участие человека («клиента») в процессе Интернет-консультирования, его «присутствие» [102] на консультативном Интернет-форуме или в консультативном Интернет-чате, имеет обучающий, познавательный эффект. Это происходит в силу того, что информативность такого рода взаимодействия, для отдельно взятого человека, сравнима со информативностью участия его в процессе классического группового консультирования. Этот параметр анализируемого явления соотносится с параметром реализации потребности «клиента» в новой информации. [103]

Наконец, в-пятых, существует, ещё одна базовая специфическая смысловая содержательная особенность Интернет-консультирования. Имеется ввиду сама профессиональная деятельность (деятельность как таковая) психолога-консультанта, практикующего «в Интернете». Итак, психолог-консультант, «в Интернете», не очень глубоко личностно (эмоционально) воспринимает (может воспринимать) своего (своих) клиента (клиентов). Тем более, он может себе позволить совершенно не выражать внешне (эмоционально) и совсем внешне не реагировать на их (клиентов) личностные проявления (здесь мы не берём в расчёт психологическое консультирование с использованием web-камеры). [104]

Осуществляя процесс Интернет-консультирования, психологу достаточно иметь развитую когнитивную личностно-профессиональную составляющую, для того, чтобы быть успешным консультантом. Это существенно облегчает для психолога сам процесс Интернет-консультирования, – снижает его эмоциональные затраты и позволяет концентрироваться на проблеме, а не на человеке. Это же существенно понижает продуктивность Интернет-консультирования, потому что отсутствие эмоционально-чувственной составляющей в социальной перцепции, как доказано, например, тем же Ирвином Яломом, весьма негативно сказывается на психотерапевтическом эффекте консультативного взаимодействия. [105]

Итак, мы выделили пять базовых содержательных характеристик психологического Интернет-консультирования.

Теперь проанализируем степень изученности проблемы проведения психологического Интернет-консультирования на современном этапе.

Отчуждение человека от человека становится практически нормой сегодняшней жизни, что происходит, в том числе, и в связи с развитием новых дистанционных форм электронных средств связи, которые всё чаще как бы переводят реальное общение между людьми в виртуальное информационное взаимодействие. Как следствие, – социально-психологическая проблема одиночества человека в современном мире выходит на первый план. В связи с этим, задача оказания психологической помощи для преодоления человеком беспокоящего его состояния одиночества становится всё более актуальной. Парадоксальность общей ситуации с этим вопросом заключается в том, что, с одной стороны, Интернет-технологии способствуют развитию отчуждённости между людьми, а, с другой стороны, Интернет-технологии представляют собой оперативный способ поиска информации, установления контактов, и потому широко используются людьми, (в т.ч. страдающими от одиночества), для общения.

Простота и популярность Интернет-технологий увеличивают возможности доступа населения к психологической помощи. В настоящее время, на наш взгляд, Интернет-технологии недостаточно полно используются в практике психологического консультирования. Отметим, что психологическое Интернет-консультирование в том или ином виде уже достаточно давно «присутствует» в Интернете. Мы поставили перед собой вопрос: «Возможно ли в условиях Интернета действенно осуществить психологическую консультационную работу»?

В основу Интернет-консультирования были положены смысловые коммуникации, осуществляющиеся через письменную речь, с помощью текста (текст в электронном виде). В связи с этим, первоначальной целью Интернет-консультирования является построение диалога между участниками коммуникаций при виртуальном общении. Для Интернет-консультирования выбираются (создаются) «форумы» или «чаты» т.е. специально организованное людьми, общепринятое в Интернете виртуальное пространство для общения. По надёжным данным, пользователями Интернета являются более 1-го миллиарда человек в мире. Россия уверенно «подбирается» к первой десятке стран – активных пользователей, «прибавляя» по 20% от общего количества пользователей Интернета в стране в год. По числу активных пользователей Интернета Россия уже «на голову» опережает любую из стран СНГ или Восточной Европы. [106]

Имеющаяся на данный момент информация об Интернет-технологиях психологического консультирования позволяет нам высказать о них ряд предварительных положений: 1. Технические возможности современных Интернет-технологий позволяют осуществлять психологическое консультирование в рамках Интернета; 2. Интернет-консультирование, как правило, осуществляется в рамках личностно-ориентированной парадигмы, на процесс реализации которой накладывают отпечаток условия виртуального взаимодействия; 3. Общий алгоритм проведения Интернет-консультирования соответствует техническим возможностям Интернет-технологий и позволяет осуществлять, даже, групповое психологическое консультирование; 4. Комплексный предварительный фактологический анализ Интернет-консультирования позволяет сделать уверенное предположение о том, что на сегодняшний день возможно проведение индивидуального и группового психологического консультирования в Интернете при следующих вводных условиях: а) наличие специально организованного web-сайта, на котором есть форум и/или чат, б) наличие технической компьютерной поддержки во время осуществления Интернет-консультирования, в) определённый уровень компьютерной грамотности у всех участников процесса Интернет-консультирования, г) высокий уровень профессионализма психолога, практикующего Интернет-консультирование. [107]

Становление дистанционных форм психологической работы в Интернете находится в нашей стране почти в самом начале своего пути. Полученные нами информационные данные об Интернет-консультировании как о комплексном социально-психологическом информационном явлении, позволяют сделать оптимистические прогнозы по развитию индивидуальной и групповой психологической работы в Интернете. Однако, в связи с этим, перед психологами вновь возникает проблема теоретического осмысления и интеграции различных направлений психологии и новых технических решений для развития дистанционных форм психологической помощи в Интернете, – таких как Интернет-консультирование.

С целью наиболее полного раскрытия названной тематики, проанализируем историю и тенденции развития психологического консультирования в информационной сети «Интернет».

Почти сразу, как только был изобретён Интернет, его потенциал для психотерапевтической коммуникации был очевиден. Одной из первых демонстраций Интернета была моделируемая виртуальная сессия психотерапии, осуществляемая в рамках Международной Конференции по Компьютерной Коммуникации, прошедшей в США в октябре 1972-го года.

Так называемые группы поддержки процесса самосовершенствования в Интернет-режиме он-лайн («on-line») в США, были предшественниками так называемой «e-терапии»; успех и исследования этих групп показали потенциал такой коммуникации при консультировании по личностным и межличностным проблемам. [108]

С 1976-го года, после введения (внедрения) первых персональных компьютеров, в США стали создаваться неофициальные группы поддержки Интернет-консультирования. В национальном масштабе в США психологическое Интернет-консультирование стало популярным со времени 1979-го года. [109]

Невозможно абсолютно точно сказать, когда именно психологи (психотерапевты) начали взаимодействовать с клиентами в режиме Интернет-консультирования он-лайн (on-line). Самое раннее он-лайн консультирование (из более или менее известных), было «Ask Uncle Ezra» – «Задайте вопрос дяде Эзре». [110] Студентам университета города Итака в штате Нью-Йорк были предложены бесплатные консультации психологов он-лайн. [111]

Сервис «Психологические консультации он-лайн» был основан его директорами Jerry Feist и Steve Worona в сентябре 1986-го года. С этого времени, данный информационный сервис успешно работает и осуществляет психологические консультации и в современный период. [112]

Ivan Goldberg, M.D. начал отвечать на вопросы он-лайн, рассказывая о лечении депрессии, по крайней мере, с 1993-го года. Он не предлагал задавать вопросы на его собственном популярном web-сайте (веб-сайте) под названием «Центр по проблемам депрессии», но великодушно работал неофициальным советником группы «Идущие в темноте», [113] отвечая на информационные запросы о медицинской и психологической помощи, возникающие у пациентов при лечении депрессии. [114]

Платные услуги психологического консультирования начали появляться в Интернете в середине 1994-го года. John Grohol, Psy. D. в 1995-м году предложил бесплатные консультации в популярном еженедельном общественном чате. Самым первым новатором современного образа консультирования в сети Интернет был Leonard Holmes, Ph. D., который предложил «Условно-бесплатную Психологическую Консультацию», осуществляющуюся на основе очень небольшой оплаты только в том случае, если клиент «ощутил» улучшение. Ориентир был на один вопрос клиента (соответственно, на один ответ психолога). Об установлении долговременных отношений «терапевт-клиент» в то время речи никак не шло. [115]

Американский психотерапевт Leonard Holmes говорил, что когда он только настраивал свой web-сайт (веб-сайт), рекламируя свою практику, он уже начал получать электронную почту от людей, запрашивающих психологическую помощь; было очевидно, что люди были готовы обратиться к психотерапевтам через Интернет. Два других веб-сайта «Help Net» и «Shrink Link» на основе определённым образом взимаемой денежной платы стали доступны с осени 1995-го года (оба сервиса на современном этапе работают). [116]

David Sommers, Ph. D. можно считать пионером т.н. e-терапии. Он был первым, кто предложил клиентам платное психологическое Интернет-обслуживание, в котором целью было дать больше чем один ответ на единственный вопрос клиента, так как он стремился установить долговременные, продолжительные отношения при консультировании, в процессе терапии он-лайн. [117] С 1995-го по 1998-й год David Sommers работал с более чем 300-ми клиентами в режиме он-лайн Интернет-консультирования. David Sommers использовал несколько технологий Интернета для e-терапии, прежде всего электронную почту, но также и чат в реальном времени и видеоконференции. [118]

Ed Needham, M.S. установил IRC chat service в августе 1995-го года, и был первым, кто сосредоточился исключительно на консультационном взаимодействии в процессе e-терапии через Интернет-чат в реальном времени. Он работал с 44-мя клиентами с 1995-го по 1998-й год. [119]

Другие «ранние» практики продолжительной e-терапии, это – группа the Pink Practice из Лондона, Великобритания. [120]

Также, нельзя не упомянуть об американских «интернетных» Samaritans (самаритянах). Это – прошедшие психотерапевтическое обучение добровольцы-консультанты кризисного центра. Они отвечают на электронные письма от людей, которые находятся на грани самоубийства. Деятельность свою это объединение производит с 1994-го года, анонимно и без оплаты. Их благотворительная работа имеет огромную ценность. К 2001-му году добровольцы Samaritans ответили на электронные письма примерно от 64000 человек. [121]

Появление коммерческих «e-клиник» в США и Западной Европе существенно повлияло на развитие e-терапии. Такие организации стремятся улучшить среду для e-терапии, предлагая возможности, которые «самые независимые e-терапевты» не могут себе позволить: высокий уровень он-лайн безопасности, услуги составления счетов, оптимизирование вопросов оплаты и другие инструменты финансового управления, рекламу и маркетинг. E-терапевты (индивидуальные психологи-консультанты, практикующие в Интернете) могут присоединиться к этим самым профессионализированным e-клиникам за скромную ежемесячную плату (взносы) и также получить шаблон своей web-страницы, через которую они могут вести собственную практику e-терапии. Клиентам «е-клиник» предлагают длинный список e-терапевтов на выбор. Все e-терапевты тщательно проверяются профессиональной администрацией e-клиник «на профпригодность». Другие особенности такого, с позволения сказать, «e-клинического подхода» включают в себя возможность выбора клиентами своего терапевта согласно различным критериям, – в этом им помогает открытый доступ к профессиональной информации. Примеры е-клиник: HelpHorizons.com и MyTherapyNet.com. [122]

Создание Международного Общества психического здоровья он-лайн, стало исключительно важным этапом в развитии e-терапии. Данное общество (сокращённо – ISMHO), – общество некоммерческое, создано в 1997-м году для того, чтобы способствовать пониманию между людьми, использованию и развитию коммуникации он-лайн, а также продвижению информационной поддержки и технологий для самого ISMHO. Это общество стало неофициальной профессиональной организацией для e-терапевтов, поскольку психологи (психотерапевты), консультирующие он-лайн, ищут ответственные способы использовать Интернет для того, чтобы обеспечить своим клиентам квалифицированную помощь. ISMHO имеет свой форум, с одноимённым названием, служащий для обсуждения всех вопросов, волнующих людей (потенциальных клиентов). [123]

Таким образом, мы проанализировали проблему психологического Интернет-консультирования на современном этапе развития данного научно-практического знания и психологической профессиональной практики.

Теперь, обратимся к изучению самого процесса психологического Интернет-консультирования. [124] С этой целью рассмотрим разнообразные модели и способы оказания психологической помощи в Интернете.

Существует несколько моделей, способов оказания психологической помощи «в рамках» Интернета. Эти способы, модели, «формулы» определяются, устанавливаются в зависимости от потребностей клиента. Чаще, предлагается индивидуальное консультирование или групповое консультирование (по общей для данной конкретной группы проблеме). Либо, клиентам предлагается участие в консультативном форуме, который подбирается в зависимости от возрастной категории клиента и его личностных свойств и предпочтений. Он-лайн консультанты-психологи могут помочь человеку разобраться в себе, работают с нетяжёлыми психологическими травмами клиентов, помогают им разрешать конфликтные (сложные) ситуации в их жизни и пр.

Помочь человеку в условиях, имеющихся в Интернет, суметь в таких условиях психологически поддержать клиента, найдя для этого нужные слова и формы работы с ним, – это не простая работа. Очень важно, чтобы консультант имел соответствующее образование, так как в психологическую консультацию он-лайн далеко не всегда обращаются для разрешения банальных вопросов общения. Иногда, от профессиональной корректности работы «интернетного» психолога-консультанта, от его умения и желания оказать помощь, зависит очень многое в жизни клиента, подчас использующего психологическую консультацию в сети Интернет как последнюю надежду в решении наболевших проблем и/или как единственную форму психологической помощи. От работы консультанта, в сложной жизненной ситуации клиента, вероятно, будет зависеть дальнейшая судьба такого клиента.

Рассмотрим содержательные процессуальные особенности психологического Интернет-консультирования.

Объективная «слабость» психологического консультирования в Интернете, на современном технологическом этапе, в подавляющем большинстве случаев заключается в невозможности психолога реально действенно и информативно психодиагностически протестировать клиента, увидеть и оценить его психическое состояние, манеры поведения, «прочитать» мимику и жесты клиента. Иными словами, психолог не может получить достоверную вербальную и невербальную диагностическую информацию о своём клиенте.

Поскольку в большинстве случаев, психологическая консультация в сети Internet производится по принципу вопрос-ответ, постольку клиент обычно не предоставляет достаточный объём информации о себе и своей проблеме. В силу этой причины, ответы (как ответы клиента на вопросы психолога, так и ответы психолога на вопросы клиента) могут быть весьма обобщёнными и поверхностными. Серьезным козырем для психолога–Интернет-консультанта является профессиональная интуиция (выделение типического на основе практического опыта реальных консультаций).

Мы утверждаем, что в том, что касается профессионально-личностных (личностно-профессиональных) качеств самого психолога-консультанта (как процессуального субъекта психологического консультирования), прослеживается следующее. Наш фактологический эмпирический анализ показывает, что в том случае, если психолог «пришёл» в Интернет-консультирование из привычного «реального», «лицом к лицу» психологического консультирования, то его профессиональная продуктивность будет значительно выше по сравнению с тем психологом, который изначально работает только в рамках психологического Интернет-консультирования.

Также, на наш взгляд, архиважен для эффективности Интернет-консультации как «реальный», так и «виртуальный» практический опыт психолога-консультанта, позволяющий ему на основе «неявного» информационного материала (тех немногих сведений, которые сообщает ему его клиент и содержания его текстовых запросов) сделать компетентные обобщения и выводы, дать профессиональные рекомендации.

Как правило, проблема человека создаётся им самим из-за отсутствия у него адекватного понимания себя и своего внутреннего мира. По этой же причине свои проблемы он может излагать туманно и фрагментарно. Также, весомым фактором, затрудняющим процесс консультирования, являются психологические защиты клиента, препятствующие осознаю им собственной проблемы.

Как ни странно, некоторые люди даже в сети Internet [125] могут стесняться своих проблем. Это, связано с тем, что человек не решается даже сам себе признаться в личностных причинах собственных проблем. Подобные личностные факторы могут побуждать клиента неискренно (осознанно или неосознанно) излагать свои проблемы и вести различные психологические игры с консультантом. Под психологическими играми, в данном смысловом контексте, нами подразумевается не «бёрновское» понимание (Э. Бёрн), а просто – неискреннее обращение клиента к психологу с целью получить от него компетентную помощь, ничем, при этом, не жертвуя, ничего в себе не меняя и не принимая ответственности за свои проблемы.

Несмотря на подобный недостаток психологического консультирования в Интернете, у него, как у новой технологии психологического консультирования, есть и свои достоинства. К ним относится, в частности, так называемый «эффект попутчика», имеющий весьма конкретную социально-психологическую основу. [126] Эффект попутчика состоит в том, что человеку легче совершенно искренне «выговориться», «исповедоваться в своих грехах» и проблемах, («облегчив» тем самым свою душу, отреагировав свои эмоции), случайному собеседнику, твёрдо зная, что он больше никогда его в своей жизни не увидит. Если бы эти люди были хорошо знакомы и тем более жили рядом, то такого откровенного рассказа о себе просто бы не было. Это «советское» представление людей «об исповеди», «пришло» из опыта совместных поездок людей в рейсовых автобусах дальнего следования, поездок в «дальних» электричках и междугородних поездах среднего и дальнего следования, плавания на пароходах, полётов в самолётах и т.п. В информационной Интернет-среде имеет место (и, в подавляющем большинстве случаев, происходит!) практически тот же социально-психологический эффект. Есть лишь та существенная разница, что в Интернете человек может «спрятать» свою персону за вымышленное имя, называющееся «ник» («никнейм») и, чувствуя свою полную психологическую безопасность, полностью, «раскрыть свою душу». Подобная искренность человека (клиента), в основном, именно перед самим собой, уже содержит целительный психотерапевтический эффект и может вести к саморешению его психологической проблемы. Также и процесс описания человеком как таковой своей личной проблемы, автобиографии, характера своих переживаний, феноменологии собственной личности, – относится к продуктивным психологическим техникам, поскольку позволяет человеку более широко, глубоко и честно взглянуть на самого себя.

То же, в принципе, относится и к «излиянию своих мыслей и чувств на бумаге», или к самовыражению в виде электронного письменного текста, письма по электронной почте. Подобный «писательский труд» тождественен творческому самовыражению, является целебным психологическим средством, ведущим к осознанию себя и своей проблемы в более широком контексте, а также к «получению» внезапных, разрешающих проблему открытий и откровений («инсайтов», озарений). Порой, даже систематизированное описание собственной жизненной проблемы может приводить к облегчению душевного состояния (вспомним многих известных лиц, которые с целью упорядочения самовосприятия вели дневники). Этот эффект, в социально-психологическом плане, конечно же, многократно увеличивается в условиях психологического консультирования, которое сегодня технологически осуществляется по SMS, по электронной почте, «в чатах», «на форумах», «в рамках web-сайтов», «в блогах» и т.д.

Опытный психолог-консультант, в том числе и Интернет-консультант, может довольно быстро установить достоверность «рассказа» клиента о своей проблеме и своей жизни, изучив его «писания», – что может происходить как в режиме on-line, в реальном времени, так и в режиме off-line, «пошагово», отсрочено по времени. При этом, скажем, «наводящие» профессиональные вопросы психолога-консультанта должны попадать именно «в точку», вызывая высвобождение у клиента подавленных эмоций и осознание им его собственных комплексов и самоограничений.

Продолжим изучать процесс Интернет-консультирования в плане содержательного рассмотрения взаимодействия его субъектов, – психолога-консультанта и клиента.

Психологический эффект группового консультирования в Интернете, эффект Интернет-форумов с психологическим содержанием, часто тождественен эффекту групповой психотерапии, особенно если люди (участники) научаются не только излагать свои мнения, но и высказывать свои чувства. Скорее всего, Интернет-консультирование будет в будущем активно развиваться (по крайней мере, так происходит в настоящем времени). В настоящее время этому способствуют, как минимум, два важных фактора. Первый – заключается в постоянном развитии и во всё большей доступности Интернета. Вторым – является весьма заметная на сегодняшний день в подростковой, юношеской и молодёжной среде социально-психологическая тенденция, выражающаяся в стремлении молодых людей именно к виртуальному общению.

Чем же может, всё-таки, обозначить себя эффективный психолог-консультант в Интернете? По-видимому, ему необходима личная Интернет-страница (web-сайт) и web-форум, в котором он мог бы демонстрировать свои суждения и примеры консультирования. Начинающий Интернет-консультант, в любом случае, должен будет в начале консультировать бесплатно, поскольку, к неизвестному именно в сети Internet консультанту вряд ли как-либо обратятся именно Интернет-пользователи. [127] Прежде, чем анализировать конкретные технологические модели психологического Интернет-консультирования, дополнительно перечислим общие позиции изучаемой нами здесь проблематики психологического консультирования в сети Internet.

Интернет-консультирование является дистанционной формой психологической помощи. Обращение к Интернет-психологу – это эффективный и безопасный способ первичного выхода из психологического кризиса и метод решения психологических проблем. Для желающих решить свои психологические проблемы с минимальными потерями времени, здоровья, денег и сил, – сегодня оптимальным является именно психологическое Интернет-консультирование. В процедуре Интернет-консультирования клиент может решать свои личностные проблемы эффективно и в своём собственном темпе и ритме. Тогда, когда человек обращается к Интренет-психологу, он «входит» в особое психологическое пространство – пространство безопасное, способствующее увеличению его внутреннего личностного потенциала, способствующее его самораскрытию. Ведь, именно при этих условиях человек находит выход из сложных жизненных обстоятельств, принимает нужное решение, понимает и осознает свои эмоции, обретает внутреннее спокойствие и веру в свои силы.

Интернет-консультированием, как формой психологической помощи, может воспользоваться практически любой человек, – на современном этапе в России даже в удалённых от областных центров деревнях, в школах, являющихся в таких поселениях «центрами цивилизации», есть Интернет.

Однако, есть несколько условий, которые будут определять эффективность подобной дистанционной психологической помощи. Эффективность, эта связана, прежде всего, с самим субъектом, запрашивающим помощь. Насколько человек готов воспользоваться ею, насколько человек готов что-то менять в себе, насколько актуальна его психологическая проблема для его же личности (личностного развития), насколько в человеке развита способность наблюдать самого себя, насколько человек мотивирован на познание себя и т.п. Если сказать коротко, то чем более человек эмоционально зрел, тем с большей пользой для себя он может воспользоваться такого рода помощью.

Теперь перейдем к анализу технологических вариантов (приёмов) психологического консультирования в Интернете.

На наш взгляд, у любого заочного вида психологической помощи, а в данном случае у Интернет-консультирования, есть содержательные преимущества по сравнению с другими видами психологического консультирования. Мы уже писали об этом выше, здесь же мы подчеркнём именно технологические, процессуальные преимущества психологического Интернет-консультирования.

Есть довольно много личностно зрелых, здравомыслящих людей, довольно-таки сильно занятых на работе, не имеющих времени для того, чтобы лично (очно) посещать психолога, да ещё и делать это с определённой периодичностью (тем более – несколько раз в месяц). Такие зрелые личности могут чётко определить те психологические задачи, которые они хотели бы решить, воспользовавшись профессиональной психологической помощью, ведь свои проблемы, в конечном счёте, решает только сам человек. Именно для подобного рода людей методическая помощь (например, путём высылки по электронной почте сопровождающих процесс Интернет-консультирования информационных материалов) и дальнейшее обсуждение каких-то определённых, весьма важных и ускользающих от их внимания аспектов их личностной проблемы, – могли бы быть одним из тех преимуществ, о которых идёт речь. Кроме того, для кого-то Интернет-консультирование может быть единственной возможностью получить психологическую помощь в силу объективных обстоятельств, например, человек физически «прикован к постели», имеет ограниченные возможности здоровья, или живет где-то, где очная профессиональная психологическая помощь недоступна и пр.

Преимущества психологического Интернет-консультирования для лиц подросткового, юношеского и молодого возраста (среди которых оно наиболее популярно) очевидны. Заметим, что мы не рассматриваем в качестве способа осуществления Интернет-консультаций т.н. подростковые Интернет-форумы, где не осуществляется профессиональное психологическое Интернет-консультирование, а идёт просто бессистемный обмен мнениями между самими подростками и/или «доморощенными» консультантами.

Итак, что же конкретно может получить клиент, обратившийся на соответствующий информационный Интернет-ресурс за платной психологической профессиональной Интернет-консультацией?

Каждому, кто обратился за психологической помощью в Интернет-консультацию, как правило, высылается в электронном виде определённый набор методических материалов (стандартные анкеты и пр.), которые помогают консультанту структурировать (классифицировать) проблему клиента, а также, способствуют его знакомству с личностью клиента. Человек, работая с этими материалами (имеющими определённую содержательную типологизацию, зависящую от первичного запроса клиента), сразу же начинает сам «работать со своей проблемой». Далее он (клиент) получает от психолога Интернет-консультанта собственно психологическую консультацию, которая, наиболее часто, осуществляется по электронной почте, а также «на форуме» или «в чате» профессионального консультационного веб-сайта, в режиме он-лайн или офф-лайн. Собственно психологическая консультация также включает в себя методические приемы решения проблем клиента. Методические рекомендации строятся с учётом как проблемы, так и личности консультируемого.

Психологические консультации через Интернет – объективно имеющий место способ получения квалифицированной психологической помощи. Некоторым людям намного легче общаться на расстоянии, дистанционно, чем в кабинете у психолога, тем более, что в привычной домашней обстановке (за своим персональным компьютером) человек чувствует себя гораздо более комфортно и защищённо, нежели чем в кабинете у психолога. Таким образом, если в данный период жизни человек переживаете стресс, он устал, запутался в своих проблемах, или не уверен в правильности своих решений, то ему современные информационные технологии предлагают не только традиционную встречу с психологом. На сегодняшний день людям активно предлагаются и приобретающие всё большую популярность психологические консультации, проходящие на профессиональных консультационных web-сайтах в сети Internet в режиме on-line. Таким, не самым обычным способом, человеку (клиенту) Интернет-психологи-консультанты предлагают помочь разобраться в собственных чувствах, обрести уверенность в себе и мн.др. Путём специальным образом организованных бесед и обсуждения ситуации, посредствам ICQ или по e-mail, Интернет-психолог-консультант помогает своему клиенту прийти к верному способу решения его психологических проблем.

Интернет-консультирование – это новая психологическая услуга, которая стала возможной практически с момента «физического» появления Интернета. Одно из несомненных преимуществ данной новейшей технологии психологического консультирования заключается в том, что возможно осуществить проведение консультирования на очень удалённых расстояниях психолога от клиента, иногда настолько, что физически, лицом к лицу, психолог-консультант и клиент никогда бы не встретились! Наряду с этим, общение психолога-консультанта и клиента происходит, как правило, полностью анонимно, или может обсуждаться в (на) консультационном Интернет-форуме, – только по желанию (!) клиента. Психологическое Интернет-консультирование динамично развивается на данный момент.

Среда Интернета – это не только и не столько взаимосвязанные компьютеры и компьютерные сети, сколько взаимосвязанные и активно действующие в этой среде люди вместе с продуктами их активности. Имеем ввиду такие интеллектуальные продукты как информационные сообщения, web-странички, разнообразные записи (текстовые, звуковые, изобразительные, мультимодальные), информационные каталоги, архивы разных информационных записей, всевозможные блоги и т.п. Как таковая, информационная электронная среда Интернета представляет немалый интерес для всех специалистов, профессионально изучающих человека и многообразные виды его активности. И действительно, виртуальная (имеющая вполне реальную финансовую выраженность) деятельность человека (огромных масс людей) в Интернете довольно давно уже стала предметом изучения специалистов по информационным технологиям, философов, социологов, психологов, историков, лингвистов, культурологов, педагогов, специалистов в области communication science, маркетологов, рекламистов, политологов и других социально ориентированных специалистов. Социальная психология интернет-коммуникаций, – это актуальное научно-практическое направление исследований, которое мы намерены не только в текущее время, но и в будущем предметно и комплексно разрабатывать.

Психологические консультации в Интернете существуют, как уже было сказано выше, практически с момента его «основания». Психологическое консультирование в сети Internet, – отрасль сравнительно молодая, так как и сам Интернет «появился» относительно недавно («исторически» – «позавчера»), а посему психологическое консультирование в сети Internet ещё пока мало научно изучено. Тем не менее, несмотря на это, немногочисленные научные печатные публикации, посвящённые исследованию становления психологической помощи в Интернете, все же имеются. Например, Рубцов В.В. и Лебедева С.В. в своей работе, опубликованной в 2002-м году, посвящённой виртуальной психологической службе, пишут, что использование Интернет-пространства для оказания различных типов услуг, в том числе и психологической помощи, стало технически возможным и экономически рентабельным в России только в последние годы (на сегодня - это 10-12 лет). [128] С технической точки зрения, это явление связано с интенсивным развитием информационных технологий, с возникновением новых форм передачи данных по информационным сетям, с внедрением высокоэффективного и относительно недорогого телекоммуникационного оборудования, с появлением целого ряда организаций, оказывающих техническую поддержку в разработке модульных элементов Интернет-содержания и т.п. При этом, основной проблемой для эффективного и успешного оказания услуг в среде Интернета, является задача проектирования и последующей реализации специализированных «человеко-машинных» систем, способных решать разнообразные профессиональные де ятельностные задачи.

Теперь, после рассмотрения общих «технологических позиций» анализируемого явления, изучим, как и было заявлено нами выше, технологические варианты или модели оказания психологической помощи в Интернете, – «в узком содержательном смысле».

Если рассматривать психологическую службу в Интернете с научно-аналитических позиций Рубцо ва В.В., Ле бедевой С.В., Меновщико ва В.Ю.и других специалистов, т.е., если понимать психологическую службу в Интернете как тип человеко-машинной системы, когда оказание психологических услуг и сам акт взаимодействия психолога и клиента опосредованы Интернет-средой, то, согласно этому подходу, ведущим фактором в данном феномене является совместная информативная деятельность людей, в которой машинный компонент выступает лишь средством эффективной реализации этой совместной деятельности людей (обмена информацией, коммуникации). [129] Последнее означает, что эффективность любой человеко-машинной системы зависит от того, каким образом согласуются различные её компоненты или каким образом машинные, а в случае работы в Интернете – информационные и телекоммуникационные электронные компоненты вписываются в целостную коммуникативную информационную деятельность людей, насколько вписываются эти компоненты в потребности, мотивы, цели и действия людей. Анализ данной проблематики, проведенный Рубцовым В.В. и Лебедевой С.В. на момент ноября месяца 2002-го года, [130] уже «исторически» доказал (что только снова и снова подтверждается сегодня, – десять лет спустя после этой публикации), что потенциальные пользователи – клиенты ВПС (Виртуальная психологическая служба) преследуют целый ряд целей.

Во-первых, это цели, связанные с оказанием психологического консультирования (группового и индивидуального) для решения разных психологических и социально-психологических проблем.

Во-вторых, это цель обучения через Интернет различным практическим интеллектуальным навыкам (развитию восприятия, внимания памяти и т.п.), что в Российской Федерации осуществляется на современном этапе, например, через посредство известного на всю страну детско-подросткового информационного портала «Мир Бибигона», являющегося социальной сетью, имеющей множество различных развивающих и обучающих программ.

В-третьих, – это оказание целого ряда «безумно» разнообразных информационных психологических услуг.

Однако, форма удовлетворения (реализации) данных целей зависит от возраста клиентов виртуальной психологической службы (ВПС), которая рассчитана на разные возрастные группы пользователей. Системой информационных технологий ВПС (Виртуальная психологическая служба) изначально предполагается привлечение клиентов детского, подросткового, юношеского, молодёжного и взрослого возрастных пользовательских сегментов. [131]

Детско-подростковый пользовательский сегмент (возрастные рамки: 5-6–12-13 лет). В настоящее время в России наблюдается тенденция к снижению минимального возраста пользователей Интернета. Таким образом, можно предположить, учитывая лавинообразно нарастающие темпы «интернетизации», что в самом скором времени до 50% наших детей данного возраста будут регулярно выходить в Интернет. [132] Конечно, количество пользователей Интернета в России будет зависеть от множества факторов, но такой прогноз, на наш взгляд, является достаточно разумным. Клиенты этой детской категории в основном не обращаются с семейными проблемами (детско-родительские отношения). Но, многие дети отстают в школе из-за несформированности познавательной сферы и слабости развития познавательных процессов, поэтому для них на искомом сайте (например, тот же «Мир Бибигона») размещены развивающие игры и тесты-задания (развитие внимания, памяти, воображения, мышления и т.п.). Например, на описываемых сайтах имеется множество увлекательных детских тестов-заданий, направленных на развитие графического интеллекта. Все эти развивающие игры и упражнения содержательно предполагают собою как индивидуальную работу, так и коллективную деятельность ребят (в том числе, вместе со взрослыми). Фактически, в этой возрастной группе, основные задачи, решаемые виртуальной психологической службой, – это создание разных учебных классов задач, когда такого ребёнка, потенциального пользователя ВПС, можно научить какому-либо навыку или умению (например, решать графические, геометрические задачи).

Подростково-юношеский пользовательский сегмент (возрастные рамки: с 12-13 до 17-18 лет). Основные проблемы, в этой группе клиентов, – поиск смысла жизни, проблематика общения, профориентация, суицидальные намерения, психологические взаимоотношения с противоположным полом психологические взаимоотношения с противоположным полом и сексуальные отношения, школьные проблемы физическая травма, неполная семья, застенчивость и т.п. Старшие подростки и юноши стоят перед задачей выбора будущей профессии, и в виртуальной психологической службе им помогут определиться в своих предпочтениях. Для этого возрастного сегмента ВПС успешно решаются задачи оказания профессионального психологического консультирования, опосредованного средой Интернета. Кроме того, не следует забывать и о большом количестве учебных задач, которые могут решаться с использованием компьютера (например, освоение некоторых понятий и знаний в области истории, географии, физики, алгебры, геометрии). Эту группу пользователей также могут интересовать и другие информационные услуги, которые предоставляет ВПС.

Юношеско-молодёжный и взрослый пользовательский сегмент (большинство клиентов здесь в возрасте с 17-18 до 30-35 лет, хотя, в некоторых информационно-консультационных программах системы ВПС предусмотрены возрастные рамки для клиентов до 45-ти лет). Клиенты данного рода имеют доступ в Интернет, что отчасти отражает их принадлежность к определённому социальному кругу и их «продвинутый» «технологический уровень». «В основном», подобного рода клиент – житель крупного города, с высшим или средним специальным образованием. Клиент такого рода, в подавляющем большинстве случаев, психически здоров, в полной мере обладает такими чертами, как способность к рефлексии, самоуважение, самосознание. Он бережно относится к своему внутреннему миру. Клиент обращается в виртуальную психологическую службу, так как исчерпал внутренние резервы самостоятельного решения своей, как правило, именно социально-психологической проблемы. Такой «типический» клиент обращается в ВПС с теми же проблемами, с какими он обратился бы и к «невиртуальному» психологу: поиск смысла жизни (внутриличностный мотивационный конфликт и т.п.), родительско-детские и семейные, в том числе, супружеские, отношения, межличностные проблемы, смерть близких, физическая травма, неполная семья, проблема общения, одиночество, адаптация, проблема веса и др. Так же, данные клиенты обращаются к «виртуальному» психологу с теми проблемами, с которыми некоторые клиенты стесняются или боятся (в общем – не хотят) обращаться к «реальному» психологу. Среди них, например, неудовлетворённость личной жизнью, сексуальные проблемы. Так же в рассматриваемой проблематике «широко представлены» различного рода зависимости: зависимость от разных вредных психоактивных веществ (ПАВ), алкоголизм, табакокурение, игровая зависимость, «сектанство» и т.д. Нередки случаи обращения с проблемами, связанными с нетрадиционной половой ориентацией, обращаются и с проблемами, связанными с физическим и/или сексуальным насилием и т.д. Кроме того, информационные услуги ВПС могут удовлетворить потребности данного сегмента клиентов Интернет-психологов в самотестировании (например, IQ-тесты), в популярной информации по психологии и пр.

Конечно, не следует забывать о том, что имеет место определённая специфика работы в Интернете, которая определяет способ/форму решения стоящих перед клиентами психологического Интернет-консультирования технических проблем. Основная особенность работы в Интернете, когда человек «переходит» от одной Интернет-страницы к другой или «заходит» на какую-либо Интернет-страницу постоянно, – это необходимость постоянной ориентации на огромное количество очень быстро меняющихся условий информационной работы (деятельности). В частности, это явление выражается в том, что в процессе, скажем, «групповой дискуссии», «разговора» с кем-либо в процессе Интернет-конференции и тому подобного, – постоянно возникают новые вопросы, темы дискуссий, появляется новая информация и т.д. При этом, некое управление определённым появлением этой информации и ход дискуссии не всегда поддаются контролю и далеко не всегда могут быть направлены Интернет-психологом (имеющим практически те же технические возможности что и клиент) по определённому информационному вектору. Профессиональная организация совместной работы, – это фактически единственный способ фиксирования, регистрирования и создания некоторого постоянного Интернет-пространства, где будет возможна адекватная обработка информации. Совместная работа предполагает формирование определённого климата доверия и взаимопонимания между людьми в решении их проблем, создание условий для естественного дополнения их позиций. [133]

Для проектировщиков ВПС, относительно каждой из рассмотренных нами выше возрастных групп, объективно осложняются условия решения психотерапевтических задач. В этой связи, необходимым условием работы ВПС является такая организация её структуры, в которую встроены механизмы «естественного» контроля за решением той или иной задачи. «Естественный» контроль, в процессе решения генеральной психотерапевтической задачи в Интернет-среде, возникает исключительно в том случае, когда происходит дополнение позиций различных участников совместной работы, ориентированных не столько на выявление характеристик какого-либо совета, сколько на то, каким образом данный совет был получен, как разработан, т.е. – на способ его получения. Иными словами, речь идёт о выявлении способов организации работы различных групп клиентов друг с другом и способов построения совместной работы между клиентом (клиентами) и психологом.

Психологическое консультирование в Интернете рассматривается, как тип человеко-машинной системы, когда оказание психологических услуг и сам акт взаимодействия психолога и клиента опосредованы Интернет-средой. Рубцов В.В. и Лебедева С.В. в ходе проведенного анализа рассматриваемого явления убедительно показали, что потенциальные пользователи – клиенты ВПС преследуют целый ряд целей. [134] Именно в зависимости от целей клиентов, виртуальному психологу (как и «реальному» консультанту) следует определять метод решения стоящих перед клиентами проблем. [135]

Видами психологического консультирования в Интернете, подвергаемыми нами системному анализу, являются групповое психологическое Интернет-консультирование и индивидуальное психологическое Интернет-консультирование.

В «рамках Интернет-консультирования», являющегося новой технологией психологического консультирования, предоставляется профессиональная психологическая помощь. Клиент может общаться с психологом в режиме on-line – приватно/индивидуально, в режиме off-line – по электронной почте и пр. Клиент описывает свою проблему с помощью специальной анкеты на Интернет-сайте психологической помощи, которая предоставляется ему при «заходе» на соответствующую Интернет-страницу. При этом, наличие и заполнение анкеты выступают в качестве элемента рефлексии потенциального пользователя психологической консультации в Интернет, – относительно самоанализа им спектра его возможных проблем. Далее, в случаях профессионально организованной деятельности, продолжает происходить следующее. После заполнения анкеты, клиент виртуально «перенаправляется» «на консультирование» в соответствии со спецификой запроса к психологу, специализирующемуся по данной проблеме. Если клиент хочет консультироваться анонимно (что, в частности, обязательно указывается в анкете), то ответ отсылается по электронной почте или в режиме закрытого/приватного чата, если нет, то вопрос и ответ «публикуются» (отображаются) на «психоконсультационном» сайте.

Существует некоторая специфика группового психологического Интернет-консультирования. Так вот, «отдельно имеется» коммуникативно-операциональная среда (т.н. форумы) для обсуждения, для согласования различных позиций и принятия решений по наиболее насущным проблемам потенциальных пользователей в режиме реального времени, – с последующим сохранением текста дискуссий для дальнейшего их чтения и анализа.

Имеет место несколько категорий подобных информационных «сред», наиболее адекватных потребностям различных групп клиентов.

«До 16 и старше» – специализированный форум для подростков и юношества, где обсуждаются волнующие лиц данного возраста проблемы. Ведущий (модератор) задаёт некую проблемную ситуацию, которую участники форума должны разрешить сообща, работая в команде, фактически дополняя свои позиции в процессе совместной работы. Для наиболее профессиональной и эффективной работы, ведущий обеспечивает согласование всех этих позиций, обеспечивает взаимопонимание различных групп участников, общение между участниками, планирование общих способов работы и взаимную рефлексию.

«Е-форум» (по смысловой аналогии с проанализированной нами выше «электронной» «е-терапией»), – здесь происходят круглосуточные общедоступные дискуссии, посвящённые решению самых разнообразных психологических проблем. Участниками форума являются как молодые, так и взрослые люди. Основная задача форума – эмоциональная и информационная поддержка участников. «Е-форум» – это вариант групповой работы, во время которой клиент сталкивается с различными мнениями участников форума по обсуждаемой проблеме. В такой работе очень многое зависит от «ведущего» («модератора», «медиатора»). Его основная задача состоит в отслеживании ситуации и ведении дискуссии, в направлении ее к разрешению проблемы. Ведущий «управляет форумом» так, чтобы «не дать» участникам «уйти в сторону», «перескочить» к обсуждению другой проблемы. Для того, чтобы работа форума проходила организованно, виртуальной психологической службой разработаны «Правила общения участников " Е-форума"».

Принципиальное отличие «Е-форума» от форума «До 16 и старше», – не только в возрастной категории пользователей, а ещё и в том, что участники этого известного «Е-форума» сознательно используют его как инструмент обеспечения рефлексии относительно самой разной собственной позиции/ проблемы.

Имеется ещё одна технологическая форма группового психологического Интернет-консультирования, носящая общее название «Группа по интересам». Список группы составляется заранее, желающие участвовать в обсуждении «записываются» в «Книге предложений». Дискуссию (как и на указанном форуме) ведёт опытный специалист. Отличие подобных групп по интересам от «Е-форума» заключается в следующем: число членов группы намного меньше (6–10 человек), в основном это люди, остро интересующиеся одной конкретной обсуждаемой проблемой. Беседа проходит в приватном информационном режиме, т.е. – только для зарегистрированных членов данной группы. Архив информации по данной группе остаётся доступным только для членов данной группы. Всё это социально и психологически способствует единению этой виртуальной малой группы, – как если бы такая работа происходила в реальности. [136]

Таким образом, существует несколько базовых технологических способов психологической помощи в Интернете. Данные технологические приёмы определяются и оцениваются в зависимости от потребностей клиента. Чаще всего, клиентам Интернет-консультаций предлагаются индивидуальное и/или групповое психологическое консультирование, либо участие в соответствующем форуме, который выбирается Интернет-консультантами, как правило, в зависимости от возрастной категории клиента, в зависимости от типа клиентской проблемы и в зависимости от личностных предпочтений и запросов клиента.

На сегодняшний день, как мы выявили выше, сформировалась огромная целевая аудитория (целевая макрогруппа) клиентов, которая при появлении у неё самых разных психологических проблем будет, прежде всего, искать помощи именно «в Интернете». В этой связи, психологическое консультирование он-лайн в Интернете просто обязано иметь место, – это не мода, а общественная (социальная) необходимость.

Что же касается самих консультантов, то, хотим снова подчеркнуть, что Интернет даёт психологу новые богатые возможности для самопрезентации и самоактуализации. Это значит, что его потенциальный клиент заочно может познакомиться с ним (к примеру – на его персональном web-сайте), узнать о нём побольше, почитать его публикации, ознакомиться с описанием случаев из его профессиональной практики, вникнуть в общий стиль и процессуальную манеру его работы, и даже посмотреть (буквально – прочитать тексты и увидеть и услышать в записи), как он решает проблемы других людей. Это позволяет потенциальному клиенту на самом деле выбирать «своего» психолога Интернет-консультанта.

Итак, когда-то, «давно» (а исторически – «позавчера»), для того, чтобы получить психологическую консультацию, к психологу нужно было (только и можно было) прийти на очный приём. Потом – появилось психологическое консультирование по телефону. Теперь – психологические Интернет-консультации в режиме он-лайн. Любой человек может задать психологу интересующий его вопрос на специальных бесплатных или платных «консультационных» web-сайтах. Но, насколько можно доверять этим советам и самой форме электронного психологического консультирования? Какие есть недостатки и достоинства у Интернет-консультирования как у технологии психологического консультирования? Именно на эти вопросы мы и отвечали в данном нашем пространном экскурсе.

В заключение, исходя из нашего информационного фактического анализа всех названных выше и многих других Интернет-источников, основываясь на истории становления ВПС и на современных данных о системе ВПС, мы можем привести список наиболее распространённых психологических проблем клиентов Интернет-консультаций.

Это: личные психологические проблемы; самопознание и желание разобраться в себе; трудности в общении и неуверенность в себе; одиночество; заниженная самооценка; депрессия; стрессы; тревога; панические приступы; навязчивые страхи; конфликтность и агрессия; кризис среднего возраста и другие, более ранние и более поздние возрастные кризисы; затруднения при принятии важных решений; профориентация, поиск работы, профконсультирование, сложности на работе или в собственном бизнесе; обострённое чувство вины или чувство долга; снижение/увеличение веса; неразделённая любовь; потеря близкого человека; психологические травмы; семейные и сексуальные проблемы; анализ партнёрской совместимости анализ партнёрской совместимости и добрачное консультирование; конфликты и отсутствие взаимопонимания в семье; измена, ревность; развод, расставание; незарегистрированный брак; повторный брак; дисгармония в интимной жизни; проблемы сексуальной ориентации; конфликты с детьми; конфликты с родителями и пр.

Как видно, «виртуальные психологи» занимаются достаточно большим спектром проблем, который практически совпадает с тем спектром основных проблем, с которым работают «реальные психологи». [137] Он-лайн психологи-консультанты помогают людям разрешать мотивационные конфликты, работают с неглубокими психологическими травмами, помогают клиентам разрешать конфликтные ситуации на работе, наладить межличностное общение и т.д., и пр.

Мы полагаем, что в наше время психологическое консультирование в Интернете представляет собой определённую структуру или, даже, систему. Стать специалистом, представленным на профессиональном психологическом консультационном сайте, в принципе, может почти каждый человек, желающий помогать людям, используя безграничные информационные и технические возможности и средства Интернета, имеющий психологическое образование и некий опыт очных консультаций.

Мы не считаем, что система он-лайн консультирования может полностью заменить очное консультирование, но система он-лайн психологического консультирования – это неоспоримое веяние века технологий и наше мнение таково, что «присутствие» доступных (!) для консультаций психологов в Интернете, на современный период как никогда необходимо, в связи с напряжёнными социальными условиями во всём мире. Возможно, кто-то, после консультирования в Интернете, решится пойти к специалисту «очно», – что практически и является одной из целей психологического консультирования в Интернете. Для этого специалисты разных психологических центров, работающие «face to face» всегда могут оставить информацию о себе и о своём центре на соответствующих профессиональных психологических консультационных web-сайтах.

Ценностью Интернет-консультирования для самих специалистов-психологов является уникальный опыт дистанционного общения, возможность понимания психологии людей без очного контакта, возможность психологической оценки личности клиентов на основании лишь скудных информационных данных о них, сообщённых ими самими и т.д.

Ценность психологического Интернет-консультирования для клиентов – его быстрота, доступность, конфиденциальность. Данная система отношений помогает клиентам избежать лишних затрат времени. Достаточно лишь подойти к своему персональному компьютеру и «зайти» на определённый web-сайт. Система психологических Интернет-консультаций призвана помочь людям, не имеющим возможности воспользоваться очными консультациями и/или боящимся первой в своей жизни очной психологической консультации. Мы не призываем пользоваться психологической Интернет-консультацией постоянно, – очные консультации, в общем и целом, как нам представляется, более эффективны, мы лишь подчёркиваем плюсы Интернет-консультирования, понимая его объективные минусы. При большом желании конкретного постоянного клиента какого-либо психолога Интернет-консультанта и при желании этого специалиста-психолога, – они могут потом встретиться «очно».

Психологическое Интернет-консультирование позволяет осуществлять интеграцию специалистов разных направлений психологии и психотерапии даже на одном профессиональном консультационном web-сайте, – в целях оказания быстрой, квалифицированной психологической помощи «широкому спектру» клиентов. Система психологического он-лайн Интернет-консультирования позволяет участвовать в консультационных Интернет-проектах большому количеству специалистов, возможно из разных регионов, даже из разных стран, работающих в русле различных психологических школ и течений. Клиенты имеют возможность выбрать того профессионала, который им ближе по стилю (содержанию) работы. Система психологического Интернет-консультирования открыта и доступна каждому, – как специалистам, так и клиентам. Одновременно на одном профессиональном психологическом консультационном web-сайте могут консультироваться несколько десятков людей. Система психологического он-лайн Интернет-консультирования, в общем плане, представляет собой группу информационных и технологических программ и проектов, позволяющих, наряду со сказанным выше, организовать и закрытые, индивидуальные консультации в рамках приватных отношений клиент-специалист. Все профессиональные специалисты-консультанты проходят супервизию. Вся информация, полученная от клиентов остаётся конфиденциальной. Вопросы о форме, т.е. о способе психологических консультаций клиенты могут задавать на самом форуме («в чате»), и/или получить предварительную информацию, заполнив соответствующую информационную анкету на профессиональном консультационном web-сайте в графе «контакты».

Одно из главных преимуществ Интернета - это возможность для людей общаться между собой на очень отдалённых расстояниях, при желании, – с полной анонимностью. Причем, благодаря возможностям Интернета, это общение может проходить и в режиме реального времени – on-line, а не только в режиме off-line, – «пошагово», в форме электронных писем-вопросов и электронных писем-ответов. Ценность для клиентов возможности общения с консультантом на дистанции, но в реальном времени, «здесь и теперь», «здесь и сейчас», on-line – трудно переоценить. Если не углубляться в технические тонкости того, как это происходит, то факт налицо, – любой человек сел за компьютер, зашёл в «мировую информационную паутину» и общается с «кем хочет» и «как хочет», - получает (в том числе бесплатно!) любые психологические консультации и т.д., и пр., и т.п.

Психологические проблемы «присутствуют» у всех людей, – у кого-то – «больше», у кого-то – «меньше». Но не всегда у человека есть возможность обратиться к хорошему специалисту-психологу. Даже если такая возможность имеется, то человек просто зачастую не знает, как найти хорошего психолога и что это вообще на самом деле такое – «психологическое консультирование». Тем более, у многих людей существуют опасения, что если близкие или знакомые узнают, что «у тебя есть какие-то проблемы», «ты, оказывается, ходишь к психологу», то отнесутся к этому с подозрением. Например, мужчины часто не решаются идти к психологу, потому что расценивают это как признак слабости. Даже близкие люди, друзья, не говоря уже о коллегах по работе, мягко говоря, не всегда поддерживают человека, решившегося на психологическое консультирование.

В нашей стране культура обращения на очные консультации к психологу недостаточно пока сформирована.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.