Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Этапы осуществления психологической профконсультации






1. Первичная профконсультация.

Это форма психологической профориентационной консультации, в процессе которой происходит обучение правилам выбора профессии, даётся информация о многообразии профессий и т.п. Консультируемому, в контексте профессионального выбора, открывается информация о его познавательных интересах и склонностях (клиенту сообщаются данные предварительного анализа его личностных профессионально значимых качеств). Возможна, основанная на соответствующей психологической диагностике и предметном обсуждении специфики профессий и личностных склонностей консультируемых, групповая форма такого рода психологического профконсультирования.

Результатом первичной профконсультации является повышение степени осознанности, ответственности выбора оптантом («оптант» – термин Е.А. Климова, – человек, профессионально самоопределяющийся, «входящий в профессию») сферы деятельности и профессии. Так же результатом такой консультации является общее профессиональное самоопределение консультируемого и составление совместно с ним примерного плана его профессионального развития (СМ. ПРИЛ. № 4).

2. Углублённая индивидуальная профконсультация.

Эта форма профессионального консультирования основывается на глубоком, всестороннем изучении личности клиента, на исследовании его склонностей, интересов, состояния здоровья и физического развития, типа мышления, особенностей характера, задатков и способностей и пр. Здесь производится комплексная оценка всех базовых личностных свойств и качеств клиента (СМ. ПРИЛ. № 4). Итогом подобного рода психологической консультации выступает формирование краткосрочного, среднесрочного и долгосрочного детального плана профессионально-личностного развития клиента. Так же, в этих случаях, предполагается проведение ряда повторных психоконсультационных профориентационных встреч с клиентом. Во всех случаях, психолог-консультант, практикующий профориентационное консультирование, обязан чётко разбираться в вопросах общей психологии (знать познавательные процессы и психологию личности), в социальной психологии, в психологии общения и взаимодействия. [82]

Иногда, к психологу-профконсультанту обращаются взрослые (не молодые) люди, которые недовольны избранной сферой профессиональной деятельности, профессией, или той работой (условиями работы), которую им приходится выполнять, и у них возникает желание сменить свою профессию/работу. Нередко бывает так, что человек в целом удовлетворён своей профессией (областью профессиональной деятельности), но его не устраивают условия работы, место работы, оплата труда, и он изъявляет желание их изменить, а при этом, конечно, сильно тревожится по данным вопросам.

В подобных ситуациях, психологу-профконсультанту надо постараться понять, что возможности оказания реальной, полноценной, психологической профориентационной помощи, в данном контексте, уже взрослому (сформировавшемуся) человеку (клиенту) объективно ограничены. В чем же, здесь, психолог-консультант может поспособствовать клиенту? Психолог-консультант может помочь клиенту объективно разобраться в имеющейся ситуации и, с учётом всех социальных обстоятельств профессионального личностного развития клиента, помочь ему принять правильное, разумное и взвешенное решение о его дальнейшей профессиональной самореализации.

Реальная профконсультативная помощь психолога-консультанта клиенту среднего возраста, в вышеназванных условиях, может заключаться в следующем.

1. Клиенту, в подобных обстоятельствах, содержательно необходимо задать следующие основные вопросы:

· Расскажите о своей работе, чем Вы занимаетесь?

· Нравится ли Вам (интересна ли и пр.) сфера Вашей профессиональной трудовой деятельности?

· Увлекают ли Вас Ваши профессиональные рабочие обязанности, чувствуете ли Вы, что профессионально развиваетесь на Вашей работе (в ходе работы), на Вашем рабочем месте?

· Как складываются Ваши личные взаимоотношения с окружающими людьми, коллегами, производственным коллективом?

· Как Вы реально (официально и неофициально), профессионально зависите по работе от окружающих Вас людей, – коллег, начальства?

· Есть ли какие-либо правила, нормы поведения и взаимоотношений, которые сложились в Вашем рабочем коллективе и выполняются его членами (подавляющим большинством членов коллектива)?

· Устраивают ли Вас эти нормы и правила поведения? Выполняете ли Вы их по доброй воле?

2. Провести разностороннее психодиагностическое обследование клиента, рассчитанное на то, чтобы выяснить, имеются ли у клиента нужные задатки и способности, есть ли у клиента пролонгированная (устойчивая во времени) психологическая готовность для освоения новой сферы деятельности, профессии, для смены условий труда и/или места работы.

В целом, для проведения психологической профконсультации, обязательно надо иметь разнообразные методики и тесты для профдиагностирования [83] клиентов, а так же иметь информацию об общих рабочих показаниях и противопоказаниях к разнообразным профессиям (информацию об обязательных требованиях к типичному представителю профессии). Психолог-профконсультант должен знать профессиограммы [84] специальностей, характерных для того региона/района, где он осуществляет свою профессиональную практику.

Обработав результаты профдиагностики и/или личностной психологической диагностики клиента, психолог-консультант, в предметно-тематической беседе, посвящённой профессиональному ориентированию клиента, сообщает ему своё взвешенное заключение о его профессиональных (профессионально-личностных) качествах, – вместе с соответствующими рекомендациями по профессиональному определению клиента и его становлению (формированию) в профессии.

Все рекомендации даются тактично, доверительно ведь, вероятно, решается судьба человека с социальной и профессиональной точек зрения. Попутно, психолог-консультант развивает профессиональную самооценку клиента, – обоснованно указывает ему на профессионально (социально) положительные качества его личности, являющиеся значимыми для определённой сферы трудовой деятельности, направляет и поддерживает клиента в развитии его профессиональных ЗУНов. [85]






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.