Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Тема № 11. Профессиональное (профориентационное) психологическое консультирование






Профессиональное (профориентационное) консультирование, в качестве отдельного (самостоятельного, особенного) вида психологического консультирования, содержательно отражает психологические консультации, направленные на работу с проблематикой профессиональной ориентации личности, профессионального становления, профессиональной деятельности, развития личности в профессии. Именно так понимается термин «профессиональное» в названии этого вида консультирования. Психолог-консультант, при этом, концентрируется на работе с профессионально-важными качествами клиента (такими, например, как индивидуальный стиль деятельности, коммуникативно-организаторские склонности и мн. др.). [81]

Профессиональное (профориентационное) консультирование, как вид психологического консультирования, связано с решением следующих основных вопросов:

· выбор клиентом профессии (профориентационная психологическая работа, проводимая консультантом);

· смена клиентом профессии и/или сферы деятельности (вплоть до смены места работы);

· совершенствование и развитие профессиональных способностей, умений и навыков клиента (психологическая профессиональная помощь и поддержка);

· организация труда клиента (помощь ему в планировании времени, отводимого на профессиональные занятия, развитие его индивидуального стиля трудовой деятельности и т.п.);

· повышение (укрепление) личностной работоспособности клиента;

· работа, направленная на развитие социальной «уживчивости» клиента.

Традиционно, смысл профконсультационной психологической помощи, видится в «выдаче» профессионально самоопределяющемуся старшекласснику рекомендаций по выбору личностно подходящей для него профессии и/или сферы деятельности (Пряжников Н.С.). В более современном понимании данных вопросов, смысл и значение профконсультативной психологической помощи сводится к постепенному формированию у подростка/юноши внутренней готовности к осознанному и самостоятельному планированию, корректировке и реализации своих профессиональных планов и перспектив (Гусейнова В.В.).

Климов Е.А., отечественный классик по всем данным вопросам, предлагает следующий план психологической профориентационной работы с профессионально самоопределяющимся старшеклассником (старшим подростком).

1. Выяснить профессиональные намерения старшеклассника.

· Что собираешься делать после школы: учиться, работать, и то и другое?

· В каком учебном заведении собираешься учиться (если клиент намерен получать дальнейшее среднее специальное или высшее образование)?

· Опиши основное содержание будущей профессиональной деятельности и базовые профессиональные требования, которые к предъявляются к человеку, овладевающему данной профессией.

2. Выявить интересы, склонности, способности, умения старшеклассника.

· Назови свои любимые учебные предметы и занятия во внеучебное время. Что тебе в них нравится?

· Какие способности и умения ты находишь (видишь) у себя и насколько они развиты, по твоему мнению?

· Есть ли у тебя способности и умения для успешной деятельности в выбранной профессии?

· Как ты развиваешь свои способности и умения?

· Как родители (другие взрослые) повлияли (влияют) на развитие твоих способностей и умений?

3. Установить, совпадают ли выявленные выше интересы, склонности, способности, умения старшеклассника и объективные профессиональные требования (т.н. профессиограмма) к определённому конкретному виду профессиональной деятельности.

4. Изучить, какие личностные качества (навыки, умения, психологическая направленность) у старшеклассника ярко выражены, а какие надо развивать.

5. Проверить психологическую готовность старшеклассника к выбору профессии.

6. Дать старшекласснику и его родителям психологические рекомендации, связанные с анализом личностных свойств старшеклассника, рекомендации по выбору им наиболее подходящей для него сферы деятельности/профессии.

Критерии правильного (рационального, «взвешенного») выбора профессии:

· Клиент хорошо представляет себе будущую профессию, знает её особенности, принимает (разделяет) профессиональные ценности этой профессии.

· Мотивы и интересы клиента согласованы с его способностями и знаниями.

· Клиент имеет адекватную самооценку имеющихся у него на текущий момент умений и навыков, значимых для данной конкретной профессии.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.