Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Использовать вербальный канал общения. 2 страница






>

ОБЩЕНИЕ

Особенно ярко проявляется комплекс неполноценности при общении с окружающими. Подросток–астеник тянется к сверстникам, скучает без них, но и устает от их общества.

«Они не любят формального общения в шумной компании и предпочитают ей общение с близким другом. Они очень разборчивы в выборе друзей, в дружбе верны и привязчивы».

Для успешной социальной адаптации недостаточно выраженной эмпатии, ума, доброты. Необходимо чувство самоуважения, нормальная самооценка, ощущение некой внутренней силы. Именно дефицит этой силы приводит к тому, что астеник в любых иерархических построениях занимает незавидное положение.

Его выраженный комплекс неполноценности приводит к чрезвычайно низкому уровню притязаний, он просит от жизни так мало, он не готов отстаивать значимость своей личности, бороться за свое счастье, в результате оказывается на нижних ступенях любой иерархической лестницы.

Ощущение превосходства окружающих, необходимость как–то отстаивать свои права, идти, превозмогая себя, «наступая на горло собственной песне», на ненавистную для него демонстрацию силы, понимание всех своих проигрышей в общении, невозможность установить симметричные отношения — все это приводит к тому, что общение истощает астеника. Контакты с окружающими становятся энергоемким процессом и отнимают огромное количество сил. Поэтому отдых, периоды одиночества необходимы ему для восстановления.

>

ОБУЧЕНИЕ

Интеллектуальные достижения астеника могут быть значительными, что обусловлено особенностями его мышления, включающими способность легко усваивать новую информацию, легко переключаться, анализировать, логически мыслить, прогнозировать, предлагать нетривиальные решения.

Если подросток–шизоид гордится своим интеллектуальным превосходством, то астеник стесняется его и всячески старается преуменьшить ценность своих интеллектуальных достижений.

Астеник с удовольствием помогает отстающим, увлеченно занимается волонтерской работой.

У него прекрасные отношения с учителями, и он жалеет их за их нелегкую работу.

Родители с огорчением отмечают, что, несмотря на интеллектуальные достижения, подросток–астеник лишен какой–либо амбициозности и его жизненные цели явно занижены.

>

СЕКСУАЛЬНОЕ ЧУВСТВО

Сексуальное чувство подростка–астеника является своеобразным индикатором степени его психологического здоровья.

Чем более здоров подросток, тем большим ощущением счастья наполняет его состояние влюбленности. Чем меньше он верит в себя, тем сильнее его сексуальное влечение окрашивается переживанием собственной неполноценности, страхом быть отвергнутым, сильнейшей психологической зависимостью от объекта своей влюбленности.

>

ОТНОШЕНИЕ К ДЕНЬГАМ

Деньги приобретают новый смысл. При их помощи можно претендовать на более уважаемое положение в группе, угостить друзей, устроить тусовку. Однако другие подростки часто корыстно пользуются щедростью астеника, и она мало влияет на его положение в группе.

>

ПРИВЫЧКИ

По–прежнему вокруг него порядок. Он обязателен, пунктуален, никогда не подведет, не опоздает. В силу слабости психики и соматики астеник нуждается в регламентированном образе жизни: рациональном питании, правильном режиме дня, достаточном количестве сна и т.п.

На фоне подобного щадящего режима он чувствует себя неплохо и может продуктивно работать. Он любит иногда побыть один, но его одиночество — это не бегство от людей, а отдых, столь необходимый его нервной системе.

>

ХОББИ

Нежная, высокоорганизованная психика астеника проявляется в его увлечениях. Он запоем читает, пытается сочинять стихи, писать или хотя бы ведет дневник. Многие астеники хорошо рисуют, лепят. Необычайно чувствительны они к эстетике жилища и часто проявляют себя в дизайне.

Как тонко астеник чувствует красоту, щедро разлитую в мире… Музеи, выставки, музыка, природа — в этом мире он чувствуют себя спокойно и уютно.

>

НАРУШЕНИЕ ПОВЕДЕНИЯ

Пагубные привычки «в виде алкоголизма, наркомании, правонарушений, побегов из дому, бродяжничества для них не свойственны. Реальную опасность представляет суицид, особенно в случае сильных психических травм. Суицидальные мысли в тяжелые минуты могут часто посещать таких подростков» (2).

>

ОТНОШЕНИЕ К ЖИВОТНЫМ

Особую роль в жизни астеника играют домашние животные. Собаки обладают прямо–таки магическим психотерапевтическим воздействием на детей и подростков с астеническим характером, создавая у них столь необходимое им ощущение защищенности, снижая их тревожность и страхи.

Утонченная эмпатия и интуиция позволяют астенику верно угадывать состояние животного, что в соединении с астенической потребностью заботы создает удивительный сплав, объединяющий два существа.

>

СПОРТ

Астенический подросток не расположен к спорту, не достигает в нем особых результатов. Семье приходится приложить немало усилий, чтобы заставить подростка–астеника хоть как–то заниматься спортом. Он часто ненавидит уроки физкультуры и старается всячески от них отлынивать.

Если семья не делает попыток вовлечь его в спорт, астеник может оказаться совершенно неспортивным, не будет уметь плавать, всю жизнь будет бояться кататься на коньках, никогда не съедет с горы и т.д.

Однако, если благодаря подталкиванию семьи он начинает заниматься спортом, это несколько поднимает его самооценку.

>

ФИЗИЧЕСКОЕ ЗДОРОВЬЕ

По–прежнему астеник болеет чаще других, причем самый незначительный стресс вышибает его из седла. Гастроэнтерологические проблемы, жалобы на сердце, хронические заболевания носоглотки, гипотония — по–прежнему плата за слабость нервной системы очень высока.

При невротизации заболеваемость возрастает, появляется болезненная углубленность в размышления о здоровье, возникают невеселые мысли о каком–то тяжелом, может быть, смертельном заболевании.

>

КОЛЛЕДЖ

Благодаря своему яркому интеллектуальному потенциалу астеники поступают в лучшие колледжи страны. Астеник прекрасно и с удовольствием учится, однако все время старается занижать свои интеллектуальные успехи. И опять ему так нужна поддержка близких, которые его подбодрят, подтолкнут, вольют в него хоть капельку амбициозности и заставят выдвигать более высокие жизненные цели.

К. закончил один из лучших американских колледжей, причем за четыре года в дополнение к программе бакалавра по двум труднейшим специальностям почти окончил Master program. Принял решение писать кандидатскую диссертацию в маленьком захолустном колледже. Под давлением семьи подал заявление в Принстонский университет, куда был немедленно принят на полное обеспечение, покрывающее стоимость обучения с выплатой достаточно внушительной ежемесячной стипендии.

Часто астеники лучше функционируют, если живут дома, а не в общежитии.

>

ВЫБОР ПРОФЕССИИ

Подростку–астенику нужно не только правильно выбрать профессию, но и специально подготовиться к выходу на рынок рабочей силы.

Здесь требуются люди с позитивным мышлением, хорошими навыками общения, любовью к преодолению препятствий, люди, получающие удовольствие от самостоятельного принятия решений, способные добиваться цели, к тому же готовые пойти на демонстрацию силы при защите интересов своей группы. Здесь ценят нормальную самооценку, умение держать улыбку, вести непринужденный и ничего не значащий разговор.

Все хотят циклотимиков. Американский рынок рабочей силы ориентирован на особенности чисто циклотимического характера. Заниженная самооценка астеников и их коммуникативные проблемы могут обесценивать их отличное образование, и они с трудом приспосабливаются к требованиям рынка рабочей силы, пробуксовывают на стадии собеседования.

Астенику прекрасно подходят профессии, связанные с заботой о других, предполагающие глубокое понимание и сочувствие к людям, — врач, медсестра, преподаватель, особенно учитель младших классов, специалист по дошкольному воспитанию, психотерапевт, психолог, работник системы социального обеспечения.

Высокий интеллектуальный потенциал позволяет им преуспевать в науке, высоких технологиях, преподавании в колледжах. Точное восприятие образа и звука открывает возможности стать музыкантом, художником, дизайнером.

Любовь к порядку и регламенту делает их незаменимыми в бухгалтерском деле, финансовой отчетности. Для них желательна работа с заранее очерченным стереотипом обязанностей, предполагающая общение с небольшим количеством людей, исключающая принятие на себя

большой ответственности. Астеникам не подходят профессии, связанные с необходимостью быстро принимать решения и адаптироваться к постоянно изменяющимся условиям.

>

ВЗРОСЛЫЕ

>

САМООЦЕНКА

Самооценка у астеника занижена, у него низкий уровень самопринятия, он неправильно оценивает свои ресурсы и имеет тенденцию их занижать, у него низкий уровень заботы о себе.

Заниженная самооценка астеника приводит к неуверенности и тревоге, фиксации на негативных сторонах жизни, страху перед изменениями, сложности адаптации к новым условиям.

>

ОБЩЕНИЕ

В общении астеник проявляет чувствительность к чужому мнению, признание прав окружающих на фоне собственного уничижения, стремление занимать низшие ступени в любых иерархических построениях.

Циклотимик, испытывая привязанность, любовь, даже страсть, все равно сохраняет независимость и самоуважение. Астеник растворяется в любви, становится зависимым в любых близких связях, дружеских и любовных, иногда полностью утрачивает ощущение собственного «я».

>

ОТНОШЕНИЕ К ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ

При восприятии мира мы сами создаем сцену, сами ставим подсветку, являемся и режиссером, и сценаристом, и рабочим сцены. Главное — именно мы надеваем маски на актеров.

Сценарий, созданный астеником, всегда о любви, гармонии. Мягкие лучи его внутреннего мира освещают сцену; нежные, мягкие маски надеты на актеров, и астеник в восторге от своей работы. Он любит свое детище, нежный, робкий мир, созданный его потребностью любить всех и все.

Но астенику постоянно приходится испытать потрясения от сознания того, что его внутренний мир не соответствует реальности. А она врывается в его нежный мирок, грубая и агрессивная. Она разбивает голубоватые и розоватые фонарики, создающие нежнейшую подсветку на сцене, и включает безжалостное яркое освещение, выхватывающее и делающее очевидным грязь, зло, недоброжелательность и зависть.

Конфликты между внутренней схемой и реальной жизнью приводят к появлению тревоги и недоверия к миру. В жизнь астеника входит амбивалентность, т.е. двойственное отношение, одновременное существование в сознании двух взаимоисключающих мотивов.

Любовь к миру и потребность изливать на других поток тепла, любви, заботы сосуществуют с тревогой и страхом перед окружающей реальностью. Эта амбивалентность проходит вместе с астеником через всю его жизнь и является одним из оснований его склонности к невротическим реакциям и неврозу.

>

ТЕСТИРОВАНИЕ РЕАЛЬНОСТИ

Внутри астеников находится чувствительный детектор для получения информации, идущей от мира. Им свойственна утонченная эмпатия, способность к сопереживанию с каждым человеческим существом, животным, деревом и травой.

Если циклотимик видит красоту мира, созданную четкими линиями, обрисовывающую всю его привлекательность, то астеник чувствует все полутона, оттенки и тонкие переливы. Нежнейшая пастель астенического восприятия создает утонченную реальность, освещенную мягкими лучами его любви к людям, миру природы, любому живому существу.

Циклотимик как бы скользит по поверхности образов мира, восприятие астеника обладает глубиной, уникальной особенностью проникать внутрь любого живого существа. Как легко он может увидеть мир чужими глазами, почувствовать всю гамму ощущений, испытываемых другим человеком.

Циклотимик при восприятии мира всегда остается доброжелательным, но отстраненным наблюдателем. Это не дано астенику, который остро реагирует на любую мелочь, все принимает близко к сердцу, резонирует на любое движение окружающей жизни.

Несмотря на блестящий интеллект астеника его суждения о мире часто неточны. Идеализация окружающих на фоне самоуничижения — плохая союзница в момент тестирования реальности. К тому же он видит ситуацию через призму своей заниженной самооценки, расположившись в самом низу иерархической лестницы.

>

СУЖДЕНИЯ

Астенику сложно верно оценить, какой тип поведения наиболее оптимален в данных условиях. Даже если умом он понимает, как лучше достичь желаемой цели, его подсознательное желание унизить себя возьмет вверх и он выберет дорогу уступок и попрания своих прав.

>

СИЛА СОЗНАНИЯ

Сознание астеника находится между двумя могущественными силами. С одной стороны — это социальные нормы, которых астеник побаивается и которым он так хочет угодить.

С другой — на него оказывают давление тревога, страх, неуверенность в себе, рвущиеся из его подсознания и стремящиеся приобрести контроль над его поведением.

Сознание превращается в слугу двух господ, оно становится ареной борьбы двух монстров. И чем более невротизирован астеник, тем сильнее его стремление угодить и тем и другим.

Чем более он здоров и психологически проработан, тем меньше чувствителен он к мнению окружающих и тем в большей степени способен контролировать свои подсознательные импульсы.

>

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ЗАЩИТА

У астеника слабая нервная система, что проявляется в низкой стрессоустойчивости, слабости механизмов психологической защиты, удивительной восприимчивости к самым разным раздражителям, ранимости, легкости невротизации. Многие астеники сознают хрупкость своей нервной системы и страдают от этого.

Астеник готов любить мир и людей, он стремится не замечать их негативные стороны. Ему так хочется идеализировать окружающий мир, и, чтобы сохранить эту радужную картину, он часто применяет отрицание, что позволяет ему игнорировать негативную информацию о других людях.

Он с удовольствием применяет идеализацию, при помощи которой наделяет других людей несуществующими положительными чертами. С легкостью идеализирует он эпилептоидов и шизоидов, а затем старается приспособиться не к реально существующим людям, а к своему вымыслу.

Астеник не может заставить других пойти навстречу его желаниям и отвоевать право на удовлетворение своих потребностей. Его мучают воспоминания об ошибках и обидах прошлого. И, чтобы освободиться от чувства горечи, астеник применяет репрессию, вытесняя весь этот тяжкий груз в подсознание.

>

МЫШЛЕНИЕ

Астеник обладает блестящими интеллектуальными способностями. Но как часто его интеллект вовлечен в нелепую борьбу, которую ведут с сознанием две армии — суперэго (социальные нормы) и подсознание.

Победа сознания и его освобождение приводят к раскрепощению и росту интеллектуальных потенциалов.

>

ЮМОР

Юмор тонкий, блестящий, спонтанный. «Если жена изменила вам, то она не изменила отечеству».

>

ВНЕШНИЙ ВИД

Астеник предпочитает неяркие цвета в одежде, как бы маскируясь под асфальт, стараясь оставаться незаметным. Однако в хорошей одежде, как в доспехах, он чувствуют себя спокойнее и увереннее.

Астеник отличается моторной неловкостью, скованными движениями, невыразительной мимикой, отсутствием жестикуляции. В случае резкого занижения самооценки у него появляется тоническая сутулость.

>

ОТНОШЕНИЕ К ДЕНЬГАМ

Циклотимик рассматривает деньги как средство для получения наслаждения, эпилептоид видит в них эквивалент власти, шизоид использует как дань, которой можно откупиться от семьи и получить право на чудачества.

Для астеника деньги необычайно важны как средство, снижающее его страх перед будущим и гарантирующее ему выживание в будущих катастрофах. Такое выражение, как «черный день», создали, несомненно, астеники, и «откладывать деньги на черный день» была, конечно, именно их идея.

>

ОТНОШЕНИЕ КО ВРЕМЕНИ И ПОРЯДКУ

Он прекрасно планирует время, всегда у него заготовлен бесконечный список дел. Повышенное чувство ответственности не дает ему покоя, и часто он впадает в состояние паники по поводу несделанных дел. Циклотимик посоветует ему плюнуть на все, эпилептоид расскажет, как переложить обязанности на плечи других, шизоид пожмет плечами и предложит сыграть в шахматы.

Астеник необычайно пунктуален, ненавидит опаздывать и приходит немного раньше назначенного времени.

В доме у него идеальный порядок, все лежит на своих местах, каждую мелочь он может найти с закрытыми глазами. Все спланировано, предусмотрено, лишь чувство непонятной, внезапно приходящей тревоги отравляет его, в общем–то, благополучную жизнь.

>

СЕКСУАЛЬНОСТЬ

К невысокой сексуальности астеника приводит не только слабость нервной системы. Повышенная любовь к родителям, доходящая до психологической зависимости, направление либидо на родителей также препятствуют нормальному развитию сексуальности.

Особенностью сексуальной жизни астеника является нежелание вести дискуссии по поводу интимной жизни. Если он испытывает какое–либо неудобство или дискомфорт, он не решится высказать это вслух.

Кроме того, сексуальная жизнь астеника необычайно зависит от стрессов и психологического климата в семье. Если циклотимик, эпилептоид и шизоид проявляют свою сексуальность вне зависимости от того, уплачено по счетам или нет, хорошее настроение у начальника или нет, пришел ли сын–подросток в 10 часов или в 2 часа ночи, то у астеника все не так. Для проявления его сексуальности он должен быть отдохнувшим, в хорошем настроении (что бывает нечасто), его ничего не должно огорчать (что почти невозможно).

Если же происходит реальный стресс, интимные отношения супругов могут быть прерваны на несколько месяцев. Столь непростая сексуальная жизнь приводит к не–вротизации супругов и создает условия для возникновения фригидности у женщин и импотенции у мужчин.

>

АМБИВАЛЕНТНОСТЬ

Лишь на первый взгляд поведение астеника кажется однозначным. Оно амбивалентно, двойственно. Личность астеника представляет собой сложную структуру из хрупкого, почти неуловимого стержня, на который нанизаны оси.

Их полюсами являются признаки противоположные, казалось бы, исключающие друг друга. На полюсах оси находятся свойства, составляющие плюс и минус, сильную сторону личности и ее слабость.

Служение людямтенденция к занятию низких рангов. Как только у астеника складывается иерархия ценностей и определяются жизненные цели, самой важной становится идея служения, увеличение потенциала добра в мире. Астеники стремятся служить другим, оставаясь незаметными. Возможность приносить добро другим доставляет им радость и успокоение.

Однако прекрасная идея служения другим часто оборачивается против ее обладателя. Она трансформируется в слабость, в тенденцию признавать права других людей на фоне умаления своих прав и подавления своих желаний.

Любое сообщество, любая социальная группа напоминают лестницу, где каждый занимает свою ступеньку, свой ранг. Оказываясь в дружеской компании, офисе, семье, человек делает заявку на занятие определенного ранга.

Эпилептоид стремится к власти, к занятию самых высоких рангов. Циклотимик гораздо спокойнее относится к идее доминирования, но его сильная нервная система, яркость и многогранность талантов, соединенные с высокой самооценкой, выносят его на верхние ступеньки иерархической лестницы.

Астеник отказывается от заявки на достойное место в любой иерархии. Он пропускает вперед в дверь, ведущую к власти, благам и самореализации, представителей всех других характеров. Ему кажется, что они умнее, достойнее его, лучше справятся с задачей.

Однако высокий интеллектуальный потенциал, обязательность, чувство долга, преданность идее могут вынести его на высокую позицию. Но она тягостна для астеника. Ведь занятие ранга не означает окончательного решения сложнейших социальных игр, разворачивающихся вокруг вопроса о власти. Ранг нужно удержать.

Для эпилептоида борьба за ранг составляет смысл его существования. Циклотимик расценивает ее как преодоление препятствий и возможность совершенствовать коммуникативные навыки.

Мысль о том, что нужно бороться за свое положение, за удержание ранга, демонстрировать силу, выдерживать давление со стороны других приводит астеника в ужас. Лишь подталкивание семьи и друзей удерживают его на высоких позициях, да и то он совершает этот подвиг не для себя, а для других.

Тенденция астеника к занятию низших рангов в любой иерархии проявляется на работе, где он, как правило, несмотря на свои выдающиеся интеллектуальные способности, оказывается в приниженном положении.

«Им приходится терпеть невнимание, обиды, даже унижение от лиц, выше их стоящих, в результате чего у них образуется громадный запас неизжитых мелких психических травм, создающий общий напряженный и окрашенный недовольством тон настроения»(2).

Даже в случае значительного интеллектуального потенциала астеник редко занимает кресло руководителя. Власть над людьми совсем не привлекает его, он страшится ответственности, ему трудно подчинять себе людей, нелегко поддерживать дисциплину.

Астенику сложно создать нормальные иерархические отношения в семье, среди друзей, родственников и людей малознакомых. Его душевная мягкость может восприниматься окружающими как ущербность, а его слабость провоцирует выплески агрессивности со стороны окружающих.

Любовь к людям — жертвенность, ощущение себя жертвой. Глубокий интерес к людям, сопереживание, умение увидеть мир глазами другого существа, войти в мозг, в кожу другого человека, понять его боль, одиночество и тотчас откликнуться желанием помогать, утешать, поддерживать — эти удивительные свойства пронизывают существование астеника.

Однако, соединенные с низкой самооценкой, постоянной готовностью к самоумалению, они легко переходят в жертвоприношение. И собственные интересы, собственные желания и часто сама жизнь легко приносятся в жертву другим.

Астеник не видит в этом подвига, его заниженная самооценка нормализует это самоуничижение. Астеник — человек удобный для окружающих. Он легко идет на самоумаление, доходящее до жертвенности. «Мы любим людей за то добро, которое мы для них делаем», — говорила княжна Марья Болконская.

Но в ряде случаев астеник соглашается с идеей Швейцера: «Истинный гуманизм заключается в том, что человек не жертвует собой ради какой–либо цели». И тогда его самоумаление, хотя и кажется ему необходимым, заставляет его чувствовать себя жертвой.

Любовь к людям — избегание контактов. Яркая эмпатия астеника приводит к глубокому пониманию окружающих людей.

Пройдя через мучительные психотравмы, связанные с познанием мира людей, он уже хорошо видит их несовершенства. Если эпилептоид, видя недостатки окружающих, наполняется пренебрежением, мизантропством и оправдывает свою эксплуатацию другого человека, то астеник жалеет, любит этот несовершенный мир.

Каждый раз его сердце вздрагивает при соприкосновении со слабостью других, и, чтобы лишний раз избежать этого мучительного резонирования и сопереживания, он делает шаг назад.

Есть еще одна причина для некой дистанции, которую астеник создает между собой и окружающими: осознание своего проигрыша в иерархических построениях и понимание того, как сложно ему поставить себя наравне с другими людьми.

«Он уважать себя заставил».,. Если бы астеник овладел этим рецептом, этой спасительной тайной… А пока он знает, как легко другие люди используют его в своих целях. Иногда ему кажется, что «ад — это другие», но он любит этих людей, и ему не дано другого мира, другой реальности.

Причиной существования дистанции, отстраненности и даже избегания людей является и осознание легко возникающей зависимости в близких связях.

С каким наслаждением астеник растворяется в любви к другому человеку, и как горько осознавать все негативные последствия этой так легко возникающей зависимости.

Чувствительность к чужому мнению — высокий уровень морального развития. Астеник соткан из противоречий. Его высокая чувствительность к чужому мнению, боязнь

обидеть своим несогласием, невозможность пойти на самую легкую конфронтацию с окружающими, желание придержать дверь и пропустить всех вперед, попытка отгадать желание другого человека еще до того, как оно будет высказано, и осуществить его еще до того, как астеника об этом попросят, — все эти черты создают образ человека податливого, казалось бы, вообще не имеющего собственного мнения.

В какой кинотеатр пойти, куда поехать отдыхать, что делать в тысячах мелких бытовых ситуаций, в которых существует проблема выбора, — во всех этих ситуациях астеник с легкостью пойдет на поводу у других, подавляя свои собственные желания и мнения.

Но каково же изумление окружающих, когда вдруг это робкое существо становится тверже железа. Значит, существуют все–таки обстоятельства, когда астеник может пойти против окружающих, оказаться в меньшинстве и даже в одиночестве, но не поменять собственного мнения? Подобная метаморфоза происходит с ним в ситуациях, связанных с моральными принципами.

Многие астеники отличаются высоким уровнем морального развития. При всей своей слабости, уступчивости и неуверенности в себе они могут быть жесткими и непреклонными, если дело касается морали.

Так, Эмиль Золя, астеник, человек с утонченной психикой, много лет страдавший неврозом навязчивых состояний, пошел против большинства в деле Дрейфуса.

Аморальность тоталитарного режима подтолкнула многих астеников пойти на все сложности эмиграции, преодолевая присущий им страх новизны и неверие в себя.

В сложном, подчас жестоком мире, нередко направленном на подавление личности или на выработку у нее конформизма и подчинения, эти тихие люди хранят в себе потенциал добра, незримо увеличивают его количество в мире и передают следующему поколению эстафету морали, добра и сочувствия.

Легкость невротизации — максимальный потенциал развития. Угроза легко возникающей невротизации нависает над жизнью каждого астеника, как дамоклов меч. Слабая нервная система, утонченность внутреннего мира, тончайшее детектирование всех сигналов из мира внешнего предполагают легкость возникновения многочисленных поломок в работе нервной системы.

Тем более удивителен и парадоксален выход этого ломкого и хрупкого существа на высочайшие уровни психологического развития.

В определенный момент жизни астеник вступает в мучительный период, связанный с огромной внутренней работой. Как тяжела констатация совершенных ошибок, проблем, нерешенных в силу робости и деликатности натуры… Как мучительны сильнейшие амбивалентные чувства по поводу себя и окружения, вся эта разорванность эмоциональной сферы…

Сознание кричит о неправильно прожитой жизни, безжалостно напоминает об ошибках и требует принятия решения об изменении жизненной программы. Как на дисплее, проходит перед астеником его жизнь, в которой он с готовностью отмечает все свои слабости, свое нелепое неумение постоять за себя и добиться заслуженного отношения от других, свое мазохистское стремление уступить всем дорогу и встать в низу любой иерархической лестницы, свою столь удобную для окружающих жертвенность, свою унизительную мягкость и готовность принимать шлепки и обиды.

И, воссоздав эту картину, сознание говорит: «Ну, давай, откажись от этой программы, перепиши все заново и заживи достойной жизнью уважающего себя человека».

Однако подсознание заявляет: «Но ведь это все правда. И ты ничто, и никогда тебе не освободиться от страха перед другими. Ты боишься даже тех, кто любит тебя. Поэтому живи как живется, совершенствуй искусство принятия потерь и довольствуйся своей участью».

Сознание возражает: «Ты должен самореализоваться. Ты всегда думал об интересах других, подталкивал других людей вперед. Теперь отработка закончена, и сегодня пришел твой час. У тебя должна быть работа, достойная тебя. Ты должен изменить семейные отношения и заставить близких думать о твоих интересах. Отношения с друзьями должны стать более симметричными. Перемешай все карты и снова раздай колоду Перемени все свои роли и напиши новый сценарий».

Но подсознание посмеивается: «Где уж тебе, себя не переделаешь, это твоя судьба».

Как ясно видит астеник все пути для улучшения своего существования! Как славно могло бы быть его царствование в его крохотном королевстве…

Но ясность задачи лишь еще больше оттеняет его беспомощность, слабость энергетики и ничтожность ресурсов для осуществления тех восхитительных задач, которые создает перед ним разум.

И тогда из всего многообразия ролей, предлагаемых ему в гигантском театре жизни, он выбирает самую жалкую: роль вечного жалобщика, нытика, человека, всегда недовольного, изводящего окружающих нескончаемым потоком жалоб на жизнь и одновременно отвергающего все рецепты для ее улучшения.

Подсознание побеждает, астеник опускает руки. Он сознает все свое несовершенство, но отказывается делать что–либо для его исправления.

За свою робость, за свое психологическое самоубийство он платит высочайшую цену. Ощущение собственного несовершенства, понимание собственного отказа от какой–либо борьбы, постоянные все новые подтверждения собственной никчемности, новые унижения и обиды — все это создает колоссальное внутреннее напряжение.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.