Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Хозяйственный комплекс области.






План:

1. История развития хозяйственного комплекса.

2. Основные проблемы хозяйственного комплекса.

Хозяйственный комплекс Брянщинывходит в состав территориаль­но-производственного комплекса Центрального экономического района и представляет совокупность взаимосвязанных и взаимозависимых отраслей и предприятий, сформировавшихся в процессе длительного историческо­го развития.

Хозяйственный комплекс включает ряд межотраслевых комплексов — машиностроительный, конструкционных материалов (чёрная металлургия, строительных материалов, лесная и деревообрабатывающая, химия и др.), топливно-энергетический, аграрно-промышленный, транспортный и во­енно-промышленный комплекс (ВПК).

Основной контур территориально-отраслевой структуры хозяйства области сложился в конце XIX века. Первоначально на территории Брянщины возникают такие отдельные отрасли сельского хозяйства, как скотоводство, земледелие, пчеловодство и др., а также зачатки металлургии, кустарные промыслы и ремесла. Промышленный переворот в России, совершившийся в первой половине XIX века, начался на Брянщине лишь в середине века. Для региона, как и всей России, была характерна традиционная экономика, которой была присуща низкая эффективность и товар­ность. В связи со строительством железных дорог экономика региона вов­лекается в единый российский рынок, что способствовало росту товарности, углублению специализации и увеличению концентрации производств. Появляется промышленность, банки, растёт значение транспорта и связи.

В XX веке происходят существенные изменения в территориальной и отраслевой структуре. Помимо появления новых отраслей (электротехнической, электронной и др.) возникают и новые формы территориальной организации производительных сил как промышленные узлы (Брянский и Клинцовский).

Современная Брянщина является индустриально-аграрным районом и производит 0, 4% промышленной продукции страны, 1, 2% сельскохозяй­ственной продукции, на её долю приходится 0, 2% капитальных вложе­ний и 0, 4% розничного товарооборота страны при 1% населения России.

Развитию регионального хозяйственного комплекса способствует выгодное экономико -географическое положение и трудовые ресурсы. В связи с распадом СССР область становится приграничной, и изменение эконо­мико-географического положения также будет отражаться на уровне раз­вития производительных сил Брянщины. Дальнейшее развитие региональной экономики обусловлено активизацией конкурентных преимуществ, глав­ными факторами которых являются: природные ресурсы, емкий внутрен­ний рынок, значительный научно-производственный потенциал, свободные трудовые ресурсы и производственные мощности, развитая террито­риальная инфраструктура и высокий уровень образования населения.

 

Валовый региональный продукт (0.5%)

Инвестиции в основной капитал(0, 2%)

Продукция сельского хозяйства (1.2%)

 

Рис. 5. Удельный вес области в общероссийских основных экономических показателях в 1999 году

 

Богатая традициями промышленного производства и имеющая значительный экономический потенциал Брянская область в перспективе может стать одним из привлекательных для иностранных инвесторов регионов Центральной России. В первую очередь это связано с наличием в области развитого машиностроения и металлообработки, электротехнической, химической, деревообрабатывающей, легкой и пищевой отраслей промышленности, а также агропромышленного комплекса. На территории области действуют свыше 300 крупных и средних промышленных пред­приятий (их удельный вес в структуре объема промышленного производ­ства области составляет 88%) с численностью работников более 404 тыс. человек.

Производимая на предприятиях Брянщины продукция: судовые дизе­ли, дизель-генераторы, маневровые тепловозы, рефрижераторные секции и передвижные дизельэнергетические станции. Роторные экскаваторы и автокраны, дорожно-строительная, ирригационная, сельскохозяйствен­ная, сложная радиоэлектронная и бытовая техника, станки и технологи­ческое оборудование, стальное и чугунное литье, цемент и стекло, изде­лия из хрусталя и технического стекла, ткани и обувь — поставляется предприятиями в десятки регионов России и на экспорт.

Продукция таких акционерных обществ, как " Брянский машиностроительный завод", " Дятьковский хрусталь", " Кольцо" пользуется широ­кой известностью, а сами предприятия за развитие производства, качество изделий и международное сотрудничество были в разные годы удос­тоены призов " Золотой Меркурий", " Бриллиантовая Звезда" (в Мехико) и " Золотая Звезда" (в Мадриде).

Многие промышленные предприятия области оснащены современным оборудованием, обладают высококвалифицированными кадрами, науч­но-техническим потенциалом и способны в короткий срок увеличить объем промышленного производства в 2, 5—3 раза. Однако в силу происходящих в экономике России и Брянской области кризисных явлений, производственные мощности загружены только на 33%.

Социально-экономическое положение Брянской области в конце 90-х годов отличалось созданием предпосылок к стабилизации в производстве и социальной сфере. На протяжении последних лет замедлился спад промышленного производства, сохранился низкий уровень инфляции, снижены процентные ставки по кредитам, повышались реальные денежные доходы населения, на уровне 20% сохранилась доля населения, имеющего доходы ниже величины прожиточного минимума. Положительная дина­мика промышленного производства продолжалась в последующие годы. Наблюдается оживление в большинстве отраслей: машиностроении, чер­ной металлургии, химической, стройиндустрии, лесной и деревообрабатывающей, легкой, пищевой промышленности. В то же время на предпри­ятиях электроэнергетики, мукомольно-крупяной и комбикормовой про­мышленности продолжался спад производства.

Большая часть промышленной продукции, более 94% всей продукции области, производилась в ОАО (на негосударственных предприятиях), где наблюдался избыток рабочей силы. Поэтому продолжала сокращаться численность занятых в промышленном производстве (почти в 2 раза по сравнению с 1990 годом), её рост произошел в органах управления (на 12%), в торговле (11%) и финансовых организациях (20%).

Аграрно-промышленный комплекс наряду с машиностроительным, конструкционных материалов, топливно-энергетическим и другими яв­ляется важнейшей составной частью хозяйственного комплекса области. В нем занято около 20% трудовых ресурсов и производится 37% региональ­ного продукта. Центральным звеном АПК. служит сельское хозяйство, которое, несмотря на дотацию сельскохозяйственным производителям, сократило выпуск своей продукции. Надо отметить, что благодаря регули­рованию цены на продукты питания были чуть ниже, чем по стране в целом. Изменилась отраслевая структура сельского хозяйства региона. Если в 1994 году продукция животноводства занимала 2/3 объема сельскохо­зяйственной продукции области, то в 2003 году — 44%.

Работа транспортного комплекса на территории Брянской области характеризуется следующими изменениями: в структуре транспорта увеличилась доля автомобильных перевозок при уменьшении доли железнодо­рожных и воздушных, снизились объемы грузооборота, воздушный транс­порт переориентировался с преимущественно пассажирских перевозок на грузовые. Объемы перевозок грузов всеми видами транспорта за 1990— 2000 гг. сократились в 4 раза, а грузооборот — в 3, 3 раза.

Брянская область является одним из потенциально перспективных регионов России для развития международной торгово-экономической деятельности. Занимая промежуточное положение между столицами трех госу­дарств — Минском, Москвой и Киевом — область имеет развитую транс­портную инфраструктуру, которая через железнодорожные и автомобиль­ные магистрали связывает многие регионы европейской России между со­бой и странами зарубежной Европы. В области имеются три крупных желез­нодорожных узла: станция Брянск-1, Брянск-П (сортировочная) и участ­ковая станция Унеча. Общая протяженность железных дорог Брянщины составляет около 1000 километров, автомобильных — более 10 тыс. км, в том числе 68% из них имеют твердое покрытие. В 1994 году в Брянске введен в действие новый, расположенный на международной трассе К.-22 аэропорт " Брянск", которому в 1995 г. присвоен статус международного.

Начиная с 1992 г., потребительский рынок постоянно подвергался снижению общего объема розничного товарооборота (в среднем на 14%). В 1999 г. оборот розничной торговли составил 7765, 6 млн. рублей, что на 63, 8% больше, чем в 1998 году в фактических ценах и на 1.0, 5% меньше в сопоставимых ценах. В 1998—2003 гг. 74% продаваемых товаров было реализовано через торговые предприятия, 26% — за счет продажи на промышленных, смешанных и продовольственных рынках. За 2002 год в струк­туре товарооборота области произошло некоторое снижение доли продо­вольственных товаров (с 56, 0% до 52, 0%—6 млрд. руб.) и увеличение непродовольственных (с 44% до 47, 7%—13, 7 млрд. руб.).

Роль крупных оптовых предприятий, которых в 1991 году насчитывалось 10, традиционно занимающихся ввозом товаров в область, перешла к малым оптовым, число которых сегодня составляет 921, из них торго­вых посредников — 41.

Розничная торговая сеть прирастает преимущественно за счет малых предприятий, число которых увеличилось на 350 единиц. Увеличивается роль городских вещевых и продовольственных рынков. Удельный вес то­варов, проданных на рынках, в общем объеме товарооборота возрос с 22% в 1996 г. до 56% в 2003 году.

Активно формируются на Брянщине и элементы рыночной инфраструктуры: 72 организации области имеют информационно-вычислитель­ные центры, 69 — маркетинговые службы. С 1995 года в области функци­онирует телекоммуникационная информационно-поисковая система «Ры­нок товаров и услуг региона», представляющая собой территориальный распределительный программно-технический комплекс, который позво­ляет на основе современных компьютерных технологий решать задачи по анализу экономического состояния рынка, выявлять тенденции и перс­пективы в производстве продукции и осуществлять поиск выгодных ком­мерческих партнеров. Система оперирует с продукцией, спрос и предло­жение которой сформированы экономическими службами администрации области по заявкам 330 предприятий области. В базу данных включена информация о продукции 34 субъектов Российской Федерации и 11 субъек­тов стран СНГ. Общее количество наименований товаров и услуг в базе Данных свыше 3, 5 тысяч.

Внешнеторговый оборот области с положительного (до 1992 г.) сменился на отрицательный. Область в последние годы отличается устойчивым отрицательным сальдо внешнеторгового оборота. Внешнеторговый оборот составил в 2006 году 934 млн. долларов, из них: экспорт — 226 млн дол., а импорт — 757 млн. дол. и сальдо 530 млн. дол. По уровню приватизации предприятий торговли, общепита, бытового обслуживания Брянская область превосходит среднероссийские показатели. В экономической сфере, считая " либеральную" и " консервативную" модели региональной политики, местная власть в последние годы отдавала предпочтение последней чем объясняется медленное реформирование экономики, меньший уровень безработицы.

По уровню развития банковской сферы Брянская область занимает среднее место, а по обеспеченности банковскими учреждениями даже превосходит средние показатели по стране. С момента становления современной банковской системы в области было зарегистрировано около 2 банков. Из современных банков, действующих на рынке банковских ус луг, четко определился лидер — Брянский банк Сбербанка России, почти монополизировавший рынок в результате масштабного перелива де­нежных ресурсов предприятий и организаций в период августовское кризиса 1998г. Доля этого банка на рынке кредитов - 40, 8%, на рынке вкладов- 93, 9%.

В Брянской области в настоящее время работают 10 коммерческих банков. Из них один местный банк - КБ " Бежица -банк". Он ориентиро­ван на самого крупного корпоративного клиента ОАО " БМЗ". Остальные кредитные организации являются региональными филиалами крупных коммерческих банков Москвы и Санкт-Петербурга.

Подобно большинству регионов России Брянщине присущ бюджет­ный дефицит. Нехватка средств негативно отражается на развитии социальной сферы: образования, культуры, здравоохранения, муниципального транспорта. Особенно серьезные проблемы с поддержанием бюджетных отраслей в периферийных, преимущественно аграрных, районах: Стародубском, Климовском, Севском и других.

Сегодня в Брянской области объем госдолга составляет 12% к дохода бюджета. По этому показателю область находится на 11 месте в Центральном Федеральном округе. Госдолг Тульской, Смоленской, Курской и других областей округа в несколько раз выше, чем в Брянской области. На 1 и 14 местах этого рейтинга стоят, соответственно, Московская область г. Москва. По росту бюджетных поступлений за три после кризисных (1998) года Брянская область занимает второе место после столицы в Центральном Федеральном округе.

Сложной ситуацией сохранялось положение в инвестиционном секторе. Объем инвестиций в основной капитал практически ежегодно сокращался до 1998 года.

Начиная с 1990 г. по 1993 г. наблюдалась тенденция снижения инвестиций в 2, 1 раза. В 1994-1995 гг. падение прекратилось, и впервые наметилась обнадеживающая тенденция к росту инвестиций за весь период ры­ночных преобразований. В 1995-1997 гг. наблюдается неустойчивое состоя­ние инвестиционного процесса в области, и лишь с 1998 г. и в последую­щие годы происходит устойчивый рост инвестиционной активности. Струк­тура инвестиций по формам собственности выглядела следующим образом (2000г.): на государственную собственность - 24, муниципальную - 8, частную - 41, смешанную - 24, иностранную - 5% от всех инвести­ций в основной капитал.

Только в течение 2000 года объем поступивших в область иностран­ных инвестиций составил 6 млн. долларов США, в 2003 г - 6 4 млн. долларов. Наиболее привлекательными областями приложения капитала для иностранных инвесторов являются лесная и деревообрабатывающая промышленность.

Вопросы для обсуждения:

1. Покажите особенность развития сельскохозяйственного комплекса.

Литература

Грачев А.Б. Социально – экономическое развитие и управление городом/ А.Б.Грачёв. – Брянск.: Ладомир, 2006. – 208 с.

География Брянской обрасти. – Учебн. пособ. / Под ред. Л.М.Ахромеева. – Издат. Товарищество «Дебрянск», Брянск. Всероссийского ДО «Книга», 1995.

Крашенинников В.В. Из истории селений Брянского района. Издание 2-е, перераб. и дополненное. – Брянск: Издательство БГУ, 2004.

История Брянского края. Учеб. пособ. БИПКРО. Под ред. Лупоядова. Брянск – Курск, 2006.

История Брянского края./О.В.Горб., А.М.Дубр./ - 2001.

Инновационная деятельность образовательных учреждений региона: материалы межвузовской научно – практической конференции 20-21 декабря 2005 г.// под ред. В.Д.Симоненко. – Брянск.: РИО БГУ, 2006. – 163 с.

Петров В.М. Экономическая и социальная география Брянской области. Учебное пособие. Санкт – Петербург: Издательство «Папирус», 2005. – 260 с.

Устав Брянской области. Метод. пособ.- Брянск. ГУП. – 2004.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.