Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Отдельных категорий лиц






§ 1. Сущность и значение иммунитетов в уголовном процессе

Действующий уголовно-процессуальный закон предусматривает некоторые изъятия из принципа равенства всех перед законом и судом, обусловленные рядом публично-правовых интересов. •

В соответствии с данными изъятиями для некоторых категорий граждан предусмотрен процессуальный иммунитет, т.е. особый правовой статус, учитывающий условия и характер выполняемых ими межгосударственных, государственных и общественных функций.

В общеупотребительном смысле термин «иммунитеты» обычно раскрывается с помощью таких близких по значению синонимов, как «особые права», «льготы», «преимущества», и т.п.

В настоящее время, основываясь на положениях Конституции РФ, ряда международных договоров, Уголовно-процессуального кодекса и иных федеральных законов, можно выделить несколько видов процессуального иммунитета: дипломатический; свидетельский; служебный (должностной).

Дипломатический иммунитет действует в отношении лиц, обладающих дипломатической неприкосновенностью (иммунитетом от уголовной юрисдикции), и определен рядом международных договоров, ратифицированных Российской Федерацией1. Особенность данного иммунитета проявляется в том, что он устанавливает не только изъятия из общего порядка судопроизводства и особые юридические преимущества для данной категории лиц, но и устанавливает их относительную неподсудность2. В соответствии с частью 2 ст. 3 УПК РФ особый порядок уголовного судопроизводства в отношении лиц, обладающих дипломатической неприкосновенностью, предполагает, что любые процессуальные действия в отношении этих лиц производятся лишь по их просьбе или с их согласия, которое испрашивается через Министерство иностранных дел Российской Федерации. Следует иметь в виду, что неприкосновенность распространяется как на членов дипломатического персонала, так и на служебные и жилые помещения, находящееся в них имущество, архивы (недо-

1 См.: Комментарий к Уголовно-процессуальному кодексу Российской Федерации в редакции Федерального закона от 29 мая 2002 г. / Под ред. А.Я. Сухарева. — М., 2002. — С. 447.

1 См.: Конвенции о привилегиях и иммунитетах Объединенных Наций от 13 февраля 1964 г. (см.: Международное право в документах: Сборник документов. — М., 1964); Генеральное соглашение о привилегиях и иммунитетах Совета Европы от 2 сентября 1949 г. (см.: Право Совета Европы и России: Сборник документов и материалов. — Краснодар, 1996).

2 Более подробно об иммунитетах от юрисдикции российского законодательства см.: Нагаев Е.А. Гарантии прав и законных интересов иностранных граждан в досудебном производстве по уголовным делам: Автореф. дисс... канд. юрид. наук. — М., 1999. — С. 204.

355 Часть четвертая. Особый порядок уголовного судопроизводства

пустимость осмотра, обыска и т.п.) и официальную переписку (недопустимость перлюстрации почты).

Свидетельский иммунитет предоставляет лицу право без каких-либо последствий не давать показания против самого себя, своего супруга (супруги) и других близких родственников, а также в иных случаях, предусмотренных уголовно-процессуальным законом (п. 40 ч. 1 ст. 5 УПК РФ, ст. 51 Конституции РФ). Кроме этого, свидетельский иммунитет распространяется и на некоторых иных участников уголовного судопроизводства (ч. 3 ст. 56 УПК РФ).

Служебный (должностной) иммунитет распространяется на лиц, перечисленных в статье 447 УПК РФ, и представляет собой предусмотренные в законе особенности производства по yro-j ловным делам в отношении отдельных категорий лиц. К таким! особенностям относятся: усложненная процедура возбуждения в] отношении этих лиц уголовного дела, особый порядок привле-| чения их в качестве обвиняемого, задержания, применения мер] пресечения и производства отдельных следственных действий| (гл. 52 УПК РФ).

Следует, однако, иметь в виду, что институт служебного (долж-| ностного) иммунитета является смежным и взаимосвязан с одно-] именными институтами других отраслей права.

В частности, статус и процессуальный иммунитет депутата! Государственной Думы и члена Совета Федерации определен] Федеральным законом от 8 мая 1994 г. № 3-ФЗ «О статусе члена] Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Фе- [ дерального Собрания Российской Федерации»1; депутата законо-1 дательного (представительного) органа государственной власти] субъекта Федерации — Федеральным законом от 6 октября 1999 г. I № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных] (представительных) и исполнительных органов государственной! власти субъектов Российской Федерации»2; судьи Конституцион-1 ного Суда РФ и судьи конституционного (уставного) суда субъекта Федерации, судьи федерального суда общей юрисдикции или] федерального арбитражного суда, а также мирового судьи — Кон-

Глава XXV. Особенности производства по уголовным делам

ституцией РФ (ст. 122), Федеральным конституционным законом от 12 июля 1994 г. № 1-ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации»1, Федеральным конституционным законом от 23 октября 1996 г. № 1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации»2 и т.п.

Резюмируя изложенное, в целом о сущности и назначении иммунитетов в уголовном процессе следует отметить следующие основные положения.

Иммунитеты в уголовном процессе представляют собой дополнительные процессуальные гарантии законности и обоснованности вовлечения указанных выше и некоторых других лиц в сферу уголовного судопроизводства и применения к ним процессуальных правоограничений.

Однако, будучи смежными и взаимосвязанными с одноименными институтами других отраслей права и заимствуя положения последних, институты уголовно-процессуальных иммунитетов в конечном итоге служат достижению общих целей этих институтов.

§ 2. Категории лиц, в отношении которых применяется особый порядок производства по уголовным делам

В соответствии с действующим уголовно-процессуальным законодательством (гл. 52 УПК РФ) особый порядок производства по уголовному делу (процессуальный иммунитет) установлен в отношении следующих категорий лиц:

1) члена Совета Федерации и депутата Государственной Думы;

2) депутата законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации;

3) депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица органа местного самоуправления;

4) судьи Конституционного Суда Российской Федерации, судьи федерального суда общей юрисдикции или федерального арбитражного суда, мирового судьи и судьи конституционного (устав-

1 СЗ РФ. - 1994. - № 2. - Ст. 74.

2 СЗ РФ. - 1999. - № 42. - Ст. 5005.

• СЗ РФ. - 1994. - № 13. - Ст. 1447. 2 СЗ РФ, - 1997. - № 1. - Ст. 1.

357 Часть четвертая. Особый порядок уголовного судопроизводства

ного) суда субъекта Российской Федерации, присяжного или арбитражного заседателя в период осуществления им правосудия;

5) Председателя Счетной палаты Российской Федерации, его заместителя и аудиторов Счетной палаты Российской Федерации;

6) Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации;

7) Президента Российской Федерации, прекратившего исполнение своих полномочий, а также кандидата в Президенты Российской Федерации;

8) прокурора;,

9) председателя Следственного комитета при Прокуратуре Российской Федерации (должностное лицо, возглавляющее Следственный комитет при прокуратуре РФ; назначается на должность и освобождается от должности Советом Федерации по представлению Президента Российской Федерации);

10) руководителя следственного органа (должностное лицо, возглавляющее соответствующее следственное подразделение, а также его заместитель — п. 38.1 ст. 5 УПК РФ);

1.1) следователя;

12) адвоката;

13) члена избирательной комиссии, комиссии референдума с правом решающего голоса;

14) зарегистрированного кандидата в депутаты Государственной Думы, зарегистрированного кандидата в депутаты законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации.

§ 3. Особенности возбуждения уголовных дел и привлечения в качестве обвиняемого отдельных категорий лиц

Статья 448 УПК РФ предусматривает, что решение о возбуждении уголовного дела в отношении лица, обладающего должностным иммунитетом, перечень которых содержится в статье 447 УПК РФ, либо о привлечении его в качестве обвиняемого, если уголовное дело было возбуждено в отношении других лиц или по

Глава XXV. Особенности производства по уголовным делам

факту совершения деяния, содержащего признаки преступления, принимается:

1) в отношении члена Совета Федерации и депутата Государственной Думы — Председателем Следственного комитета при Прокуратуре Российской Федерации на основании заключения коллегии, состоящей из трех судей Верховного Суда РФ, о наличии в действиях члена Совета Федерации или депутата Государственной Думы признаков преступления и с согласия соответственно Совета Федерации и Государственной Думы;

2) в отношении Генерального прокурора Российской Федерации — Председателем Следственного комитета при Прокуратуре Российской Федерации на основании заключения коллегии, состоящей из трех судей Верховного Суда Российской Федерации, принятого по представлению Президента Российской Федерации, о наличии в действиях генерального прокурора Российской Федерации признаков преступления;

3) в отношении Председателя Следственного комитета при Прокуратуре Российской Федерации — исполняющим обязанности Председателя Следственного комитета при Прокуратуре Российской Федерации на основании заключения коллегии, состоящей из трех судей Верховного Суда Российской Федерации, принятого по представлению Президента Российской Федерации, о наличии В'действиях председателя Следственного комитета признаков преступления;

4) в отношении судьи Конституционного Суда Российской Федерации — председателем Следственного комитета при Прокуратуре Российской Федерации на основании заключения коллегии, состоящей из трех судей Верховного Суда Российской Федерации, о наличии в действиях судьи признаков преступления и с согласия Конституционного Суда;

5) в отношении судьи Верховного Суда Российской Федерации, Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, верховного суда республики, краевого или областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области и суда автономного округа, федерального арбитражнрго суда, окружного (флотского) военного суда — председателем Следственного комитета при Прокуратуре Российской Федерации на основании заключения коллегии, состоящей из трех судей Верховного Суда

359 Часть четвертая. Особый порядок уголовного судопроизводства

РФ, о наличии в действиях судьи признаков преступления и с согласия Высшей квалификационной коллегии судей Российской Федерации;

6) в отношении иных судей — председателем Следственного комитета при Прокуратуре Российской Федерации на основании заключения коллегии, состоящей из трех судей верховного суда республики, краевого или областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области и суда автономного округа, военного суда соответствующего уровня, о наличии в действиях судьи признаков преступления и с согласия соответствующей квалификационной коллегии судей;

7) в отношении председателя Счетной палаты Российской Федерации, его заместителя и аудиторов Счетной палаты — председателем Следственного комитета при Прокуратуре Российской Федерации;

8) в отношении Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации — председателем Следственного комитета при Прокуратуре Российской Федерации;

9) в отношении Президента Российской Федерации, прекратившего исполнение своих полномочий, а также кандидата в Президенты — председателем Следственного комитета при Прокуратуре Российской Федерации;

10) в отношении депутата законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации — руководителем следственного органа Следственного комитета при Прокуратуре Российской Федерации по субъекту Российской Федерации на основании заключения коллегии, состоящей из трех судей верховного суда республики, краевого или областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области и суда автономного округа;

11) в отношении прокурора, руководителя следственного органа, следователя — вышестоящим руководителем следственного органа Следственного комитета при Прокуратуре Российской Федерации на основании заключения судьи районного суда или гарнизонного военного суда по месту совершения деяния, содержащего признаки преступления, а в отношении адвоката — руководителем следственного органа Следственного комитета при Прокуратуре Российской Федерации по району, городу на основа-

Глава XXV. Особенности производства по уголовным делам

нии заключения судьи районного суда или гарнизонного военного суда по месту совершения деяния, содержащего признаки преступления;

12) в отношении депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица органа местного самоуправления — руководителем следственного управления Следственного комитета при Прокуратуре Российской Федерации по субъекту Федерации;

13) в отношении члена избирательной комиссии, комиссии референдума с правом решающего голоса — прокурором субъекта Российской Федерации, а члена Центральной избирательной комиссии Российской Федерации с правом решающего голоса, председателя избирательной комиссии субъекта Российской Федерации — председателем Следственного комитета при Прокуратуре Российской Федерации;

14) в отношении зарегистрированного кандидата в депутаты Государственной Думы — в общем порядке, но с согласия председателя Следственного комитета при Прокуратуре Российской Федерации;

15) в отношении зарегистрированного кандидата в депутаты законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации — в общем порядке, но с согласия руководителя следственного органа Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации по субъекту Российской Федерации.

Рассмотрение представления руководителя следственного органа проводится с его участием, а также с участием лица, в отношении которого внесено представление, и его защитника в закрытом судебном заседании в срок не позднее 10 суток со дня поступления представления руководителя следственного органа в суд.

По результатам рассмотрения представления руководителя следственного органа суд дает заключение о наличии или об отсутствии в действиях лица признаков преступления.

Решение Конституционного Суда Российской Федерации, а также соответствующей квалификационной коллегии судей о даче либо об отказе в даче согласия на возбуждение уголовного дела в отношении судьи или привлечение его в качестве обвиняемого должно быть мотивированным. Это решение принимается в срок

361 Часть четвертая. Особый порядок уголовного судопроизводства

не позднее 10 суток со дня поступления в суд представления Председателя Следственного комитета при Прокуратуре Российской Федерации и заключения судебной коллегии о наличии в действиях судьи признаков преступления.

Изменение в ходе расследования уголовного дела квалификации деяния, содержащейся в заключении судебной коллегии, которое может повлечь ухудшение положения лица, допускается только в порядке, установленном настоящей статьей для принятия решения о возбуждении в отношении члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы либо судьи уголовного дела или привлечения его в качестве обвиняемого.

В случае возбуждения уголовного дела в отношении Президента Российской Федерации, прекратившего исполнение своих полномочий, председатель Следственного комитета при Прокуратуре Российской Федерации в течение трех суток направляет в Государственную Думу представление о лишении указанного лица неприкосновенности. В случае принятия Государственной Думой решения о даче согласия на лишение неприкосновенности Президента Российской Федерации, прекратившего исполнение своих полномочий, указанное решение вместе с представлением председателя Следственного комитета при Прокуратуре Российской Федерации в течение трех суток направляется в Совет Федерации.

§ 4. Особенности применения

мер процессуального принуждения >

и производства отдельных следственных действий

Если уголовное дело возбуждено в отношении лица, обладающего должностным иммунитетом, либо оно привлечено в качестве обвиняемого в предусмотренном для этого порядке, то следственные и иные процессуальные действия в отношении такого лица, по общему правилу, производятся в общем порядке (ч. 1 ст. 450 УПК РФ).

Исключением из этого является лишь порядок задержания и избрания в качестве меры пресечения заключения под стражу в отношении некоторых лиц, обладающих должностным иммунитетом.

Глава XXV. Особенности производства по уголовным делам

В частности, согласно статье 449 УПК РФ член Совета Федерации, депутат Государственной Думы, судья федерального суда, мировой судья, прокурор, Председатель Счетной палаты РФ, его заместитель и аудитор Счетной палаты РФ, Уполномоченный по правам человека в РФ, Президент РФ, прекративший исполнение своих полномочий, задержанные по подозрению в совершении преступления в порядке, установленном статьей 91 УПК РФ, за исключением случаев задержания на месте преступления, должны быть освобождены немедленно после установления их личности.

Статья 450 УПК, в свою очередь, предусматривает, что судебное решение об избрании в отношении члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы, Президента РФ, прекратившего исполнение своих полномочий, Уполномоченного по правам человека в РФ в качестве меры пресечения заключения под стражу или о производстве обыска исполняется исключительно с согласия соответственно Совета Федерации или Государственной Думы.

Судебное решение об избрании в отношении судьи Конституционного Суда РФ, судей иных судов в качестве меры пресечения заключения под стражу исполняется с согласия соответственно Конституционного Суда Российской Федерации или квалификационной коллегии судей (ч. 2 ст. 450 УПК).

Закон устанавливает, что мотивированное решение Конституционного Суда Российской Федерации, квалификационной коллегии судей о даче согласия на избрание в отношении судьи в качестве меры пресечения заключения под стражу или о производстве обыска принимается в срок не позднее 5 суток со дня поступления представления председателя Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации и соответствующего судебного решения.

Следственные и иные процессуальные действия, осуществляемые не иначе как на основании судебного решения, производятся в отношении лица, обладающего должностным иммунитетом (когда уголовное дело возбуждено в отношении иных лиц или по факту совершения преступления и данное лицо не было привлечено в качестве обвиняемого), только с согласия суда, указанного в части 1 ст. 448 УПК РФ.

363 Часть четвертая. Особый порядок уголовного судопроизводства

§ 5. Направление уголовного дела в суд и его рассмотрение

В тех случаях, когда уголовное дело в отношении лица, обладающего должностным иммунитетом, или его привлечение в качестве обвиняемого состоялось в порядке, предусматривающем соблюдение установленных законом особенностей, то после окончания, предварительного расследования уголовное дело направляется в суд для производства судебного разбирательства (ст. 451 УПК РФ).

Подсудность данной категории уголовных дел не имеет каких-либо особенностей и определяется в соответствии с общими правилами, установленными статьями 31-36 УПК РФ.

Исключением являются уголовные дела в отношении члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы, судьи федерального суда.

В частности, статья 452 УПК РФ предусматривает, что по ходатайству, заявленному до начала судебного разбирательства, уголовные дела в отношении указанной категории лиц рассматриваются Верховным Судом Российской Федерации.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.