Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Березин Ф.М., Головин Б.Н. Общее языкознание. – М.: Просвещение, 1979.






Головин Б.Н. Введение в языкознание. – М.: Высшая школа, 1983.

Кодухов В.И. Введение в языкознание. – М.: Высшая школа., 1973.

Кондрашов Н.А., Колосов Л.Ф., Рупосова Л.П. Сборник задач и упражнений по введению в языкознание. – М.: Просвещение, 1991.

Общее языкознание. Формы существования, функции, история языка. –М.: Наука, 1976.

Рождественский Ю.В. Лекции по общему языкознанию. – М.: Высшая школа, 1990.

Савчеко А.Н., Иоффе В.В. Общее языкознание. – Ростов, 1985.

8. Скрелина Л.М. Некоторые вопросы развития языка. – Минск: БГУ, 1073.

Тема 11. ЯЗЫК И МЫШЛЕНИЕ

Лекция 9 (2 часа)

Семинар 11 (2 часа)

1. Биологическая основа языка и сознания.

2. Языковое и неязыковое (вербальное и невербальное) мышление.

3. Единицы языка и единицы мысли.

4. Язык и языковое сознание.

5. Языковое сознание и картина мира.

Самостоятельная работа (8 часов*; 4 часа)

1. Что было раньше: язык или мысль?

2. Факторы сознательного в языке: языковое знание, языковая политика (процессы нормализации, кодификации и др.).*

Литература

1. Березин Ф.М., Головин Б.Н. Общее языкознание. – М.: Просвещение, 1979.

2. Головин Б.Н. Введение в языкознание. – М.: Высшая школа, 1983.

3. Кодухов В.И. Введение в языкознание. – М.: Высшая школа., 1973.

4. Колшанский Г.В. Объективная картина мира в познании и в языке. – М.: Наука, 1990.*

5. Кондрашов Н.А., Колосов Л.Ф., Рупосова Л.П. Сборник задач и упражнений по введению в языкознание. – М.: Просвещение, 1991.

6. Маслов Ю.С. Введение в языкознание. – М.: Прогресс, 1985.

7. Михайлов В.А. Смысл и значение в системе речемыслительной деятельности. – Санкт-Петербург: Издательство СПбГУ, 1992.*

8. Общее языкознание. Формы существования, функции, история языка. –М.: Наука, 1976.

9. Рождественский Ю.В. Лекции по общему языкознанию. – М.: Высшая школа, 1990.

10. Роль человеческого фактора в языке: Язык и картина мира. – М.: Наука, 1988.*

11. Савчеко А.Н., Иоффе В.В. Общее языкознание. – Ростов, 1985.

12. Серебренников Б.А. Роль человеческого фактора в языке. Язык и мышление. – М.: Наука, 1988.*

13. Супрун А.Е. Лекции по языковедению. – Минск: БГУ, 1978.

14. Турбина О.А. Формирование французского классического предложения: системный и структурный аспекты. – Челябинск: Издательство ЧелГУ, 1994.

Тема 12. ФОНЕМАТИКА И ФОНОЛОГИЯ

Лекция 10 (2 часа)

Семинар 12 (2 часа)

1. Существование фонетики и фонологии.

2. Акустический аспект изучения звуков.

3. Анатомо-физиологический аспект изучения фонетики.

4. Фонетическая классификация звуков речи.

5. Учение о фонеме: Московская и Ленинградская (Петербургская) фонетические школы.

6. Слог и фонетическое ударение.

7. Интонация и просодия.

Самостоятельная работа (8 часов)*

1. Основные виды фонетических процессов.*

2. Понятие о прикладной фонетике.*

3. Методы и приемы экспериментальной фонетики.*

Литература

1. Головин Б.Н. Введение в языкознание. – М.: Высшая школа, 1983.

2. Калабина С.И. Практикум по курсу «Ведение в языкознание». – М.: Высшая школа, 1985.

3. Кодухов В.И. Введение в языкознание. – М.: Высшая школа, 1973.

4. Кондрашов Н.А., Колосов Л.Ф., Рупосова Л.П. Сборник задач и упражнений по введению в языкознание. – М.: Просвещение, 1991.

5. Кочергина В.А. Введение в языкознание. Основы фонетики-фонологии. Грамматика. – М: МГУ, 1991.

6. Маслов Ю.С. Введение в языкознание. – М.: Прогресс, 1985.

7. Проблемы фонетики. III. – М.: Наука, 1999.*

8. Савчеко А.Н., Иоффе В.В. Общее языкознание. – Ростов, 1985.

9. Степанов Ю.С. Основы общего языкознания. – М.: Просвещение, 1985.

10. Широков О.С. Введение в языкознание. – М.: МГУ, 1985.

 

Тема 13. ЛЕКСИКА И ЛЕКСИКОЛОГИЯ

Лекция 11 (2 часа)

Семинар 13 (2 часа)

1. Лексика, лексикология и семасиология.

2. Определение слова; признаки свойства слова.

3. Значение слова: лексическое и грамматическое значение слова.

4. Слово и понятие.

5. Многозначность.

6. Этимология.

7. Стилистический, социальный и исторический аспекты лексического состава языка.

Самостоятельная работа (8 часов*; 6 часов)

1. Фразеологизмы: признаки и свойства; классификация фразеологизмов.*

2. Терминология.

3. Лексикография.

Литература

1. Березин Ф.М., Головин Б.Н. Общее языкознание. – М.: Просвещение, 1979.

2. Головин Б.Н. Введение в языкознание. – М.: Высшая школа, 1983.

3. Кодухов В.И. Введение в языкознание. – М.: Высшая школа, 1973.

4. Кодухов В.И. Общее языкознание. – М.: Высшая школа, 1984.

5. Кондрашов Н.А., Колосов Л.Ф., Рупосова Л.П. Сборник задач и упражнений по введению в языкознание. – М.: Просвещение, 1991.

6. Маслов Ю.С. Введение в языкознание. – М.: Прогресс, 1985.

7. Общее языкознание. Внутренняя структура языка. М., Наука 1978.

8. Савчеко А.Н., Иоффе В.В. Общее языкознание. – Ростов, 1985.

9. Степанов Ю.С. Основы общего языкознания. – М.: Просвещение, 1985.

10. Уфимцева А.А. Лексическое значение. – М.: Наука, 1986.*

 

Тема 14. ГРАММАТИКА. ГРАММАТИЧЕСКИЙ СТРОЙ В СИСТЕМЕ ЯЗЫКА

Лекция 12 (2 часа)

Семинар 14 (2 часа)

1. Лексическое и грамматическое значение.

2. Понятийные и грамматические категории.

3. Понятийная субстанция и грамматическая форма языковой единицы и системы языка в целом.

4. Уровни грамматики языка и их единицы.

Самостоятельная работа (10 часов*; 6 часов)

1. Понятие морфемы.

2. Морфема и морф.*

3. Морфема и словоформа.*

Литература

1. Березин Ф.М., Головин Б.Н. Общее языкознание. – М.: Просвещение, 1979.

2. Головин Б.Н. Введение в языкознание. – М.: Высшая школа, 1983.

3. Кодухов В.И. Введение в языкознание. – М.: Высшая школа, 1973.

4. Кондрашов Н.А., Колосов Л.Ф., Рупосова Л.П. Сборник задач и упражнений по введению в языкознание. – М.: Просвещение, 1991.

5. Общее языкознание. Внутренняя структура языка. – М.: Наука 1978.

6. Савчеко А.Н., Иоффе В.В. Общее языкознание. – Ростов, 1985.

7. Степанов Ю.С. Основы общего языкознания. – М.,: Просвещение, 1985.

8. Широков О.С. Введение в языкознание. – М.: МГУ, 1985.

 

Тема 15. ЧАСТИ РЕЧИ

Лекция 13 (2 часа)

Семинарское занятие 15 (2 часа)

1. Традиционная классификация частей речи (история вопроса).

2. Преимущества и недостатки лексико-семантического морфологического и синтаксического подходов к классификации частей речи.

3. Универсальные свойства частей речи.

4. Система имени (понятийная субстанция и грамматическая форма).

5. Система глагола (понятийная субстанция и грамматическая форма).

6. Генезис частей речи.

7. Функции частей речи (части речи и члены предложения).

Самостоятельная работа: (8 часов*; 6 часов)

1. Основные грамматические и понятийные категории имени в языках мира.

2. Основные грамматические и понятийные категории глагола в языках мира.

Литература

1. Гийом Г. Принципы теоретической лингвистики. – М.: Прогресс, 1992.*






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.