Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Тема 2. Происхождение языка






Лекция 2 (2 часа)

Семинар 2 (2 часа)

1. Антропогенез и происхождение языка.

2. Логосическая теория происхождения языка.

3. Гипотеза общественного договора.

4. Теория “звукоподражания”.

5. Социальная теория происхождения языка.

6. Факторы, оказавшие влияние на развитие языка.

Самостоятельная работа (2 часа)*

1. Нетрадиционные и фантастические гипотезы происхождения языка и степень их достоверности.*

Литература

1. Головин Б.Н. Введение в языкознание. – М.: Высшая школа, 1983.

2. Калабина С.И. Практикум по курсу «Введение в языкознание». –М.: Высшая школа, 1985.

3. Кодухов В.И. Введение в языкознание. – М.: Высшая школа., 1973.

4. Кондрашов Н.А., Колосов Л.Ф., Рупосова Л.П. Сборник задач и упражнений по введению в языкознание – М.: Просвещение, 1991.

5. Маслов Ю.С. Введение в языкознание. – М.: Высшая школа, 1987.

6. Норман Б.Ю. Основы языкознания. – Минск: Белорусский Фонд Сороса, 1996.

7. Общее языкознание. Формы существования, функции, история языка. –М: Наука, 1976.

8. Онтология языка как общественного явления. – М.: Наука, 1983.*

9. Рождественский Ю.В. Лекции по общему языкознанию. – М.: Высшая школа, 1990.

10. Степанов Ю.С. Методы и принципы современной лингвистики. – М.: Наука, 1975.

Тема 3. КЛАССИФИКАЦИЯ ЯЗЫКОВ

Лекция 3 (4 часа)

Семинар 3 (2 часа)

1. Понятие о генеалогической классификации; праязык как историческое понятие.

2. Языки мира и теория моногенеза: «за» и «против».

3. Модели генеалогических классификаций.

4. Распад праязыка; эволюция и смешение языков.

5. Понятие о типологической классификации.

6. Морфологическая классификация языков.

7. Синтаксическая классификация языков.

8. Прочие типологические классификации.

 

 

Самостоятельная работа (8 часов*; 2 часа)

1. Фонетическая типология.*

2. Современные языковые семьи на территории Европы.

3. Типология европейских языков.*

Литература

1. Березин Ф.М., Головин Б.Н. Общее языкознание. – М.: Просвещение, 1979.

2. Головин Б.Н. Введение в языкознание. – М.: Высшая школа, 1983.

3. Кодухов В.И. Введение в языкознание. – М.: Высшая школа, 1973.

4. Кондрашов Н.А., Колосов Л.Ф., Рупосова Л.П. Сборник задач и упражнений по введению в языкознание. – М.: Просвещение, 1991.

5. Лосев А.Ф. Знак.Символ. Миф. – М.: МГУ, 1982.*

6. Маслов Ю.С. Введение в языкознание. М., ВШ, 1987.

7. Общее языкознание. Методы лингвистических исследований. – М.: Наука, 1973.

8. Общее языкознание. Методы лингвистических исследований. – М.: Наука, 1973.

9. Проблемы фонетики. III. – М.: Наука, 1999*.

10. Рождественский Ю.В. Лекции по общему языкознанию. – М.: Высшая школа, 1990.

11. Широков О.С. Введение в языкознание. – М.: МГУ, 1985.

 

Тема 4. ОБЩЕСТВЕННАЯ СУЩНОСТЬ ЯЗЫКА

Самостоятельная работа (12 часов*; 6 часов)

Семинарское занятие 4 (2 часа)

1. Акты общения и языки.

2. Номенклатура языков: а) родные и неродные языки; б) понятие билингвизма; в) понятие языковой непрерывности*; г) койне, языки-пиджины и креольские языки.

3. Язык в свете истории культуры: а) бесписьменные языки; б) письменные языки; в) литературные языки и национальные литературные языки; г) языки межнационального общения*; искусственные языки*.

Литература

1. Березин Ф.М., Головин Б.Н. Общее языкознание. – М.: Просвещение, 1979.

2. Головин Б.Н. Введение в языкознание. – М.: Высшая школа, 1983.

3. Калабина С.И. Практикум по курсу «Введение в языкознание». – М.: Высшая школа, 1985.

4. Кодухов В.И. Введение в языкознание. – М.: Высшая школа, 1983.

5. Кондрашов Н.А., Колосов Л.Ф., Рупосова Л.П. Сборник задач и упражнений по введению в языкознание. – М.: Просвещение, 1991.

6. Маслов Ю.С. Введение языкознание. – М.: Высшая школа, 1987.

7. Мичковская Н.Б. Общее языкознание: структурная и социальная типология языков: Учебное пособие. – Минск, Амалфея, 2000.

8. Общее языкознание. Методы лингвистических исследований. – М.: Наука, 1973.

9. Широков О.С. Введение в языкознание. – М.: МГУ, 1985.

 

Тема 5. РАЗВИТИЕ ПИСЬМА

Лекция 4 (2 часа)

Семинар 5 (2 часа)

1. Пиктографическое письмо.

2. Идеографическое письмо.

3. Виды фонетического письма.

4. Развитие письма.

5. История алфавита.

6. Принципы орфографии.

Самостоятельная работа (8 часов*)

1. Проблемы реформы орфографии*.

2. Стенография*.

3. Транскрипция*.

Литература

1. Головин Б.Н. Введение в языкознание. – М.: Высшая школа, 1983.

2. Калабина С.И. Практикум по курсу «Ведение в языкознание». – М.: Высшая школа, 1985

3. Кодухов В.И. Введение в языкознание. – М.: Высшая школа, 1973.

4. Кондрашов Н.А., Колосов Л.Ф., Рупосова Л.П. Сборник задач и упражнений по введению в языкознание. – М.: Просвещение, 1991.

5. Кочергина В.А. Введение в языкознание. – М.: Наука, 1976

6. Маслов Ю.С. Введение в языкознание. – М.: Высшая школа, 1987.

 







© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.