Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Методика изучения и оценки уровней организации труда тренера






Тренер не может результативно работать, анализировать достоинства и недостатки своего труда, не опираясь на научно-педагогические методы исследования.

При исследовании деятельности своей и юных спортсменов тренер должен применять не только педагогические методы, но и методы, используемые в смежных науках -- социологии, психологии, физиологии, антропологии, биохимии и др. Подробное описание этих методов исследования можно найти в специальной литературе. Мы раскроем лишь отдельные методы анализа организации труда тренера.

Изучение своего труда тренер обычно начинает со сбора данных об исследуемой деятельности. Все эти сведения могут быть систематизированы по таким группам вопросов.

1. Что является предметом и целью данной работы? Какие виды задач решает тренер и как они взаимосвязаны?

2. Каковы условия и возможности для организации данной работы? Что препятствует наилучшей организации учебно-тренировочного и воспитательного процесса? Чем обусловливается эффективность труда тренера? Каковы объективные предпосылки хороших результатов работы?

3. Какие внешние положительные или отрицательные факторы воздействуют на педагогическую и спортивную деятельность тренера и его психику? Что улучшает и развивает или, наоборот, нарушает психическую готовность тренера к деятельности?

4. Какие требования к деятельности предъявляются данной работой? Какие способности и особенности являются предпосылкой эффективного решения тренером поставленной задачи и какие качества не находят применения в данном процессе, в некоторых случаях просто не требуются? Каковы наиболее эффективные способы решения задач в работе с юными спортсменами?

Изучая определенную задачу, тренер ставит более детальные вопросы и из ответов на них выбирает информацию, которую использует в качестве основного материала для выявления лучших способов деятельности, объективных и субъективных трудностей, прогнозирования учебно-тренировочного и воспитательного процессов. Описание задачи может иметь вид вопросов и ответов, в которых содержатся важнейшие данные для изучения и оценки уровней организации труда.

Наиболее простым методом является анализ и описание труда по подробной профессиографической схеме. Тренер получает сведения прежде всего путем непосредственного наблюдения или путем обработки уже имеющейся информации. (Если тренер недостаточно разбирается в специфике труда, он должен проконсультироваться по заранее составленному плану со специалистом для корректировки собственных выводов.)

К группе описательных методов кроме профессиограмм относятся также аналитико-дескрипторные методы выражения процесса труда в виде алгоритмов или так называемых органиграмм (диаграмм последовательности) работы. Цель этих методов -- проследить динамику труда и изменения требований к выполнению операций в процессе решения тех или иных педагогических задач.

Алгоритм -- строго предписанная последовательность действий, неизбежно приводящая к решению задачи определенного класса, -- может иметь словесное выражение, в котором представлены все элементарные действия и логические условия, определяющие порядок этих действий, может быть описана в символической форме или в виде кинематического графика. Количественные методы оценки алгоритма позволяют характеризовать среднюю динамическую интенсивность рабочего процесса, стереотипность или логическую сложность операции и другие показатели.

Так, при отборе упражнений и технико-тактических приемов на одну тренировку последовательность действий может быть такой: расположить упражнения в порядке увеличения их сложности; предусмотреть возможные варианты изменения в ходе тренировки; рационально распределить время на отдельных этапах тренировки; составить конспект занятия и т.п.

Для рассмотрения организации труда на различных уровнях педагогического мастерства, соотношения степени выраженности основных профессионально значимых свойств субъекта труда, характера и уровня взаимосвязей между этими свойствами применяется метод системного анализа деятельности.

Наиболее разработанную методику системного анализа профессиональной деятельности, которая опирается на методологию системного подхода и предполагает анализ деятельности на нескольких уровнях, предложил В. Д. Шадриков.

Применительно к деятельности тренера уровень личностно-мотивационного анализа предполагает изучение системы потребностей личности, с одной стороны, и возможностей удовлетворения этих потребностей, заложенных в особенностях профессии тренера, -- с другой. Степенью взаимосоответствия этих двух аспектов определяется уровень мотивации педагогической деятельности тренера.

На уровне компонентно-целевого анализа вскрываются цель и значение каждого действия, каждой операции в структуре всей деятельности тренера и его воспитанников. Причем рассматривается не только внешняя сторона деятельности, но и внутренняя, связанная с реализацией психических свойств тренера в системе отношений «тренер-- юный спортсмен», «тренер -- команда» и психологических процессов, участвующих в решении поставленных задач.

Структурно-функциональный уровень системного анализа позволяет изучать принципы организации и механизмы взаимодействия тренера и юных спортсменов в целостной структуре их деятельности. Результаты нашего исследования показали, что между отдельными подструктурами деятельности (действиями) тренера и юных спортсменов существует связь, а установленные связи и все структурные компоненты деятельности значимы в педагогическом мастерстве тренера.

Информационный уровень анализа деятельности тренера выявляет признаки, ориентируясь на которые он определяет и решает педагогические задачи, характеризует рациональную значимость и динамику проявления педагогических действий, устанавливает способы получения информации, необходимой для него, и т.д.

Психофизиологический уровень анализа деятельности означает изучение физиологических систем, опосредствующих деятельность тренера и юных спортсменов.

Уровень индивидуально-психологического анализа предполагает изучение личности тренера во всем многообразии ее свойств.

Системный анализ требует рассмотрения любого явления в развитии, что по отношению к деятельности тренера выступает как требование изучения процесса овладения мастерством.

В результате регистрации психологических свойств, синхронно проявляющихся и воздействующих друг на друга при совершении того или иного действия в ходе осуществления анализируемой операции, строится матрица связей, которую можно выразить графически в виде структуры профессионально значимых свойств работника. Аналогичная структурограмма может быть построена на основе корреляционной матрицы. Использование ее для оценки деятельности тренера показало, что свойства, между которыми существует отрицательная корреляция, не должны объединяться в едином процессе тренировки и, наоборот, свойствам, имеющим большое количество положительных связей, при рационализации спортивной деятельности должно уделяться значительное внимание.

Таким образом, организация труда тренера может изучаться в двух планах. Цель первого, описательного -- составление профессиограммы тренера. Второй план предполагает углубленный психологический анализ взаимосвязей в системе отношений «тренер -- юный спортсмен», «тренер -- команда».






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.