Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Самообразование и самовоспитание тренера






Самообразование является общей основой роста квалификации тренера. Ведущие направления работы тренера над собой известны: это повышение идейно-политического уровня, знакомство с новейшими достижениями в развитии спорта, психолого-педагогической науки, совершенствование методики спортивно-массовой работы и тренировки, расширение и углубление общей культуры. Все это тренеру необходимо, и неправы те, кто считает важной лишь учебу методическую, -- лишь то, что нужно для конкретной тренировки или воспитательного мероприятия.

Современная педагогика широко практикует самообразование: оно позволяет обновлять интеллектуальный потенциал, повышать идейно-теоретический уровень, профессиональное мастерство.

В самообразовании выделяют три тесно связанных компонента: собственно профессиональное, социально-политическое, общекультурное самообразование.

Велико значение правильной организации самообразования.

Во-первых, необходимо определить резервы времени: во внерабочее время, в субботу и воскресенье, в период отпуска. Желательно отводить определенные часы для чтения журналов «Физкультура и спорт», «Спортивные игры», «Теория и практика физической культуры», «Физическая культура в школе», «Воспитание школьника», «Спортивная жизнь России», «Спорт в СССР» и т. д.

Во-вторых, следует определить круг проблем, над которыми надо работать. Это могут быть вопросы, малоизвестные тренеру или же возникшие в конкретной ситуации.

В-третьих, необходимо составить перспективный план собственной учебы, который должен включать перечень проблем, требующих изучения, его последовательность и формы обучения (что можно изучить самостоятельно, по какой проблеме необходимо проконсультироваться у специалистов).

В-четвертых, нужно тщательно отбирать литературу, пользоваться услугами библиотечных работников, специалистов (тренеров, учителей физической культуры).

Особенностью самостоятельной работы является отсутствие внешнего контроля. Поэтому самообразование неотделимо от самовоспитания тренера, от всего процесса духовного развития его личности. В частности, важную роль играют память, волевые качества. Советский психолог А. А. Смирнов отмечал, что «намеренное запоминание носит ярко выраженный волевой характер... Неудачи в запоминании часто объясняются недостаточным развитием именно этих качеств личности и являются нередко показателем не плохой памяти, а слабой воли человека».

Так как работа с книгой составляет основу самообразования, рассмотрим ее подробнее.

Тренеру важно выработать и закрепить ряд приемов работы с книгой: просмотр литературы (титульного листа, оглавления, введения, заключения, научного аппара-1а и т.д.); составление плана книги, вычленение основных вопросов, составление тезисов, что особенно важно, если подбирается материал для лекции, беседы; выписки тех или иных положений, цифровых и фактических данных, систематизация материала, конспектирование.

Самостоятельная работа над книгой может преследовать следующие учебные цели: закрепление (повторение) изученного материала, приобретение новых знаний, подготовка к восприятию нового учебного материала.

Записи при самостоятельном чтении могут иметь вид, краткого плана (когда последовательно перечисляются только вопросы, излагаемые в данном печатном источнике); развернутого плана (в котором не только перечисляются вопросы, но и дается их краткое изложение); выписок (цитат, цифр, схем, таблиц, пересказа отдельных фактов).

Наиболее обстоятельная форма записи -- конспект, т.е. краткое изложение изучаемого материала. Конспект лучше вести в тетради, на правой стороне листа, оставляя слева поле в 4--5 см, на котором можно записывать разделы, подразделы, вопросы и подвопросы конспектируемого источника, делать другие пометки или выписывать дополнительные сведения из других источников.

Наглядным и удобным для пользования конспект делают различные способы выделения наиболее важных положений, фраз, слов (измененные размеры букв, их наклон, линии на полях или подчеркивания цветными карандашами).

Составление конспекта требует определенного опыта, навыка.

После предварительного ознакомления с книгой следует приступить к ее последовательному чтению. При чтении не рекомендуется сразу вести записи. Основное внимание следует сосредоточить на анализе содержания книги. Важно продумать главные мысли автора, его идею, разобрать приведенные доказательства и выводы. Места, которые непосредственно относятся к изучаемой теме, целесообразно отметить закладками или какими-либо знаками. К чтению следующего раздела или главы можно переходить только после уяснения содержания предыдущих. Причем, как советовал В. И. Ленин, следует «отметить себе непонятные или неясные места, чтобы вернуться к ним второй, третий и четвертый раз, чтобы то, что осталось непонятным, дополнить и выяснить дальше, впоследствии...».

Определяя цели и сущность чтения, Н. К. Крупская пишет: «... Первая задача при чтении -- это уяснить себе и усвоить прочитанный материал.

Вторая задача -- продумать прочитанное.

Третья -- сделать из прочитанного необходимые для памяти выписки.

И, наконец, четвертая задача -- это дать себе отчет, чему новому научила прочитанная книга...».

«Хорошо записывать по памяти, -- советует Н. К. Крупская, -- потом сравнивать с текстом и тогда еще раз записывать по памяти уже точный текст. Это развивает навык точно передавать чужие мысли, а это очень важно.

Надо также выписывать себе в тетрадь все то, что следует запомнить: годы, события, цифры, объяснения непонятных слов и выражений, названия городов. Следует чаще перечитывать свои записи. Записывать надо четко, ясно, чтобы потом не приходилось тратить время на разбор записанного».

Если самообразование позволяет тренеру повышать свою профессиональную подготовленность и на высоком уровне исполнять свои социальные функции, то самовоспитание направлено на развитие морально-психологических качеств, необходимых для успешной работы с юными спортсменами.

Возможности самовоспитания огромны. Оно позволяет не только развить уже имеющиеся, но и сформировать новые положительные качества, преодолеть или затормозить отрицательные. Основные предпосылки, определяющие уровень самовоспитания тренеров, это: а) высокие идеалы, жизненные цели и планы; б) развитое самосознание, способность к объективной самооценке, вера в себя; в) определенный уровень развития воли, привычек к самоконтролю и волевому саморегулированию; г) знание теории коммунистического самовоспитания, определенный опыт работы над собой; д) сознательная установка на разностороннее самовоспитание.

Если тренер переоценивает те или иные стороны своей личности, он перестает совершенствовать их и по сути дела теряет уже достигнутое. Если же он недооценивает свои силы и способности, то обычно не решается ставить значительные задачи по самовоспитанию, уклоняется от выполнения заданий, требующих проявления этих качеств.

Определяя конкретное содержание самовоспитания, практически все тренеры исходят, во-первых, из целей коммунистического воспитания и требований КПСС; во-вторых, из характера своей деятельности и специфики решаемых ими спортивных, педагогических и других задач; в-третьих, из особенностей своей личности -- знаний и опыта, способностей и интересов, сильных и слабых сторон характера и т.д. Кроме того, они в каждый данный момент выделяют доминирующее направление работы над собой, концентрируют на нем свои силы и в результате добиваются серьезных сдвигов в своем духовном и профессиональном росте.

Тренеры-мастера обычно составляют личные планы самовоспитания. В этих планах они выделяют графы «Что делать», «Как делать», «Когда делать» и разделы «Какие качества развивать и совершенствовать» и «Какие недостатки преодолевать». Некоторые тренеры, кроме того, вырабатывают систему правил деятельности и поведения. Наряду с самообразованием основными способами развития тренером положительных качеств своей личности и преодоления своих недостатков являются самоупражнение, самоубеждение, самовнушение, самопринуждение, следование примеру.

Работа над собой требует постоянного контроля, проверки. Лучшая форма проверки -- анализ собственных поступков, дел и реакций на них юных спортсменов, коллег. Учет работы над собой полезно вести в специальном дневнике и ежедневно отмечать в нем все успехи и неудачи. В конце недели следует подводить итоги и делать соответствующие выводы и рекомендации.

Для воспитания профессиональных педагогических способностей тренер может использовать систему педагогических упражнений. Курс педагогических упражнений можно начать с таких, которые бы развивали педагогическую наблюдательность.

1. Дневник наблюдений. Цель -- выработать привычку записывать то, с чем приходится сталкиваться в повседневной тренерской работе, т. е. различные проявления детских и педагогических чувств (в интонациях и движениях, мимике и жестикуляции, манеры, говоры, привычки, отдельные выражения и даже целые диалоги, неожиданные по своей выразительности жизненные мизансцены, описание различных мест действия и т.д.). Эти записи должны иметь лаконичный, предельно конкретный образно-чувственный характер. Для того, чтобы зафиксировать наиболее интересное, можно использовать зарисовки, фотографии (см. с. 261).

2. Педагогический рассказ. Записи в дневнике наблюдений получат свое развитие на учебно-тренировочных занятиях, когда тренер делится с юными спортсменами записанным (и, разумеется, незаписанным) во время устных рассказов. Чем больше тренер будет рассказывать, добиваясь живости, конкретности и образности, тем лучше. Это поможет ему совершенствовать свою наблюдательность и фантазию.

Однако и дневник наблюдений, и устные рассказы служат для фиксации только таких наблюдений, которые осуществляются при помощи пяти органов чувств. Но тренер должен фиксировать свои наблюдения также и с помощью моторной памяти. Развитию этой способности служит педагогический показ.

3. Педагогический показ. Тренер пробует объект своих наблюдений «провести» через себя, воспроизвести его, сыграть педагогическими средствами, первоначально хотя бы в моторно-мышечном воображении, а потом в реальных движениях.

Кроме того, тренер должен научиться угадывать внутренние (физические или психологические) причины, рождающие данную форму поведения юных спортсменов, стремиться почувствовать, что происходит в это время с подростком.

К. С. Станиславский писал: «После того, как вы научились приглядываться к окружающей вас жизни и искать в ней творческий материал, вам надо обратиться к изучению наиболее нам нужного материала, на котором главным образом основано наше творчество. Я говорю о тех эмоциях, которые мы получаем от личного, непосредственного общения -- из души в душу -- с живыми объектами, то есть с людьми... Добыча этого материала трудна, потому что он невидим, неуловим, неопределенен и лишь внутренне ощутим...

Люди редко распахивают и показывают свою душу такой, какова она на самом деле. В большинстве случаев они прячут свои переживания, и тогда внешняя личина обманывает, не помогает наблюдателю, и ему становится еще труднее угадать скрываемое чувство...

Когда внутренний мир наблюдаемого вами человека вскрывается через его поступки, мысли, порывы, под влиянием предлагаемых жизнью обстоятельств -- следите внимательно за этими поступками и изучайте обстоятельства, сопоставляйте те и другие, спрашивайте себя: «Почему человек поступил так или иначе? Что у него в мыслях? Выводите из всего этого соответствующие заключения, определите ваше отношение к наблюдаемому объекту и с помощью всей этой работы старайтесь понять склад его души».

Настойчивый тренаж в этой области скажется благотворно на всей последующей деятельности тренера.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.