Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Выбор методов и средств педагогического труда






Понятия метода и средств уже рассмотрены в предыдущих главах. Здесь мы рассмотрим, каким закономерностям подчиняется процесс их выбора в практической деятельности тренера. Выбор и систематизация методов и средств определяется прежде всего целями обучения и воспитания юных спортсменов. В них преломляются принципы педагогического труда, они обусловлены особенностями объекта и субъекта педагогической деятельности, а также условиями спортивно-массовой работы и учебно-тренировочного процесса. На примере форм воспитательных воздействий покажем, как осуществляет тренер выбор методов и средств педагогического труда.

Под формой воспитательных воздействий понимается разнообразная деятельность тренера, детского коллектива, а также система их взаимодействия между собой и с окружающими людьми. Формы воспитательных воздействий разнообразны и многочисленны. Они несут в себе некоторый элемент консерватизма, поскольку в них закрепляются достижения педагогической деятельности на определенном этапе развития педагогической системы. Однако их динамика обусловлена развитием содержания, т. е. познанными закономерностями педагогического процесса, разработанными на их основе принципами и методами воспитания. Так, закономерность зависимости эффекта педагогических воздействий от влияния коллектива на личность требует разработки и применения прогрессивных форм воздействия через коллектив. Наиболее часто формы воспитательных воздействий классифицируются по объекту воздействия: отдельная личность -- индивидуальные формы; группа -- групповые Формы; коллектив -- коллективные формы; масса людей большие группы) -- массовые формы. При этом надо учитывать, что субъектом воздействия может быть не только тренер, но и родительский актив, совет общественности и коллектив юных спортсменов. Индивидуальные, групповые, коллективные и массовые формы воздействий включают целую систему отношений общения, т. е. общения между тренером и юным спортсменом, между коллективом подростков и тренером. Таким образом, одна форма от другой отличается по характеру отношений объекта и субъекта педагогического воздействия.

Одна и та же форма воздействия может включать различные структурные компоненты: подготовку воспитательных воздействий, организацию их объекта (личности, команды, ряда команд), учет их результатов и т. д. Умелое сочетание этих форм в педагогической работе позволяет тренеру занять руководящую роль в системе воспитательных отношений, сглаживать специфические влияния неформальных общностей, максимально использовать социально-психологические законы взаимовлияния юных спортсменов.

Индивидуальные формы воспитательных воздействий тренера, составляющие основу индивидуально-воспитательной работы с юными спортсменами, носят персонифицированный характер, т. е. организуются тренером или другими людьми, а также коллективом в расчете на конкретную личность. При этом индивидуально-воспитательная работа как целая система форм воспитательных воздействий включает: изучение личности подростка, особенностей его развития, специфических личностных качеств; составление на этой основе перспективной программы спортивно-массовой работы (программа-максимум) и программы конкретных мероприятий на ближайшее время (программы-минимум); реализацию намеченных мероприятий; учет и анализ достигнутых результатов и выдвижение на их основе новых воспитательных задач.

Групповые формы воспитательного воздействия тренера рассчитаны на группу подростков и личность юного спортсмена в ней. Тренер организует воздействие не непосредственно на личность, а на группу, используя социально-психологические механизмы заражения, взаимной психологической индукции, подражания, внушения, которые вовлекают подростков в группе в процесс общения. При организации групповых воздействий тренер стремится: вызвать в группе благоприятный настрой, т. е. положительное отношение к воспитательным воздействиям; оказать наибольшее влияние на каждого юного спортсмена; вовлечь подростков не только в спортивно-массовую, но и в общественно полезную работу; дополнить социально-психологический механизм взаимовлияния в процессе совместной деятельности (распределение обязанностей, взаимный контроль и т. д.); использовать отношения лидерства, подчинения в воспитательных целях и т. д.

Эффективность учебно-воспитательного процесса также во многом зависит от решения проблемы методов и средств. Конечно, эффективность обучения и воспитания зависит не от одних методов, а от всей системы учебно-воспитательной работы. Однако достаточно часто именно методы и средства влияют на многие показатели эффективности.

Так, замена малоэффективных приемов, методов, системы методов нередко позволяет в два-три раза сократить время на ту или иную деятельность не только без ущерба ее качеству, но и в ее пользу. Есть и другие показатели. При успешном решении проблемы методов и средств обучения повышается познавательная активность юных спортсменов, растет прочность и глубина их знаний, навыков и умений, их воспитанности.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.