Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Января 1985 года. Почему Вы против христианского папы?






 

Бхагаван,

Почему Вы против христианского папы? Разве папа не безгрешен? Почему Вы снова и снова называете папу «папа-поляк»?

 

Я вовсе не против кого-либо во всем свете по той простой причине, что у меня нет какого-то особого интереса к чему-либо вообще и даже к своей собственной жизни.

Моя цель выполнена.

Если я умру в это мгновение, я не буду жаловаться, потому что я не оставлю ничего незавершенного.

Неприязнь возникает, когда кто-то мешает вам быть честолюбивым. Но у меня нет честолюбия. Я не хочу быть папой.

На земле будут кардиналы, которые настроены против папы римского, потому что они сами хотят стать им. А папа сам когда-то был кардиналом и, должно быть, честолюбиво мечтал стать папой. Должно быть, они молились богу о папе, сан которого надеялись получить: «Пусть этот старик скорее умрет». И он действительно умер очень скоро - он пробыл папой всего лишь десять-двенадцать месяцев.

Это то, на что стоит обратить внимание. На протяжении многих столетий папы умирали, как мухи. Кажется, что как только вы становитесь папой, все настраивается против вас. Я думаю, что это происходит из-за всех этих кардиналов, епископов, священников. Они все надеются когда-нибудь стать папой, это их единственная честолюбивая мечта. Должно быть, они все возносят молитвы к Богу: «Господи, призови этого человека к себе». И хотя нет никакого Бога, голоса такого большого количества молящихся не могут остаться неуслышанными. Вы будете удивлены - без Бога - как могут молитвы быть услышаны? Нужды в Боге нет. Просто такое большое количество людей, страстно желающих вашей смерти, могут создать достаточное количество энергии, чтобы убить вас.

Поэтому, даже хотя Бога нет - у Будды нет Бога в его религии, - но он говорит своим ученикам: «После каждой молитвы никогда не забывайте делиться своей добродетелью». Это надо понять. Он говорит: «Когда вы молитесь или медитируете, вы достигаете определенной чистоты, добродетели, сострадания, любви, духовного возвышения. Не держите это в себе, немедленно отдавайте это. Возвращайте это во вселенную, откуда это пришло к вам». Итак, самое главное в любой медитации согласно учению Будды - это: «Что бы ни дала мне моя медитация - радость, восторг, - я возвращаю это для всей вселенной».

Бога нет, нет никакого «агентства по распределению». Но в этом нет и необходимости: достаточно вашего желания. Существование не мертво, оно живо, оно переполнено жизнью. Может быть, у него нет ушей, чтобы слышать вас, может быть, оно не понимает вашего языка, но оно обладает жизненной энергией, чтобы почувствовать вас, чтобы принять вашу глубоко прочувствованную молитву.

Мне вспомнилось одно событие. В Индии в течение тысячелетий поклонялись змее. По всей Индии были заклинатели змей, которые играли определенную мелодию на особой флейте, и змеи начинали выползать из своих нор, завороженные этой мелодией. Они танцевали перед заклинателем змей, играющим на флейте.

Когда в Индии появились британцы, они не могли поверить в это, потому что они знали - ученые открыли это, - что у змей нет ушей. Но что же теперь делать? если у них нет ушей, - а у них действительно нет ушей, такова их физиологическая особенность, - то как они слышат музыку? А они не только слышат музыку, но и танцуют в такт с ней. И ведь не одна змея, а все змеи ощущают воздействие определенных мелодий, и все они танцуют под эти мелодии. А ведь у них нет ушей!

Британцы сообщили в Англию: «Мы теперь не можем заявить, что у них нет ушей, так как они, конечно, слышат музыку. Они не только слышат ее, они ее понимают, они не только ее понимают, но и подчиняются ей». Ученым потребова-" лось провести много исследований, чтобы обнаружить, как это происходит, потому что у них все-таки нет ушей. Ученые были потрясены: ведь без ушей вы не можете слышать. Но это был неопровержимый факт, и он имел подтверждение по всей Индии, а не только в одном месте.

Каждый год в Индии есть месяц, когда наступает весна. В этом месяце есть день, посвященный змеям. Это самое прекрасное время: цветы, благоухание, воздух - все вибрирует, наполненное юностью, красотой, красками. Вот в такое время один день посвящают змеям. Никто не убивает змей, потому что считается, что змея почти священна. Им дают молоко, им поклоняются, для них играют мелодии, и они танцуют по всей стране. В каждой деревне вы можете обнаружить места, где размещены палатки со змеями и огромные толпы людей вокруг танцующих змей.

В конце концов ученые обнаружили, что у змей нет ушей, но вся их шкура чувствительна к звукам. У них нет специального органа для слуха, но колебания воздуха, возникающие от музыки, воздействуя на ее кожу, вызывают у нее определенные ощущения, и она начинает двигаться, танцевать. Это не слух, впрочем, я бы выразил это иначе: это способность слышать, воспринимая звуки всем телом.

Глупо говорить, что змея не слышит, потому что у нее нет ушей, как у нас. Фактически, у нас всего лишь очень маленькие уши, а уши змеи - все ее тело. Было бы более научно и логично сказать так: она слышит всем своим телом. Естественно, она слышит значительно лучше, чем вы, гораздо глубже, чем вы.

Она рискует своей жизнью, потому что выползать из норы опасно, но она не боится. Когда музыка зовет ее, в ней исчезает страх. Тогда она появляется среди толпы, танцуя. Помните, она никогда не нападает в это время, потому что не боится. Никто никогда не слышал, чтобы какая-то змея напала на кого-нибудь именно в этот день. Даже кобры, очень опасные змеи, танцуют на рыночных площадях. Они очень опасные, их гнев и страх всегда идут вместе. И если они боятся, то немедленно могут нанести удар. Но они не боятся. Они забыли весь гнев, весь страх, они забыли все. Они находятся в полузабытье, они так заколдованы музыкой, что рискуют своей жизнью.

Точно так же слышит нас и Существование. У него нет ушей, у него нет личности, у него нет глаз, у него нет рук. Вот почему я говорю, что нет Бога. Но я не говорю, что нет божественности. Фактически я отрицаю Бога, потому что я хочу, чтобы вы поняли, что такое божественность. Из-за Бога люди совершенно забыли истинное значение этого понятия. А это качество, которое наполняет все наше существование. Не ожидайте, что Бог будет иметь ваш собственный образ - что он будет иметь уши, глаза, нос, рот. Не будьте настолько глупы.

Все это Существование является живым.

И это свойство быть живым я называю божественностью: не какая-то личность, а лишь присутствие, которое переполняет нас.

Гаутама Будда прав, когда говорит: «Когда вы обретаете мир, тишину, радость - делитесь с людьми». В этом есть определенный расчет, так как чем больше вы отдаете, тем больше вы сможете получить. Люди очень скаредны.

Рассказывают, что однажды некий человек пришел к Будде и сказал: «Я следую всем твоим учениям, я стараюсь исполнять все, что могу, но одно условие меня беспокоит. Не могу ли я сделать небольшое исключение?»

Будда сказал: «Расскажи мне, что это за исключение».

Он ответил: «Я могу поделиться своими радостями со всем миром, но не с моим соседом. Поэтому я прошу твоего разрешения делиться моими радостями со всеми, кроме соседа. Своего соседа я убью, если у меня будет такая возможность».

Будда сказал: «Как же ты можешь делиться своими радостями со всем миром, если ты исключаешь своего собственного соседа? Нет, это исключение я тебе не позволю. Тебе придется включить своего соседа тоже, иначе ты не будешь отдавать действительно все. Ты не понял самого главного в моем учении».

Рассказывают об одной монахине-буддистке, у которой была золотая статуя Будды (в буддийских храмах Японии и Китая имеется множество таких статуй). Люди любили Гаутаму Будду так сильно, что в Китае на одной горе построили храм, в котором находятся десять тысяч статуй Будды. Вся гора покрыта статуями. Вся гора превратилась в храм. Десять тысяч Будд!

Так вот эта монахиня путешествовала, как это обычно делали буддийские монахи и монахини, переезжая о места на место. У нее был золотой Будда, и утром она обычно молилась Будде и сжигала благовония, молясь. Но она была очень скаредна, поэтому ее очень волновало то, что эти благовония уносил ветер и они попадали к другим статуям Будды, которые тоже находились в этом храме. Это была ее проблема - эти другие статуи Будды... Иногда благовония полностью уходили к другим статуям, не попадая к ее золотому Будде.

Монахиня была очень изобретательна. Она нашла бамбук и сделала что-то вроде деревянного горшка с отверстием для этой бамбуковой палки. Она сжигала благовония внутри этого горшка, закрывала его и приставляла другой конец бамбуковой палки к носу золотого Будды. Бедный человеческий ум! Она была очень счастлива, потому что теперь все благовония попадали прямо к ее Будде. Что касается тех остальных статуй, то кто же знает, кто их сделал? Она думала: «В конце концов, они ведь не мои». Ее изобретательность привела к определенным затруднениям: вскоре лицо ее Будды почернело. Она была очень озадачена. Она пошла к главному монаху монастыря, в котором она находилась, чтобы узнать, что делать.

Монах не мог поверить в это. Он спросил: «Что ты сделала со своим золотым Буддой. Такая прекрасная статуя! А ты испортила лицо. Что ты сделала?»

Она сказала: «Я должна рассказать вам все. Вот как это случилось. Я направила дым прямо к его носу, и поэтому его лицо почернело».

Настоятель монастыря, должно быть, был мудрым, понимающим человеком. Он сказал: «Это должно было случиться. Когда ты начинаешь владеть даже Буддой, чем же еще ты можешь владеть? Считается, что монахиня не должна владеть чем-либо, а ты не смогла даже освободить своего Будду. Ты не смогла даже понять, что статуи на горе - это статуи того же самого Будды, поэтому, куда бы ни попали благовония, они попали бы к Будде. И ничего страшного, даже если бы эти благовония не дошли до статуй, даже если бы они попали всего лишь на камни, которые можно считать как бы скрытыми Буддами, потому что когда-нибудь какой-нибудь скульптор придет и выберет несколько необходимых камней из горы, и Будда, который прятался в этом камне, вновь появится. Даже если бы твои благовония попали на какой-нибудь камень не из этой горы, то и тогда они бы достигли спрятанного Будды. Поэтому не беспокойся: куда бы благовония ни направлялись, они направляются к нему. Ведь почернело не лицо твоего Будды, а почернело твое лицо».

У Будды нет Бога, но он хочет, чтобы вы поделились своими радостями немедленно. Не цепляйтесь за них даже на короткое мгновение. Ваша радость дойдет, она будет вибрировать в Существовании. Следовательно, каждый отдельный человек, который становится просветленным, воспринимает всю вселенную несколько более возвышенно, чем прежде. Это единственный вклад, который вы можете сделать.

Все, что вы делаете, что вносите в эту жизнь, - хорошие картины, хорошие скульптуры, поэзию, — не являются настоящими вкладами, так как они не помогают сознанию человека подняться выше, а это единственное богатство в существовании. Но один человек, став просветленным, может ничего не делать - он может не создавать скульптур, он может не рисовать картин, он может не быть поэтом или певцом - все это не имеет значения: он уже внес свой вклад. Самый большой подарок, который он сделал для мира и о котором никто даже не знает, заключается в том, что он поднял вас выше, чем вы были.

Вся эволюция сознания зависит всего лишь от нескольких человек, а все остальные только пользуются благодеяниями. Они ничего не сделали для того, чтобы стать тем, что они есть, чтобы попасть туда, где они находятся.

Что вы сделали для того, чтобы стать сознательным человеком? Я не думаю, что вы можете вспомнить, что вы сделали что-нибудь, чтобы стать сознательным человеком, но вы все-таки стали им. Конечно, ваше сознание очень мало, оно преходяще -вы можете потерять сознание мгновенно. Кто-то бьет вас по лицу, оскорбляет вас, и вы теряете сознание. Тогда, что бы вы ни сделали, вы делаете это без сознания. Позже, когда сознание к вам возвращается и вы остываете, вы можете раскаиваться, сожалеть. Вы можете почувствовать, что то, что вы делали, было неправильным. Кто сделал это?

Многие убийцы в. судах всего мира клянутся, что они не совершали убийства, но их не слушают ни суд, ни присяжные. Но я говорю вам, что почти девяносто девять процентов из них говорят правду - они действительно не совершали этого убийства. Когда они его совершали, их сознание абсолютно отсутствовало. За то, что человек совершает в бессознательном состоянии, он не может нести ответственности, когда он в сознании. Если человек абсолютно пьяный убивает кого-нибудь, тогда суд принимает решение, что он не должен нести ответственности за это, так как он был пьян, он был не в своем уме.

Но что такое гнев? Это еще более отравляющее средство, чем алкоголь. Что такое ревность? Что такое ненависть? Это все гораздо более сильные наркотики. Вас легко можно вывести из наркотического опьянения. Любое медицинское учреждение, занимающееся анонимным лечением алкоголизма, может помочь вам. Но никакое медицинское учреждение не сможет помочь вам, если вы одурманены ревностью, гневом, ненавистью, честолюбием, яростью. Но всего лишь очень небольшое количество людей, просветленных людей, просто поднимают вас вверх. Они отдали себя людям. Они ничего не накапливают - они не могут.

Точно так же может происходить и обратное - неудачи, превратности судьбы.

По поводу пап, которые умирают так быстро, я думаю, что огромное количество кардиналов, епископов, монахов, католических священников, которых в целом насчитывается много тысяч или даже почти миллион во всем мире и которые Непрерывно возносят молитвы, конечно же Богу, которого не существует... Но сама эта молитва - это желание, амбициозное желание стать папой - достаточно сильны, чтобы убить этого бедного человека. Вот почему папа умирает, побыв в этом сане год, два или три.

Менее всего меня волнует этот папа - он не стоит на моем пути. Я никуда не иду, поэтому на моем пути никого не может быть. Я просто сижу в своей комнате, и у папы нет возможности перейти мне дорогу.

Да, американское правительство до сих пор считает меня туристом. Это странно. Человек, который сидит в своей комнате вот уже четыре года, - турист! По сравнению со мной все янки - туристы. А я хожу в ванную, в бассейн, я прихожу в эту комнату для встреч. То есть, если это считать туризмом, то тогда, конечно, я - турист. Я не постоянный житель в Америке, это так очевидно, ведь я езжу так много: целый день все езжу и езжу. Я могу понять их точку зрения, я могу понять, почему они считают меня туристом после четырех лет моего сидения на стуле.

Вы спрашиваете меня, почему я против папы? Я не против него, но вам может показаться, что я против. Причина заключается в том, что я просто устанавливаю то, что является фактом, без неприязни, без желания навредить кому-либо. Но если факт, что кто-то страдает, то тогда ответственность ложится не на меня, а на этот факт. Я не могу лгать, что я никому не причиняю неприятностей.

Я постоянно критикую папу по той простой причине, что такие люди являются самыми большими мошенниками на земле. Их Бог - обманщик, их мессия - обманщик, а они являются представителями этих двух обманщиков. Они представляют кого-то, кто не существует вообще. Они представляют Иисуса Христа, который умственно болен. Что же я могу поделать, если кто-то умственно болен? Как бы вежливо не сказали вы это, даже если вы скажете это очень сладко, например, «дорогой, ты умственно болен», - факт останется фактом.

Великим днем в совершенствовании человека будет день, когда этих людей начнут воспринимать такими, какие они есть на самом деле, и соответственно к ним относиться.

Вы спрашиваете меня: «Разве папа не безгрешен?» Даже сама идея о безгрешности является идиотской. Никто никогда не был безгрешным, даже просветленные не являются безгрешными. Конечно, если просветленный человек впадает в грех, то он «падает» просветленно, а это совсем другое, но он не безгрешен.

А если он просветленный, то он признает этот факт, потому что кто же может знать более ясно, чем он, что Существование настолько непостижимо, настолько огромно — оно не имеет ни начала, ни конца, оно безгранично! Сказать, что вы безгрешны, — не означает ли это, что вы поняли всю непостижимость Существования, что вы открыли его тайну? Я думаю, что вы не сможете ответить на этот вопрос, так ведь? И все ваши ответы будут исключительно практическими, правда?

Просветленный человек знает, что в его собственном существе теперь нет темноты. Вот почему он и называется просветленным.

Он полон света, он полон блаженства. Все страдания исчезли.

Он нашел то, что ищут все, сознательно или бессознательно.

Он прибыл.

Ощущение прибытия, ощущение того, что теперь некуда идти... это такое удовлетворение.

Но это не имеет ничего общего с безгрешностью.

Будда совершал ошибки; Махавира совершал: ошибки; а я сижу перед вами, приехав в Орегон, - не думаете ли вы, что я не совершил ошибку? Я являюсь достаточным доказательством того, что просветленность не означает, что вы безгрешны. Вы можете попасть на большое грязное ранчо. Выбраться оттуда очень трудно. Чем больше вы будете стараться выбраться из него, тем больше вы будете погружаться в эту грязь.

Так понятно, что мне не нужно рассказывать, какие ошибки совершил Будда, какие ошибки совершил Махавира. Я тоже совершал ошибки, я продолжаю их совершать, но это не угрожает моей просветленности. Это не имеет к ней никакого отношения.

Я стараюсь наилучшим образом использовать мои ошибки. Вот что мы делаем на этом большом грязном ранчо - стараемся! Вот почему я говорю — стараемся просветленным способом сделать что-то хорошее из этого. Если мы попали в это, то это наша ошибка, но для большого грязного ранчо это везение, поэтому давайте сделаем все, что можем. И мы стараемся очень усердно сделать это.

Но все эти люди постоянно говорят о безгрешности. В каком-то смысле я похож на треснутый сосуд. Я не должен был бы говорить такие вещи, - что я совершаю ошибки. Это не согласуется с моей профессией, это направлено против нее. Вот почему представители моей профессии ненавидят меня. Они говорят: «Ты не должен говорить такого. Даже если ты понял, что ты сделал ошибку, попытайся скрыть ее. Попытайся сделать так, как если бы это и не было ошибкой».

Вот что они и делают много лет подряд. Но я не могу. Я просто беспомощен: я не могу обманывать, а они все время делают это. Махавира всегда говорил о том, что он всеведущ, всемогущ, вездесущ. Теперь оказывается, что это полнейшая чепуха. Он не имел представления даже о том, что когда он умрет, его последователи немедленно разделятся на две секты; иначе, он бы каким-то образом подготовился, или, по крайней мере, он сказал бы им: «Имейте в виду, это может случиться. Не дайте этому произойти».

Он не представлял, что это может произойти. А это было так очевидно, что даже непросветленный человек, который имел хоть капельку ума, мог видеть, что это началось еще при жизни Махавиры. Я должен буду объяснить вам это.

Махавира - двадцать четвертый мессия джайнов. За двести пятьдесят лет до него был двадцать третий мессия. Между ними прошло всего лишь двести пятьдесят лет. Двадцать третьего мессию звали Паршванатх. Он обычно носил белые одежды и его последователи тоже носили белые одежды.

В то время, когда Махавира объявил себя двадцать четвертым мессией, было еще семь других претендентов, которые тоже объявили себя мессиями. Гаутама Будда тоже принимал участие вначале, так как джайнизм был тогда признан государством, а если вы сможете заполучить такое... Он существовал уже десять тысяч лет, он пустил корни глубоко в почву. Он имел огромную силу - корни, деньги, людей. Будда не решался начинать новое дело с нуля. Сначала он пытался соперничать с Махавирой. Если бы он был признан двадцать четвертым тиртханкарой, то тогда все было бы значительно удобнее и легче.

Это простая, чистая экономика. Сравните с открытием нового магазина без прошлого, без кредитов... Откуда взять покупателей? Они все уже распределены, у них уже есть магазины, которые они выбрали. Кто же пойдет к вам?

Итак, семеро претендентов приблизительно одного и того же уровня упорно боролись, но Махавира был поистине крепким орешком - его было невозможно победить ни в каком соревновании, особенно, если речь шла об аскетизме. Я не думаю, что среди его современников, до него или после, был кто-нибудь, кто смог бы с ним состязаться.

Он легко постился месяц или два. В течение двенадцатилетного периода духовной садханы он, как говорят, ел всего лишь один год. Один год из двенадцати! То есть не то чтобы он один год полностью ел пищу, а потом одиннадцать лет постился, нет: он три месяца постился, затем несколько дней ел, четыре месяца постился, несколько дней ел, один месяц постился, один день ел. В среднем на двенадцать дней приходился один День, когда он ел, а одиннадцать дней, когда он не ел. Так вот, ни один из семи претендентов не мог сделать этого.

И Махавира жил обнаженным. Никто из семи претендентов тоже не мог этого сделать. У него было прекрасное тело. Только человек с таким прекрасным телом мог позволить себе ходить обнаженным. Одежда во многом вам помогает. Она защищает вас не только от непогоды, она делает для вас многое другое. Она прикрывает ваше тело. Она дает возможность людям видеть только ваше лицо, поэтому о вашей красоте или уродстве судят только по вашему лицу, - а ваше лицо всего лишь маленькая часть вашего тела. Тело же имеет собственную красоту, собственные пропорции, собственное излучение.

Махавира, конечно, имел тело, которое вы бы могли демонстрировать, которое стоило этого, — крепкое, как будто бы высеченное из мраморной скалы. Он победил всех семерых претендентов, и община джайнов признала его двадцать четвертым тиртханкарой. Но двадцать третий тиртханкара и его ученики, а также вся община джайнов находились под его влиянием, хотя Махавира был первым тиртханкарой среди двадцати четырех, кто жил обнаженным.

Вот как люди продолжают искажать историю. Странно: даже религиозные люди делают то же самое, что делал в России Сталин. Когда он пришел к власти, он изменил всю историю революции. Портреты Троцкого исчезли отовсюду так же, как исчезли имена всех важных людей, которые были лидерами революции - имена Троцкого, Каменева, Зиновьева. Сталин не был важной личностью в революции, он не был лидером или организатором, он не обладал качествами оратора.

Троцкий был одним из самых величайших ораторов. Ленин был великим организатором, но не был великим оратором. Но Ленин и Троцкий дополняли друг друга: Ленин организовывал революцию, а Троцкий воодушевлял, возбуждал, зажигал людей. Он действительно знал, как можно зажечь людей словами. Естественно, на всех картинах он всегда рядом с Лениным; он был вторым человеком в революции. После Ленина он должен был стать во главе государства.

Сталин был только партийным секретарем. Он работал в кабинете, работал с документами. Никто не знал его в народе, и у него не было качеств, чтобы стать известным в народе. Он не мог обратиться к народу с трибуны, он не мог написать какого-либо впечатляющего документа, памфлета, книги. Он был бюрократом. Сидя в своем кабинете в качестве секретаря Коммунистической партии, он мог издавать приказы, переставлять или не переставлять кадры, но работа его протекала за стенами -никто не знал его.

После революции он изменил всю историю. Все те имена, которые были важными, были немедленно уничтожены. Книги были сожжены, была написана новая история, по которой Сталин был вторым человеком после Ленина. Фотографы получили задание сделать все возможное, чтобы заменить фотографии Троцкого на фотографии Сталина. На групповых фотографиях Троцкий исчез, а Сталин появился в результате стараний фотографов.

В течение сорока лет Сталин стоял у власти. Конечно, единственно, чего он хотел — это попасть в историю. Можно согласиться, что это делают политики, но именно это всегда происходит и в религии.

Махавира был обнажен, поэтому последователи Махавиры, в конце'концов, сделали и остальных тиртханкар тоже обнаженными, ведь их теперь нет в живых и они не могут сказать в знак протеста: «Что вы делаете?» В храмах джайнов вы найдете двадцать четыре обнаженных статуи. Это все копии Махавиры, они выглядят точно так же, как Махавира. Но люди, которые знали Паршванатха и были его последователями, - а он был человеком такой харизматической силы, что даже после двухсот пятидесяти лет он был в определенном смысле живой... - что из-за обнаженности Махавиры джайны разделились на две партии, еще когда Махавира был жив.

Люди, которые были посвящены Махавирой, стали жить обнаженными, а люди, которые традиционно следовали джайнизму, но признали Махавиру двадцать четвертым тиртханка-рой, оставались в белоснежных одеждах, их монахи оставались в таких одеждах. Было понятно, что после Махавиры между теми, кто носил белоснежные одежды - их называют шветпам-бара, что означает — человек, одетый в белое, - и теми, кто жил обнаженным, возникнут трения. Тех, кто живет обнаженным, называют словом дигамбара, что означает - люди, для которых единственной одеждой является небо: никакой другой одежды между небом и телом. Таково значение слова дигамбара. Слово «диг» означает небо, небо является единственной одеждой для них, ничего, кроме неба.

На протяжении всей жизни Махавиры было ясно, что традиционные джайны носили белоснежные одежды, что его последователи жили обнаженными, что скоро между ними будет борьба. Они продолжали спорить: последователи Махавиры говорили: «Если вы последователи Махавиры, вы должны сбросить одежду». Но шветамбара говорили: «Мы последователи двадцати трех тиртханкар, которые носили белоснежные одежды. Мы приняли Махавиру не вследствие его обнаженности, а несмотря на его обнаженность, потому что он оказался гораздо более твердым, целостным и целеустремленным, чем все остальные претенденты. Никто из них даже не приблизился к нему, все они остались далеко позади».

Теперь любой человек, который обладает даже небольшим умом, понимал, что после Махавиры эти люди начнут перерезать друг другу горло, и именно это и происходит двадцать пять столетий.

Я посетил место недалеко от Индоры, куда я часто езжу. Со мной было много моих последователей. Местечко Дэвас очень маленькое, оно находится на пути из Бхопала в Индору, по которому я обычно езжу. Там находится великолепный храм джайнов. Но, к несчастью, вот уже двадцать лет как он закрыт на три замка: один замок поставили дигамбара, другой шветамбара, третий замок поставило правительство. Вот уже двадцать лет дело слушается в Верховном Суде - кому принадлежит этот храм?

Если вы будете рассматривать эти мелочи, вы сможете понять, какого рода глупые люди объявлялись религиозными. Этот храм был в городе единственным, поэтому обе общины ходили туда на богослужение, но они не могли молиться вместе. Когда молились шветамбара, они надевали белые одежды на статуи Махавиры. Конечно же, дигамбара не могли молиться ему, если на нем была одежда — они немедленно сбрасывали ее. И никто не спрашивал Махавиру, чего же хочет он. Вероятно, были бы возможны какие-то переговоры: они могли бы согласиться, чтобы на нем было какое-нибудь нижнее белье; то есть они могли бы найти половинчатое решение. Зачем же волноваться? А он не собирается возражать - он всего лишь камень, - так что давайте наденем какое-нибудь белье, и тогда все сможем молиться вместе.

Но это не единственная проблема. Дигамбара поклоняются статуе Махавиры с закрытыми глазами, что даже еще более неудобно. А шветамбара молятся статуе Махавиры с открытыми или полуоткрытыми глазами. Теперь не существует возможности определить, медитировал ли Махавира с закрытыми глазами или полузакрытыми глазами - так как и тот и другой методы правильные, но на статуе Махавиры в храме глаза закрыты, потому что этот храм строили дигамбара. Поэтому шветамбара делали вот что — у них были искусственные глаза, полузакрытые, и они прикрепляли эти глаза на статую. Прекрасная мысль! После богослужения они снимали глаза и одежду со статуи.

Но иногда случалось, что шветамбара приходили в храм, и они приклеивали на статую эти искусственные глаза, когда дигамбара еще молились. Сразу же начиналась драка. В конце концов, правительство приняло решение: «Разделить время богослужений: до двенадцати дня - дигамбара, а после двенадцати дня — шветамбара, иначе будет трудно. А что может решить суд? Решать надо вашим людям. Или имейте две статуи, или имейте два храма; но постоянно драться, спорить, бить друг друга - это нехорошо». Но даже эта идея не сработала.

И вы знаете, что если вы будете проверять чьи-то часы, то вы обнаружите, что чьи-то часы отстают на пять минут, чьи-то спешат на пять минут, а когда люди хотят драться... Шветам-бара еще молятся, а дигамбара уже входят: «Убирайтесь, уже двенадцать!» Но на часах шветамбара до двенадцати остается еще пять минут. Дигамбара говорят: «Но на наших часах уже двенадцать.» А когда вы склонны к драке, то тогда чьи же часы правильные?

Наконец, суд принимает решение о том, что храм нужно закрыть на ключ так, чтобы в городе больше не было нарушений общественного порядка - вот почему суд закрыл храм. Но эти последователи не могут отстать - кто такой этот суд, чтобы закрывать их храм? Вот почему шветамбара ставят свой замок больших размеров, чем замок, поставленный представителями суда, а дигамбара ставят свой замок, больший, чем замок шветамбара. Теперь на этом храме три замка - Махавира заключен в тюрьму на целых двадцать лет!

Я спросил этих людей однажды, когда я проезжал мимо и остановился возле храма, и спросил я одного джайна, которого я знал: «Что вы делаете с Махавирой? Разве такое отношение религиозно?»

Но он ответил: «Что бы ни случилось, мы никому не позволим портить настоящий образ Махавиры: он обнажен и у него закрытые глаза». А когда он разговаривал со мной, к нам сразу же подошел еще один человек и спросил: «Что ты сказал?» Он был шветамбара, и он сказал: «Махавира имеет белые одежды и открытые глаза».

Махавира видел, что это происходит уже прямо перед ним, - и он думает, говорит, что он всеведущ, вездесущ и всемогущ: все качества Бога. Так как в джайнизме Бога не существует, конечно, все бремя этих качеств падает на тиртханкару, так как он заменяет Бога. Он принимает одежды Бога и роль Бога на себя.

Будда шутит по поводу Махавиры: «Он просит милостыню у дома, где никто не живет уже много лет, - а он всеведущ, он все знает! Когда джайны говорят «всеведущ», они подразумевают и настоящее, и прошедшее, и будущее - всевременность. Что бы ни случилось, ни случается и ни будет случаться - он знает. Но он не знает, что этот дом пуст, что никого там нет; а он стоит перед этим домом с протянутой рукой, ожидая, что кто-нибудь подойдет к нему».

Монахам-джайнам не разрешается задавать вопросы - это ниже их достоинства. Эгоизм проявляет себя так по-разному: «ниже их достоинства». Они не будут просить. Вы должны просить их: «Не будете ли так добры принять нашу пищу?»

Махавира стоит перед домом, где нет никого, поэтому он не может ничего знать даже о настоящем, о сиюминутном настоящем, не говоря уже о прошлом и будущем. Но это было проблемой для последователей Будды - дискутировать с джай-нами, так как их Будда не был ни вездесущим, ни всемогущим, ни всезнающим; поэтому джайны обычно говорили: «Какого рода Учителя вы имеете?» Итак, они изобрели новую идею, и Будда изобрел новую идею.

Но никто не принимает простой истины. У Махавиры не было смелости - хотя его называют великим борцом; слово Махавира означает - великий воин, великий борец. Как бы ни был велик воин, он не имеет достаточно смелости, чтобы просто сказать: «Я не обладаю всеми этими качествами. Я просветленный; это одно. Я знаю себя; это другое. Я завершен; это одно. Какое это все имеет отношение к тому, чтобы называться всемогущим, всеведущим, вездесущим?» Нет, он не мог ухитриться сделать это, потому что двадцать три его предшественника говорили об этих трех качествах. Если бы он не говорил о них, то он бы не стал двадцать четвертым и тогда он сразу же упал бы в глазах джайнов.

У Будды также не было смелости. Он шутил в адрес Махавиры, но он придумал новую идею. Он сказал: «Просветленному человеку необязательно всегда быть всезнающим, всемогущим, вездесущим; но если он захочет, он может направить свой свет в любое направление: это как светильник. Если он направляет его в будущее, тогда он знает все будущее. Он не является всемогущим двадцать четыре часа в сутки, но если он хочет узнать будущее, то он может это сделать; если он хочет узнать прошлое, он должен повернуть свой светильник в прошлое».

И опять это не так. Будда совершил так много ошибок, что я не думаю, что у него был такой светильник. Конечно, вы не можете спорить о прошлом - нет никаких записей, с которыми можно было бы сравнить то, что он говорит. Но то, что он говорил о будущем, не оправдалось.

Будда считал, что Индия станет полностью буддийской страной. И никто не мог видеть в то время, когда Будда жил, что его влияние распространяется так сильно — индуизма никто никогда не боялся так, как боялись Будду. Они не боялись Махавиру. Махавира победил Будду в определенном соревновании, но результаты этого соревнования оценивали джайны. А джайны являются аскетами, мазохистами: чем больше вы себя мучаете, тем вы более духовны. Никто не мог мучить себя так сильно, как это мог делать Махавира.

Махавира обычно медитировал стоя — сидеть было слишком удобно. Если бы он увидел мое кресло... Я ведь направляюсь прямо в ад! Он обычно сидел обнаженным на голой земле или на камне, потому что он не мог пользоваться ни ковриком, ни матрацем - даже это было бы слишком комфортабельно. Вот почему он медитировал обычно стоя с закрытыми глазами. Я чувствовал, что дигамбара правы; они правы по поводу его обнаженности, и они правы по поводу его закрытых глаз, так как не было найдено ни одной статуи периода Махавиры с полузакрытыми глазами — это является достаточным доказательством. И статуи обнажены. Это такой исторический факт, о котором сообщают все религии Индии, что шветамбара не могут отрицать его.

Итак, то, что они говорят, - это как хитрость, политика, вообще все представляется во имя религии - они говорят, что его ниспослали боги... Но помните, что нет Бога, а боги есть; это абсолютно другая категория. Существуют боги - это нечто близкое к тому, что вы называете по христианской теории ангелами. Их много, небеса заполнены богами, а ад заполнен

дьяволами. Просветленный человек попадает в третий мир: не на небеса, а выше, в мир, который называется словом мокша -откуда никто не возвращается обратно. Но боги могут возвращаться; они всего лишь пользуются своим банковским счетом до тех пор, пока он длится. Они были добродетельны в своей жизни, они совершали добрые дела и поступки, поэтому они возродились в небесах как боги.

Небеса являются чем-то вроде места для праздничного отдыха. Когда у вас всего достаточно, вы можете взять отпуск на пару месяцев и отправиться на курорт в Швейцарию или куда-нибудь еще и наслаждаться и расслабляться. Небеса - это религиозный курорт. Люди, которые рождаются на небесах, называются богами. Они ниже тиртханкар, они ниже просветленных. Махавира и Будда оба признавали богов. Будда говорил: «Вся Индия собирается стать частью моей дхаммы, моей религии». Но этого не произошло, как раз наоборот: в Индии вообще нет буддистов: Буддисты во всей Азии - о ней Будда даже не упоминал. По крайней мере, он должен был бы упомянуть Китай, страну большую, чем Индия, и Японию, которая довела буддизм до совершенства. Но он не имел об этом ни малейшего представления. Где же был его светильник? Время от времени ему следовало бы пользоваться этим светильником и смотреть вокруг: он бы тогда обнаружил, что буддийской страной должен стать Тибет, что почти вся эта страна должна будет превратиться в монастырь.

Сейчас в Тибете существует традиция, чтобы каждая семья отдавала в монастырь по крайней мере одного сына. Наиболее вероятно, что отдают в монастырь старшего сына, чтобы он стал монахом. Поэтому каждая семья имеет своего монаха в монастыре, и поэтому каждая семья очень хочет, чтобы когда-нибудь, когда они будут старыми и бесполезными для мира, они попали бы в монастырь. Вся страна Тибет - это большой монастырь, изолированный от всего мира.

Будда никогда не поворачивал свой светильник на Тибет. Он никогда не поворачивал свой светильник на Японию, где расцвел дзэн-буддизм, где буддизм по-настоящему созрел, где идеи Будды все время в течение многих столетий обновляются так, что сейчас дзэн-буддизм является чистым благоуханием. Но Будда не имел представления о Японии.

Все, о чем говорил Будда, - это Индия. И я подозреваю, что под словом Индия он подразумевал только Бихар, так как он никуда больше не ездил. Государство, из которого пришел

Майтрея, называется Бихар; слово бихар означает турне, турист. Будда ездил только в этом районе - вот почему его назвали Бихар. Бихар означает район поездок Будды. Я не думаю, что он имел какое-нибудь представление об остальной Индии. Должно быть, он думал только о Бихаре - это была та Индия, которую он знал.

Но все, что он говорил, оказалось неверным. Он думал, что он создает вегетарианскую религию, но все буддисты - не вегетарианцы. Странно: все последователи Будды — мясоеды. Всю свою жизнь Будда учил людей отказываться от мясной пищи в пользу вегетарианской, потому что она неодушевленная, грубая, растительная, и она не опустит ваше сознание на более низкий уровень, она сделает вас достаточно легким, чтобы улететь к более высокому состоянию сознания. Но все буддисты мясоеды по той простой причине, что корни буддизма в Индии, а монахи-буддисты - выходцы из всей Азии, а вся Азия не вегетарианская.

Буддисты были в затруднении. Они не могли убедить людей отказаться от мясной пищи и питаться только овощами. Они не имели влияния или харизмы Будды, поэтому совершилось обратное: вместо того, чтобы превратить Китай в вегетарианскую страну, монахи стали мясоедами, потому что они не могли найти пищи. Будда говорит: «Никогда не просите пищи в доме мясоедов», но там не было домов вегетарианцев. Где же им было добывать пищу? И они не были готовы к смерти. Почему бы им не спастись и не попытаться перевалить через Гималаи?

В те дни... и даже сегодня, переход через Гималаи пешком - сверхтрудная задача; две тысячи лет тому назад это было почти невозможно, но им приходилось выбирать между жизнью и смертью. По крайней мере, у них был шанс - они могли бы перевалить через Гималаи, и многим это удалось. Многие умерли по пути, но многим удалось добраться до Тибета, многим удалось добраться до Китая, но им пришлось пойти и на компромисс. Ради жизни им пришлось спасаться; теперь ради жизни им пришлось идти на компромисс. Они не говорили о вегетарианской пище, они просто полностью отказались от этой идеи, потому что это могло бы создать определенные проблемы. Все буддисты сейчас мясоеды. Неужели Будда не мог повернуть свой светильник и посмотреть? Но нет такого светильника.

Я говорил вам, никто не говорит плохо о своей профессии, но я просто эксцентричен. Я не против папы, я просто за правду, за факт. Если это направлено против кого-либо, меня это не очень волнует.

Вы спрашиваете меня, разве папа не безгрешен? Одно ясно: за исключением этого папы, ни один другой папа не был безгрешным; на протяжении многих столетий все папы были грешными. Но, может быть, этот папа мог бы быть безгрешным, так как идея о безгрешности возможна только для ума идиота. Только идиот может заявить: «Я безгрешен», так что об этом папе я не могу ничего сказать. Он, должно быть, на самом деле думает, что он безгрешен — он принадлежит к такой категории людей. Теперь вы будете думать, что я против него. Я не против, я даже поддерживаю его. Я говорю, что он может быть безгрешным, потому что и идиоты бывают безгрешными.

Вы спрашиваете меня: «Почему я продолжаю называть его снова и снова «папа-поляк». Чего вы хотите? Я должен называть его «папа-орегонец?» Это слишком. Я благородный человек, но не так благороден. Он - поляк - что я могу с этим сделать? Фактически, все поляки безгрешны, так что ничего особого относительно этого папы нет — все поляки. В Польше полно безгрешных людей.

Это напоминает мне одну историю... Я ее очень люблю. В небольшой школе на уроке по изучению Библии учитель, который был также священником, рассказывал детям о великой догме христианства — о догме троицы: о Боге-отце, о Святом Духе и о Иисусе Христе - сыне божьем. И вот он сказал своим ученикам: «Вы поняли идею, а теперь нарисуйте картину согласно своему воображению - как вы их представляете».

Итак, все студенты начали рисовать картины. Все картины были странными, они должны были быть странными, потому что как можно нарисовать Святого Духа? Да, они слыхали о Боге-отце, о том, что у него длинная борода, поэтому они изобразили его просто как голову с бородой. Святого Духа кто-то нарисовал, как зигзаг, другие - как смерч. А об Иисусе Христе они знали, что он был хорошим парнем, поэтому они пытались нарисовать красивую картину.

Только с одним маленьким мальчиком возникла проблема. Учитель взглянул на его картину — он действительно нарисовал прекрасную картину. Он нарисовал самолет с четырьмя окнами. Из одного окна выглядывал Бог-отец, из другого окна - Святой Дух, из третьего - Иисус Христос. Учитель сказал: «Это хорошо, но кто же четвертый?» - так как в четвертом окне тоже было чье-то лицо.

Маленький мальчик ответил: «Понтий, пилот... Иначе, те трое разобьются».

Мне нравится это. Не Понтий Пилат, а Понтий-пилот -подходит намного лучше. И у мальчика действительно было богатое воображение.

У вас нет даже такого воображения, когда я говорю «Папа-поляк»... Я настаиваю на том, чтобы называть его так, потому что я хочу, чтобы вы постоянно помнили, что это впервые настоящий человек стал папой. До сих пор этот пост получали только не те люди. Впервые за всю историю правильный человек получил этот пост. Вот почему он не собирается умереть так скоро. Он не умирает - он уже прошел средний предел. Пусть все эти идиоты во всем мире молятся за его смерть - он не собирается умирать, ведь он поляк. Он становится Здоровее, чем был раньше, он делает большую работу.

Нет, я не против него. Я вообще не против кого-либо. Я не могу быть против. Даже если я захочу быть против кого-нибудь, я не смогу. Когда я впервые прочитал завет Иисуса «возлюби врага своего», я был потрясен, потому что, если бы Иисус был действительно просветленным, он не мог бы иметь врагов, так кого вы собираетесь возлюбить? А чтобы любить своих врагов, главное требование - сначала надо создать себе врагов, а уж потом возлюбить их. Вот такое ненужное беспокойство. Зачем же создавать врагов?

Сначала создание ужасного беспокойства, а потом любовь - это еще более ужасно. Так трудно любить даже друзей. Любовь - это такое грязное и непристойное дело, что, вероятно, только итальянцы могут это делать, больше никто. «Возлюби врага своего»... Я поразился, сначала мне надо было бы создать врагов, а потом полюбить их.

Затем я прочитал другой завет: «Возлюби соседа своего». Это тоже очень трудно, так как у меня нет соседей. Люди могут сидеть рядом со мной, даже касаться меня, но никто из них не будет моим соседом. Только такой же просветленный может стать моим соседом, потому что между нами не будет стены, забора, нас ничто не будет разделять. Мне очень трудно найти соседа, и даже если мне удастся найти его, нужды любить его у меня не будет. Он будет переполнен любовью, он не будет нуждаться в любви.

Два просветленных человека встречаются очень редко. За всю историю сообщалось только об одном случае, и это была встреча Кабира и Фарида. Других примеров я не встречал, аесли я не встречал их, то и никто, конечно, не сможет их встретить, так как я тщательно исследовал все возможные углы и закоулки.

Кабир был старым. Он приехал в Магахар из Варанаси. Фарид был в паломничестве, и ашрам Кабира находился как раз на его пути. Ученики Фарида спросили его: «Для нас было бы большой радостью, если бы вы встретились, сели бы вместе и поговорили о чем-нибудь. Для нас было бы огромным удовольствием слушать вас, двух просветленных людей».

Ученики Кабира сказали: «Мы слыхали, что Фарид будет в наших краях со своими учениками. Мы должны пригласить его сюда. Плохо, если он будет идти мимо нас по дороге, а мы не пригласим его. Для нас, бедных людей, это будет хорошей возможностью увидеть вас вместе - два пламени. И даже если вы поговорите совсем немного, для нас это будет огромной радостью».

Кабир сказал: «Если вы так говорите - то пригласите его».

Фарид сказал: «Если вы так говорите, то мы пойдем».

Фарид отправился к ашраму, но Кабир вышел ему навстречу, и они встретились на дороге. Они обнялись и громко засмеялись. Ученики были немного шокированы: они не ожидали, что Кабир и Фарид будут так громко смеяться. Они никогда раньше не слыхали, чтобы Кабир смеялся так громко, они никогда не слыхали, чтобы Фарид смеялся так громко - почти как сумасшедшие. Ученики Кабира и Фарида переглядывались в изумлении. Что происходит?

Держась за руки, Кабир и Фарид вошли в ашрам. Они сели рядом, и два дня они оставались там. Не было произнесено ни одного слова. Да, время от времени они посмеивались. А спустя два дня Кабир прошел полдороги, чтобы проводить Фарида. Они вновь обняли друг друга, громко рассмеялись и расстались, не произнеся ни единого слова, даже «до свидания».

В течение двух дней ученики просто кипели, ожидая, когда эти дни закончатся, потому что начинать спорить с собственным Учителем, перед другим Учителем, спрашивать его: «Что ты делаешь?» - казалось не очень хорошо. Поэтому они ждали. Но когда Кабир и Фарид расстались, ученики вцепились в своих Учителей и стали задавать им вопросы: «Что случилось? Почему вы ничего не говорили?» Ученик Фарида сказал: «Когда Кабира не было, вы не переставали выливать на наши головы странные слова, странные мысли. Мы могли понимать, могли не понимать, вас это не волновало, вы шли дальше. Большая часть времени, когда вы с нами говорили, пролетает над нашими головами. Когда появился человек, равный вам, почему вы молчали».

Они оба ответили одно и то же своим ученикам: «Кто бы ни говорил, он доказал бы, что он еще не просветленный, потому что, что же еще говорить? Речь возможна в трех случаях. Два невежественных человека могут иметь действительно большой разговор; иначе такой большой разговор не может иметь места. Чем невежественнее оба человека, тем огромнее их разговор, тем содержательнее.

Вторая возможность - это, когда один просветленный, а второй - нет. Тогда может быть какой-то разговор, но в основном это будет монолог.

Просветленный человек будет говорить, а непросветленный в большинстве случаев может задавать вопросы. Но это не разговор в истинном смысле этого слова. Что может привнести в разговор непросветленный человек? Все, что он может сделать, это задать вопрос - вот его вклад. Ответ предполагается получить от просветленного человека.

Третий случай таков - два просветленных человека. Они не могут разговаривать. Они знают, но они знают, что все, что они знают, нельзя выразить словами.

Ученики спросили: «Тогда, почему вы смеялись?» Кабир и Фарид сказали: «Мы смеялись над вами!» Кабир сказал: «Я обычно думал, что только у меня есть все эти идиоты - я увидел, что у Фарида есть тоже. Я смеялся, и он смеялся, потому что он, вероятно, думал, что все эти идиоты терзают не только его, но что они терзают и меня. Вот почему мы оба смеялись».

Этот ответ был еще более шокирующим, чем была причина, заставившая их так громко расхохотаться. Потом ученики спросили: «Ну, а почему вы время от времени посмеивались?»

Фарид ответил: «Я смотрел на то, как вы кипели! Вы были готовы убить меня сразу же, как только прошли эти два дня. Вот почему я посмеивался, и я думаю, что и Кабир посмеивался по этой причине, потому что его ученики тоже кипели».

Эти два дня прошли, как два года, потому что эти два человека просто сидели молча, а из-за них, в знак уважения, все ученики тоже сидели молча. Но они просто хранили молчание, на самом деле они не молчали. Внутри у них была настоящая буря: в чем дело? Что происходит? Почему их учителя посмеиваются?

Фарид и Кабир сказали: «Каждый раз, когда мы видели, что вы готовы взорваться, мы начинали посмеиваться. Это помогало вам остыть». И ученики вспомнили, что так оно было: всякий раз, когда они действительно начинали злиться, наступало время, когда Учителя начинали посмеиваться.

Конечно, между Учителем и учеником возникает опреде- ленный тип невидимых отношений. Если ученик сердит, если ученик печален, если ученик в плохом настроении, это передается Учителю без всяких слов. Учитель реагирует каким-то образом на эту ситуацию. Вероятно, он может на нее не реагировать вообще, если это то, что требуется: он может просто проигнорировать это. Или он может обратить на это внимание и каким-то образом обыграть это. Все зависит от ситуации, а каждая ситуация уникальна.

У меня нет соседей, поэтому я не могу любить своих соседей. Я благодарю Бога - которого нет, - но для этой цели имя Бога можно использовать; в этом нет никакого вреда, так как у меня нет соседей.

Те два дня были очень хорошими, ну а что, если Фарид и Кабир были бы вместе два года? Тогда они наверняка имели бы какие-то затруднения. Их ученики смогли контролировать себя в течение двух дней, но думаете ли вы, что они смогли бы контролировать себя два года, слушая время от времени смех или молчание? Они либо сбежали бы из Аврама, думая: «Эти два человека сошли с ума, и мы тоже сойдем с ума вместе с ними», - или они стали бы спорить со своими Учителями.

Но ведь встречи хотели не Фарид и не Кабир, а их ученики. Это они хотели этой встречи, и их учителя подумали: «В этом не будет никакого вреда. Зачем же обязательно отказывать им? Для них это будет хорошим жизненным опытом». Если бы они не попросили, Кабир бы не попросил Фарида, а Фарид не пришел бы к Кабиру - по той простой причине, что не было нужды в их встрече: они были почти одно и то же. Вы ведь не встречаетесь с собой, не так ли? Вы ведь не приглашаете себя на ланд или на обед, не так ли? В этом вовсе нет смысла.

Я не против кого-то - нет причины быть против, - но я весь за правду. Меня не волнует, идет ли это вразрез с моей профессией или нет. Фактически, я не профессионально просветленный человек, я просто просветленный. Те люди были профессионалами. Я чувствую стыд, что все они - Махавира, Будда, Санья Вилетхипутта, Аджит Кешкамбал, Макхкхали Госал, -все эти люди вели себя как политики, пытаясь стать тиртханка-рами, потому что вера в эту религию была очень древней. Это было предприятие, и оно было хорошо организовано.

Чтобы начинать что-то с самого начала, нужна смелость. Я делаю именно это - начинаю с самой первой строки.

Я не хочу какого-то заимствованного доверия от религии, от предприятия, от организации.

Я хочу просто делать свое дело по-своему, с моими людьми.

Это трудная задача, и возникает тысяча и одна трудность, которую можно было бы избежать, если бы я был частью своего предприятия, но тогда я был бы мертвым, а не живым.

Для меня Махавира умер в тот день, когда он был признан джайнами своим двадцать четвертым тиртханкарой; после этого он уже не жил, так как он всего лишь выполнял определенную роль, которую должен был выполнять тиртханкара, выполняя все точно так, как это должен делать тиртханкара. Это было не настоящей жизнью, это было не достоверно. До этого момента, то есть до того, как он стал тиртханкарой, Махавира жил, как хотел, своей собственной жизнью. Но состязаться - рзначает идти неверным путем. Кроме того, быть выдвинутым и одержать победу - это как будто вы можете выдвигать и избирать кого-то в качестве просветленного! Непросвещенные массы, непросветленные люди решают, кто является тиртханкарой, - это ведь просто абсурд. Я много раз говорил джайнам в Индии, когда разговаривал с ними: «Если вы скажете мне, что вы готовы признать меня своим двадцать пятым тиртханкарой, я просто плюну вам в лицо. И вы и ваш двадцать пятый тиртханкара могут просто идти к черту. Почему я должен быть двадцать пятым, когда я могу быть первым?»

Я не вижу смысла в борьбе Махавиры за то, чтобы стать двадцать четвертым, всего лишь двадцать четвертым, всего лишь в ряду! И ради этого все эти люди также были кандидатами!

Я абсолютно счастлив тем, что я просто первый и последний.

Я не подготавливаю места для другого, потому что тогда возникнет состязание, возникнут неприятности.

Итак, мое предприятие начинается с меня и заканчивается мной!






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.