Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






IV тур. Завершение игрового проектирования






Ведущий просит участников записать на рисунке-карточке «Белый медведь» по одной перспективной педагогической идее, выдвинутой оратором, и сообщает, что эти идеи лягут в основу программы дальнейших педагогических занятий по развитию профессионального мастерства. (Ориентировочная формула идей:

«Миф о Цели Образования» — идея саморазвития личности, идея овладения личностью способами познания и удовлетворе­ния своих потребностей; «Миф о Чтении — Лучшем Учении» — идея учения в деятельности, идея «постановки ума»; «Миф о Великом Учителе» — идея учителя-путника, учителя-творчес­кой личности; «Миф о Вечном Бое» — идея покоя и равнове­сия, доброжелательного сотрудничества и диалога.)

Так называемые активные формы работы с педагогами, в частности деловые игры, особенно связанные с проигры­ванием «взгляда со стороны» на обсуждаемые проблемы, помогут психологу включить личностные регуляторы пе­рестройки поведения и профессиональной деятельности учи­телей и воспитателей.

2. Тренинг личностного роста для педагогов. Данный тип тренинга решает все те задачи, которые характерны для социально-психологических тренингов (их технология описана ранее). Однако его главной целью является развитие личности. Тренинг состоит из шести занятий, каждое из которых решает специфическую задачу (Н.С.Прутченков, 1993).

Позиция психолога на протяжении всех занятий - это позиция доброжелательного и понимающего друга, помогающего каждому участнику стать самим собой и создающего для этого благоприятные психологические условия. Для этого психолог организует обсуждение и принятие правил групповой работы, знакомит с ее целями и задачами, следит за их выполнением. Объясняя цель проводимого упражнения, подробно излагает инструкцию, дает необходимые разъяснения, отвечает на вопросы. Психолог постоянно отслеживает динамику группы и эмоциональное состояние ее участников, а в случае необходимости оказывает им психологическую поддержку. После каждого занятия подводятся итоги и дается домашнее задание.

Принципы работы тренинговой группы

Среди принципов организации социально-психологического тренинга в этом разделе назовем лишь основные, так как в спе­циализированных тренингах используются дополнительные прин­ципы и правила.

1. Принцип диалогизации взаимодействия, т.е. равноправного полноценного межличностного общения на занятиях группы, основанного на взаимном уважении участников, на их полном доверии друг другу. В случае доминирования одного или несколь­ких из них общение теряет характер подлинного диалога и пере­ходит в русло монолога, что противоречит самой природе тренинга.

2. Принцип постоянной обратной связи, т.е. непрерывное полу­чение участником информации от других членов группы, ана­лизирующих результаты его действий. Именно благодаря обрат­ной связи человек может корректировать свое последующее пове­дение, заменяя неудачные способы общения на новые, проверяя их воздействие на окружающих. Для этого должны быть созданы условия, обеспечивающие готовность участников говорить другим о них самих и слушать мнение о себе. Такая преднамеренная обратная связь, осуществляемая сознательно, дает максимальный развивающий эффект.

3. Принцип самодиагностики, помогающий самораскрытию участ­ников, осознанию и формулированию ими собственных личностно значимых проблем. В содержании занятий предусматриваются упражнения, помогающие человеку познать себя, особенности своей личности. Необходимо помочь каждому члену группы уви­деть себя в разных ситуациях, где от него требуется принятие опре­деленного решения и его осуществление. Чаще этому помогает не вербальный (словесный) способ общения, а практические дейст­вия. Этим тренинг отличается от обычных учебных занятий.

4. Принцип оптимизации развития. От ведущего требуется не только четкая диагностика и квалифицированная констатация определенного психологического состояния отдельных участни­ков и группы в целом, но и активное вмешательство в происхо­дящее с целью оптимизации условий, необходимых для их раз­вития. Используя специальные упражнения, ведущий должен сти­мулировать саморазвитие участников, направлять их усилия в нужное русло.

5. Принцип гармонизации интеллектуальной и эмоциональной сфер. С одной стороны, для тренинга характерен высокий эмоци­ональный накал, учащиеся искренне переживают происходящие в группе события. Это помогает им настроиться на откровенность, в большей мере доверять партнерам, становиться более гуманными по отношению друг к другу. Но, с другой стороны, тренинг акти­визирует и интеллектуальные аналитические процессы в момент обсуждения событий. Главная форма такой деятельности — груп­повая дискуссия, которая используется на протяжении всех за­нятий.

6. Принцип добровольного участия как во всем тренинге, так и в его отдельных занятиях и упражнениях. Педагог должен иметь естественную внутреннюю заинтересованность в изменениях своего характера в ходе работы. Принудительно личностные изменения в положительном смысле, как правило, не происходят, и не следует этого требовать.

7. Принцип постоянного состава группы. Тренинговая группа работает более продуктивно, и в ней возникают особые процессы, способствующие самораскрытию ее членов, если она закрыта, т.е. в ней постоянный состав и нет притока новых людей.

8. Принцип погружения. Продолжительность занятий должна быть определена в самом начале работы. Опыт их проведения дает основание для вполне обоснованного вывода: наибольший эффект достигается при работе крупными временными блоками — погру­жениями в то или иное занятие на 3 — 4 часа, а иногда и на более продолжительный период. Это обусловлено тем, что много времени теряется на «размораживание» участников, их эмоциональное вхождение в групповые процессы после длительного перерыва. В условиях школы тренинговые группы вполне вписываются в рамки школьного расписания. Лучше проводить сдвоенные уроки (пары), и не реже одного раза в неделю. Если есть возможность, то целесообразнее уплотнить занятия до 2 — 3 дней, провести ин­тенсивный тренинг по 6 — 7 часов в день. И как один из возможных вариантов — тренинг-марафон, длящийся 24 часа, но его можно проводить только с подготовленными участниками.

9. Принцип изолированности. Безусловным требованием являет­ся полная уверенность педагогов в том, что их никто не подслу­шивает. Если у ведущего есть необходимость вести аудио- или видеозапись занятия, он должен получить согласие всех членов группы. Большая часть тренинговых упражнений и заданий мо­жет быть специально записана для последующей самостоятельной работы с этим материалом самих участников.

10. Принцип свободного пространства. В помещении для занятий должна быть возможность свободного передвижения участников, их расположения по кругу, объединения в микрогруппы по 3 — 5, 7—8 человек, а также уединения.

Важным элементом подготовки тренинга является первичная встреча с будущим коллективом. Она состоит, как правило, из двух этапов. На первом — проводится групповая беседа, в ходе которой рассказывается о задачах, сроках и продолжительности встреч и т.д. Собравшиеся принимают решение об участии в тренинге или отказываются от этого в силу каких-либо причин. На втором этапе проводится индивидуальное собеседование с теми, кто твердо решил участвовать в занятиях. В ходе его уточняются мотивы (интерес, жажда знаний, стремление получить новый опыт, под­готовка к жизни, решение своих проблем). Это нужно для того, чтобы в группу попали не случайные люди, а принявшие осоз­нанное решение.

 

Содержание занятий

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.