Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Технология психолого-педагогической рефлексии и совершенствования профессиональной деятельности педагогов






Совершенствование профессиональной компетентности – процесс постоянный. Он длится в течение всей трудовой жизни человека. Вместе с тем в нем можно выделить ряд типичных этапов: роста, поиска, упрочения, стабилизации и спада или самоопределения, адаптации, компетентности, мастерства и творческой самореализации. Процесс профессионального становления человека индивидуально своеобразен и определяется неповторимостью тех условий, в которых он протекает. Например, в творческом педагогическом коллективе при воодушевляющем управлении и хорошей методической поддержке этот процесс ускоряется. Определенную роль играет субъективный фактор: личностные качества педагога, его профессиональные установки, мотивы, интересы и планы, педагогическая культура, социально-педагогические способности, уровень профессиональной компетентности и профессиональной пригодности, наконец, обстоятельства личной жизни.

 

Таблица 1

Содержание и алгоритм профессионального самовоспитания педагога

Методы Содержание профессионального самовоспитания
Наблюдение педагогической жизни. Размышление над педагогическими проблемами, фактами, явлениями Прояснение своих проблем, профессиональное несовершенство. Определение задач, требующих решения. Выбор средств их решения и выполнения первоочередной задачи. Программ этапов и сроков выполнения задач. Самоубеждение в активных действиях, определение времени их удачного начала
Самоанализ своего общения с позиций добра и помощи людям. Самоанализ своего опыта с позиций конструктивности и целесообразности для развития человека Вера в свои силы при осуществлении программы самоизменения. Управление своим эмоциональным состоянием (самовнушение, аутогенная тренировка по созданию хорошего настроения, ежедневная регуляция мышечного напряжения, четкий самоконтроль темпа движения, речи, дыхания)
Формирование собственного жизненного кредо и мировосприятия Ежедневный самоотчет и самоанализ успехов. Создание творческого самочувствия. Поиск своего темпоритма деятельности. Установка на оптимизм, постоянную доброжелательность в общении. Упражнения в создании необходимого эмоционального настроя в общении.
" Погружение" в педагогическое сотрудничество. Упражнения в " чтении души", в самоконтроле, самоорганизации времени своей жизни Упражнения в создании необходимого эмоционального настроя в делах. Погружение в педагогическое сотрудничество. Упражнения на реализацию общения в заданной ситуации. Упражнения в сотрудничестве. Упражнения на педагогически оправданные действия в неожиданной ситуации. Самоанализ " инвентаризации" своих достижений

 

Педагог может осуществлять рефлексию собственной деятельности, исходя из самых разных критериев: ее эффективности; соотношения желаемого и достигнутого; идеального (представленного в лучшем опыте) и реального (достигнутого самим); соотношения затрат труда и результатов; уровня познавательной активности и самостоятельности учащихся и глубины изменений в их познавательной деятельности; уровня гармоничности взаимодействия личности, деятельности и общения в процессе труда; собственной удовлетворенности работой и удовлетворенности учащихся; уровня овладения деятельностью (от репродуктивного до творческого) других.

На основе психолого-педагогической рефлексии педагог строит собственную систему профессионального самовоспитания.

Существенную роль в рациональной организации жизни и профессиональной деятельности играет самоменеджмент.

Самоменеджмент - это использование испытанных методов в повседневной практике для того, чтобы оптимально и со смыслом использовать свое время.

Фактор времени является самым мощным стрессором. Педагогу хронически не хватает времени не только на отдых, но и на труд. Зная азы самоменеджмента, он лучше сможет организовать свою деятельность, избавится от стресса и научится находить время на отдых.

Можно начать с маленькой анкеты по самоменеджменту " Насколько хорошо Вы справляетесь со своей работой? " *

Анкета

1. Я резервирую в начале рабочего дня времени для подготовительной работы, планирования.

2. Я перепоручаю все, что может быть перепоручено.

3. Я письменно фиксирую задачи и цели с указанием сроков их реализации.

4. Каждый официальный документ я стараюсь обрабатывать за один раз и окончательно.

5. Каждый день я составляю список предстоящих дел, упорядоченный по приоритетам. Важнейшие вещи я делаю в первую очередь.

6. Свой рабочий день пытаюсь по возможности освободить от посторонних телефонных разговоров, незапланированных посетителей и неожиданно созываемых совещаний.

7. Свою дневную загрузку я стараюсь распределить в соответствии с графиком моей работоспособности.

8. В моем плане времени есть " окна", позволяющие реагировать на актуальные проблемы.

9. Я пытаюсь направить свою активность таким образом, чтобы в первую очередь концентрироваться на немногих " жизненно важных" проблемах.

10. Я умею говорить " нет", когда на мое время хотят претендовать другие, а мне необходимо выполнить более важные дела.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.