Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Естественная монополия.






Открытая монополия не защищена от конкуренции и поэтому может господствовать на рынке лишь некоторое время, обычно такими монополиями являются фирмы, которые восходят на рынок с качественно новой продукцией. Но со временем другие фирмы могут предложить либо аналогичную, либо лучшую продукцию и тем самым лишают фирму возможности быть единственным поставщиком товара на рынке.

Сюда же относятся особые земельные участки под виноградники. Отрасли инфраструктуры, имеющие особо важное и стратегическое значение для всего общества (железнодорожный транспорт, ВПК и т. п.).

Легальные монополии, образующиеся на законном основании (их называют «защищенными» от конкуренции). К ним можно причислить такие формы монополистических организаций:

§ Патентная система. Под патентом подразумевается свидетельство, выданное правительством страны изобретателю на право исключительного пользования сделанным изобретением. Патентом, также именуется документ, выданный на право занятия промыслом, торговлей.

§ Авторские права, согласно которым авторы получают исключительное право продавать или размножать их произведения в течение всей жизни или какой-то период.

§ Торговыезнаки – специальные рисунки, названия, символы, которые позволяют идентифицировать товар, услугу или фирму (конкурентам запрещается использовать зарегистрированные торговые знаки).

Искусственные монополии. Под этим условным названием имеются в виду объединения предприятий, создаваемые ради получения монополистических выгод. Эти монополии преднамеренно меняют структуру рынка:

­ создают барьеры для вхождения на отраслевой рынок новых фирм;

­ ограничивают аутсайдерам (предприятиям, которые не вошли в монополистическое объединение) доступ к источникам сырья и энергоносителям;

­ создают очень высокий (по сравнению с новыми фирмами) уровень технологий;

­ применяют более крупный капитал (дающий больший эффект от роста масштабов производства);

­ «забивают» новые фирмы хорошо поставленной рекламой.

Искусственные монополии образуют ряд конкретных форм – картель, синдикат, трест, концерн и др.

Картель – союз (объединение) нескольких предприятий (производителей) одной отрасли промышленности, которые договариваются о ценах, рынках сбыта, объёме производства (квотах) и др. При этом его участники сохраняют свою собственность на средства и продукты производства, а созданные изделия сами реализуют на рынке.

Синдикат – форма монополистического объединения, в котором объединяются предприятия, производящие однородную, массовую продукцию. За участниками синдиката сохраняется на средства производства, а произведённая продукция реализуется как собственность объединения. Вопросами сбыта товаров, а часто и закупок сырья занимается контора синдиката, куда его члены сдают свои товары по определённой, заранее установленной цене.

Трест – форма монополистического объединения, при которой предприятия, входящие в него, полностью теряют свою производственную, коммерческую и юридическую самостоятельность. Доля прибыли зависит от величины вложенного капитала, а их собственники получают право на соучастие в управлении.

Рассмотренные формы монополий являются многопродуктовыми, поскольку монополизируют производство многих видов продуктов данной или ряда отраслей.

Технологическая монополия – фирма монополизирует производство какой-то разновидности продукта (модификация цветных телевизоров). Она бывает массовой, углубляет монополистическую конкуренцию.

Различают одноотраслевой и комбинированный, многоотраслевой трест, когда объединение захватывает предприятия другой отрасли. Комбинированный трест, объединяющий предприятия, получает возможность извлекать дополнительную прибыль:

1. за счёт использования побочных продуктов и отходов другой отрасли;

2. за счёт организации вертикального комбинирования, когда одно предприятие перерабатывает сырье, другое изготовляет из него детали, третье – превращает их в товары и т. д.

Комбинированный трест представляет собой форму промежуточного перехода от треста к высшей форме монополистического объединения – концерну.

Концерн – форма монополистического объединения, в которое входят ряд формально независимых предприятий разных отраслей экономики, часто не связанных единым технологическим процессом. Головная компания устанавливает над ними финансовый контроль, сосредотачивая в своих руках контрольный пакет акций.

Концерном особого вида является конгломерат.

Конгломерат – объединение под единым финансовым контролем фирм (предприятий), не имеющих производственных связей и принадлежащих не только к различным видам производства, но и к различным сферам экономики; представляет им почти полную самостоятельность и контролирует их лишь по сравнительно небольшому списку финансовых показателей.

Формирование конгломератов происходит путём слияний и поглощений.

Центральные офисы конгломератов ориентированы на осуществление финансового контроля.

Целью создания конгломератов является получение больших прибылей за счёт манипулирования ценными бумагами: выпуск акций и облигаций, их обмен. Руководители конгломератов получают учредительскую прибыль от этих операций.

Конгломератные слияния и поглощения ведут к увеличению экономической мощи фирм, расширяют их власть над сферой производства и обращения. Достижение этого финансовыми методами оказывается более экономичным по сравнению с другими методами. Приобретение пакета акций обходится дешевле, чем создание нового предприятия за счёт внутренних капиталовложений. В добавление к производственным мощностям конгломерат получает торговые связи, торговую марку, технические знания и т. д.

Чем больше активы, которыми владеет конгломерат, тем больше его возможности для привлечения заёмных средств. Поглощение фирм, свободных от долговых средств, рассматривается как основа получения дополнительных кредитов.

Конгломераты стремятся ослабить неопределенность рыночной ситуации, на место конкуренции поставить связи.

Диверсификация – это объединение технологически разнородных предприятий. Они принадлежат к близким, родственным отраслям.

Диверсифицированные компании занимаются оперативным управлением производством. Их головные офисы имеют многочисленный штат. Диверсифицированные компании расширяются за счёт внутренних источников накопления – концентрации производства.

Многоотраслевая компания получает выгоду от внутренней кооперации.

Эффект от внутренней кооперации называют синерджией или эффектом «2+2=5» суть которого заключается в том, что объединённые действия составных частей должны дать больший результат, чем простая сумма действий отдельных предприятий, Синергетический эффект обозначается при помощи 3-х переменных: возросшего объёма прибыли, уменьшения издержек, сокращения потребности в капиталовложениях.

Переход к монопольным объединениям, начавшийся во второй половине ХІХ в. и особенно усилившейся в конце его, совершался как за счёт укрупнения и концентрации производства, в ходе которых капитал концентрировался внутри предприятия, фирмы или концерна, так и за счёт поглощения капиталов конкурентных фирм своей или других отраслей хозяйства. Централизация капиталов в результате слияния и поглощения конкурентных предприятий и фирм усилилась в ХХ столетии в наиболее развитых странах. Лидирующее место здесь принадлежит США, где наиболее крупные слияния компаний произошли в 1981-1983гг., общая сумма капиталов которых оценивается в 42, 2 млрд. долл.

Быстрыми темпами происходит и процесс формирования международных монополий: МНК, ТНК.

С конца 70-х годов ХХ в. наблюдается новое явление в мировой экономике, когда ранее конкурирующие между собой ТНК заключают соглашения по сотрудничеству в области не только производства, коммерции и финансов, но и научно-исследовательских работ. Это касается таких проектов, для осуществления которых финансовых и технологических средств одной корпорации недостаточно.

В 80-е годы ХХ в. наблюдается новый этап: ТНК развитых стран объединяются для конкуренции на глобальном уровне. Западные экономисты характеризуют этот процесс как суперкапитализм или постимпериализм, а некоторые из них призывают отказаться поэтому от идеи государственного суверенитета.

Распространённой формой монополий является олигополия. В этом случае на рынке господствует небольшое число продавцов идентичной или дифференцированной продукции.

В настоящее время под олигополией понимается организация рынка, которая основывается на динамичном равновесии конкурентных и монопольно-регулирующих сил. В США олигополия обычно образует 4 ведущих фирмы отрасли, продающих на рынке до 60% всей продукции.

Обычно различают олигополию первого рода, когда монополии производят идентичную или почти идентичную продукцию (компании по производству стали, алюминия), олигополию второго рода, когда несколько крупных фирм продают дифференцированную продукцию (производство автомобилей разных марок, удовлетворяющие разные потребности).

Достижение большой прибыли на рынке зависит не только от таких объективных причин, как рост потребительского спроса, величина издержек производства, предельный доход и другие, но также от реакции других фирм. Такой учёт действия конкурирующих фирм при установлении цены и объёма выпуска продукции на рынке характеризуют обычно как олигиполитическую взаимосвязь.

Наряду с монополией и олигополией есть и другие причины несовершенной конкуренции. Она возникает и тогда, когда на рынке имеется множество производителей товаров дифференцированных, отличающихся друг от друга по назначению и качеству. Такая конкуренция чаще всего встречается в розничной торговле. Она обычно поддерживается рекламой, фабричной маркой, патентами и другими способами подкрепления конкурирующего товара. Конкуренция в данном случае отличается от совершенной, потому что продаваемые товары не однородны, а нередко и отличны друг от друга. Поэтому их производители выступают на рынке как единственные продавцы. Поэтому некоторые авторы называют её монополистической, другие говорят об эффективной конкуренции.

Таким образом, хотя рассмотренные выше формы несовершенной конкуренции отличаются друг от друга, между ними существует связь.

Рассмотрим различия между монополией, олигополией и крупным бизнесом.

Монополия и олигополия представляют форму капитала, который, опираясь на крупные масштабы производства и дифференциацию продукта, способен регулировать производство и обращение, контролировать движение производства и цен.

Различие между ними состоит в том, что монополия единолично господствует на рынке и, не встречает противодействия конкурентов, стремится к сохранению статус-кво (первоначального состояния), взвинчиванию цен и произволу. Поэтому монополия – не желательное явление, а если избежать её невозможно, то требуется государственное регулирование деятельности фирм-монополистов.

Олигополия хотя и предполагает конкуренцию, но существенно ограничивает её. Однако олигополия не устраняет стимулов к развитию производства.

Отношения крупного бизнеса, с одной стороны, монополии и олигополии, с другой стороны, непростые. Абсолютные размеры фирмы (объём активов, продаж, прибылей, занятости, численность акционеров) могут быть большими, но по отношению к размерам рынка незначительными.

Другой вариант: фирма (предприятие) может быть ничтожно мала по абсолютным размерам, но крупной по отношению к рынку (локальная или региональная монополия). Во многих случаях абсолютная и относительная величины фирмы имеют одинаковую направленность.

Таким образом, структура рынка в значительной мере определяется производством, его масштабами и дифференциацией продукта.

В преодолении монополизации большую роль играет развитие мелкого и среднего предпринимательства. Поэтому становление рынка и конкуренции требует осуществления комплекса мер, в т. ч. антимонопольной деятельности государства.

Господствующие на рынке фирмы используют в качестве своего основного инструмента манипулирования монопольную цену.

Монопольная цена – особый вид рыночной цены, которая устанавливается на уровне выше или ниже общественной стоимости или равновесной цены в целях получения монопольного дохода.

Монопольно высокая цена – цена, которую фирмы устанавливают на свою продукцию, превышающую общественную стоимость или возможную равновесную цену. Это достигается тем, что монополисты преднамеренно создают зону дефицита, сокращая объёмы производства и искусственно создавая повышенный покупательный спрос.

При каждом возобновлении процедуры повышения цен монополия учитывает потери, которые она несёт от уменьшения объёма производства и продажи товаров. Чтобы перекрыть такую утрату дохода, она устанавливает новые цены на таком высоком уровне, чтобы выручка от реализации меньшего количества изделий покрывала упущенную выгоду и давала возросшую сумму дохода.

Монопольно низкие цены на товары устанавливаются на товары, закупаемые у аутсайдеров. Понижение цены по сравнению с общественной стоимостью или возможной равновесной ценой достигается посредством искусственного создания зоны избытка продукции. В этом случае монопсония преднамеренно уменьшает закупки товаров, в результате их предложение превышает монополистический спрос. Так обычно поступают монопсонии, которые занимаются переработкой сельскохозяйственной продукции, скупаемой у большого количества мелких ферм.

Фирма, одновременно являющаяся монополией и монопсонией, удваивает прибыль посредством «ножниц цен», т. е. с помощью монопольно высоких и монопольно низких цен. Такое движение цен основывается на расширении зон избытка и дефицита товаров. Оно характерно для многих предприятий обрабатывающей промышленности, которые в условиях инфляции повышают цены на свои готовые изделии в несколько раз больше, чем увеличиваются цены в отраслях добывающей промышленности.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.