Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Тема 6.Государственный бюджет и финансовая политика государства.






1. Государственный бюджет и бюджетная политика.

2. Налоги и налоговая система.

3. Фискальная политика государства и механизм ее воздействия на экономику.

1. Государственный бюджет и бюджетная политика.

Финансовая система страны — это совокупность фи­нансовых отношений и регулирующих их институтов. Фи­нансовые отношения как важнейшая составная часть эко­номических отношений представляют собою систему отно­шений по поводу образования, распределения и использо­вания финансовых ресурсов. Они возникают между государством, с одной стороны, юридическими и другими лицами — с другой; физическими и юридическими лицами; юридическими лицами, отдельными государствами.

В связи с этим в финансовой системе выделяют три взаимосвязанных подсистемы: финансы государства; фи­нансы хозяйствующих субъектов; финансы населения. Объектом нашего рассмотрения являются только финансы государства, прежде всего государственный бюджет, поскольку он играет решающую роль в макроэко­номическом регулировании экономики.

Финансы государства (государственные финансы) — это денежные фонды государства, а также совокупность форм и методов их образования и использования. Их на­значение — финансовое обеспечение функций, присущих государству. Элементами государственных финансов явля­ются бюджетная система, внебюджетные фонды, валют­ные резервы и т.д.

Бюджетная система страны представляет собой сово­купность бюджетов различных уровней. Ее структура зави­сит от государственного устройства и административно-территориального деления страны. В странах с федеративным устройством бюджетная система является трехуровне­вой: бюджет центрального правительства (федеральный бюджет); республиканские, областные, краевые бюджеты, бюджеты земель, штатов, провинций и т.д.; местные бюджеты. В странах с унитарным устройством бюджетная система двухуровневая: бюджеты центрального правитель­ства; местные бюджеты.

Между бюджетами различных уровней существуют довольно сложные отношения, связанные с разделом ис­точников бюджетных доходов, финансированием местных бюджетов со стороны центрального правительства.

К бюджету примыкают внебюджетные фонды, кото­рые находятся в распоряжении центральных или местных органов власти. Они создаются за счет специальных нало­гов, займов и имеют целевое назначение: строительство дорог, подготовка и переподготовка кадров, социальное страхование и т.д. Их примером в России могут служить Пенсионный фонд, Дорожный фонд, Фонд занятости.

 

Поскольку финансовая система государства вос­производит все процессы по производству и распределе­нию ВНП, поэтому политика государства по отношению к ней является одним из важнейших регуляторов развития национальной экономики. Такая политика называется фи­нансовой и представляет собой совокупность мероприятий государства по мобилизации, распределению финансовых ресурсов, их использованию на развитие национальной экономики (на основе финансового законодательства). Она складывается из двух взаимосвязанных направлений дея­тельности государства: в области налогообложения и регу­лирования структуры государственных расходов с целью воздействия на экономику (фискальная политика) и в об­ласти балансирования государственных доходов и расхо­дов, регулирования бюджетных дефицитов (бюджетная по­литика).

Конкретное содержание этих направлений зависит от экономического состояния страны.

Государственный бюджет является центральным зве­ном финансовой системы страны. С одной стороны, он отражает состояние экономики, с другой — является мощ­ным инструментом воздействия на экономическое развитие.

Государственный бюджет представляет собой цент­рализованный денежный фонд, которым располагает госу­дарство для выполнения присущих ему функций. В бюд­жете находит отражение структура доходов и расходов го­сударства. Можно сказать, что бюджет — это годовой план доходов и расходов государства, который утверждает­ся в законодательном порядке.

Проект бюджета ежегодно обсуждается и принимает­ся законодательным органом страны. По завершении фи­нансового года исполнительная власть отчитывается о своей деятельности. Государственный бюджет всегда представляет собой компромисс, который отражает соотношение сил основных групп носителей различных социально-экономи­ческих интересов в стране.

Расходные статьи бюджета показывают направления использования бюджетных средств. Они подразделяются на расходы по государственному управлению; военные рас­ходы (не только прямые, но и косвенные, к числу которых относятся выплаты процентов по военным долгам, пенсии и пособия инвалидам войн, ветеранам и т.д.); расходы на социально-экономические цели, среди которых все более значимое место занимают расходы на создание социальной инфраструктуры, в первую очередь на образование и здра­воохранение; финансирование народного хозяйства (расхо­ды, связанные с созданием благоприятных условий для функционирования производственных секторов экономи­ки и др.).

Расширение функций государства сопровождается и увеличением его расходов, причем темпами, превышаю­щими темпы роста ВНП. Это означает огосударствление процессов производства и распределения ВНП.

Доходы государственного бюджета формируются за счет налогов, взимаемых различными уровнями власти, сборов, пошлин; поступлений из внебюджетных фондов (платежи и взносы); государственных займов; доходов от внешнеэкономической деятельности и т.д.

Идеальное исполнение государственного бюджета — это полное покрытие расходов доходами и образование остатка средств, т.е. превышение доходов над расходами, называемое профицитом. Этот остаток правительство мо­жет использовать при непредвиденных обстоятельствах, для долгосрочных выплат, может перенести его в бюджет следующего года и т.д.

Однако на практике во всех развитых странах имеет место значительное превышение расходов над доходами. Следствием этого становится бюджетный дефицит, имею­щий тенденцию к росту и приобретающий хронический характер. В основе хронической дефицитности государ­ственного бюджета много причин. К их числу можно отне­сти: расширение экономических и социальных функций государства, что влечет за собою увеличение расходов;

текущее колебание хозяйственной конъюнктуры.

Дефицит, который возникает в результате проведе­ния стимулирующей фискальной политики, называется активным, а бюджетный дефицит, вызванный сокращени­ем государственных доходов в результате падения экономи­ческой активности, — пассивным.

Оценивается бюджетный дефицит как в абсолютных размерах, так и в процентах (долях) к ВНП (ВВП).

Бюджетный дефицит является, с одной стороны, следствием глубокой несбалансированности в экономике, а с другой — сам становится причиной серьезных потрясе­ний в сфере денежного обращения. Вот почему регулиро­вание бюджетных дефицитов стало одним из важнейших направлений финансовой политики государства. Размер бюджетного дефицита должен устанавливаться в пределах возможностей государства покрыть его или профинансиро­вать. Итак, бюджетная политика — это политика баланси­рования доходов и расходов бюджета; это программа фи­нансовых мероприятий, которые включают контроль за размером бюджетного дефицита, поиск источников его финансирования.

Существуют различные способы финансирования бюджетного дефицита, которые оказывают различное воз­действие на состояние денежного обращения и экономики в целом.

В большинстве развитых стран со времен перехода от золотого обращения к бумажно-денежному накоплен значительный опыт покрытия бюджетных дефицитов путем дополнительной денежной эмиссии. К такому способу ча­сто прибегали в критических ситуациях во времена войн, длительных кризисов. Его последствия известны — подры­вается устойчивость денежного обращения. Поэтому в на­стоящее время правительства развитых стран избегают нео­правданной эмиссии денег. Основным способом покрытия бюджетного дефицита стало государственное заимствова­ние финансовых ресурсов путем выпуска и размещения ценных бумаг. Они могут размещаться в центральном бан­ке. Учитывая их, центральный банк выпускает в обраще­ние дополнительную массу платежных средств. Это так называемая " кредитная эмиссия". Инфляция в этом слу­чае также неизбежна, хотя протекает она, как правило, в более цивилизованных формах.

Государственные ценные бумаги могут размещаться в частном секторе экономики. Таким образом привлекаются временно свободные денежные средства населения, банков, страховых и промышленных компаний и т.д. На пер­вый взгляд, такой способ покрытия бюджетного дефицита не является инфляционным, так как дополнительных пла­тежных средств не возникает, денежные ресурсы перерас­пределяются от частных владельцев к государству. Однако для того чтобы заинтересовать частных владельцев, ценные бумаги размещаются под достаточно высокие проценты. Их выплата, как и погашение самого долга, становятся одной из главных расходных статей бюджета. Таким обра­зом, государственные заимствования в частном секторе с целью покрытия бюджетного дефицита способствуют даль­нейшему увеличению бюджетных расходов и бюджетного дефицита.

Кроме того, когда правительство выходит на рынок ссудных капиталов в качестве заемщика, это оказывает значительное влияние на соотношение спроса и предложе­ния денежных ресурсов. С одной стороны, отвлекаются ре­сурсы, которые могли бы стать частными инвестициями, в результате чего спрос частных инвесторов удовлетворяет­ся неполностью. С другой стороны, происходит значи­тельное повышение процентных ставок, что также ухудшает общие условия инвестирования. Такие последствия госу­дарственного заимствования с целью покрытия бюджетно­го дефицита получили в экономической теории название эффекта вытеснения частного спроса на кредитные ресурсы государством. Этот эффект не исчезнет до тех пор, пока не восстановится равновесие государственного бюджета. Одна­ко он существенно ослабляется, если государственные займы размещаются не внутри страны, а за рубежом.

К средствам финансирования бюджетного дефицита относят также доход от чеканки монеты (эмиссионный доход), прибыль от продажи золота, поступления от приватизации.

Как правило, из текущих бюджетных доходов не уда­ется полностью выплачивать проценты и в срок погашать государственные займы. Задолженность правительства на­капливается и превращается в государственный долг. Та­ким образом, государственный долг — это сумма накопленных за определенный период времени бюджетных дефицитов за вычетом имевшихся положительных сальдо бюджета.

Очевидно, что бюджетный дефицит и государствен­ный долг тесно связаны между собою, так как, во-пер­вых, государственный займ является важнейшим источни­ком покрытия бюджетного дефицита; во-вторых, опреде­лить, насколько опасен тот или иной размер бюджетного дефицита, невозможно без анализа величины государствен­ного долга. С другой стороны, для оценки величины госу­дарственного долга необходимо исследование роста бюд­жетного дефицита. Государственный долг, как и бюджет­ный дефицит, исчисляется в абсолютных величинах и про­центах к ВНП (ВВП).

Различают внутренний и внешний государственный долг. Внутренний долг — это долг государства своему населению, а внешний долг — это долг иностранным госу­дарствам, организациям, частным лицам.

Нарастание внутреннего долга менее опасно для на­циональной экономики по сравнению с ростом внешнего долга. Если погашение первого приводит к перераспреде­лению доходов внутри страны, то погашение внешнего долга сопровождается " утечкой" товаров и услуг, валюты. Существуют некоторые пороговые значения измере­ния долгового бремени, превысив которые страна может оказаться в долговой " петле". Такими пределами считаются:

отношение долга к ВВП свыше 80%; превышение суммой долга размеров экспорта более чем в 2 раза; отношение стоимо­сти обслуживания внешнего долга к экспорту свыше 15—20%.

В настоящее время сформировался довольно слож­ный механизм управления внутренним и внешним долга­ми. Он включает мероприятия по привлечению новых зай­мов (определение размеров и сроков их выпуска, процен­тов по обязательствам, способов их размещения); их ис­пользованию; определению источников, сроков и спосо­бов погашения долгов. Так, можно выделить три способа возможного использования привлекаемых внешних ресурсов: финансирование инвестиционных проектов и развитие эко­номики; бюджетное использование; смешанное бюджетно-финансовое размещение. Погашение внешнего долга произ­водится из трех основных источников: бюджета; новых за­имствований; золотовалютных резервов, собственности.

В российской практике существенную роль в обслу­живании внешней задолженности играют новые заимство­вания. Золотовалютные резервы направлялись на погашение задолженности только в период долгового кризиса в 1991—1992 гг. А широко применяемый в международной практике метод конвертации задолженности в акции пред­приятий в нашей стране практически не применялся.

В условиях крупных бюджетных дефицитов прави­тельства стремятся отсрочить погашение внешних займов. С этой целью применяется практика реструктуризации внешнего долга — превращение краткосрочных обяза­тельств государства в средне- и долгосрочные обязатель­ства с согласия кредиторов. При этом могут использо­ваться различные методы: обмен краткосрочных обяза­тельств на средне- и долгосрочные бумаги; выкуп крат­косрочных обязательств за счет выпуска нового долго­срочного займа под более высокий процент и др. Такие мероприятия облегчают финансовое положение государ­ства лишь на время и в конечном счете ведут к дальней­шему росту общей суммы задолженности.

2. Налоги и налоговая система.

Важнейшее место среди источников поступлений в государственный бюджет занимают налоги. На их долю приходится 90% всех поступлений в бюджеты промышленно развитых стран.

Налоги — сложная и многофункциональная катего­рия. В процессе своего развития они прошли путь от простейших натуральных податей до целостной налоговой системы. В целом утвердилось определение налогов (сбо­ров, пошлин и других платежей) как обязательных взносов в бюджет соответствующего уровня или внебюджетный фонд, которые осуществляют налогоплательщики в соот­ветствии с законодательством. Совокупность взимаемых в государстве налогов (сборов, пошлин и других платежей), форм и методов их построения, организаций, контролирую­щих этот процесс, образуют налоговую систему. Она имеет такую же структуру, как и бюджетная система страны.

Основополагающие принципы налогообложения, желательные в любой экономической системе, сформули­рованы еще А.Смитом, а на их основе сложились две основные концепции налогообложения. Первая связана принципом выгоды от получения благ. Согласно ей раз­ные люди должны облагаться налогами по-разному, пропорционально той выгоде, которую они могут ожидать от деятельности государства. Вторая основана на концепции платежеспособности, согласно которой тяжесть налогов должна быть поставлена в зависимость от дохода и уровня благосостояния.

В практике налогообложения рыночных государств используется одновременно оба подхода. Если какие-то услуги обеспечиваются органами местной или центральной власти специально в интересах определенных групп, то применяется первый принцип. Эксплуатация дорог местно­го значения обычно оплачивается местными жителями и т.п.

Итак, налоговая система включает разнообразные налоги, каждый из которых ориентирован на решение кон­кретных задач. Все налоги можно разбить на две большие группы: прямые и косвенные налоги, различающиеся по объектам налогообложения, механизму расчетов и взима­ния, по роли в формировании доходов бюджета.

Прямые налоги взимаются с конкретного физическо­го и юридического лица. Это налоги на доходы и имуще­ство: подоходный налог с граждан и налог на прибыль корпорации (фирм); на социальное страхование и фонд заработной платы и рабочую силу; на собственность, вклю­чая землю и другую недвижимость; налоги на перевод прибыли и капиталов за рубеж и др.

Косвенные налоги — это налоги на товары и услуги, они включаются в цену товара, и их оплачивает покупатель этих товаров и услуг (независимо от уровня дохода). Косвенные налоги подразделяются на три группы: акцизы, фискальные монополии, таможенные пошлины. Важней­шее место среди них занимают акцизы, которыми в зави­симости от особенностей той или иной страны облагаются различные товары массового спроса, услуги транспорта, связи, коммунальные услуги и т.д. Акцизы подразделяют­ся на специфические, которые устанавливаются на отдель­ные потребительские группы (как правило, неэластичного ценового спроса) и универсальные, которые устанавлива­ются на все товары, поступающие в оборот. К последним относят налог с продаж, налог на добавленную стоимость. В последнем случае налогом облагается не вся выручка от реализации данного товара, а только стоимость, добавлен­ная на данном этапе производственной деятельности. В последнее время универсальные акцизы рассматриваются как самостоятельный вид косвенных налогов.

Фискальной монополией облагаются те товары, про­изводство или сбыт которых монополизированы государ­ством. В зависимости от специфики той или иной страны это могут быть табачные изделия, винно-водочные напит­ки, соль и т.д. Особенность акцизов и фискальных моно­полий заключается в том, что их размеры не связаны с издержками производства товаров и услуг, они устанавли­ваются в зависимости от целей налогообложения и потреб­ностей доходной части бюджета.

Таможенные пошлины как вид косвенного налога представляют собой денежный сбор с товаров, имуще­ства, ценностей, перевозимых через государственную гра­ницу. Они подразделяются на вывозные, ввозные, тран­зитные пошлины. Наиболее важную роль играют пошли­ны, взимаемые при импорте иностранных товаров. С их помощью государство может эффективно ограничивать импорт каких-либо товаров, защищая свой внутренний рынок от иностранной конкуренции.

Очевидно, что косвенные налоги выражают фис­кальные интересы государства, но их разумное примене­ние может положительно воздействовать на процессы це­нообразования, структуру потребления.

В зарубежной практике налогообложения косвен­ные налоги всегда считались предпочтительнее прямых в силу преимуществ и для налогоплательщика, и для госу­дарства. Для налогоплательщика они предпочтительнее чисто психологически — облагаются налогом расходы, а не доходы. Для государства использование косвенных на­логов предпочтительнее потому, что от них труднее укло­ниться; с ними связано меньше экономических наруше­ний; они повышают заинтересованность в росте доходов.

В то же время рост косвенных налогов имеет и недостатки, наиболее важными среди которых являются: их инфляционный и регрессивный характер; сокращение потребления каких-либо товаров с высокой ценовой элас­тичностью спроса и соответственно поступлений в бюджет; сокращение чистой прибыли у фирм при высокой эластич­ности предложения, что вызывает сокращение инвестиций.

В зависимости от использования налоги делятся на общие и специфические. Общие налоги используются на финансирование текущих и капитальных расходов государственного и местных бюджетов без закрепления за каким-либо определенным видом расходов. Специфические налоги имеют целевое назначение, например, отчисление в дорожные фонды, на социальное страхование и др.

Нормой налогообложения является налоговая став­ка, или размер налога на единицу объекта налога (доход, стоимость товара, имущество, добавленная стоимость и т.д.). Различают пропорциональные, прогрессивные, регрессив­ные, твердые налоговые ставки.

Пропорциональная налоговая ставка означает установ­ление одинакового процента к объекту налога независимо от его величины. По этим ставкам взимается большинство прямых и косвенных налогов.

Прогрессивные ставки предполагают возрастание ве­личины ставки по мере роста доходов. Таким образом налогоплательщик уплачивает в виде налога не только боль­шую абсолютную сумму дохода, но и его большую долю. Прогрессивными ставками облагаются, как правило, ин­дивидуальные доходы.

Регрессивные ставки предполагают снижение величи­ны ставки по мере роста дохода. Таким образом, в виде налога изымается все меньшая доля дохода по мере его увеличения. В практике налогообложения встречаются также твердые ставки, которые устанавливаются в абсо­лютной сумме на единицу обложения (например, на авто­мобиль, тонну нефти) независимо от ее цены.

Если налоговая система является двухуровневой, то налоги подразделяются на две группы: налоги центральных и налоги местных органов власти. Если налоговая система трехуровневая, то налоги делятся на три группы. Напри­мер, в Российской Федерации различают налоги: феде­ральные; республик, краев, областей в составе Федера­ции; местные.

Соотношение рассмотренных групп налогов в значи­тельной степени зависит от роли региональных и местных органов власти в социально-экономических процессах, но общая долгосрочная тенденция такова: все большая доля со­вокупных налоговых поступлений направляется в бюджета центрального правительства в ущерб местным бюджетам.

Определение налогов выдвигает фискальную функ­цию — устойчивое формирование доходов бюджетов всех уровней — в качестве главной. Однако за последние 15— 20 лет значение и роль налогов вышли далеко за пределы этой функции. Заметное развитие получили социальная и регулирующая функции, о чем свидетельствует увеличе­ние доли налоговых изъятии в объеме ВНП (ВВП). В развитых странах она варьирует от 36—38 до 50% ВВП.

Социальная функция налогов состоит в том, чтобы сгладить неравенство в доходах отдельных социальных групп и тем самым способствовать социальной стабильности в обществе. Инструментами реализации этой функции явля­ются: система прогрессивного налогообложения личных до­ходов и доходов корпораций; социальные взносы; предо­ставление налоговых льгот многодетным семьям, пересе­ленцам из-за границы на свою историческую родину, сту­дентам и лицам, повышающим свою квалификацию. Со­циальную и одновременно регулирующую направленность имеют: льготы мелким и средним предпринимателям, впер­вые начинающим бизнес, фермерам; скидки с личных доходов и прибылей, направляемых на жилищное строительство, покупку, реконструкцию садового домика, дачи, загородного дома; освобождение от налога части прибыли, перечисляемой в пенсионный фонд фирмы и др.

Регулирующая функция налогов заключается в том, чтобы создать общие и селективные стимулы у хозяйствую­щих субъектов к действиям, соответствующим целям госу­дарственного регулирования экономики. Она реализуется с помощью изменения системы налогообложения, опреде­ления налоговых ставок и их дифференциации, предостав­ления или отмены налоговых льгот, скидок, отсрочки пла­тежа налога и т.д.

Снижение ставок налогов в краткосрочном периоде может обернуться потерями государственного бюджета. Однако в долгосрочной перспективе поступления увеличи­ваются за счет расширения базы налогообложения. Сни­жение налогов на прибыль корпораций вызывает рост объе­мов сбережений и инвестиций, что обеспечивает рост эко­номики. Уменьшение подоходного налога стимулирует за­нятость населения.

Обоснование зависимости между уровнем налоговых ставок на прибыль, заработную плату и объемами государ­ственных доходов принадлежит американскому экономис­ту А.Лафферу. Кривая, иллюстрирующая эту зависимость, называется кривой Лаффера (рис. 14). На рисунке t — средний уровень налоговых ставок в процентах, Y— сред­негодовой долгосрочный показатель объема государствен­ных доходов.

Если допустить, что уровень налогообложения равен нулю, то государство лишится соответствующих доходов. Когда же оно намеревается отобрать всю прибыль, эконо­мический процесс также останавливается и бюджет остает­ся без доходов. Предположим, что реально существующие налоговые ставки находятся на отметке tB, поток налого­вых поступлений измеряется величиной Y B. Снижение на­логовых ставок, например до уровня tA, может вызвать временное сокращение доходов бюджета, но в долгосроч­ной перспективе обернется ростом доходов государства (Y A ) вследствие роста сбережений, инвестиций, занятости и соответственно доходов, подлежащих налогообложению.

Эту возможность увеличения налоговых поступлений при снижении налоговых ставок назвали эффектом Лаффера. Выявилось существование оптимального уровня нало­гообложения (tA), позволяющего обеспечить максимум на­логовых поступлений (YA).

Не вдаваясь в подробный критический анализ этой теории, отметим следующее: эффект Лаффера проявляется лишь в случае нормального действия свободных рыночных механизмов; помимо налоговых ставок на инвестиции вли­яет множество факторов, важное место среди которы х за­нимают особенности цикла, соотношение спроса на про­дукцию компаний, динамика их прибыли и др. Это в конечном счете подтвердили и налоговые реформы. Но несмотря на это, налоги заняли видное место среди прочих инструментов государственного регулирования экономики.

3. Фискальная политика государства и механизм ее воздействия на экономику.

важным инструмен­том государственного регулирования экономики является Фискальная политика, которая предполагает использование возможностей правительства взимать налоги и расходовать средства государственного бюджета.

С помощью изменения приоритетов в расходах мож­но осуществлять глубокие структурные преобразования эко­номики, сглаживать диспропорции в региональном разви­тии, гасить колебания экономического цикла и т.д.

Современная фискальная политика складывается из автоматической и дискреционной политики. Автоматическая фискальная по­литика, или политика встроенных стабилизаторов, — это экономический механизм, который автоматически реаги­рует на изменения экономической конъюнктуры, без при­нятия специального решения со стороны государства. К встроенным стабилизаторам относятся: прогрессивная сис­тема налогообложения; система пособий по безработице и различные социальные выплаты; программы по поддержа­нию малоимущих, многодетных; поддержки фермерства. В периоды экономического спада они препятствуют резко­му сокращению совокупного спроса, а в периоды подъема экономики и сокращения безработицы — сдерживают его.

Автоматические стабилизаторы определяют первую " линию обороны", которой еще недостаточно для поддер­жания полной стабильности. Она дополняется дискреци­онной фискальной политикой.

Под дискреционной фискальной политикой понимает­ся сознательное регулирование налогообложения и госу­дарственных расходов с целью воздействия на реальный объем национального производства, занятость, инфляцию и экономический рост. Теоретической основой этой поли­тики является кейнсианство и экономика предложения, различие между которыми состоит в следующем. Кейнсианская теория полагает, что для достижения высоких тем­пов экономического роста и полной занятости, необходи­мо стимулировать совокупный спрос. А теория экономики предложения полагает, что необходимо стимулировать со­вокупное предложение.

Кейнсианский подход к регулированию совокупного спроса путем изменения государственных расходов и нало­гообложения рассмотрим с помощью макроэкономической модели " национальный доход — совокупные расходы". Напомним, что в данной модели национальный доход (Y) равен величине национального продукта (Q), а последний есть совокупное предложение (AS); национальный доход равен располагае­мому доходу; чистый экспорт равен нулю.

Для упрощения анализа предположим: 1) фискаль­ная политика оказывает влияние только на совокупный спрос; 2) государственные расходы не влияют на потребле­ние (С) и инвестиции (I); 3) чистый экспорт равен нулю; 4) учитывается влияние только личных подоходных нало­гов, величина которых постоянна и которые выплачивают­ся единовременно.

Влияние государственных расходов на совокупный спрос иллюстрирует рис.15.

Очевидно, что включение в анализ государственных расходов (G) сдвинет график совокупных расходов вверх и вызовет рост величины национального дохода с Y1 до Y2 Точка макроэкономического равновесия переместится из положения Е 1 в положение Е2.

Государственные расходы, таким образом, увеличи­вают совокупные расходы и тем самым стимулируют сово­купный спрос, что, в свою очередь, ведет к увеличению национального дохода, и наоборот. Поэтому государствен­ные расходы используются как средство макроэкономическо­го регулирования, достижения стабильности и занятости.

Подобно инвестициям, государственные расходы вы­зывают мультипликационный (множительный) эффект. Мультипликатор государственных расходов G) показы­вает, на сколько вырастет объем национального дохода (Y) в результате роста государственных расходов (G).

Поскольку мультипликатор государственных расхо­дов действует аналогично мультипликатору инвестиций, то его можно определить так же:

Налоги, подобно инвестициям и государственным расходам, обладают мультипликативным эффектом. Од­нако их влияние на объем национального дохода имеет специфику: увеличение налогового приращения (DТ) уменьшит не только потребительские расходы (С), но и сбережения (S).

Поэтому мультипликатор налогов всегда меньше мультипликатора инвестиций и государственных расходов.

Мультипликатор налогов при изменении общего экономического равновесия дает полезную аналитическую информацию. Он показывает относительную величину изменения национального продукта в связи с уменьшением или увеличением налогового бремени.

В зависимости от характера проводимой фискаль­ной политики различают стимулирующую и сдерживаю­щую (рестриктивную) фискальную политику.

Стимулирующая фискальная политика проводится в периоды спада, вызванного недостатком эффективного спроса. Она складывается из: 1) увеличения государствен­ных расходов; 2) снижения налогов; 3) сочетания роста государственных расходов со снижением налогов с учетом того, что мультипликационный эффект увеличения госу­дарственных расходов больше, чем мультипликационный эффект снижения налогов. Такая фискальная политика называется антикризисной. Она базируется на концепции дефицитного финансирования, занявшей видное место в неокейнсианских теориях. Однако практическое осуще­ствление этой политики оказалось не столь эффективным, как это ожидалось. Она усилила инфляционную неустой­чивость экономики, особенно проявившуюся в 60-х — начале 70-х годов. Активные бюджетные дефициты также способствовали неконтролируемому росту денежной мас­сы, обесценению национальной валюты. Таким образом, проведение стимулирующей фискальной политики в дол­госрочном плане ослабило эффективность воздействия на экономику государственных расходов.

Сдерживающая фискальная политика проводится в условиях инфляции, вызванной избыточным спросом. Она складывается из: 1) уменьшения государственных расхо­дов; 2) увеличения налогов; 3) сочетания сокращения го­сударственных расходов с растущим налогообложением с учетом того, что мультипликационный эффект уменьшения государственных расходов больше, чем мультипликацион­ный эффект роста налогов. Такая фискальная политика называется антиинфляционной (дефляционной). Она ориентируется на профицит бюджета. Проведение этой поли­тики также осложняется рядом обстоятельств — сдержива­ется совокупный спрос, уменьшаются инвестиции и, сле­довательно, деловая активность; растет безработица.

Итак, фискальная политика обладает огромными, но не безграничными возможностями.

· Она не оперативна. Существует временной лаг между распознаванием проблемы (инфляции или безработицы), принятием решений по борьбе с ними и началом, когда эти меры начнут оказывать действие на производство, занятость, уровень цен. В связи с этим дискреционная фискальная политика ориентирована в основном на изменение налогов.

· Возникает эффект вытеснения частных инвестиций государственными расходами. Суть этого эффекта состоит в том, что стимулирующая фискальная политика в перспективе ведет к росту ставки процента и сокращению инвестиционных расходов, ослабляя ее стимулирующий эффект.

· Ее стимулирующий эффект ослабляется в результате инфляции. На промежуточном и классическом отрезках кривой AS действие мультипликатора ослабляется, так как часть прироста совокупного спроса будет сводиться на нет инфляцией.

· Она может быть не эффективной в результате эффекта чистого экспорта. Стимулирующая фискальная политика, в конечном счете, приводит к сокращению чистого экспорта.

· Стимулирующая фискальная политика популярна в политическом плане и может быть использована в политических целях без учета экономической ситуации. В этом случае она может стать причиной экономических колебаний.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.