Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Акт Веры






Акт Веры – свершается на небесах;

Добро и страданье на божьих часах

Начертаны круглым изломом

В предчувствии пред переломом.

Так совесть – впечатана в Божьей Графе

Прекрасно и жутко, как Ауто-да-Фе.

 

В Италии классическая готическая текстура с ее темной, несколько тяжеловесной визуальной структурой текста, так и не смогла прочно укорениться. Итальянские шрифты эпохи средневековья носят название ротунды, или круглоготического шрифта. Кроме Италии ротунда также была распространена в Испании и Нидерландах.

Италия была в 11–13 веке главной цитаделью негласного сопротивления влиянию готических тенденций на формирование форм рукописного шрифта. Во-первых, здесь все еще жили представления о чистоте и ясности классических шрифтов. Кроме того, в течение долгого времени здесь применялось широкое и довольно округлое беневентское письмо, по имени средневекового герцогства, а потом княжества, образованного лангобардами в Южной Италии во II половине 6 в. Государство анклавного типа просуществовало до 11 века, сохранив независимость даже после завоевания Италии Карлом Великим. Эта-то изолированность и способствовала выработке и сохранению местной формы шрифта. Одновременно с беневентским шрифтом, становившимся постепенно более тяжелым и угловатым, но не потерявшим ширины и тенденции к округлости, в Италии продолжал удерживаться каролингский минускул. Все это привело здесь к формированию книжного каллиграфического почерка, отличающегося от классической северной готики гораздо более округлым и открытым характером.

Шрифт сформировался примерно к 12 веку в качестве престижного почерка для больших, роскошных книг. Во многом, ротунду можно считать чрезвычайно каллиграфической прямой версией каролингского минускула. От последнего ее отличают относительно короткие выносные, позволяющие применять гораздо более плотный интерлиньяж, порядка роста строчного знака.

(Папка Ротунда: S_rotun_FERRARA.TIF (1480)

Итальянская готика оставляет округлые элементы овалов, арок, гирлянд, хотя и с типично готическими надломами кривых там, где перо смещают вбок по углу ведения, а потом снова начинают следующий сегмент кривой. Легко заметить, что буква g практически копирует изогнутую форму позднего каролингского минускула. Арочные буквы m и n выглядят заметно у же, чем о и носят более готический характер, однако без ромбовидных засечек.

(Папка Ротунда: SS_Rot_O_It_Chas_La.tif)

Более всего от текстуры ротунду отличает как раз буква о, состоящая из двух соединенных дугообразных элементов, и сопряженные с ней овальные буквы. Памятники, конечно, демонстрируют некоторую вариабельность ее формы, но можно заметить, что левая дуга как бы более прямоугольна, а правая дуга более округла. В местах соединения полуокружностей (по нисходящей диагонали) образуются плоскости с едва заметными углами вследствие смещения пера по углу ведения. Прямые штрихи разных букв в составе одного алфавита завершаются под углом (нижний излом) или горизонтально и располагаются строго вертикально.

(Папка Ротунда: S_Rot_ISP303La.tif)

Иногда вместо углового завершения встречаются чуть более курсивные формы ротунды с загнутыми вверх хвостовыми завершениями вертикальных штрихов. Мы как раз и даем такой вариант. Верх штрихов также может быть просто угловым изломом, подобно ранней текстуре, может иметь левую засечку с изломом (как в нашем варианте), а может быть плоским. В случае, когда сверху засечка или начало под углом, а пятка плоская, то более виртуозный вариант предполагает начало под углом, а с половины – 1/3 высоты постепенно поворачивать перо на 0о. Памятники как будто подтверждают этот прием, приводящий к некоторому расширению низа штриха к «плоской пятке». Но можно и сделать себе послабление, сначала проведя излом или засечку с изломом, а потом добавить вертикаль, начав пониже верхней линии строчных, продолжая излом.

Будучи в целом более жирной, чем каролингский минускул, ротунда все же была ясным, разборчивым шрифтом и применялась для рукописных работ гораздо позже изобретения книгопечатания. Также, до 18 века она служила моделью для типографских шрифтов.

(Папка Ротунда: S_ROTUN16V.tif)

 

В 14 веке ротунда, как и текстура, имеет уже свои капиталы. Они пишутся тем же самым пером и с тем же наклоном среза, как и минускул. Часто в качестве основных используются сдвоенные штрихи с узким белым просветом между ними. В некоторых образцах сами ротундные капиталы выступают в роли инициалов. В других – вместе со строчной ротундой используются ломбардские или даже текстурные капиталы. Вообще говоря, заглавные буквы текстуры и ротунды гораздо ближе друг к другу по характеру, нежели их строчные шрифты. Общий гораздо более светлый и округлый характер ротунды позволял иногда использовать с ней даже чуть готизированные аналоги римских капиталов.

Конечно же, ротунду как рукописный шрифт применяли в совершенно различных размерах, в зависимости от назначения и формата манускрипта. В частности, до нас дошли очень большого размера книги, представляющие собой сборники текстов песнопений и хоралов с нотацией для антифонного пения. Их обязательно приводят в самых разных трудах по истории шрифта. Текст в этих книгах намеренно писали очень большими буквами, чтобы дать возможность читать его сразу нескольким хористам. Конечно, очень большие буквы выполнены жестким, идеально заточенным пером с предельной точностью и аккуратностью; единственно, при этом тонкие соединительные штрихи кажутся совсем уж волосяными.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.