Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Значения образов






Лес – это социум, в котором вы живете.

Дорога (или путь) – это дорога жизни, которую вы выбрали.

Препятствие – это реальные препятствия, которые возникают в вашей жизни. Но может быть это реальное событие (возможно травмирующее), которое было в вашей жизни. А ваши действия по отношению к препятствию – это стратегии, которые вы используете при преодолении препятствия.

Сосуд – это ваша самость, это ваша душа.

Жилье – это отношение к дому, к семье (к реальному или к будущему).

Водоем – это ваши чувства, отношение к ним, характер их выражения (речь идет о позитивных чувствах).

Стена, действия и отношение к ней – это отношение к смерти.

Анализ проводится на основе символических значений К.Г. Юнга.

Рассмотрим некоторые примеры трактовки значений.

Пример 1. Сосуд глиняный (из природного материала), исходя из свойств глины, мы можем предположить, что ваша психика пластична, а вы «земной человек». Наличие на нем одной ручки, говорит, что вы «удерживаете ситуацию в руках». Наличие двух ручек – свидетельство гиперболизированной потребности контролировать ситуацию. Крышка – потребность в защите, сокрытии. Широкое горлышко – экстраверсия. Узкое горлышко – интроверсия. Носик на горлышке сосуда – рационализм, потребность дозировать, отдавать, но не всем и не все.

Широкое дно – устойчивость. Длинное горлышко – чувственность. Округлая форма сосуда – женственность, мягкость, сексуальность (последнее подчеркивается цветом: красновато-коричневым, оранжевым). Геометрический орнамент – логика.

Сосуд в виде золотой амфоры – притязания на высокое положение в социуме, демонстративность, подчеркивается самоценность.

Стеклянный прозрачный сосуд – открытость, но может быть и ранимость.

Если говорится, что сосуд пустой – одиночество, опустошенность.

К сожалению, вариантов может быть бесчисленное множество, поэтому используйте свои знания, логику, интуицию.

Пример 2. Препятствие в виде упавшего дерева – этим препятствием является человек, который был или есть в реальности, и создает вам некоторые проблемы. А может, вы только так считаете, что реальным препятствием может быть только некий субъект, личность, а все остальные трудности в жизни не являются препятствиями.

Вы могли его перешагнуть, обойти, скинуть с дороги, могли подлезть под ним, а могли сесть и заплакать или повернуть обратно – все это стратегии поведения в проблемной ситуации.

Препятствие в виде ямы - это опасение упасть в лице других, опозориться, замарать свою честь и др.

Препятствие в виде водоема означает, что препятствием для человека являются его собственные чувства и переживания.

Дорожный знак – препятствием являются нормы, правила, которыми другие пытаются ограничить ваши действия, свободу выбора.

Вариантов бесчисленное множество, поэтому используйте свои знания, логику, интуицию. Чем больше признаков с похожими значениями встречаются в разных образах, тем с большей уверенностью можно утверждать о наличии того или иного особенности субъекта, той или иной проблемы и др.

Игра станет более интересной и полезной, а трактовки более точными, если в анализе будут участвовать все члены группы.

 

Психоаналитическая игра «Заброшенная лавка»

Цели: 1. Ознакомление студентов с игровым психоаналитическим методом диагностирования и разрешения внутриличностных конфликтов;

2. Развитие аналитических способностей;

3. Выявление внутриличностных конфликтов.

Инструкция:

Расположитесь удобно. Закройте глаза. Расслабьтесь. Представьте, что вы идете по ночному городу, пересекаете площадь идете по слабо освещенной улице и сворачиваете в темный переулок. Вы идете по переулку средь размытых в ночи громад домов и вдруг вы видите одноэтажную заброшенную лавку (магазин), он оставлен под снос или под реставрацию. Представьте его максимально ясно. Вы подходите к витрине. Из-за туч выплывает яркая луна, и в ее луче на прилавке вы ясно видите предмет.

Участник игры отвечает, что это за предмет. Дает подробное описание.

Тренер ведет с ним диалог. Задает вопросы:

· Откуда взялся здесь этот предмет?

· Чей он?

· Для кого он оставлен?

· Что в нем особенного?

· Какие ассоциации, воспоминания он у вас вызывает?

· О чем может рассказать вам этот предмет?

· Представьте, что вы это этот предмет. Войдите в эго образ. Вы увидели себя вошедшего, что скажет предмет вам?

· Что вы ответите ему?

· Хотите ли вы взять его с собой?

· Куда положите?

· Покажите ли кому-нибудь?

Содержание вопросов будет зависеть от того, что будет отвечать испытуемый.

Анализу подвергаются образы. Необходимо установить значение проекций.

Желательно, чтобы вопросы испытуемому задавали не только ведущий, но и члены Т-группы. Они же высказывают свои версии значения ответов.

Далее высказываются предположения о наличии актуализированной проблемы испытуемого. Ему ведущий задает вопрос: «Понимает ли он сам, о чем идет речь»? С какими из трактуемых версий он согласен, а какие не разделяет? Желает ли он рассказать группе свои предположения о проекции собственных подсознательных образов? Если нет, то знает ли он, что ему делать дальше, над чем подумать, чтобы разрешить проблему (если она была выявлена)? Нуждается ли он в помощи тренера или группы?

После завершения первого сеанса, в игру вступает следующий член группы. Желательно за одно занятие не проводить более трех-четырех сеансов.

Примечания:

1.Если первая попытка визуализации предмета не удалась, необходимо предложить участнику войти в магазин и выдвинуть ящик внутри прилавка, посмотреть туда. Если после трех-четырех попыток участнику так и не удалось увидеть образ, то он передает эстафету следующему члену группы.

2. Для успешности проведения игры важно, чтобы ведущий знал значения символов, представленных в психоанализе К.Г. Юнга.

3. Не рекомендуется в игре принимать участие беременным женщинам и лицам с неустойчивой психикой. В любом случае ведущий должен быть психологом и владеть приемами оказания психологической помощи.

4. Многолетний личный опыт автора пособия (В.Н. Ковалев) в проведении данной игры в группах личностного роста показал на ее эффективность в разрешении внутриличностных конфликтов и отреагировании травмирующего опыта. При введении пациента в состояние транса.

5. Автор предупреждает о высокой степени осторожности использования этой игры. Ни в коем случае нельзя убеждать участника в истинности всех трактовок. Члены группы и сам ведущий только высказывают возможные версии, составляют так называемую «легенду». Участник игры, на основе осмысления «легенд» (в большинстве случаев, но не всегда) сам приходит к пониманию значений проекций визуализируемых образов при условии, что в процессе игры ведущему удалось смоделировать целостную, завершенную «картину».

 

Психоаналитическая игра «Волшебный антикварный магазин»

Цели: 1. Выявление потребности в значимом для личности ресурсе;

2. Развитие аналитических способностей.

Инструкция:

Расположитесь удобно. Закройте глаза. Расслабьтесь. Представьте, что вы вошли в волшебный антикварный магазин. В нем есть абсолютно все. Вы имеете право взять (получить в подарок) любую вещь, но только одну. Не спешите, Вы можете осмотреться и выбрать.

Далее члены группы рассказывают, какой предмет они взяли и для чего он им нужен. Предмет необходимо подробно описать. Члены группы сообщают, как они осуществили выбор:

- взяли тот, визуальный образ которого увидели сразу;

- «рассматривали» разные предметы, а потом выбрали;

- знали заранее, что им нужно (при этом надо ответить: сразу увидели предмет или приложили усилия, чтобы создать его визуальный образ?);

- представили два или более нужных предмета и трудно было сделать выбор;

- сделали выбор, но вы не уверены, что он правильный;

- не удалось представить образ.

После сеанса визуализации и сообщений членов группы о своем выборе, участники пытаются дать трактовку предположительной (вероятной) проекции в визуализированном образе ценность того ресурса, который актуален сейчас для того или иного члена группы.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.