Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Занятие - XIV «закрепление навыков психической






САМОРЕГУЛЯЦИИ»

Решаемые задачи:

1. Овладение преобразующими и реконструирующими психологическими техниками.

2. Закрепление навыков саморегуляции в системе комплексов АТ-1, АТ-2, АТ-3.

Упражнение № 1 «Я хочу, я пойму, я делаю»

Цели: разминка; актуализация жизненных целей и высших потребностей.

Планируемое время: 25 минут.

Каждому участнику тренинга предлагается завершить каждое из трех, изложенных ниже предложений:

1) Я очень хочу, чтобы в моей жизни было …

2) Я пойму, что счастлив, когда …

3) Чтобы быть счастливым сегодня я делаю следующее …

Члены Т-группы излагают свои версии завершения незавершенных предложений. Проводится их обсуждение.

Рефлексия.

Упражнение № 2 «Идеомоторный сигналинг»

Цель: закрепление умений психологического самоанализа.

Планируемое время: 5 минут.

Участники тренинга обучаются общаться с собственным бессознательным, задавая ему вопросы и получая ответы «да» и «нет». В качестве ответов выступают непроизвольные движения пальцев или рук (идеомоторный сигналинг).

Алгоритм выполнения упражнения:

1. Вхожу в особое состояние сознания.

2. Определяю сигналы «да» и «нет».

3. Задаю вопросы бессознательному.

Рефлексия.

Примечание: Возможна версия данного упражнения, которая получила название «Мудрый старец».

Упражнение № 3 «Мудрый старец»

Цели: закрепление умений психологического самоанализа; развитие интуиции.

Планируемое время: 7 минут.

Тренер дает установкучленам Т-группызакрыть глаза. Войдите в состояние измененного сознания. Представьте могучий дуб, а под ним сидящего мудрого старца. Задайте ему вопрос (или вопросы) на которые хотели бы получить ответ. Войдите в образ старца. С позиций его мудрого жизненного опыта ответьте на свой вопрос.

Каждый участник делится с группой своими впечатлениями, рассказывает о своих вопросах и ответах. Группа ведет обсуждение каждого вопроса и ответа.

Рефлексия упражнения.

Упражнение № 4 «Разделенный экран»

Цель: овладения техниками конструктивногосамоизменения.

Планируемое время: 7 минут.

В трансе участники представляют себе вертикально разделенный надвое экран, в одной части которого они создают мысленный образ реального, а в другой – желаемого состояния. «Реальный» образ мысленно удаляется в бесконечность, «желаемый» – приближается и сливается с человеком, выполняющим упражнение.

Алгоритм выполнения упражнения:

1. Вхожу в особое состояние сознания.

2. Мысленно представляю себе экран, вертикально разделенный на две части. В одной части представляю себе то, что хочу в себе изменить, в другой – желательный образ.

3. Нежелательный образ удаляю, желательный – приближаю к себе.

Рефлексия.

Упражнение № 5 «Дорога жизни»

Цели: арттерапия; сплочение группы; профилактика стрессов.

Планируемое время: 40 - 45 минут.

Оборудование и материалы: емкости для воды (3 литровые банки), мука, клей ПВА, растительное масло, вода, краски (гуашь), одноразовые стаканчики (по 5 на группу), плоские палочки, грубый картон (размер 400 на 400), соль мелкозернистая.

Упражнение предполагает групповую работу в командах по 3-5 человек.

Группа делится на команды и занимается приготовлением красок (это первый этап работы). Сначала замешивается тесто из воды и муки (как на оладьи, чуть погуще). Затем в тесто добавляют 1 столовую ложку ПВА, 1 – 1, 5 столовых ложки соли, 1 чайную ложку растительного масла. Полученную массу раскладывают в пять стаканчиков (поровну). В стаканчики добавляют гуашь. Таким способом можно получить любые цвета и оттенки (краски получаются очень красивыми).

Далее каждая команда должна продумать сюжет картины на одну из тем: «Дорога жизни», «Мой мир», «Счастье» и др. Команды вправе предложить свои собственные темы. Команды обсуждают, что будет нарисовано на картине.

Основным этапом арттерапии является коллективное выполнение рисунка. Все рисуют одновременно пальцами рук.

Примечание: Карандашных набросков выполнять на картоне не рекомендуется. Команды рисуют по коллективному образу, который создался в сознании каждого на основе группового обсуждения.

Завершив выполнение своих картин, команды представляют их на всеобщее обозрение и комментируют свои рисунки.

Рефлексия.

 

Упражнение № 6 «Внутренний ребенок»

Цель: оказание самопомощи и обеспечение самоподдержки; закрепление навыков медитации.

Планируемое время: 5 минут.

Участники в трансе перемещаются во времени назад, встречаются с самим собой в детском возрасте, и «взрослый» оказывает помощь и поддержку «ребенку».

Алгоритм выполнения упражнения:

1. Вхожу в особое состояние сознания.

2. Мысленно перемещаюсь назад во времени и встречаюсь с самим собой в детском возрасте.

3. Оказываю себе помощь и поддержку.

Рефлексия.

Упражнение № 7 «Скульпторы»

(по В.Г. Моисееву)

Цель: разминка; развитие социальной перцепции.

Планируемое время: 15 минут.

Группа разбивается на пары. В каждой паре один играет роль «натурщика», а другой – «скульптора», затем они меняются ролями.

Исходное положение:

Скульпторы, стоя спиной к натурщикам. По первому сигналу тренера (хлопок) натурщики занимают определенную позицию (поза, мимика, жесты). По второму сигналу скульпторы поворачиваются и в течение пяти секунд запоминают положение своих партнеров и отворачиваются. По третьему сигналу натурщики меняют позу. По новой команде тренера скульпторы подходят к натурщикам и начинают воссоздавать исходную позу натурщика. Затем участники меняются ролями.

Рефлексия.

Упражнение № 8 «Тотем» (обращение к личной истории)

Цели: актуализация значимых событий жизни; отреагирование травмирующего опыта.

Планируемое время: 15 минут.

Упражнение разработано Жаном Беккио и предназначено для работы с личной историей человека. В трансе участники создают символы для отображения ключевых событий и переживаний своей жизни: успеха, радости, сожаления, замысла, надежды, опасения – и наносят их на условную фигуру – «тотем». Далее все делятся впечатлениями. Ведется обсуждение.

Рефлексия.

Упражнение № 9 «Соберем в дорогу чемоданчик»

Цель: закрепление позитивного чувственного опыта, полученного на занятиях, рефлексия.

Планируемое время: 20 минут.

Оборудование и материалы: два набора цветной бумаги, белая бумага (ватман, А - 4, 15 листов), фломастеры и карандаши (по 2 - 3 набора), ножницы, клей ПВА.

Члены группы изготавливают бумажные чемоданчики друг для друга, украшая их рисунками. Потом каждый для каждого пишет пожелания или стихи, которые были подготовлены во время выполнения домашнего задания, или которые родились непосредственно на занятии. Все это складывается в бумажные чемоданчики. Они подписываются.

Далее, ведущий зачитывает содержание чемоданчиков. Группа обеспечивает эмоциональную поддержку каждому. Высказываются пожелания друг другу.

 

Задание на дом: 1. Занятие по системе МЭОСК. 2. Повторение упражнений комплексов АТ - 1 и АТ - 2.

Участники семинара-тренинга записывают на листочках: темы, методы и методики о которых они узнали; темы, методы, и методики о которых они хотели бы узнать больше.

Тренер предлагает выбрать и записать из первых две - три, которыми они овладели и могут применять в жизни.

В завершении тренер спрашивает членов группы, кто из них уже реально применяют в своей жизнедеятельности те или иные психологические техники и методики (назвать какие).

Рефлексия всего цикла занятий.

 

Учитесь совладать с собой.

Учитесь властвовать судьбой.

Чтоб не болеть, чтоб не страдать,

Собой учитесь управлять:

Дыханьем, телом и душой.

Учитесь управлять собой.

 

В. Ковалев






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.