Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Нормальный тур. 7. Пробуждение Предсказательницы






7. Пробуждение Предсказательницы. Ведущий говорит: «Предсказательница просыпается и выбирает игрока, истинную сущность которого она хочет узнать». Ведущий показывает ей лицевую сторону карточки игрока, которого она выбрала. Далее он говорит: «Предсказательница засыпает». Она закрывает глаза.

8. Пробуждение оборотней. Ведущий говорит: «Оборотни (вампиры) просыпаются, знакомятся и выбирают новую жертву!»

Оборотни (и только они!) поднимают головы, открывают глаза, советуются между собой совершенно бесшумно и выбирают жертву. В это время за ними может шпионить Маленькая девочка (она смотрит сквозь ресницы). Она не обязана это делать. Если оборотни это заметили, они съедают её вместо выбранной жертвы. Ведущий говорит: «Сытые оборотни засыпают и видят сны о новых вкусных жертвах». Оборотни закрывают глаза.

9. Пробуждение Ведьмы. Ведущий говорит: «Ведьма просыпается, я указываю ей жертву оборотней. Хочет ли она использовать порцию яда или эликсира жизни?». Ведущий показывает Ведьме жертву оборотней. Ведьма не обязана использовать свои полномочия во время какого-то определённого тура. Если она использует порцию, она указывает на игрока и делает знак рукой (большой палец вверх – эликсир; большой палец вниз – яд). Она может оживить только что убитого или авансом наделить кого-то противоядием (второй жизнью). Если жизнь дарована одному из влюбленных, то и второй автоматически получает противоядие.

10. Пробуждение деревни. Ведущий говорит: «Уже утро. Деревня просыпается. Все люди просыпаются и открывают глаза кроме...».Он называет жертв оборотней и ведьмы. Эти игроки открывают свои карты (или их карты ночью уже открыл ведущий) и выходят из игры. Они не могут говорить с другими игроками или что-либо показывать. Если жертвой стал охотник, он может мгновенно отомстить за себя и убить игрока на свой выбор. Если жертва – один из влюблённых, то второй влюблённый также умирает. Если жертвой стал вождь, на последнем дыхании он называет своего наследника (шепотом на ухо ведущему или показывает пальцем ночью, когда все засыпают). К плечу того игрока прикасается ведущий.

11. Жители ведут дискуссию. Ведущий поддерживает и активизирует дискуссию.

12. Жители выбирают виновного или виновную и у него изымается карточка. Он выходит из игры, а ведущий сообщает, кто был убит (вампир, житель, вождь, купидон или кто другой).

13. Усыпление деревни. Ведущий говорит: «Теперь наступает ночь. Выжившие жители засыпают».Повторяется нормальный тур.

Игра может быть модифицирована по желанию ведущего.

Карточки:


- обратная сторона

- оборотень

- мирный житель

- Предсказательница

- Охотник

- Купидон

- Ведьма

- Маленькая девочка

- Вор

- Вождь


Упражнение № 10 «Веночек»

Цель: рефлексия занятия.

Необходимое время: 5 минут.

Все присутствующие по очереди кладут руки на плечо соседа слева и «дарят» знания или умения, которые были приобретены на данном занятии. Например, «Я сегодня узнал, что…», «Я сегодня понял, что …» или «Я сегодня научился чувствовать других людей, хочу, чтобы и ты пережил эти прекрасные мгновения».

В конце веночек замыкается. Тренер отмечает, что убирая руки, мы не разрываем венок, а присоединяемся к великому венку тех, кто уже имел и получает такие уроки в жизни, в процессе взаимодействуя с другими людьми.

Рефлексия.

Упражнение № 11 «Коридор доверия»

Цель: снятие статического физического напряжения.

Необходимое время: 5 минут.

Группа выстраивается посередине помещения в две шеренги лицом к лицу. Попарно берутся за руки. Один из участников разгоняется и бежит через импровизированный «коридор». Пары должны размыкать руки перед его грудью. Потом он занимает место в строю и бежит следующий участник. Упражнение выполняется быстро. Желательно, чтобы каждый член Т-группы пробежал сквозь строй три раза. Упражнение считается успешно выполненным, если участник свободно пробегает «коридор» не боясь.

Рефлексия.

Вопросы для контроля знаний:

1. В чем суть концепции Ганса Селье?

2. Какую роль в профилактике стрессов играет двигательная активность?

3. Каково должно быть соотношение работы, активного отдыха и сна для здорового образа жизни человека (классическая формула)?

4. Что такое «травмирующий опыт»?

5. Дайте краткое определение стресса.

6. В чем принципиальное сходство и в чем различия комплексов АТ – 1 И.Г. Шульца и В.С. Лобзина?

Задание на дом: 1. Закрепление комплекс аутогенной тренировки по В.С. Лобзину, М.М. Решетникову» (по 20 минут ежедневно). 2. Повторить тему «Хронический стресс и дистрессовые состояния».

ЗАНЯТИЕ – VII «ПРОГРЕССИВНОЕ РАССЛАБЛЕНИЕ»

Решаемые задачи:

1. Закрепление навыков аутогенной тренировки.

2. Развитие навыков прогрессивного расслабления.

3. Психологическая профилактика стрессов.

Упражнение № 1 «Яркие события моей жизни»

Цель: актуализация чувственного опыта участников тренинга.

Необходимое время: 25 минут.

Оборудование и материалы: рабочие тетради и авторучки.

Каждый член группы должен вспомнить и записать десять ярких событий своей жизни. Они могут быть как хорошими, так и негативными. На обдумывание дается три минуты. Члены группы по очереди (по кругу) зачитывают свои записи и задают друг другу вопросы по тем позициям, которые вызвали интерес.

Рефлексия.

Упражнение № 2 «Запутавшаяся змея»

Цель: разогрев группы.

Необходимое время: 7 минут.

Все участники встают в круг. Тренер дает инструкцию: «Сейчас один из нас побудет некоторое время в коридоре или другом помещении. Все остальные должны взяться за руки так, чтобы получилась цепь. Эта цепь изображает змею, а два крайних участника – ее голову и хвост. Как это часто бывает, змея сворачивается во всевозможные кольца – «запутывается». В процессе запутывания можно перешагивать через сомкнутые руки, подлезать под них. В конце запутывания «голова» и «хвост» змеи могут спрятать свои свободные руки. Браться за руки они не должны. Когда «змея» запуталась, тренер приглашает участника, находящегося за дверью, и предлагает ему распутать «змею». Процесс распутывания иногда занимает немало времени.

Рефлексия.

Упражнение № 3 «Система прогрессивного расслабления»

(Методика Эдмунда Якобсона)

Цель: овладение навыками прогрессивного расслабления.

Необходимое время: 5 минут.

Тренер отмечает роль прогрессивного расслабления в жизнедеятельности человека и дает установку на успешное овладение методом Э. Якобсона.

Сейчас мы с вами проведем сеанс психологической релаксации. Постарайтесь отвлечься от внешнего мира и сконцентрироваться на собственных ощущениях. Во время фазы напряжения не задерживайте дыхание, не напрягайте те части тела, где ощущаете боль.

1. Сядьте в кресло и закройте глаза. Руки на подлокотниках, кисти опущены вниз.

2. Вдохните несколько раз глубоко и спокойно.

3. Сначала просто сконцентрируйте внимание на той группе мышц, где вы чувствуете напряжение.

4. Теперь скомандуйте себе мысленно «напрячь» одну за другой группы мышц в нижеследующей последовательности на 5 секунд, а затем прикажите каждой группе «расслабиться» в течение 30 секунд.

5. Согните руки в локтях и запястьях, сожмите кулаки, потом расслабьтесь.

6. Прижмите спину к спинке кресла. Расслабьтесь.

7. Поднимите и вытяните ноги. Расслабьтесь.

8. Сожмите челюсти. Расслабьтесь.

9. Зажмурьте глаза. Расслабьтесь.

10. Прижмите подбородок к груди. Расслабьтесь.

11. Подышите медленно и глубоко. Глаза закрыты.

12. Сконцентрируйте внимание на приятном ощущении расслабления, ваше тело сейчас, как тряпичная кукла. Позвольте голове опуститься на грудь. Плечи тоже опущены.

13. Представьте себе, что теплая волна распространяется по вашему телу.

14. Медленно откройте глаза, теперь вы чувствуете себя посвежевшими.

Рефлексия.

Упражнение № 4 «Беспокойное русло»

Цели: разогрев команды; формирование у членов Т-группы понимания причинно-следственных связей во взаимообусловленности поведения сторон в конфликтно-стрессовых ситуациях.

Необходимое время: 5 минут.

Группа делится на две команды: одна - берега реки, а вторая – река. Чтобы разделить группу, всем предлагается построиться в квадрат. Противоположные стороны квадрата объединяются в две, равные по численности команды.

Участники, играющие роль берегов становятся в две шеренги, образуя русло реки. Вторая группа в образе воды «вливается» в русло, продвигаясь свободно. Берега начинают изгибаться, сужаться, подниматься и опускаться. При этом река не должна замедлять темпа движения, а бурлить стремительным потоком и стараться пройти русло или вырваться из него. Члены группы берегов, которые остались позади воды, перебегают в начало русла. Далее команды меняются ролями.

Тренер делает резюме о том, что река и ее берега очень похожи на поведение сторон в конфликте. Если одна сторона (берега) ограничивает (сужает) жизненное пространство другой, ограничивает степень ее свободы действий, то другая (река) начинает реагировать бурно, конфликтно (толкается, старается прорваться, давит на берега), чтобы отстоять право на свободу.

Рефлексия.

Упражнение № 5 «Гладиаторы»

Цели: отработка приемов дискуссионной коммуникации в конфликтно-стрессовых ситуациях.

Необходимое время: 25 минут.

Оборудование и материалы: фигурки для жеребьевки.

Т - группа делится на две команды гладиаторов. Для деления участникам предлагается выбрать круглую фигурку или треугольную (их равное количество). Выбравшие круг образуют одну команду, выбравшие треугольник – вторую. Группа образует широкий круг - «Колизей». Все ее участники – это зрители, которые пришли на бой гладиаторов и жаждут острых зрелищ.

Каждый из гладиаторов имеет по две (три) зеленые карточки. Это жизни. Тренер задает тему боя, и гладиаторы начинают словесный бой. Одна группа гладиаторов «Кровожадные агрессоры», а вторая группа – пацифисты. Агрессоры в полемике предлагают агрессивные способы разрешения проблемы, а пацифисты, только мирные. Побеждает тот гладиатор, чьи аргументы были более убедительны, весомы, оригинальны. Проигрывает тот, по отношению к кому большинство зрителей показывают большим пальцем руки вниз.

Проигравший игрок теряет жизнь, т.е. отдает свою карточку ведущему. Он может позже вновь выйти на арену и сражаться. Победивший участник получает пять красных жетонов. За десять жетонов (две победы) дается дополнительная жизнь (зеленая карточка). За оригинальные ответы тренер по согласованию со зрителями может выдавать также красные жетоны. Проигрывает та команда, в которой не остается «живых» гладиаторов. Передавать свои жетоны или карточки другим своим членам команды гладиаторы не имеют право.

Рефлексия.

Примечание: Это упражнение можно проводить на каждом занятии тренинга, тогда можно будет определить мастеров диалога по числу собранных жетонов.

 

Упражнение № 6 «Антистресс»

Цель: овладение методикой снятия стресса (по Л.А. Пергаменщику).

Необходимое время: 5 минут.

Упражнения потребуют несколько минут, но дадут вам несколько часов нормального самочувствия. Все упражнения фокусируются на областях тела, особенно страдающих от стресса: это шея, плечи, верхняя часть спины. Между каждым упражнением необходимо делать паузу, во время которой применяется техника сокращения мышц всего тела. Она заключается в следующем.

Стоя или сидя глубоко вдохните, во время выдоха полностью расслабьте тело. Давайте выполним упражнение стоя. Соедините пятки вместе, напрягите мышцы икр, затем бедер (но не расслабляйте при этом мышцы икр). Постепенно добавляйте новые группы мышц: ягодиц, живота, спины, груди, плеч, рук до тех пор, пока все тело не будет напряжено. Держите это напряжение пять секунд (даю счет до пяти) и при этом дышите ровно. Потом начинайте постепенно расслабление мышц рук и т.д.

Начнем с растяжения задних мышц шеи.

Положите руки на затылок, глубоко вдохните; выдыхая, опустите подбородок и локти к груди. Оставайтесь в таком положении от 10 до 20 секунд. Медленно вернитесь в исходное положение.

Теперь – упражнение по сокращению всех мышц тела.

Переходим к растяжению ромбовидных мышц.

Положите ладони на центр верхней части спины и сожмите локти вместе.

Глубоко вдохните. Во время выдоха тяните локти вниз, а голову старайтесь не опускать. Оставайтесь в таком положении 10 – 20 секунд.

Повторите упражнение по сокращению всех мышц тела.

Проведем растяжение вытянутых рук.

На высоте плеч вытяните руки вперед, переплетите пальцы, ладони наружу. Одновременно опустите подбородок на грудь. Оставайтесь в таком положении 10 – 20 секунд.

Повторите упражнение по сокращению всех мышц тела.

Осуществим растяжение трапециевидных мышц.

Положите обе руки по разные стороны шеи. Глубоко вдохните. При выдохе наклоните голову вниз и руками нажмите на трапециевидные мышцы (они находятся между плечами и шеей). Оставайтесь в таком положении 10 - 20 сек. И опять упражнение по сокращению всех мышц тела.

Завершим комплекс упражнением на боковое растяжение шеи.

Наклоните голову влево, при этом руки сомкните за спиной, левая кисть обхватывает запястье правой. Растяжение должно занять 10 – 20 сек. Повторите упражнение, наклонив голову вправо. Закончите весь комплекс по сокращению мышц тела.

Рефлексия.

Упражнение № 7 «Горячий стул»

Цель: развитие эмпатии; реализация потребности в персонализации.

Планируемое время: 10 - 15 минут.

Бросается жребий. Тот, кому выпадает жребий, становится хозяином «горячего стула». Все члены группы в течение 5 - 10 минут задают ему любые вопросы, на которые он должен отвечать откровенно.

Вопросы могут быть разного характера: на выявление отношений; ролевые вопросы (как к другу, как к представителю определенного пола и др.); вопросы – ситуации и др. У участников группы появляется уникальная возможность сопоставить свои взгляды, ценности с пониманием их другими людьми, получить ответы на любые волнующие их вопросы.

Далее вновь бросается жребий и хозяином горячего стула становится другой участник группы.

 

Примечание: не желательно участие «на горячем стуле» более двух-трех человек за одно занятие.

Рефлексия.

Упражнение № 8 «Погружение»

(релаксация с музыкальным сопровождением)

Цель: закрепление навыков релаксации.

Необходимое время: 7 минут.

Для проведения упражнения желательно использовать специальную релаксационную музыку Галины Азовцевой («Ручей», «Солнечный душ», «Пещера», «Озеро» и др.). Тренер дает установку:

Сядьте удобнее в кресло. Проследите, чтобы ничего в вашей одежде не мешало свободному дыханию и расслаблению. На некоторое время забудьте обо всех делах, заботах, неприятностях. Этот короткий период отдыха посвятим себе – улучшению вашего самочувствия и настроения.

Прислушайтесь к музыке, постарайтесь раствориться в ней. Приятные волны раскованности и расслабления охватывают вас. Музыка задает ритм вашему дыханию и ритм биения вашему сердцу. Дыхание ровное и неторопливое. Удары сердца становятся реже и ритмичнее. Вы никуда не торопитесь. Закройте глаза.

Прислушайтесь к своему дыханию. Вы дышите спокойно и неторопливо. Четыре удара сердца – вы делаете глубокий вдох. Четыре удара сердца – вы делаете медленный выдох. Замедлите ритм дыхания: восемь ударов сердца – глубокий вдох, восемь ударов сердца – глубокий, полный выдох. Вы полностью освобождаете легкие от заполнявшего их воздуха и наполняете их снова чистым, несущим покой и освежение воздухом. Повторяйте про себя: «Я дышу медленно и ровно. Мое сердце бьется ровно и неторопливо».

Сделайте глубокий, полный вдох. Немного задержите дыхание, а потом выдохните весь воздух. При выдохе в верхней части живота в области солнечного сплетения появляется ощущение приятного, прогревающего тепла. Усильте это ощущение внутреннего тепла, повторяя фразу: «Мое солнечное сплетение излучает тепло. Все мое тело расслабляется и теплеет».

Представьте себе, что вы постепенно погружаетесь в теплую воду. Расслабляются мышцы ног. Они наливаются теплом и тяжестью. Волна приятного, успокаивающего тепла охватывает стопы, голени, колени, бедра. Повторяйте про себя: «Мои ноги теплые и тяжелые. Мои ноги полностью расслабленны».

Ощущение тепла распространяется выше. Оно наполняет нижнюю часть живота, достигает поясницы. Вся нижняя часть тела расслаблена, наполнена ощущением приятного, тяжеловатого тепла. Теплая волна поднимается выше, захватывая живот, бока, спину, грудь. Тепло, поднимающееся снизу, сливается с теплом, которое излучает солнечное сплетение. Повторяйте мысленно про себя: «Мышцы туловища теплые и тяжеловатые. Все мое туловище мягкое и расслабленное».

Расслабляются руки. Вы чувствуете сначала легкое покалывание, а затем тепло в кончиках пальцев. Постепенно теплеют и тяжелеют кисти рук, предплечья, плечи. Руки охватывает волна расслабляющего тепла. Повторяйте мысленно про себя: «Мои руки теплые и тяжелые. Мои руки полностью расслаблены».

Постепенно теплая волна распространяется на плечи, верхнюю часть спины, поднимается по шее. Плечи, спина, шея полностью сбросили груз напряжения. Тепло с передней поверхности шеи затекает за уши, концентрируется в области основания затылка. Затылок становится теплым, почти горячим. Повторяйте мысленно про себя: «Мои плечи, шея полностью расслаблены и теплые. Мой затылок почти горячий».

Представьте себе, что ваше тело погружено в теплую воду и мягко колышется в теплой прогревающей жидкости. Одно лишь лицо над водой. Его освещают легкие солнечные лучи, овевает приятный, прохладный ветерок.

Расслабляются мышцы лица. Тепло легкими волнами пробегает по внешней части щек. Тепло, мягкое и тягучее заполняет глазные впадины. Оно дает полностью расслабиться и отдохнуть глазам. Повторяйте мысленно про себя: «Мое лицо спокойное, расслабленное. Мои глаза прогреты внутренним теплом».

Вы расправляете брови, прогоняете оставшиеся морщинки со лба. Лоб ровный, чистый, прохладный. Повторяйте мысленно про себя: «Мой лоб приятно прохладен. Мое лицо отдыхает. Мое сознание чистое».

Проверим, достигли ли полного расслабления все участки вашего тела. Лоб спокойный, ровный, прохладный. Глазные впадины заполнены приятным теплом. Лицо спокойное, ровное, чистое. Глаза закрыты, нижняя челюсть слегка отяжелела, рот чуть-чуть приоткрыт. Лицо отдыхает, подставленное рассеянным солнечным лучам и легкому ветерку. Затылок теплый, почти горячий. Шея и плечи расслабленные, теплые, обмякшие. Теплом наполнены руки до кончиков пальцев. Руки теплые и отяжелевшие. Приятная теплая волна наполнила грудь, бока, живот. Тепло распространилось по бедрам и голеням, достигая кончиков пальцев ног. Ноги теплые, отяжелевшие.

Повторяйте мысленно про себя: «Все мое тело расслабленное и теплое. Я отдыхаю. Я отдыхаю и набираюсь новых сил».

Вы полностью расслаблены. В вашем сознании возникают картины полного покоя и отдыха. Ощущение тяжести полностью исчезло из вашего тела. Вы легки и невесомы. Ваше тело колеблется в такт Вашему дыханию. Вдох – вы поднимаетесь вверх, парите. Выдох – вы опускаетесь, собранная энергия и бодрость распространяются по самым удаленным участкам вашего тела.

Вдох… Выдох… Вдох…Выдох… Приятное ощущение легкости, свежести. Вы не чувствуете контуров вашего тела. Вы растворились в приятной атмосфере полного покоя, отдыха. Силы восстанавливаются. Вы начинаете чувствовать, как по сосудам струится обновленная кровь, несущая свежие силы. Вы чувствуете прилив энергии к каждой клеточке вашего тела…».

Выход из погружения:

«… Вы отдыхаете. Ощущение полусна-полудремы постепенно исчезает. Сознание проясняется. Вы начинаете чувствовать все свое наполненное бодростью и энергией тело. Повторяйте мысленно со мной:

Я чувствую прилив сил и энергии.

Мое сердце бьется ровно и мощно.

Исчезла усталость и тяжесть тела.

Мои силы полностью восстановлены.

У меня хорошее настроение.

Я легко владею собой.

Мне спокойно и радостно.

Мне приятно общество людей.

Я легко справляюсь с любым делом.

Ритм моего дыхания становится энергичнее».

Делаем глубокий вдох. Задержите дыхание. Выдох. Дышим глубоко, спокойно, ритмично. Сознание ясное. Мысли работают четко. Чувства подвластны вашей воле.

Ваше тело наполнено бодростью. Считайте мысленно про себя: 1 - 2 – напрягите кисти рук и ступни; 3 - 4 – напрягите целиком руки и ноги (сбрасывайте напряжение вместе с выдохом); 5 - 6 – напрягите живот, втяните грудную клетку (сбрасывайте напряжение с выдохом); 7 - 8 - раздвиньте плечи, прогибайтесь слегка в спине (сбрасывайте напряжение вместе с выдохом); 9 – делайте очень глубокий вдох с подъемом сплетенных в замок рук; «10» – потягивайтесь, вместе с выдохом открывайте глаза и мягко сбрасывайте руки.

Вы полностью отдохнули! Вы бодры и готовы продолжить работу! У вас отличное настроение!

Вопросы для контроля знаний:

1. На каких принципах строится система прогрессивного расслабления Э. Якобсона?

2. Что общего в подходах И.Г. Шуьца и Э. Якобсона?

3. Каков алгоритм методики «Антистресс» Л.А. Пергаменщика?

4. Какую роль в самоорегуляции играет функциональная музыка?

5. Что вы знаете о значении синхронного (совместного) дыхания в психокоррекции стрессов?

Задание на дом: 1. Освоить методику прогрессивного расслабления Эдмунда Якобсона. 2. Выполнить повтор упражнений антистрессового комплекса Л.А. Пергаменщика (10 – 15 минут ежедневно).

МОДУЛЬ - III. «ДЫХАТЕЛЬНЫЕ АНТИСТРЕССОВЫЕ ТЕХНИКИ»






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.