Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Рефлексия.






Упражнение № 8 «Растущее дерево»

Цели: снятие усталости; укрепление нервной системы; формирование навыков вхождения в транс.

Необходимое время: 3 минуты.

Название упражнения восходит к восточной традиции, по которой человек уподобляется дереву, которое получает питание и через корни, и через крону. Участникам, находящимся в трансе, также предлагается использовать свою фантазию. Ваша задача состоит в том, чтобы создать образ дерева, войти в него, представить себе энергетические потоки, которые входят в тело от земли (снизу, через ноги) и из космоса (сверху, через голову), насыщая тело бодростью, силой, энергией.

Комментарий тренера: При выполнении этого и других упражнений главным является образ. Абсолютно неважно, что по этому поводу думает каждый из участников. Если ему нравится, он может считать, что имеет дело с реальной энергией. Если хочет, может считать, что это чистая фантазия, плод его воображения, просто образ, представление и так далее - это абсолютно неважно. Это работает независимо от того, как к нему относиться. Важно просто соблюсти основные условия: войти в транс и создать образ-представление.

Рефлексия.

Упражнение № 9 «Рисунок состояния»

Цель: актуализация эмоционального состояния.

Планируемое время: 15 - 17 минут.

Оборудование и материалы: белая бумага (ватман, формат А 4); фломастеры (2 - 3 набора), цветные карандаши или восковые мелки (2 - 3 набора).

Члены группы (индивидуально каждый) на ватмане цветными карандашами, красками, фломастерами или мелками выполняют абстрактный рисунок своего состояния. Рисунки раскладываются на столах, и члены группы пытаются установить, есть ли среди них похожие. Потом каждый презентует свои рисунки группе, объясняя, что он хотел выразить. Члены группы задают ему вопросы по существу рисунка. Далее рассказывают о своих рисунках другие члены группы.

Рефлексия.

Упражнение № 10 «Энергетический душ»

Цели: формирования навыков вхождения в транс; овладение приемами визуализации образов.

Необходимое время: 3 минуты.

В этом упражнении участникам, пребывающим в трансе, предлагается представить себе, что они находятся под потоком воды или света, которые обтекают их, вымывая из тела и смывая с кожи все темное и неприятное, насыщая тело энергией. Время проведения упражнения 5 минут.

Рефлексия.

Упражнение № 11 «Броунское движение»

Цель: разминка, снятие напряжения.

Необходимое время: 3 - 4 минуты.

Члены группы хаотично двигаются по аудитории. Их задача не сталкиваться друг с другом. Они атомы. Тренер сообщает, что температура +2. Все двигаются медленно; + 15 – движение быстрее; +20, +30, +50, +26, +70, + 90, +25, +100, +40, 0 градусов и т.п. Участники группы то увеличивают, то замедляют скорость. Периодически тренер командует: «Стоп! Атомы объединились в молекулы по двое, по трое, по пятеро» и т.д.

Рефлексия.

Упражнение № 12 «Энергетическое дыхание»

Цели: формирования навыков вхождения в транс; овладение азами дыхательной гимнастики.

Необходимое время: 3 минуты.

Участники входят в состояние транса и представляют себе, как с каждым вдохом они вдыхают светлую энергию, а с каждым выдохом выдыхают усталость и неприятности. На упражнение отводится 5 минут.

Рефлексия.

Контрольные вопросы участникам семинара-тренинга:

1. Что входит в понятие «психическая саморегуляция»?

2. Что такое идеомоторика и идеосенсорика?

3. Что такое идеодинамика?

4. Какова суть идеомотивного феномена?

5. Что такое «транс»?

6. Каковы условия эффективного самовоздействия в процессе саморегуляции?

7. В чем сущность медитации и в чем ее отличие от релаксации?

8. Каковы критерии стрессоустойчивости организма человека?

Рефлексия упражнения и всего занятия.

 

Задание на дом: 1. Повторить материал по темам: «Стадии стресса», «Идеомотивный феномен и психологическая природа транса». 2. Освоить мобилизующие психотехники «Энергетический душ» (в качестве утренней психогимнастики – 3 минуты), «Энергетическое дыхание» (вечером – 3 минуты), «Растущее дерево» (в течение дня – 5 минут).

 

Упражнение № 13 «Веночек»

Цели: актуализация полученных знаний; рефлексия занятия.

Необходимое время: 7 - 8 минут.

Все присутствующие по очереди кладут руки на плечо соседа слева и «дарят» знания или умения, которые были приобретены на данном занятии. Например, «Я сегодня узнал, что…», «Я сегодня понял, что …» или «Я сегодня научился чувствовать других людей, хочу, чтобы и ты пережил эти прекрасные мгновения».

В конце веночек замыкается. Тренер отмечает, что убирая руки, мы не разрываем венок, а присоединяемся к великому венку тех, кто уже имел и получает такие уроки в жизни, в процессе взаимодействуя с другими людьми.

Рефлексия занятия и подведение итогов по всему первому модулю.

МОДУЛЬ – II «ПСИХОГИМНАСТИКА И ТЕХНИКИ

РАССЛАБЛЕНИЯ»

Цель: Овладеть техниками снятия психического и мышечного напряжения.

ЗАНЯТИЕ – III «ПСИХОГИМНАСТИКА»

Решаемые задачи:

1. Расширение теоретических знаний о психологической саморегуляции.

2. Овладение техниками психогимнастики.

3. Первичная апробация простейших медитативных техник.

Комментарии: Тренер говорит о том, что профилактика стрессов и неврозов не сводится только лишь к овладению методами психологической регуляции. Важно, в рамках данной задачи, имеют мышечная релаксация и дыхательная гимнастика.

 

Упражнение № 1 «Ритуальное приветствие»

Цели: разогрев группы; развитие эмпатии.

Необходимое время: 5 минут.

Члены Т-группы садятся в круг и берут друг друга за руки. Они закрывают глаза и стараются мысленно передать друг другу теплые, добрые, дружеские чувства и пожелания. Через две-три минуты тренер предлагает всем на счет «три» хором произнести слова: «Всем привет и удачного дня!».

Рефлексия предыдущего занятия.

Упражнение № 2 «Картина»

Цель: развитие первичных способностей визуализации образов.

Планируемое время: 5 минут.

Представьте понравившийся вам природный пейзаж. Воспроизведите (визуализируйте) мысленно его подробно в деталях. Определите свое место в нем. А теперь мысленно представьте с собой рядом того (тех), с кем вы хотели там быть вместе.

Мысленно измените цветовой фон. Меняйте полутона этой воображаемой картины. Можете взять волшебную кисть и что-то дорисовать, изменить в пейзаже.

Упражнение выполняется в течение 3 - 5 минут.

Рефлексия.

Теоретический модуль «Психогимнастика»

Психогимнастика является эффективным методом психологической профилактики стрессов и психогигиены, которая позволяет расширить возможность саморегуляции психических и физиологических функций организма человека. Она является разновидностью аутогенной тренировки. Занятия психогимнастикой позволят каждому из нас получить дополнительный «запас прочности» в ситуациях, связанных со стрессовыми перегрузками.

Приемы психогимнастики осваиваются в процессе систематических упражнений, придающих этой методике тренировочный характер. Такая тренировка немыслима без одновременного упражнения воли, ее следует признать как метод, активизирующий личность.

Упражнение, которое необходимо освоить, состоит из четырех фаз:

1-я фаза – расслабление мышц и расширение сосудов;

2-я фаза – сюжетное воображение;

3-я фаза – самопрограммирование;

4-я фаза – закрепляющая.

Рассмотрим первую фазу. В процессе ее прохождения приобретаются навыки управления вегетативной системой, развиваются способности расслабления мышц и расширения сосудов. На первой фазе психогимнастики решаются следующие три важные задачи:

1) обеспечение отдыха организма;

2) расслабление, снимающее мышечное и психическое напряжение и дающее максимальное число степеней свобод организму для дальнейшего действия;

3) экономия энергии и обеспечение полноценности, гармоничности всех процессов внутри организма.

Обоснуем необходимость и важность решения этих задач.

Отдых, пусть даже кратковременный всегда нужен человеку. Он не должен сводиться только к ночному сну. В течение дня нам, как минимум необходимы две - три небольшие паузы покоя. Но для того, чтобы научиться отдыхать за короткий промежуток времени, необходимо научиться входить в особое состояние. Именно эта задача решается на первой фазе психогимнастики. В ответственной ситуации или при интенсивной деятельности у человека:

- напрягаются мышцы;

- учащается пульс;

- растет кровяное давление;

- учащается дыхание;

Организм при этом расходует большое количество нервно-психической энергии. Если на смену не приходит отдых, снятие нагрузки и напряжения, то наступает переутомление, ведущее к нарастанию слабости, тревоги, сонливости (торможение) или ухудшению сна, росту агрессивности, раздражительности, осложнению коммуникации.

Возрастающее напряжение (напряженное лицо, сдавленный голос, оцепенение, нервная дрожь и др.) является верным симптомом психологического стресса. Расслабление (релаксация мышц) служит внешним выражением положительных эмоций, состояния покоя, уравновешенности, удовлетворенности.

Мышечное расслабление готовит нервную систему к отдыху, к переходному состоянию от бодрствования ко сну. При пробуждении, от сна к бодрствованию. Расслабленные мышцы несут в мозг «импульсы покоя». Физиологическое значение релаксации мышц проявляется как самостоятельный фактор, уменьшающий отрицательные реакции, и как фактор, подготавливающий переход от бодрствования ко сну.

Важно в процессе психогимнастики ярко и образно представить содержание фраз, направленное на расслабление мышц, сохраняя последовательность, расслабление мышц рук, ног и мимических мышц. Одновременно с последовательной реализацией ощущения тяжести в руках и ногах вызывается расширение кровеносных сосудов. Этот компонент очень сложен. Кратко поясним его.

Нервная система человека условно делится на два отдела: центральную нервную систему (ЦНС) и, вегетативную (ВНС). Через ЦНС человек способен передавать свои волевые усилия. Командам подчиняется поперечнополосатая мускулатура, ей можно легко управлять – по команде сесть или встать и др. Но эмоциональная жизнь, наше самочувствие во многом зависят от состояния вегетативного отдела нервной системы. Субъективное эмоциональное отношение влияет на психофизиологическое состояние человека. Человек взволнован: он бледен или краснеет, учащенно бьется сердце, а значит, проявляется сердечнососудистый компонент эмоциональной реакции.

В отличие от поперечнополосатой мускулатуры, которая выполняет приказы ЦНС, управление через вегетативную систему внутренними органами прямым волевым усилием невозможно. Если дать словесную установку «Сосуды на моей руке расширяются» – ничего из этого не выйдет. Приказ не будет выполнен. Но если использовать образные, эмоционально насыщенные сравнения, то сосуды вам подчиняться. Например, если мы произносим: «Моя рука опущена в теплую воду…» и представляем это, то мы почувствуем, как потеплеет наша рука, и сосуды при этом расширятся.

Процесс овладения психогимнастикой предусматривает освоение навыка расширения периферических кровеносных сосудов. Необходимо, используя образное представление, научиться вызывать прилив тепла в конечностях путем расширения сосудов. Это в значительной степени углубляет чувство покоя.

При перераспределении крови в организме, которого добиваются с помощью систематических занятий, расширение периферических кровеносных сосудов в значительной степени влияет на состояние ЦНС, на деятельность мозга. Мозг функционирует в более спокойном, гармоничном режиме. Во время психогимнастики процесс перераспределения крови осуществляется сознательно, целенаправленно.

В результате освоения первой фазы наступает состояние приятного покоя, дремоты, чувства отдыха. Это состояние значительно углубляется во время перехода ко второй фазе.

Вторая фаза предполагает обретение умений создавать в своем сознании образы. Приемы, входящие в эту фазу, выполнять необходимо очень тщательно, но без напряжения, с приятным эмоциональным чувством, как бы просматривая в своем сознании красочный фильм с картинами живой природы. Необходимо на «экране мысленного взора» ярко и образно, в красках представить картины моря или леса, березовую рощу, лесную поляну, покрытую ковром сочной зеленой травы и т. д. Можно на память, в сознании воспроизвести, представить пейзаж, знакомый и любимый вами с детства. Все это значительно углубляет «рефлексы покоя». Наступает глубокий эффективный отдых, который субъективно ощущается как приятная дремота. Эту фазу можно использовать для отработки в сознании психологической модели действия (умственного, спортивного, игрового и др.).

В результате освоения второй фазы наступает состояние очень глубокого покоя, «балансирование на грани сна». Расслабление, тяжесть в руках и ногах сменяется чувством невесомости. В этот период может наблюдаться состояние «растворения в покое», то есть человек перестает ощущать свое тело.

Примечание: На этой фазе желательно музыкальное или текстовое сопровождение.

На третей фазе осуществляется самопрограмирование. Каким образом это достигается? Человеческий мозг имеет одну характерную особенность: когда человек находится в состоянии глубокой дремоты, кора головного мозга частично заторможена. Центральная нервная система в этот период особенно восприимчива к поступлению в нее полезной информации. Активизирована подкорка. При занятии психогимнастикой использование третьей фазы направлено на создание оптимального психологического настроя, для повышения психоэмоциональной устойчивости. Для этого достаточно несколько раз коротко, лаконично повторять фразы, направленные на достижение указанной выше цели.

Например, установка на хорошее настроение: «Я с каждым днем становлюсь спокойнее, крепче, выносливее, сильнее. Я чувствую, как каждый сеанс приносит хорошее настроение, спокойный сон. Я обретаю бодрость духа и оптимизм…».

Третья фаза может использоваться для преодоления вредных привычек. Она имеет очень широкий диапазон применения и строится в соответствии с конкретно поставленными целями.

Четвертая фаза является коротким повторением первых двух и предназначена для дальнейшего углубления чувства покоя и отдыха. Она может переходить в естественный сон. Завершается эта фаза выходом из состояния транса. В ходе тренинга необходимо все время помнить золотое правило «Каждая фраза тренера должна стать вашим ощущением». Если вы занимаетесь индивидуально, то золотое правило будет звучать так: «Каждая моя фраза должна стать моим ощущением». Это очень важно и в этом суть метода. Важно знать, что ощущения, которые вами вызываются во время занятий (тяжесть, тепло и др.) не являются кажущимися, а представляют сложный психофизиологический процесс в организме.

Надо помнить, что психогимнастика требует серьезного отношения к упражнениям, только в этом случае формируется «рефлексия покоя, рефлексия внутренней гармонии». Немаловажно обратить внимание и на то, что расслабление – исходная позиция к концентрации. Оно должно давать максимальное количество степеней свобод к желаемому действию.

Упражнение № 3 «Отдых» (психогимнастика)

Цель: Овладение первой фазой саморегуляции.

Необходимое время: 7 минут.

Тренер напоминает участникам Т-группы золотое правило психорегуляции «Каждое слово должно стать ощущением». Дает установку на внимание: «Приступаем к психогимнастике. Сядьте удобно. Я буду давать установки, а вы выполняйте их, мысленно повторяя слова за мной».






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.