Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Постреквизиты:философия, институциональная экономика






Характеристика дисциплины:

Важное место в ряду других наук о человеке и обществе отводится социологии, науке о социальном мире, социальных взаимодействий личности. Происходящее в современном обществе изменения предъявляют все более большие требования способности человека адаптироваться к новым реалиям жизни. Жизненная практика показывает, что присущие человеку от рождения биопсихологические предпосылки являются лишь фундаментом становления личности. Важную роль в формировании личности является воспитание и образование, особенно -гуманитарное. Социология поможет разобраться в сложных социальных системах, социальных институтах, регуляции общественных отношений, воспроизводства новых поколений, сохранения общества как целостности.

Следовательно, каждому молодому специалисту необходимо не только хорошо знать свое дело, но и разбираться в жизненных интересах и социальных отношений людей, на основе которых и создаются группы (начиная с семьи), общности, общества и все мировое общество

Цель дисциплины: заключается в том, чтобы дать основные представления о механизме взаимосвязи и взаимовлиянии экономических и социальных отношений, о социальной структуре общества и социальных институтах как факторах социально-экономического развития общества, формировании социологического мировоззрения, понимания особенностей функционирования общества как социальной системы.

 

Задачи дисциплины: Переход к рыночной экономике сопровождается глубокими реформами в системе образования. Одним из важнейших приоритетов в этом направлении является гуманизация и гуманитаризация образования, его ориентация на удовлетворение запросов и потребностей конкретных людей. Значительная роль в процессе социально-гуманитарной подготовки принадлежит социологии. Главная функция социологического образования – сформировать социологическое мышление, понимание социальных проблем, источников их возникновения и возможных путей разрешения.

«Социология» является важным предметом для студентов, так как данная дисциплина учит понимать социальные закономерности развития современного общества, а также формирует практические навыки и умение самостоятельно проводить социологические исследования

 

 

Тематический план распределения часов

 

№ п/п Наименование тем Количество часов
Лекция Практ. (семинар) занятия СРСП СРС  
МОДУЛЬ 1: ОБЩАЯ СОЦИОЛОГИЯ  
  Социология как наука: объект и предмет социологии.            
  История становления и развития социологии.            
  Методология, методика и техника социологического исследования.            
  Общество как социальная система.            
  Социальная стратификация общества          
  Социализация личности.          
МОДУЛЬ 2: ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СОЦИОЛОГИЯ  
  Экономическая социология как отрасль социологического знания          
  Труд как предмет социологического изучения          
  Социология хозяйственной организации          
  Социология рынков          
  Всего          

 

 


Содержание дисциплины

Тематический план лекций

Темы и их объем в часах Контрольные вопросы Цели и задачи занятий Проблемные вопросы
  Социология как наука: сущность и содержание. 2часа 1.Объект и предмет социологии. 2. Структура, методы и функции социологии. 3. Соотношение социологии с другими общественными науками   Раскрыть содержание дисциплины посредством постановки специфического подхода социологии к изучению общества: - обозначить категорию «социальное». - соотнести общенаучные и частнонаучные методы социологии. - показать общее и особенное в изучении общества других общественных дисциплин и социологии 1. «Социальное» в широком и узком смысле слова. 2. Теоретическая и эмпмирическая, фундаментальная и прикладная, социологические и социальные исследования. 3. Социология и философия, социология и история, социология и экономическая теория, социология и юриспруденция.
  История становления и развития социологии. 2 часа
  1. Предпосылки возникновения социологии как науки.
  2. Классический этап в развитии социологии.
  3. Современная западная социология.
  4. Развитие социологии в России.
  5. Отечественная социологическая мысль
 
Показать специфику каждого этапа развития социологии и его вклада в развитие социологии: - обозначить теоретические и социально-экономические условия развития социологии как науки. - дать характеристику основных категорий классиков социологической мысли. - раскрыть проблемные вопросы социологии 20 века. - провести сравнительный анализ развития социологии в России и Казхастане. 1. Почему социология появилась именно в 19 веке? 2. Дать краткую характеристику взглядам Конта, Маркса, Спенсера, Вебера, Дюркгейма. 3. Какой вклад в развитие социологии внесли Парсонс, Сорокин, Мертон и другие западные ученые. 4. Роль социологов19-20 века в развитие социологии в России. 5. Основные проблемы развитие теоретической социологии в Казахстане.  
  Методология, методика и техника социологического исследования. 2 часа 1. Программа социологического исследования. 2. Методы социологического исследования. 3. Анализ и обобщение социологической информации.   Раскрыть механизмы и технику проведения социологических исследований: - обозначить основные этапы проведения социологического исследования. - показать специфику каждого метода социологического исследования. - дать характеристику современным средствам обработки социологической информации. 1. Как составляется программа социологического исследования. 2. Какой метод лучше использовать при проведении определенного вида социологического исследования. 3. Может ли одно исследование включать в себя несколько методов? 4. Что такое «SPSS»?
  Общество как социальная система. 2 часа 1. Понятие общества, его основные признаки и сущность. 2. Системный подход к обществу. Социальная структура общества. 3. Типология и типы обществ.     Раскрыть содержание и специфику современного общества: - провести сравнительный анализ теорий и концепций общества. - дать характеристику системному и функциональному анализу общества. - показать специфику социальной структуры современного общества. 1. Что такое общество и каковы его виды. 2. Что такое социетальная и социальная система общества. 3. Какова социальная структура советского и постсоветского общества: общее и особенное. 4. Типология современных обществ и вклад казахстанских исследователей в изучение современного казахстанского общества.
  Социальная стратификация общества 2 часа 1. Социальная структура общества и ее элементы. 2. Социальные отношения и типы социальных структур. 3. Социальные группы. Социальная мобильность. 4. Актуальные проблемы развития социальной структуры современного казахстанского общества. Раскрыть сущность и содержание социально-классовой структуры современного общества: - обозначить основные элементы социальной структуры общества. - дать характеристику мобильности: вертикальной и горизонтальной. - показать специфику современной казахстанской социальной структуры общества. 1. Что такое социальная структура общества и каковы основные типы социальных структур? 2. «Старые» и «Новые» социальные группы общества: проблемы отношений. 3. Индивидуальная и групповая мобильность. 4. Социальные группы и классы современного казахстанского общества.
  Социализация личности. 2 часа 1.Личность и общество. Теории развития личности. 2.Цель и смысл жизни человека. 3.Социализация личности: смысл термина и назначение. 4.Агенты и институты социализации. 5.Социальные роли и личность.     Изучить содержание основного вопроса социологии: - через категории «Личность», «Человек», «Индивидуальность», «Индивид» показать специфику категории «Личности» и ее роли в обществе. - обозначить проблему смысла жизни человека. - дать характеристику основным агентам и факторам социализации. - раскрыть содержание категории «роль», «статус», «ранг». 1. Какова роль личности в развитии общества? 2. Должно ли общество контролировать личность либо личность должна быть свободной от общества? 3. Какие социальные институты оказывают существенную роль в развитии личности? 4. Каковы главные и «второстепенные» роли личности?
  Экономическая социология как отрасль социологических знаний - 2 час 1. Понятие социальное и экономическое 2. Междисциплинарный статус объекта и предмета экономической социологии 3. Экономическая социология в системе СГД 4. Функции экономической социологии   Знакомить студентов с взаимосвязью социальной и экономической сфер общества, раскрыть теоретико-методологические основы экономической социологии 1. Экономическая социология как отрасль социологического знания 2. Общая характеристика объекта и предмета экономической социологии 3. Структура экономической социологии 4. Специфика социологического и экономического подходов к изучению экономики как общественной сферы 5. Функциональный анализ в экономической социологии  
  Труд как предмет социологического изучения – 2 час
  1. Социология труда как отрасль социального знания
  2. Анализ социальных проблем труда в социологии
  3. Субъекты и структура социально-трудовых отношений
  4. Социально-трудовая мобильность
 
  Раскрыть социальную сущность труда
  1. Объект и предмет социологии труда
  2. Основные категории социологии труда
  3. Функции социологии труда
  4. Анализ социальных проблем труда в работах Э.Дюркгейма, М.Вебера, Т.Веблена, Г.Зиммеля, К.Маркса
  5. Трудовая деятельность и социально-трудовые отношения
 
  Социология хозяйственной организации – 2 час
  1. Социальная сущность, цели и функции хозяйствующей организации
  2. Социологический портрет хозяйствующей организации
  3. Организационная культура
  4. Модели построения внутрифирменных отношений
 
  Показать социологические подходы к анализу хозяйствующей организации
  1. Организация как открытая социальная система
  2. Специфические черты хозяйствующей организации
  3. Структурный подход и теория действия в анализе организации
  4. Соотношение «традиционных» и «современных» организационных форм
  5. Организационно-правовые формы хозяйствования хозяйствующих субъектов в Казахстане
  Социология рынков – 2 час
  1. Рынок как объект социологического анализа
  2. Рынок как совокупность институциональных ограничений
  3. Развитие рыночных отношений в РК
  Раскрыть социально-экономическое понимание рынка
  1. Понятие о рынке и системе рыночной организации экономики
  2. Социально-экономическое понимание рынка.
  3. Структура рынка и проблемы его государственного регулирования в РК
  Объем часов: 20 часов    

 

Тематический план семинарских занятий

 

Темы и их объем в часах Устный опрос Решение задач, проблемных вопросов Письменный опрос (тестовый опрос, контрольные работы, работа по карточкам, доклады, сообщения, рефераты, дом. задания и др.виды); выполнение практических заданий Применение современных методов обучения, использование инновационных технологий в учебном процессе Изучение учебно-монографической литературы
  Социология как наука: объект и предмет социологии. (1 час) Обсуждение докладов и рефератов Выполнение тестовых заданий, графиков, схем. Использование Интернет –материала А.А. Радугин, К.А. Радугин. Социология. Москва.1996 г. Ж.Т. Тощенко. Социология. Москва. 1994 г. Н. Смелзер. Социология. Москва. 1994 г. К.Г. Габдуллина. Социология. Учебное пособие. Алматы. 1997 г.    
  История становления и развития социологии. (1 часа) Рефераты, доклады Тестовый опрос Интерактивная доска А.А. Радугин, К.А. Радугин. Социология. Москва.1996 г. Ж.Т. Тощенко. Социология. Москва. 1994 г. Н. Смелзер. Социология. Москва. 1994 г. К.Г. Габдуллина. Социология. Учебное пособие. Алматы. 1997 г.    
  Методология, методика и техника социологического исследования. (2 час) Разработка, обработка анкет, интервью Проведение социологического опроса по разработанным вопросам Программа «SPSS» А.А. Радугин, К.А. Радугин. Социология. Москва.1996 г. Ж.Т. Тощенко. Социология. Москва. 1994 г. Н. Смелзер. Социология. Москва. 1994 г. К.Г. Габдуллина. Социология. Учебное пособие. Алматы. 1997 г.  
  Общество как социальная система. (1 час) Устный опрос.   Работа с рефератами и докладами Интернет-материал А.А. Радугин, К.А. Радугин. Социология. Москва.1996 г. Ж.Т. Тощенко. Социология. Москва. 1994 г. Н. Смелзер. Социология. Москва. 1994 г. К.Г. Габдуллина. Социология. Учебное пособие. Алматы. 1997 г.    
  Социальное неравенство. Социально-классовая структура. (1 час) Опрос.   Сочинение на тему: мой идеал образования Слайд-материалы А.А. Радугин, К.А. Радугин. Социология. Москва.1996 г. Ж.Т. Тощенко. Социология. Москва. 1994 г. Н. Смелзер. Социология. Москва. 1994 г. К.Г. Габдуллина. Социология. Учебное пособие. Алматы. 1997 г.    
  Социализация личности. (1 час) Опрос. Конспектирование Слайд-материалы В.И. Добреньков, А.И. Кравченко. Социология. Краткий курс. Москва. 2003 г. С.7-48. В. Н. Лавриненко. Социология. Учебник для вузов. Москва. 2003 г. С.13-28. Р. Т. Мухаев. Социология. Учебник для вузов. Москва. 2003 г. С. 5-19.  
  Экономическая социология как отрасль социологических знаний (1 час) Рефераты, доклады Составление кроссвордов   А.А. Радугин, К.А. Радугин. Социология. Москва.1996 г. Н. Смелзер. Социология. Москва. 1994 г. К.Г. Габдуллина. Социология. Учебное пособие. Алматы. 1997 г.
  Труд как предмет социологического изучения (1 час) Рефераты, доклады Деловая игра Дисскусия А.А. Радугин, К.А. Радугин. Социология. Москва.1996 г. А.Н Тесленко Экономическая социология Курс лекций. Астана, 2005 Н. Смелзер. Социология. Москва. 1994 г. К.Г. Габдуллина. Социология. Учебное пособие. Алматы. 1997 г.
  Социология рынков (1 час) Составление таблицы: образование –вчера, сегодня, завтра Выполнение тестовых заданий   В. Н. Лавриненко. Социология. Учебник для вузов. Москва. 2003 г. С.13-28. Р. Т. Мухаев. Социология. Учебник для вузов. Москва. 2003 г. С. 5-19. А.Н Тесленко Экономическая социология Курс лекций. Астана, 2005  
  Объем часов: 10 часов        






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.