Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Социально-психологическая ресоциализация осужденных-мужчин в исправительном учреждении

ВВЕДЕНИЕ.

Глава I. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ ИССЛЕДОВАНИЯ РЕСОЦИАЛИЗАЦИИ ОСУЖДЕННЫХ-МУЖЧИН:

1.1. Проблема социализации и ресоциализации личности в психологической науке.

1.2. Социально-психологические особенности личности преступника в зависимости от вида совершённого преступления.

1.3. Ресоциализация как технология профилактики десоциализирующего влияния тюремной среды и этап процесса реинтеграции осужденного в общество.

1.4. Историко-критический анализ технологических моделей ресоциализации осужденных.

1.5. Антиципационная состоятельность как показатель ресоциализации осужденных в исправительном учреждении.

ВЫВОДЫ по I ГЛАВЕ.

Глава И. ОБОСНОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ТЕХНОЛОГИИ РЕСОЦИАЛИЗАЦИИ ОСУЖДЕННЫХ-МУЖЧИН В ИСПРАВИТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ:

2.1. Анализ результатов социально-психологической диагностики личностных особенностей осужденных на начальном этапе исследования.

2.2. Концептуальные основы социально-психологической работы с осужденными-мужчинами в исправительном учреждении.

2.3. Авторская технология ресоциализации осужденных-мужчин. Критерии и показатели её эффективности.

2.4. Описание модели.

ВЫВОДЫ по II ГЛАВЕ.

Глава III. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ТЕХНОЛОГИИ РЕСОЦИАЛИЗАЦИИ ОСУЖДЕННЫХ-МУЖЧИН: 3.1. Результаты апробации авторской технологии в исправительном учреждении общего режима.

3.2. Сравнительный анализ результатов ресоциализации осужденных-мужчин в экспериментальных и контрольной группах:

3.2.1. Динамика ресоциализации осужденных в контрольной группе.

3.2.2. Сравнительный анализ результатов ресоциализации осужденныхмужчин в контрольной и экспериментальных группах.

3.2.3. Анализ эффективности авторской технологии в зависимости от возраста осужденных.

3.3. ВЫВОДЫ по результатам апробации авторской технологии ресоциализации осужденных-мужчин в исправительном учреждении.

ВЫВОДЫ и МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ по результатам диссертационного исследования.

Введение диссертации (часть автореферата) На тему " Социально-психологическая ресоциализация осужденных-мужчин в исправительном учреждении"

АКТУАЛЬНОСТЬ ИССЛЕДОВАНИЯ. Социально-психологические исследования и практическая социальная психология в отечественной пенитенциарной системе в настоящее время находятся в стадии становления. Технологии социально-психологической работы как способы, позволяющие изменять общество и среду посредством изменения самих индивидов, используются недостаточно.

Вместе с тем стоит отметить прогрессивную тенденцию в развитии воспитательных систем пенитенциарных учреждений - работа психологов в них начинает приобретать направленность на ресоциализацию осужденных и социально-психологическую профилактику повторных преступлений. Эта тенденция также отмечается на уровне мирового сообщества. Так в «Минимальных стандартных правилах обращения с заключенными» отмечается необходимость изучения личности с целью индивидуализации исполнения наказания и подготовки осужденного к выходу на свободу [55, с.49]. В статье 66 (1) и в приказе № 238 от 12.12.2005 дается описание личностных свойств, которые должны учитываться в процессе исполнения наказания и подготовки к освобождению: «.принимать во внимание индивидуальные потребности заключенного, его социальное прошлое, историю его преступления, его физические и умственные способности и возможности, его темперамент, продолжительность срока его заключения и его возможности после освобождения» [55, с.50, 143]. В статье 69 подчеркивается, что на основе изучения характера осужденного «в кратчайший срок после приема каждого заключенного.следует разрабатывать программу работы с ним, исходя при этом из его индивидуальных потребностей, способностей и склонностей» [55, с.51].

На заседании правительства РФ от 1 октября 2008 г. № 36 «Об основных направлениях деятельности правительства Российской Федерации» в качестве одного из приоритетных направлений развития страны выделено совершенствование организации исполнения уголовных наказаний. Среди особых мер, направленных на развитие учреждений уголовно-исполнительной системы, особое внимание уделяется реализации специальных программ, включающих получение образования, профессии, совершенствование физического развития, медицинского обеспечения, лиц, отбывающих наказание; организации взаимодействия всех заинтересованных органов специальной реабилитации лиц, отбывающих наказание, что позволяет после их освобождения обеспечить благополучную реинтеграцию в общество [147, с.2].

Кроме того, в «Концепции развития социальной, психологической и воспитательной работы с осужденными в исправительных учреждениях на период до 2010 года» подчеркивается роль изучения и психологической коррекции личностных особенностей и особенностей поведения осужденных с целью предупреждения деструктивных явлений в местах лишения свободы, благоприятной адаптации к жизни после освобождения от отбывания наказания, предупреждения рецидивной преступности [84].

Основным ведомственным документом, регламентирующим деятельность психологической службы УИС России, является приказ Министерства юстиции Российской Федерации от 12.12.2005 г. № 238 «Об утверждении Инструкции по организации деятельности психологической службы уголовно-исполнительной системы». В качестве одной из главных задач, выполнение которой является основой разработки эффективных технологий ресоциализации, является «постановка психологического диагноза и выработка рекомендаций по индивидуализации процесса исполнения уголовного наказания на основе изучения индивидуально-психологических особенностей личности осужденного» [144, с.З].

Кроме требований международного и отечественного законодательства, потребность в эффективных технологиях ресоциализации обусловлена еще и тем, что в современном российском обществе отмечается значительный рост преступности. С.Х. Шамсунов, Ю.М. Угрюмов приводят следующую статистику: население России составляет 1/40 от населения земного шара, а тюремное население - его 1/8. Россия входит в число лидеров по количеству заключенных в расчете на 100 тыс. населения. По существу каждый третий взрослый мужчина поражен клеймом судимости. В судеб-но-следственную орбиту в качестве подозреваемых, обвиняемых, подсудимых или осужденных за последние 40 лет вовлечено 35-40 % ныне живущего взрослого населения России [120, с. 17]. Это означает, что безопасность граждан России во многом обусловливается качеством работы с осужденными, их подготовки к жизни на свободе.

Анализ используемых в настоящее время социально-психологических методов и технологий работы с осужденными показывает, что они преимущественно нацелены на коррекцию и развитие лишь отдельных черт характера заключённых (это программы психокоррекции агрессивности, тревожности, развития эмпатии и т.д.), тогда как системный подход, опирающийся на целостное личностное развитие, учитывающий историю личности, социальные, поло-возрастные и психологические особенности осужденных, не реализован.

В силу этих аргументов определена ПРОБЛЕМА ИССЛЕДОВАНИЯ, которую составляют два ключевых противоречия: 1) между реально низким и необходимым (минимальным) уровнем социально-психологической готовности осуждённых к реинтеграции в общество после освобождения; 2) между потребностями ИУ в выполнении заказа государства на перевоспитание осужденных и сложностями его осуществления психологами в силу дефицита эффективных социально-психологических технологий ресоциализации.

СОСТОЯНИЕ НАУЧНОЙ РАЗРАБОТАННОСТИ ПРОБЛЕМЫ. В настоящее время накоплен значительный опыт изучения преступности, позволяющий выделить несколько направлений социально-психологического анализа и решения пенитенциарных проблем: социально-психологические особенности осуждённых различных категорий (Ю.М Антонян, B.JI. Васильев, А.Д. Глоточкин, В.В. Гульдан, М.Г. Дебольский, М.И. Еникеев, В.И. Моросанова, А.Н. Пастушеня, В.Ф. Пирожков, В.М. Поздняков, Д.В. Сочивко и В.М. Литвишков, А.И. Ушатиков и др.); групповые ценности, нормы и представления осужденных (В.Н. Борисов, В.П. Голубев, C.JI. Дановский, В.Г. Деев, Б.Б. Казак, Ю.Н. Кудряков, А.И. Ушатиков, Г.А. Хохряков и др.); обычаи, традиции и ритуалы различных групп осужденных (Е.В. Анастасов и В.А. Николаев, В.М. Анисимков, С.Я. Лебедев, А.Н. Сухов и др.); подготовка осужденных к освобождению (С.А. Ве-тошкин, М.А. Галагузова, У. Глассер, М.Г. Дебольский, В.И. Жуков, Э.В. Зауторова, Д. Клеммер, Л.Г. Лаптев, A.C. Макаренко, A.C. Новоселова, А.Н. Пастушеня, Ф. Ред-лем, Г.Н. Рослова, В.Н. Сорока-Росинский, В. Шарп, С.Т. Шацкий и др.).

Однако эти же исследования показывают, что социально-психологическая ресо-циализация осужденных ещё не нашла должного развития в отечественной пенитенциарной системе. В частности, для этих целей недостаточно используются возможности активного социально-психологического обучения заключённых. Можно констатировать, что социально-психологическая работа в исправительном учреждении (ИУ) общего режима ещё не вышла за пределы отдельных экспериментов и не стала отработанной и научно обоснованной системой. Этому препятствуют не только малочисленность пенитенциарных психологов и слабая методическая оснащённость их деятельности, но и недостаточная научная проработка подходов к созданию технологий восстановления и развития у заключённых в период отбывания наказания жизненно важных умений и качеств, необходимых для их успешной реинтеграции в общество. Дефицит эффективных технологий социально-психологической ресоциализации осужденных затрудняет профилактическую работу, нацеленную на ослабление десоциализирующего влияния тюремной среды, поскольку обе задачи (ресоциализация и профилактика) тесно связаны.

Таким образом, недостаточная научная разработанность данной проблемы определили тему, объект, предмет, цель и задачи диссертационного исследования.

ЦЕЛЬ ИССЛЕДОВАНИЯ - совершенствование процесса социально-психологической ресоциализации осуждённых-мужчин в ИУ общего режима.

ОБЪЕКТ ИССЛЕДОВАНИЯ - осужденные-мужчины исправительного учреждения общего режима.

ПРЕДМЕТ ИССЛЕДОВАНИЯ - социально-психологическая ресоциализация осуждённых-мужчин.

ГИПОТЕЗЫ ИССЛЕДОВАНИЯ:

1) осужденные-мужчины не имеют социально-психологического «минимума личности», необходимого для продолжения индивидуального социального развития и социализации, и не достигают его в период заключения, поэтому их реинтеграция в общество после освобождения затруднена;

2) ресоциализация осужденных-мужчин в условиях ИУ будет более эффективной, если её целью станет развитие у заключённых социально-психологической состоятельности (минимума личности), определяемой по совокупности личностных характеристик (стиль саморегуляции поведения, антиципационная состоятельность, деструктивные социальные установки, самооценка, психологический статус);

3) социально-психологическая состоятельность более эффективно развивается у осужденных в условиях групповой работы, осуществляемой на основе авторской технологии, которая предполагает использование методов коррекции скриптов в процессе активного социально-психологического обучения.

ЗАДАЧИ ИССЛЕДОВАНИЯ:

1) раскрыть теоретико-методологические предпосылки исследования социально-психологической ресоциализации осужденных-мужчин в условиях ИУ;

2) представить концептуальные основы организации социально-психологической работы с осужденными-мужчинами в ИУ общего режима;

3) разработать технологию социально-психологической ресоциализации осужденных-мужчин в условиях ИУ общего режима; определить показатели, критерии и уровни её эффективности;

4) экспериментально оценить эффективность технологии социально-психологической ресоциализации осуждённых-мужчин в ИУ общего режима;

5) разработать методические рекомендации по оптимизации социально-психоло-логической ресоциализации осуждённых в ИУ общего режима и внедрению апробированной модели.

ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛГИЧЕСКУЮ ОСНОВУ исследования определили следующие принципы: принцип системности, единства сознания и деятельности, развития, детерминизма, активности личности, саморазвития. Концептуальное значение для нашего исследовании имели: ключевые положения теории социализации и социального развития (В.В. Абраменкова, К.А. Абульханова-Славская, Г.М. Андреева, Е.В. Анд-риенко, Н.В. Антонова, Е.П. Белинская и O.A. Тихомандрицкая, С.А. Беличева, М.Р. Битянова, М.И. Бобнева, Л.И. Божович, Е.В. Змановская, О.И. Зотова и И.К. Кряжева, И.С. Клёцина, И.С. Кон, A.B. Лабунская, А.Ф. Лазурский, А.Н. Леонтьев, B.C. Магун, B.C. Мухина, Ю.П. Платонов, Е.Е. Сапогова, В.И. Слободчиков, A.B. Соловьёв, И.В. Шаповаленко и др. - в России; О.Г. Брим-младший, Э. Берн, А. Маслоу, Дж. Мид, К. Роджерс, Дж. Тёрнер, Г. Тэджфелл, Ю. Хабермас, Т. Шибутани, Э. Эриксон и др.- за рубежом), прежде всего, положение о развитии социально-психологических качеств личности (Г.М. Андреева, Г.В. Акопов, А.Г. Асмолов, Л.И. Божович, Л.С. Выготский, А.И. Донцов, И.С. Кон, А.Н. Леонтьев и др.), ключевые положения стадиальных теорий развития личности (В.В. Слободчиков, Э. Эриксон), положение о характере процесса социализации взрослого человека, для которого важно иметь возможность активно создавать новый социальный опыт (М.Р. Битянова, О.Г. Брим-младший и др.); положение о ресоциализации как о возможном процессе «повторного прохождения» личностью своего жизненного пути, который обеспечивается методами психотерапии (Е.В. Андриенко, Н. Смелзер и др.); теоретические положения психологии социального познания (Г.М. Андреева и др.), в частности, скрипт-теория (Э. Берн, С. Томкинс, Р. Шенк и Р. Абельсон и др.); теория антиципации (П.К. Анохин, A.B. Брушлинский, Т.Ф. Базылевич, А. Бандура, H.A. Бернштейн, Б.Ф. Ломов и E.H. Суриков и др.); личностный подход, в частности, концепция личностного роста (А. Адлер, Д. Бьюдженталь, А. Маслоу, Р. Мэй, Г. Олпорт, Ф. Перлз, К. Роджерс, В. Франки, 3. Фрейд, К. Юнг, И. Ялом и др.); теория активного социально-психологического обучения (А.К. Быков, Ю.Н. Емельянов, Г.И. Марасанов, Н.Т. Оганесян, Б.Д. Парыгин, Л.В. Петровская, Е.В. Сидоренко и др.); теория технологизации социально-психологической работы (Т.Ю. Базаров, A.A. Деркач, Ю.Н. Емельянов, В.В. Козлов, А.Н. Сухов, Л.Б. Филонов, H.A. Цветкова, И.С. Шемет и др.).

Существенное значение в концептуальном плане имеют фундаментальные положения юридической психологии: о социально-психологических закономерностях преступного поведения (Ю.М. Антонян, М.И. Гернет, М.Г. Дебольский, и др.); об особенностях формирования позитивных изменений личности осужденных посредством социально-психологических тренингов (М.Г. Дебольский, В.В. Петрусинский, К. Роджерс, Е.Г. Трошихина, Н.Ю. Хрящева и др.); о зависимости вида преступления от социально-психологических особенностей осужденного (Ю.А. Алфёров, Ю.М. Антонян, Е.М. Данилин, В.И. Игнатенко, А.И. Мокрецов и др.).

МЕТОДИЧЕСКИЙ АППАРАТ исследования включал в себя:

- эмпирические методы: обсервационные (наблюдение, самонаблюдение), тестирование (использовались: «Методика определения аниципационной состоятельности личности» В.Д. Менделевича, шкала Кука-Медлей, MMPI (СМОЛ) в адаптации В.Г. Козюли, «Тест на определение самооценки» В. Волкова, «Методика диагностики стиля саморегуляции поведения» В.И. Моросановой (ССПМ), «Диагностика деструктивных установок в межличностных отношениях» В.В. Бойко, «Шкала проявления тревоги» В.Г. Норакидзе, «Диагностика невротизации» В.В. Бойко), а также анализ продуктов деятельности, биографический метод, метод моделирования, эксперимент;

- методы математической статистики с использованием пакетов программ EXCEL, SPSS 11.5 for Windows.

ЭТАПЫ ИССЛЕДОВАНИЯ. Эмпирическое исследование выполнено в период с 2003 по 2010 гг.:

- на I этапе (2003 - 2004 гг.): осуществлялся историко-критический анализ исследований личности осуждённых, особенностей их социализации и социального развития как факторов преступного поведения; систематизированы основные научные положения теории ресоциализации, сложившиеся в отечественной и зарубежной социальной психологии; выделены основные положения теории антиципации, факторы и условия развития этого механизма у взрослых;

- на II этапе (2005 - 2006 гг.) осуществлён анализ технологий работы с осужденными в ИУ; разработана и осуществлена программа социально-психологической диагностики 117-и осужденных-мужчин колонии общего режима, результаты которой легли в основу научного обоснования социально-психологической технологии ресоциализации заключённых; разработана технология развития социально-психологической состоятельности осуждённых (ТРС-ПСО) в условиях ИУ, определены показатели, критерии и уровни её эффективности;

- на III этапе (2007 - 2008 гг.) ТРС-ПСО прошла апробацию в работе с 72-я осуждёнными ИУ общего режима; проведена повторная социально-психологическая диагностика заключённых, участвовавших в исследовании на II его этапе (45 чел., не участвовавших в эксперименте, и 72 участника); дана оценка эффективности ТРС-ПСО для целей ресоциализации осужденных-мужчин;

- на IV этапе (с 2009 г. по 2010 гг.) - осуществляется наблюдение за процессом реинтеграции бывших заключённых, в работе с которыми применялась ТРС-ПСО; внедряются результаты исследования.

ЭМПИРИЧЕСКАЯ БАЗА ИССЛЕДОВАНИЯ. Исследование проводилось на базе ФБУ ИК-2 и ФБУ СИЗО-1 ФСИН по Псковской области, где отбывают наказание мужчины, совершившие «лёгкие» преступления, относящиеся, согласно мировым критериям, к категории цивилизованной преступности. Выборочную совокупность исследования составили 117 осужденных (средний возраст заключённых - 33 года, средний срок наказания - 3 года 2 месяца). Из общего числа осужденных в экспериментальной работе участвовали 72 человека - 6 групп по 12 человек каждая, объединенных по возрастному признаку. Контрольную группу составили 45 осужденных.

НАДЁЖНОСТЬ, ДОСТОВЕРНОСТЬ и ОБОСНОВАНЕОСТЬ РУЗУЛЬТАТОВ исследования обеспечивались посредством реализации методологических, логико-научных принципов и соблюдением нормативов теоретического и эмпирического исследования. В работе использованы адекватные целям и задачам исследования методы и методики сбора данных. Основой для выводов послужили результаты их математико-статистической обработки, выполненной с помощью компьютерной программы SPSS 11.5 for Windows. В частности, применены корреляционный, факторный и кластерный анализы; корреляционный анализ выполнен с помощью непараметрического критерия ранговой корреляции Спирмена (проверено с помощью критерия Колмагорова-Смирнова и показателей асимметрии и эксцесса); достоверность различий четырёх экспериментальных возрастных групп установлена по Н-критерию Крускалла-Уоллиса; достоверность статистической значимости различий в начале и после завершения работы доказана по t-критерию Стьюдента для зависимых выборок; достоверность статистической значимости различий между экспериментальной и контрольной группами на завершающем этапе работы доказана по t-критерию Стьюдента для независимых выборок; достоверность различий в экспериментальных группах до и после проведенной групповой работы установлена по z-критерию Вилкоксона.

В ходе исследования решена НАУЧНАЯ ЗАДАЧА, которая заключалась в выявлении особенностей социально-психологической ресоциализации осуждённых и разработке теоретико-методологической и технологической основы совершенствования социально-психологической ресоциализации осуждённых-мужчин в УИ общего режима.

ОСНОВНЫЕ НАУЧНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ, полученные лично автором, и их НАУЧНАЯ НОВИЗНА.

1. Дан историко-критический анализ теоретико-методологических предпосылок исследования ресоциализации осуждённых в условиях ИУ; систематизирован и уточнен понятийный аппарат социально-психологической ресоциализации; раскрыты её сущность, содержание и механизмы, представлена структура этого процесса; впервые ресоциализация рассмотрена с позиции системного подхода к социально-психологической работе с осуждёнными в исправительном учреждении;

2. Разработаны концептуальные основы организации индивидуально-групповой социально-психологической работы с осужденными-мужчинами в ИУ общего режима; на основе теоретического анализа проблемы и результатов социально-психологической диагностики осуждённых-мужчин введено в научный оборот понятие социально-психологической (несостоятельности личности, разработана и применена в целях мониторинга ресоциализации идеальная модель социально-психологической состоятельности как «минимума личности» осужденного, готовящегося к выходу на свободу; установлено, что подавляющее большинство осужденных-мужчин не имеют «минимума личности» (т.е. социально-психологически не состоятельны), что выражается в общей антиципационнной несостоятельности и недоразвитии её компонентов - личностно-ситуативного, временного, пространственного; в наличии деструктивных социальных установок в межличностных отношениях, формировании психотического уровня психопатологических личностных расстройств, акцентуированном профиле саморегуляции поведения, неадекватной самооценке; по критершо «социально-психологическая (не)состоятельность» выделены три типа осужденных: 1) относительно социально-психологически состоятельные; 2) социально-психологически несостоятельные, но гибкие; 3) социально-психологически несостоятельные, но с жёсткими асоциальными установками; в соответствии с выявленными типами осуждённых определены мишени, стратегии и методы индивидуально-групповой социально-психологической работы;

3. Разработана интегративно-инвариантная технология развития социально-психологической состоятельности осуждённых, опирающаяся на когнитивно-бихевиоральный подход и включающая методы коррекции скриптов в процессе активного социально-психологического обучения; определены показатели, критерии и уровни её эффективности;

4. Экспериментально проверена эффективность ТРС-ПСО; в ходе её проверки применены и уточнены интегративный показатель социально-психологической ресоциализации и идеальная модель социально-психологической состоятельности как «минимума личности» осужденного, готовящегося к выходу на свободу; установлена обратно-пропорциональная связь между возрастом и эффективностью технологии;

5. Предложены методические рекомендации по внедрению ТРС-ПСО и оптимизации социально-психологической ресоциализации осужденных-мужчин в исправительном учреждении общего режима.

ОТЛИЧИЕ ТЕОРЕТИЧЕСКИХ и ЭМПИРИЧЕСКИХ ДАННЫХ исследования от результатов, полученных другими авторами, состоит в том, что новые научные факты получены посредством реализации методологии системного анализа, на основе которого данный феномен (социально-психологическая ресоциализация осуждённых), его комплексная, сущностная и содержательная характеристики ранее не рассматривались.

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЗНАЧИМОСТЬ ИССЛЕДОВАНИЯ

1. Систематизированы теоретико-методологические предпосылки исследования социально-психологической ресоциализации осуждённых; раскрыта её сущность, выявлены закономерности и механизмы, определена структура; теоретически обоснован системный подход к исследованию социально-психологической ресоциализации осужденных-мужчин в ИУ общего режима;

2. Представлены концептуальные основы социально-психологической работы с осуждёнными в ИУ общего режима в соответствии с двумя моделями её развития и актуальными проблемами деятельности психологов пенитенциарной системы;

3. Теоретически обоснована технология социально-психологической ресоциализации осуждённых-мужчин в ИУ общего режима, интегрирующая методы бихе-виоральной и когнитивной психотерапии и активного социально-психологического обучения; теоретически обоснована правомерность введения в научный оборот инте-гративного понятия «социально-психологическая (не)состоятельность личности, а также идеальная модель социально-психологической состоятельности как «минимума личности» осужденного, готовящегося к выходу на свободу;

4. Внесён вклад в теорию технологизации социально-психологической работы с осуждёнными;

5. Определены условия оптимизации социально-психологической ресоциализации осуждённых в ИУ общего режима.

ПРАКТИЧЕСКАЯ ЗНАЧИМОСТЬ исследования состоит в том, что полученные результаты, сформулированные в выводах и рекомендациях, служат становлению социально-психологической работы в отечественной пенитенциарной системе; предложенная автором технология является эффективным способом улучшения российского общества посредством «доращивания» личности, совершившей преступление, -инструментом практической деятельности пенитенциарного психолога. Введенное в научный оборот интегративное понятие «социально-психологи-ческая (не) состоятельность личности» и авторская типология осуждённых по данному критерию позволяют определять цели и стратегию индивидуально-групповой социально-психологической работы с осужденными. Универсальная модель диагностики социально-психологической (не)состоятельности осужденного применима в целях мониторинга социально-психологической ресоциализации и определения личностно-ориентированных мер профилактики рецидивов преступлений.

Материалы исследования могут быть использованы в работе с несовершеннолетними правонарушителями; с осужденными, отбывающими наказание в колонии-поселении или без изоляции от общества; в таких областях психологии, как юридическая, превентивная, ювенальная, пенитенциарная психология.

ПОЛОЖЕНИЯ, ВЫНОСИМЫЕ НА ЗАЩИТУ:

1. Исследование теоретико-методологических предпосылок социально-психологической ресоциализации осужденных в условиях ИУ позволяет определить её сущность как вторичную социализацию - вид личностного изменения, при котором осуждённый принимает тип поведения, отличный от прежнего. Она представляет собой целостную систему социально-психологической работы, направленной на восстановление нарушенных ранее социально-психологических качеств, необходимых осуждённому для совладания с факторами тюремизации и реинтеграции в общество после освобождения. Социально-психологическая ресоциализация осуждённых в ИУ как процесс включает следующие компоненты: стратегически-целевой, содержательный, организационно-деятельностный, оценочно-прогностический.

2. С позиции системного подхода концептуальную основу социально-психологической ресоциализации осуждённых в исправительном учреждении составляют следующие принципы организации социально-психологической работы: 1) принцип целостности (рассмотрение ресоциализации осуждённых как системы, состоящей из подсистем - адаптации, пересоциализации, подготовки к жизни на свободе); 2) инте-гративности (анализ механизмов, условий и факторов ресоциализации с точки зрения различных психологических подходов, моделирование интегративных технологий); 3) принцип индивидуально-группового подхода; 4) принцип исследования и коррекции временной перспективы жизни осуждённых; 5) принцип детерминации будущим; 6) принцип комплексности в оценке результата ресоциализации.

В целях реализации принципа комплексности в оценке результата ресоциализации осуждённых нами вводится интегративный показатель, определяемый понятием социально-психологической (не)состоятельности личности. Это многокомпонентное образование, характеризующее уровень развития личности, саморегуляция поведения которой осуществляется на основе общей антиципационной несостоятельности, при этом самой личности характерны деформированность, деструктивность социальных установок, неадекватность самооценки.

3. Социально-психологическая несостоятельность осужденных исправительного учреждения общего режима может быть преодолена с помощью интегративно-инва-риантной технологии ТРС-ПСО. Её научную основу составляют теория социализации, когнитивно-поведенческий подход; два подхода в рамках скрипт-теории: самоперепрограммирование и творчество как сознательное оформление осужденным целостного сценария собственной жизни, имеющего для него смысл; теория активного социально-психологического обучения. По структуре ТРС-ПСО включает 4 этапа: 1) индивидуальная подготовительно-диагностическая работа; 2) этап моделирования технологии групповой работы и набора групп; 3) индивидуально-групповая работа; 4) ди-агностико-прогностический этап. Содержательно ТРС-ПСО включает социально-психологическую работу: а) с содержанием прошлого осужденных; б) настоящего; в) работу по построению образа будущего. В целях мониторинга ресоциализации предлагается универсальная модель диагностики социально-психологической (не) состоятельности осужденных, содержащая показатели, критерии и уровни её эффективности.

4. Экспериментальная проверка эффективности ТРС-ПСО в сравнении с эффективностью применяемых в ИУ технологий ресоциализации показала, что: ресоциа-лизация осужденных достигается через развитие всех компонентов социально-психологической (не)состоятельности; при существующей практике организации этого процесса в ИУ показатели социально-психологической несостоятельности если и улучшаются, то незначительно (если снижается открытая жестокость, но возрастает завуалированная, а значит, большинство отбывших срок наказания предрасположено к совершению преступлений); социально-психологическая состоятельность более эффективно развивается у осужденных в условиях групповой работы на основе ТРС-ПСО, причём её эффективность тем выше, чем ниже возраст осуждённых.

5. В целях совершенствования социально-психологической ресоциализации осуждённых-мужчин в исправительных учреждениях общего режима, кроме внедрения ТРС-ПСО, необходимо: укреплять взаимосвязь всех структурных компонентов этого процесса; обогащать его содержание, совершенствовать управление им. Главным же условием успешной профилактики рецидивной преступности является повышение ответственности администрации и психологов ИУ за социально-психологи ческие результаты ресоциализации осужденных.

АПРОБАЦИЯ И ВНЕДРЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ ИССЛЕДОВАНИЯ. Результаты диссертационного исследования представлены в содержании выступлений и тезисах: на XI и XII областных НПК «Концептуальные основы повышения квалификации педагогов» Псков, 2004, 2005; на межвузовской научной конференции «Психологические основы педагогической деятельности», СПб им. П.Ф. Лесгафта, 2004; на межведомственной НПК «Права человека в пенитенциарной практике современной России», Псков, 2005; на межвузовской НПК «Психологические основы педагогической деятельности», СПб. им. П.Ф. Лесгафта, 2006; на Всероссийской НПК «Социальное партнёрство психологии, культуры, бизнеса и духовное возрождение России», Москва, Консорциум «Социальное здоровье России», 2006; на VI межрегиональной НПК «Проблемы развития личности», Рязань, 2006; на Международной НПК «Преступность и духовная сфера жизнедеятельности» Псковский юридический институт, 2007; на V Международном симпозиуме «Имиджелогия - 2007: имидж как феномен современной цивилизации», РГСУ, 2007; на Международной НПК «Проблемы и перспективы развития Уголовно-исправительной системы как элемента правоохранительной системы России и зарубежных стран», Самарский юридический институт, 2008; на Международной НПК «Преступность и духовная сфера жизнедеятельности», Псков, 2008; на Международной НПК, посвященной Дню белорусской науки, Минск: Академия МВД Республики «Беларусь», 2009; на Международной НПК «Социально-психологические технологии работы психологов силовых структур», Псков, 2010; на I межвузовской НПК молодых ученых «Моя профессия - социальный психолог», г. Москва, 2010. Кроме того, результаты исследования докладывались на заседаниях кафедры ресоциализации и трудовой адаптации осужденных ПЮИ ФСИН России, рассматривались на координационных советах ФСИН по Псковской области.

По теме диссертационного исследования опубликовано 16 работ. Объем публикаций составил 8, 1 п. л.

СТРУКТУРА ДИССЕРТАЦИИ. Диссертация состоит из введения, трёх глав, заключения и приложений. В текст работы включены 51 таблица, 73 диаграммы, 3 рисунка. Список литературы включает 238 наименований. В приложении содержатся блок методик психодиагностики, 3 сводных таблицы результатов исследования, 9 таблиц обработки данных с помощью компьютерной программы SPSS 11.5 for Windows, методические материалы для психолога, контракт для осужденного. Общий объем диссертации составил 239 стр. (T.I) с 5-ю приложениями 134 стр. (Т.И).

Заключение диссертации по теме " Социальная психология", Колесникова, Наталья Евгеньевна

ВЫВОДЫ

В итоге мы можем утверждать, что:

- традиционная модель рееоциализации, с одной стороны, способствует развитию факторов, обусловливающих успешную реинтеграцию осужденных в общество, - обеспечивает повышение общего уровня саморегуляции поведения и антиципаци-онной состоятельности заключённых, однако, с другой стороны, усиливает акцентуацию стиля саморегуляции поведения за счет роста гибкости и снижения самостоятельности, углубляет личностные деформации, обусловливает замену форм открытого проявления жестокости завуалированными способами её реализации, увеличивает тревогу и невротизацию личности;

- внедрение апробированной нами технологии работы с осужденными (ТРС-ПС) позволит значительно повысить эффективность процесса рееоциализации заключённых-мужчин в условиях исправительного учреждения и их подготовки к жизни на свободе после отбывания срока наказания, поскольку обеспечивает более интенсивное развитие стиля саморегуляции поведения и его компонентов, общего уровня антиципации и всех его компонентов (в т.ч. личностно-ситуативной антиципации), формирование адекватной самооценки, способствует позитивной коррекции деструктивных социальных установок и личностных расстройств.

РЕКОМЕНДАЦИИ

В целях оптимизации рееоциализации осужденных и их успешной реинтеграции в общество необходимо развивать следующие стратегические направления:

1. Совершенствование социально-психологической рееоциализации как социального процесса, которое предполагает: а) укрепление взаимосвязи всех структурных компонентов процесса рееоциализации - стратегически-целевого, организационно-деятельностного, содержательного, оценочно-прогностического; б) привнесение в среду арестантов и сообщество осужденных без изоляции от общества социально-психологических знаний, позволяющих им развивать жизненно важные умения и навыки (адаптироваться в изменяющихся условиях жизнедеятельности), обретать и реапизовывать позитивную социальную идентичность, как минимум, в трёх ролях - гражданина, работника, семьянина; в) более широкое внедрение ТРС-ПСО в практику работы пенитенциарных психологов, а также в службы пробации; г) развитие социально-психологической состоятельности осужденных с позиции междисциплинарного подхода (т.е. более широкое распространение опыта командной работы с осужденными), нацеленного на «доращивание» личности до уровня готовности к законопослушной жизни на свободе; д) включение в арсенал социально-психологических методов работы с осужденными методов просвещения, развития у них интереса к текущей жизни и креативности; е) развитие умения вступать в коммуникацию с самим собой (для некоторых групп осужденных с разным уровнем социально-психологической (несостоятельности это является перспективной задачей); ж) использование представленного в исследовании социально-психологического портрета типичного осужденного колонии общего режима в целях понимания особенностей сообщества данной категории субъектов профессионального взаимодействия психолога и разработки адекватных моделей индивидуально-групповой психокоррекционной работы; з) использование в целях выбора и моделирования технологий предложенной автором типологии заключённых и классификации мишеней социально-психологического воздействия в зависимости от уровня развития социально-психологической (не)состоятельности осужденных; и) содействие гуманизации отношений в малых коррекционных группах и опосредованно - в тюремной среде посредством установления гуманных межличностных отношений с каждым осужденным.

2. Совершенствование содержания социально-психологической ресоциализации осуждённых: а) учет условий и факторов развития осужденного-мужчины как личности, социально-психологических особенностей позитивной или негативной адаптации к пенитенциарному учреждению и возможностей ресоциализации; б) включение в содержание индивидуально-групповой социально-психологической работы информации, идей и специальных приёмов, соответствующих поло-возрастным особенностям и потребностям осужденных, достигнутому уровню личностного развития, стимулирующих развитие личности; в) совершенствование технологий работы с осужденными, изучение и удовлетворение их потребностей в социально-психологической помощи; г) повышение компетентности пенитенциарных психологов в проблеме моделирования социально-психологических технологий «доращивания» личности взрослого человека.

3. Совершенствование управления процессом социально-психологической ре-социализации осуждённых в исправительном учреждении: а) организация индивидуальной работы по развитию социально-психологической состоятельности личности осужденного; б) организация малых психокоррекционных групп и моделирование коррекци-онных программ с учетом возрастных и индивидуально-личностных ограничений и ресурсов осужденных; в) организация активного социально-психологического обучения осужденных в период отбывания срока наказания - как в условиях заключения, так и в случаях ограничения свободы без изоляции от общества; г) повышение роли и ответственности администрации пенитенциарного учреждения за социально-психологические результаты процесса ресоциализации осужденных; д) укрепление и развитие материально-технической базы, обеспечивающей процесс подготовки к освобождению (специально оборудованные помещения для групповой социально-психологической работы с осужденными); е) качественный подбор персонала исправительного учреждения, поскольку особенностью социальных отношений в пенитенциарном учреждении являются отношения «взрослый-ребенок», где администрация и персонал представлены «знающим взрослым», а осужденный - «ребенком». Сотрудники опосредованно способствуют или препятствуют развитию умений осужденных справляться с возрастными или ситуативными социально-психологическими задачами, которые по каким-то причинам не решены в прошлом; ж) повышение собственной социально-психологической компетентности сотрудников исправительного учреждения с большим стажем работы.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

1. Проведённое исследование, основанное на системном подходе, позволило определить социально-психологические закономерности и механизмы реинтеграции заключённых в общество и с их учётом представить теоретико-методологические основы ресоциализации осужденных-мужчин в условиях исправительного учреждения общего режима.

В нём заложены концептуальные основы индивидуально-групповой социально-психологической работы с осужденными-мужчинами в исправительном учреждении и показаны пути технологического решения проблемы ресоциализации личности в ситуации тюремного заключения методами практической социальной психологии.

2. Исследование приобретает особую ценность в связи с изменениями в подходах к определению меры ответственности за совершение преступлений и практике исполнения наказаний, введением новых видов наказаний, не связанных с изоляцией от общества. Психологу важно понимать, что теперь ему предстоит работать с такими же по уровню личностного развития людьми, с которыми он ранее работал в исправительном учреждении. Не получив необходимого импульса к развитию, они неминуемо, в силу индивидуально-личностных особенностей будут совершать те же поступки, что и до осуждения. В этом плане данная работа показывает, насколько непростой и глубокой, но и одновременно значимой является проблема ресоциализации для каждой отдельно взятой оступившейся личности, насколько важно разрабатывать и внедрять технологии «доращивания» личности осужденного.

3. Осужденные, прошедшие традиционную подготовку к освобождению и жизни на свободе, с одной стороны, показывают позитивное развитие некоторых социально-психологических качеств, с другой стороны, существенно усиливают акцентуацию стиля саморегуляции поведения, психопатическую деформацию личности, заменяют форму открытого проявления жестокости завуалированными способами её реализации. Таким образом, пенитенциарная система в настоящее время не решает в полном объёме тех задач, которые отвечают интересам человека и общества, находящимися в конфликте. Она нуждается в новых подходах к работе с осужденными и инновационных социально-психологических технологиях, одна из которых предложена в данном исследовании.

4. Разработанная автором данного исследования теоретическая основа ресоциализации как профилактики десоциализирующего влияния тюремной среды и процесса реинтеграции осужденного в общество, а также предложенная технология развития социально-психологической состоятельности (ТРС-ПСО) служат решению проблемы повышения эффективности ресоциализации в условиях исправительного учреждения. Исследование также позволяет по достоинству оценить ту роль, которую могут и должны сыграть психологи пенитенциарной системы (психосоциальные работники) в улучшении российского общества, сущность деятельности которых заключается не в устрашении личности, преступившей закон, а в её развитии методами социально-психологической работы, органично вплетёнными в социально-психологические технологии индивидуально-групповой деятельности с осужденными.

5. Предложенная автором технология развития социально-психологической состоятельности осужденных упорядочивает процесс развития у них навыков социального поведения в период отбывания наказания методами активного социально-психологического обучения, позволяет оказывать помощь заключённым в совлада-нии с факторами тюремизации и формировании предпосылок успешной реинтеграции в общество после отбывания срока наказания, поскольку повышает уровень личностного развития осужденного, что является наиболее значимым фактором успешной ресоциализации.

6. Хотя ТРС-ПСО детально проработана и относительно легка в освоении, тем не менее, основными условиями её реализации являются системность организации социально-психологической работы с заключёнными в исправительном учреждении, профессионализм психолога, соблюдение порядка выполнения процедур подготовительно-диагностического этапа и этапов групповой работы, учёт индивидуально-возраст-ных факторов и тяжести совершённых преступлений.

7. ТРС-ПСО применима в деятельности специалистов служб пробации ФСИН России. Она представляет потенциальную ценность для психологов отечественных социальных служб, в должностных обязанностях которых в связи с реформированием уголовно-исправительной системы в недалёком будущем появится функция «Социально-психологическое обслуживание осужденных, наказание которых не связано с изоляцией от общества».

Список литературы диссертационного исследования кандидат психологических наук Колесникова, Наталья Евгеньевна, 2011 год

1. Абраменкова B.B. Социальная психология детства / В.В. Абраменкова. М.: МОДЭК, 2000. 416 с.

2. Аверин A.B. Психология личности / A.B. Аверин. СПб.: Изд-во Михайлова В.А., 2001.191 с.

3. Алексеева Л.В. Психологическая характеристика субъекта преступления: дис.. д-ра психол. наук / Л.В. Алексеева. СПб., 2006.450 с.

4. Алексеенкова Е.Г. Личность в условиях психической депривации / Е.Г. Алексе-енкова. СПб.: Питер, 2009. 96 с.

5. Алешина Ю.Е. Семейное и индивидуальное психологическое консультирование / Ю.Е. Алешина. М.: ИЦК «Социальное здоровье России», 1993. 172 с.

6. Алферов Ю.А. Дезадаптация и стрессоустойчивостъ человека в преступной среде / Ю.А. Алферов, В.Г. Козюля. М.: РИПК МВД России, 1996. 111 с.

7. Альбуханова-Славская К.А. О субъекте психической деятельности / К.А. Альбу-ханова-Славская. М.: Наука, 1973. 288 с.

8. Абульханова-Славская К.А. Стратегия жизни / К.А. Альбуханова-Славская. М.: Мысль, 1991.299 с.

9. Абульханова К.А. Время личности и время жизни / К.А. Абульханова, Т.Н. Березина. СПб.: Алетейя, 2001. 304 с.

10. Ю.Ананьев Б.Г. О проблемах современного человекознания / Б.Г. Ананьев. М.: Наука, 1977. 246 с.

11. П.Ананьев В.А. Практикум по психологии здоровья: метод, пособие по первичной специфической и неспецифической профилактике / В.А. Ананьев. СПб.: Речь, 2007. 320 с.

12. Андреева Г.М. Социальная психология / Г.М. Андреева. М.: Аспект Пресс, 1996. 376 с.

13. Андреева Г.М. Психология социального познания / Г.М. Андреева. М.: Аспект Пресс, 2000. 288 с.

14. Андреева H.A. Ресоциализация осужденных в пенитенциарных учреждения ФРГ (социально-психологический аспект) / H.A. Андреева, В.М. Морозов, О.Г. Ковалев, М.Г. Дебольский, A.M. Морозов. М.: Права человека, 2001. 182 с.

15. Анисимков В.М. Россия в зеркале уголовных традиций тюрьмы / В.М. Анисим-ков. СПб.: Юридический центр Пресс, 2003. 204 с.

16. Анохин П.К. Философские аспекты теории функциональных систем / П.К. Анохин. М.: Наука, 1978. 400 с.

17. Антонян Ю.М. Преступная жестокость / Ю.М. Антонян. М.: ВНИИ МВД России, 1994. 216 с.

18. Антонян Ю.М. Убийства ради убийства / Ю.М. Антонян. М.: Щит-М, 1998. 233 с.

19. Антонян Ю.М. Почему люди совершают преступления. Причины преступности / Ю.М. Антонян. М.: Камерон, 2006. 304 с.

20. Антонян Ю.М. Психологические особенности осужденных и их отличительные черты / Ю.М. Антонян, В.П. Голубев, Ю.М. Кудряков. М.: Наука, 1989. 213 с.

21. Антонян Ю.М. Социальная среда и мотивация преступного поведения / Ю.М. Антонян, Е.Г. Самойвичев // Криминальная мотивация / под ред. В.Н. Кудрявцева. М.: Наука, 1986. С. 61-76.

22. Антонян Ю.М. Исправление и перевоспитание осужденных, неадаптированных к условиям ИТК / Ю.М. Антонян, А.И. Канунник, В.В. Кулич. М.: ВНИИ МВД СССР, 1987. 76 с.

23. Антонян Ю.М. Психология преступника и расследование преступлений / Ю.М. Антонян, М.И. Еникеев, В.Е. Эминов. М.: Юрист, 1996. 336 с.

24. Анциферова Л.И. К психологии личности как развивающейся системы / Л.И. Анциферова // Психология формирования и развития личности. М.: Педагогика, 1981. С. 3-18.

25. Арестова О.Н. Операционные аспекты временной перспективы личности/ О.Н. Арестова // Вопросы психологии. 2000. № 4. С. 61-73.

26. Бадмаев С.А. Психологическая коррекция отклоняющегося поведения школьников / С.А. Бадмаев. М.: Магистр, 1999. 96 с.

27. Баранов Ю.В. Стадии ресоциализации осужденных в свете новых социолого-антропологических воззрений и социальной философии / Ю.В. Баранов. СПб.: Юридический центр Пресс, 2006. 275 с.

28. Бандура А. Теория социального научения / А. Бандура. СПб.: Евразия, 2000. 320 с.

29. Бартлетт Ф. Человек запоминает / Ф. Бартлетт // Хрестоматия по общей психологии: психология памяти. М.: МГУ, 1979. С. 192-101.

30. Бартол К. Психология криминального поведения / К. Бартол. СПб.: ЕВРОЗНАК, 2004. 352 с.

31. Белинская Е.П. Временные перспективы Я-концепции и идентичности / Е.П. Белинская // Мир психологии. 1999. № 3. С. 40-46.

32. Беличева С.А. Основы превентивной психологии / С.А. Беличева. М.: ИЦК «Социальное здоровье России», 1993. 199 с.

33. Беличева С.А. Психологическое обеспечение социальной работы и превентивной практики в России / С.А. Беличева. М.: ИЦК «Социальное здоровье России», 2004. 236 с.

34. Белобородое А.Г. Динамика образа права преступников по мере отбывания наказания в местах лишения свободы/ А.Г. Белобородов // Прикладная психология. 2001. № 1.С. 73-82.

35. Бергер П. Социальное конструирование реальности. Трактат по социологии знания / П. Бергер, Т. Лукман. М.: «Медиум», 1995. 323 с.

36. Берне Р. Развитие Я-концепции и воспитание / Р. Берне. М.: Прогресс, 1986. 420 с.

37. Битянова М.Р. Социальная психология / М.Р. Битянова. СПб.: Питер, 2008. 368 с.

38. Блазер А. Проблемно-ориентированная психотерапия: интегративный подход / А. Блазер, Э. Хайм, X. Рингер, М. Томмен. М.: Класс, 1998. 272 с.

39. Блекборн Р. Психология криминального поведения / Р. Блекборн. СПб.: Питер, 2004. 496 с.

40. Бовин Б.Г. Преодоление факторов, препятствующих исправительному воздействию на осужденного / Б.Г. Бовин. М.: НИИ ФСИН России, 2005. 35 с.

41. Большая советская энциклопедия. М.: Советская энциклопедия, 1976. Т.25. 600 с.

42. Брушлинский A.B. Мышление и прогнозирование / A.B. Брушлинский // Субъект: мышление, учение, воображение. М.: Ин-т практ. психологии, 1996. С. 103-339.

43. Брушлинский A.B. Проблемы психологии субъекта / A.B. Брушлинский. М.: Инт психологии РАН, 1994. 109 с.

44. Брунер Дж. Психология познания / Дж. Брунер. М.: Прогресс, 1977.418 с.

45. Бурлачук А.Ф. Психология жизненных ситуаций / А.Ф. Бурлачук, Е.Ю. Коржова. М.: Рос. педагогич. агентство, 1998. 362 с.

46. Быков А.К. Методы активного социально-психологического обучения / А.К. Быков. М.: ТЦ «Сфера», 2005.160 с.

47. Васильев JI.B. Юридическая психология / JI.B. Васильев. СПб.: Питер, 2003. 656 с.

48. Валицкас Г.К. Самооценка у несовершеннолетних правонарушителей / Г.К. Ва-лицкас, Ю.Б. Гиппенрейтер // Вопросы психологии. 1989. № 5. С. 27-36.

49. Вачков И.В. Групповые методы в работе школьного психолога / И.В. Вачков. М.: «Ось-89», 2002. 224 с.

50. Бачков И.В. Основы технологии группового тренинга / И.В. Бачков. М.: «Ось-89», 2003. 224 с.

51. Бачков И.В. Психология тренинговой работы: содержательные, организационные и методические аспекты ведения тренинговой группы / И.В. Бачков. М.: Эксмо, 2007. 416 с.

52. Веракса Н.Е. Возникновение и развитие диалектического мышления у дошкольников: дис. д-ра психол. наук / Н.Е. Веракса. М., 1990. 332 с.

53. Ветошкин С.А. Система воспитательной работы в пенитенциарном учреждении / С.А. Ветошкин. Екатеринбург: «СВ-96», 2000. 84 с.

54. Витакер К. Танцы с семьей. Семейная терапия: символический подход, основанный на личностном опыте / К. Витакер, В. Бабери. М.: Класс, 1997. 172 с.

55. Всеобщая декларация прав человека // Защита прав человека в местах лишения свободы: сб. норм, актов и офиц. док. М.: Юриспруденция, 2002. 480 с.

56. Галагузова М.А. Социальная работа с осужденными / М.А. Галагузова. М.: МГСУ, 2002. 256 с.

57. Гарбузов В.И. Практическая психотерапия, или как вернуть ребенку-подростку уверенность в себе, истинное достоинство и здоровье / В.И. Гарбузов. СПб.: Сфера, 1994. 164 с.

58. Геллерштейн С.Г. Антиципация в свете проблемы бессознательного / С.Г. Гел-лерштейн // Проблемы сознания: материалы симпозиума. М., 1996. С. 305-316.

59. Гилинский Я. Девиантология: социология преступности, наркотизма, проституции, самоубийств и других отклонений / Я. Гилинский. СПб.: Юрцентр Пресс, 2004. 520 с.

60. Годфруа Ж. Что такое психология: В 2-х т. Т. 2 / Ж. Годфруа. М.: Мир, 1996. 376 с.

61. Гончарова O.JI. Взаимосвязь особенностей Я-концепции и антиципационной состоятельности у подростков с ограниченными физическими возможностями: дис.. канд. психол. наук / О.Л. Гончарова. Казань, 2003. 189 с.

62. Горностай П.П. Теория и практика психологического консультирования: проблемный подход / П.П. Горностай, С.Б. Васьковская. Киев: Наукова думка, 1995. 128 с.

63. Гуров JI.JI. Психологический анализ решения задач / JI.JL Гуров. Воронеж: Изд-во Воронежского ун-та, 1976. 327 с.

64. Дебольский М.Г. Психология криминальной среды / М.Г. Дебольский // Прикладная юридическая психология. М.: Юнити, 2001. С. 119-125.

65. Денисов A.C. Антиципация в деятельности сотрудников при условии достижения профессионального акмэ руководителя: дис.. канд. психол. наук / A.C. Денисов. Иваново, 2005. 183 с.

66. Димитров A.B. Основы пенитенциарной психологии / A.B. Димитров, В.П. Сафонов. М.: Моск. психол.-социал. ин-т, 2003. 176 с.

67. Дробинин А. Ресоциализация освободившихся из мест лишения свободы / А. Дробинин // Законность. 2000. № 7. С. 17-18.

68. Емельянова Е.В. Женщины в беде. Программа работы с жертвами домашнего насилия «Достоинство любви» / Е.В. Емельянова. СПб.: Речь, 2008. 212 с.

69. Еникеев М.И. Общая, социальная и юридическая психология / М.И. Еникеев. СПб.: Питер, 2003. 752 с.

70. Жукова Н.В. Единство антиципации и рефлексии как психологический механизм регуляции мышления студента в контекстном обучении: дис.. канд. психол. наук / Н.В.Жукова. М., 2000. 187 с.

71. Жулева Ю.В. Ресоциализация осужденных несовершеннолетних женского пола, отбывающих наказание в воспитательных колониях: правовые и криминологические аспекты: дис. канд. юрид. наук/ Ю.В. Жулева. Рязань, 2000. 194 с.

72. Зауторова Э.В. Формирование нравственных ценностных ориентаций осужденных средствами искусства / Э.В. Зауторова. Псков: Псков, юрид. ин-т Федеральной службы исполнения наказания, 2007. 343 с.

73. Змановская Е.В. Девиантология (психология отклоняющегося поведения) /Е.В. Змановская. М.: Академия, 2006. 288 с.

74. Зимняя И.А. Функционально-ролевой репертуар и методы социальной работы / И.А. Зимняя // Российский журнал социальной работы. 1996. № 1. С. 8-16.

75. Иванов В.Н. Инновационные социальные технологии государственного и муниципального управления / В.Н. Иванов, В.И. Патрушев. М.: Экономика, 2001. 328 с.

76. Использование метода песочной терапии в психокоррекционной работе с осужденными женщинами. М.: НИИ ФСИН России, 2008. 40 с.

77. Исправительно-трудовая психология / под ред. К.К. Платонова, А.Д. Глоточкина, К.Е. Игошева. Рязань: РВШ МВД СССР, 1985. 360 с.

78. Карпинский К.В. Психологическая коррекция смысловой регуляции жизненного пути девиантной личности / К.В. Карпинский. Гродно: Гродненский гос. ун-т, 2002.139 с.

79. Касьянов В. Социология права: словарь спец. терминов / В. Касьянов, В. Нечипуренко. Ростов н/Д: Феникс, 2001. 480 с.

80. Кестер Э. К проблеме антиципации в процессе решения проблемных задач: авто-реф. дис. д-ра психол. наук/ Э. Кестер. М., 1976. 44 с.

81. Колесникова Н.Е. Социально-психологические факторы развития эмоциональной сферы осужденных / Н.Е. Колесникова, М.А. Манойлова. Псков: Логос, 2006.132 с.

82. Конституция Российской Федерации. М.: Проспект, 1999. 48 с.

83. Концепция развития социальной, психологической и воспитательной работы с осужденными в исправительных учреждениях на период до 2010 года. М.: УСПВРО ФСИН России, 2006. 14 с.

84. Копьгшн А.И. Теория и практика арт-терапии / А.И. Копытин. СПб.: Питер, 2002.368 с.

85. Кочюнас Р. Психологическое консультирование. Групповая психотерапия / Р. Кочюнас. М.: Академический проект; ОППЛ, 2002. 464 с.

86. Крысько В.Г. Словарь-справочник по социальной психологии / В.Г. Крысько. СПб.: Питер, 2003.416 с.

87. Кузнецов М.И. Социальная работа с осужденными в РТУ / М.И. Кузнецов, О.Г. Ананьев. Рязань: Академия права и управления Федеральной службы исполне-ниия наказаний, 2006. 131 с.

88. Кузнецов М.И. Опыт пенитенциарной социальной работы в России / М.И. Кузнецов, В.Н. Казанцев. Рязань: Академия права и управления Федеральной службы исполнения наказаний, 2007. 77 с.

89. Кулюткин Ю.Н. Рефлексивная регуляция мыслительных действий / Ю.Н. Ку-люткин // Психологические исследования интеллектуальной деятельности. М.: МГУ, 1989. С. 22-28.

90. Лайне М. Криминология и социология отклоненного поведения / М. Лайне. Хельсинки, 1994.175 с.

91. Лайне М. Реабилитация правонарушителей / М. Лайне // Человек: преступление и наказание. 2004. № 4. С. 72-83.

92. Левина Л.В. Пути решения проблем исследования отклоняющегося поведения личности / Л.В. Левина // msnauka.com/NPM2006/Psihologia/3levina.doc.htm (дата просмотра: 15.09.10).

93. Лейц Г. Психодрама: теория и практика / Г. Лейц. М., 1994. 403 с.

94. Либермайстер С.Р. Корни любви. Семейные расстановки от зависимости к свободе / С.Р. Либермайстер. СПб.: ИГ «Весь», 2008. 384 с.

95. Лингарт Й. Процесс и структура человеческого учения / Й. Лингарт. М.: Прогресс, 1970. 686 с.

96. Липунова О.В. Психология, диагностика и коррекция отклоняющегося поведения / О.В. Липунова. Комсомольск-на-Амуре: Амурский гос. пед. ун-т, 2002. 65 с.

97. Лихтарников А.Л. Социально-психологическая реабилитация осужденных-подростков / А.Л. Лихтарников, E.H. Чеснокова. СПб.: Мемориал, 2001.175 с.

98. Ломов Б.Ф. Антиципация в структуре деятельности / Б.Ф. Ломов, E.H. Сурков. М.: Наука, 1980. 277 с.

99. Лузин С.А. Центры психолого-педагогической и социальной работы с осужденными как отечественная модель организации их исправления и ресоциализации в исправительных колониях / С.А. Лузин. Рязань: Академия права и управления Минюста России, 2004. 72 с.

100. Малкина-Пых И.Г. Психосоматика: справочник практ. психолога / И.Г. Малкина-Пых. М.: Эксмо, 2004. 992 с.

101. Макаренко A.C. О воспитании / A.C. Макаренко. М.: Политиздат, 1988. 407 с.

102. Макаренко A.C. Педагогическая поэма / A.C. Макаренко. М.: Правда, 1979. 640 с.

103. Майерс Д. Социальная психология / Д. Майерс. СПб.: Питер, 1998. 684 с.

104. Маслоу А. Психология бытия / А. Маслоу. М.: Евразия, 1997. 506 с.

105. Менделевич В.Д. Антиципационные механизмы неврозогенеза / В.Д. Менделевич //Психологический журнал. 1996. Т. 17. № 4. С. 107-112.

106. Менделевич В.Д. Психология девиантного поведения / В.Д. Менделевич. СПб.: Речь, 2005. 445 с.

107. Менделевич В.Д. Тест антиципационной состоятельности (прогностической компетентности) экспериментально-психологическая методика для оценки готовности к невротическим расстройствам / В.Д. Менделевич // Клиническая медицина. 2003. № 7. С. 35^40.

108. Менделевич В.Д. Антиципационная несостоятельность в структуре личности подростков с девиациями в поведении / В.Д Менделевич, Э.В. Макаричева // Конгресс по детской психиатрии: материалы конгресса. М.: РОСИНКЕС, 2002. С. 195-197.

109. Менчинская H.A. Проблемы учения и умственного развития школьников / H.A. Менчинская. М.: Педагогика, 1989. 224 с.

110. Методические рекомендации по организации и проведению психологической работы с осужденными за преступления сексуального характера. М.: НИИ ФСИН России, 2008. 89 с.

111. Методическое руководство по работе с осужденными с проблемами химической зависимости и насилия / под ред. И.В. Ванкона и О.В Зыкова. Иркутск: «Обл-машинформ», 2005.160 с.

112. Милграм С. Эксперимент в социальной психологии / С. Милграм. СПб.: Питер, 2000. 336 с.

113. Мокрецов А.И. Личность осужденного: социальная и психологическая работа с различными категориями лиц, отбывающих наказание / А.И. Мокрецов, В.В. Новиков М.: НИИ ФСИН России, 2006. 220 с.

114. Моросанова В.И. Индивидуальные особенности и саморегуляция агрессивного поведения / В.И. Моросанова, М.Д. Гаралёва //Вопросы психологии: науч. журн. -2009. -№3. С.45-55.

115. Московичи С. Век толп / С. Московичи. М.: Центр психологии и психотерапии, 1998.480 с.

116. Найсер У. Познание и реальность / У. Найсер. М.: Прогресс, 1981. 230 с.

117. Научно-методические основы оказания психологической помощи осужденным / под ред. М.Г. Дебольского. М.: Права человека, 2001. 156 с.

118. Настольная книга социального работника /под ред. В.И. Жукова, Л.Г. Лаптева, В.Г. Шевченко, Е.П. Агапова. М.: «Гном и Д», 2008. 352 с.

119. Нийт Т. Социально-психологические основы средообразования / Т. Нийт. Таллин: ТПИ, 1985.178 с.

120. Новиков Г.И. Психогенные реакции ситуации ожидания / Г.И. Новиков. М.: Медицина, 1991. 328 с.

121. Новоселова A.C. Психолого-педагогические основы взаимодействия убеждения и внушения как условие ресоциализации личности осужденных: теория и технология / A.C. Новоселова. М.: PRI; РОО «Центр содействия реформе уголовного правосудия», 2000. 224 с.

122. Нютген Ж. Процесс формирования цели / Ж. Нюгген // Хрестоматия по общей психологии. Разд. 2. Субъект деятельности / под ред. В.В. Петухова. М.: УМК «Психология», 2000. С. 189-191.

123. Общая психология и психология личности / под ред. A.A. Реана. М.: ACT; СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2009. 639 с.

124. Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка / С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. М.: «А ТЕМП», 2004. С. 944.

125. Осипова АА Общая психокоррекция / A.A. Осипова. М.: ТЦ «Сфера», 2000.512 с.

126. Основы социально-психологических исследований / под ред. A.A. Бодалёва, A.A. Деркача, Л.Г. Лаптева. М.: Гардарики, 2007. 334 с.

127. Павленок П.Д. Социальная работа с лицами и группами девиантного поведения / П. Д. Павленок, M.Я. Руднева. М.: ИНФРА-М, 2007.185 с.

128. Пайнс Э. Практикум по социальной психологии / Э. Пайнс, К. Маслач. СПб.: Питер, 2000. Гл. 5. Тендерные роли. С. 167-207.

129. Парыгин Б.Д. Социальная психология / Б.Д. Парыгин. СПб.: СПбГУП, 2003.616 с.

130. Пастушеня А.Н. Криминогенная сущность личности преступника (психологический аспект): дис. д-ра психол. наук / А.Н. Пастушеня. М., 2000. 551 с.

131. Платонов Ю.П. Социальная психология поведения /Ю.П. Платонов. СПб.: Питер, 2006. Гл.2. Механизмы социализации: социальный статус и социальные роли. С.27-34.

132. Петровская Л.А. Теоретические и методологические вопросы социально-психологического тренинга / Л. А. Петровская. М.: МГУ, 1982. 168 с.

133. Предов Т. Ресоциализация преступников-рецидивистов: автореф. дис.. канд. юрид. наук / Т. Предов. М., 1978. 24 с.

134. Пиаже Ж. Избранные психологические труды / Ж. Пиаже. М.: Просвещение, 1969. 659 с.

135. Пищелко A.B. Реадаптация и ресоциализация / A.B. Пищелко, Д.В. Сочивко. М.: ПЭР СЭ, 2003.208 с.

136. Пирожков В.Ф. Законы преступного мира молодежи (криминальная субкультура) /В.Ф. Пирожков. Тверь: ИПП «Приз», 1994. 212 с.

137. Позднышев C.B. Криминальная психология. Преступные типы. О психологическом исследовании личности как субъекта поведения вообще и об изучении личности преступника в частности / C.B. Позднышев. М.: ИНФРА-М, 2007. 320 с.

138. Поздняков В.М. Пенитенциарная психология в России (генезис и перспективы): дис. д-ра психол. наук/В.М. Поздняков. М., 2000. 759 с.

139. Пономарев Я. Психика и интуиция / Я. Пономарев. М.: Политиздат, 1967. 256 с.

140. Практическая психодиагностика. Методики и тесты / ред.-сост. Д.Я. Райгород-ский. Самара: БАХРАХ, 1998. 628 с.

141. Об утверждении Инструкции по организации деятельности психологической службы уголовно-исполнительной системы: приказ Министерства юстиции Российской Федерации от 12 декабря 2005 г. № 238.

142. Проведение социально-психологических тренингов с осужденными. М.: НИИ ФСИН России, 2005. 56 е.

143. Профессиональная деятельность пенитенциарного психолога: опыт работы, проблемы, перспективы. М.; Томск: ТГУ, 2005. 100 с.

144. Об основных направления деятельности Правительства Российской Федерации до 2012 года: протокол заседания Правительства Российской Федерации от 1 октября 2008 г. // Рос. газ. 2008. 3 окт. С. 2.

145. Психология обеспечения социального развития человека: межвуз. сб. ЛГУ / под ред. A.A. Крылова. Л.: ЛГУ, 1989. 150 с.

146. Психология социальной работы / под ред. М.А. Гулиной. СПб.: Питер, 2004. 351 с.

147. Психокоррекционные технологии в работе пенитенциарных психологов. М.: ОПС ГУИН Минюста России, НИИ УИС, МПЛ ГУИН Минюста России по Приморскому краю, 2005. 201 с.

148. Психотерапевтическая энциклопедия / под ред. Б.Д. Карвасарского. СПб.: Питер, 2002.1024 с.

149. Пушкин В.Н. Эвристика наука о творческом мышлении / В.Н. Пушкин. М.: Политиздат, 1967.271с.

150. Рабочая книга пенитенциарного психолога / под ред. А.И. Мокрецова, В.Г. Го-лубева, A.B. Шамиса. М.: ВНИИ МВД России, ГУИН МВД России, 1997. 208 с.

151. Развитие организаторских способностей и лидерского потенциала руководителей самодеятельных организаций (актива осужденных). Программа СПТ: метод, пособие. СПб.: МПЛ ФБУ Колпинская ВК ГУ ФСИН России по СПб и ЛО, 2009. 56 с.

152. Райнфрид Х.В. Убийцы, грабители, воры. Психотерапия в системе исполнения наказания / Х.В. Райнфрид. М.: Медицина, 2003. 320 с.

153. Ратинов А.Р. Правовая психология и преступное поведение / А.Р. Ратинов, Г.Х. Ефремова. Красноярск: КрГУ, 1988. 256 с.

154. Рейковский Я. Экспериментальная психология эмоций / Я. Рейковский. М.: Прогресс, 1979. 392 с.

155. Ремшмидт X. Подростковый и юношеский возраст: проблемы становления личности / X. Ремшмидт. М.: Мир, 1994.443 с.

156. Ресоциализация несовершеннолетних: проектный опыт / под ред. Г.И. Симоновой. М.: Оргсервис, 2002, 2005. 140 с.

157. Роджерс

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Раскрытие индивидуальных особенностей (возможностей) каждого ученика в развитии. | Учебная программа дисциплины




© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.