Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Условиях. Начиная со второй половины XX в






Начиная со второй половины XX в. исследователи обычно фиксируют вступление науки в новый этап развития — этап постнеклассический. Что же отличает этот новый этап развития науки? На этот счет есть разные точки зрения, однако! некоторые ученые выделяют целый ряд опорных принципов и форм организации науки.

В качестве опорных принципов выделяют чаще всего эволюционизм в его особых формах, космизм, экологизм, антропный принцип, холизм (подход к объектам как целостным образованиям) и гуманизм. Думается, что при этом верно схватываются главные отличия опорных принципов современ­ной науки вообще и естествознания в частности.

Специфика форм организации современной науки также! просматривается по целому ряду принципиальных позиций.

Прежде всего, современная наука ориентирована не только! и не столько на поиски абстрактной истины, бесстрастной к человеческим целям и ценностям, сколько на полезность для общества и каждого отдельного человека. Главными ориентирами при этом становятся не экономическая целесообразность, экономия времени и т.п., а улучшение среды обитания людей, рост их материального и духовного благосостояния. Наука как бы реально поворачивается лицом к человеку, преодолевая извечный нигилизм по отношению к злободневным потребностям людей.

Современная наука имеет преимущественно проблемную, междисциплинарную ориентированность вместо доминировавшей ранее узкодисциплинарной ориентированности научных исследований. Вообще, вся история науки убедительно показывает, что процессы интеграции и дифференциации наук развиваются достаточно противоречиво. Сегодня принципиально важно при решении сложных комплексных проблем использовать возможности разных наук в их своеобразном соче­тании применительно к конкретному случаю. И здесь следует подчеркнуть доминирование социально значимых, «человеко-ориентированных» проблем.

Отсюда становится понятной и такая особенность постнеклассической науки, как нарастающая интеграция естествен­ных, технических и гуманитарных наук. Исторически они дифференцировались, отпочковывались от некой единой ос­новы, развиваясь, длительное время во многом автономно. Однако сегодня это уже неприемлемо. Характерно, что веду­щим звеном такой нарастающей интеграции основных ветвей современной науки становятся науки гуманитарные, а глав­ными технологиями — социальные технологии, увязывающие человеческую деятельность в единое целое, гармонизирую­щие интересы отдельных людей и социальных групп.

Следует особо отметить еще и такую принципиальную осо­бенность развития современного естествознания (и вообще современной науки) — с ее объектами, как правило, нельзя свободно экспериментировать. Иными словами, реальный «полевой» эксперимент зачастую оказывается или резко за­труднен, или просто опасен для жизни и здоровья людей. Дело в том, что пробуждаемые современной наукой и техни­кой супермощные природные силы (атомные, гравитацион­ные, тектонические и т.п.) способны при неумелом обраще­нии с ними привести к тяжелейшим локальным, региональ­ным и даже глобальным кризисам и катастрофам. Вспомним наш Чернобыль, где недостаточно продуманная защита от не­поладок системы АЭС привела к сопряжению ряда крайне не­благоприятных факторов и крупнейшей техногенной ката­строфе XX в.

Исследователи отмечают, что современная наука органи­чески срастается с производством, техникой, бытом людей, превращаясь в могучий фактор прогресса всей нашей цивили­зации. Она уже не является уделом кабинетных ученых, а включает в свою орбиту мощные комплексные коллективы исследователей разных направлений.

Ученые все более ясно начинают осознавать тот факт, что Вселенная представляет собой целостность с недостаточно пока понятными законами развития, с парадоксами, причем жизнь каждого человека удивительным образом связана с космическими закономерностями и ритмами. Универсальная связь процессов и явлений во Вселенной требует комплексного, адекватного их природе изучения, и в частности глобального моделирования на основе методов системного анализа. В этих целях используются методы системной динамики, синергетики, теории игр, программно-целевого управления, составляются сценарии возможного дальнейшего развития сложных систем и их подсистем.

Синтез учения об универсальном и глобальном эволюционизме с синергетикой позволяет описать мировое развитие; как последовательную смену рождающихся из хаоса структур, временно обретающих стабильность, но затем вновь стремящихся к хаотическим состояниям. Кроме того, многие ре­альные системы предстают как сложноорганизованные, многофункциональные, открытые, неравновесные, развитие ко­торых носит малопредсказуемый характер. В этих условиях; анализ возможностей дальнейшей эволюции сложных объектов зачастую предстает как принципиально непредсказуемый, сопряженный со многими случайными факторами, могущи­ми стать своеобразным «пусковым механизмом» новых форм! эволюции.

Что же касается специфики методологии и методов исследования, отличающих постнеклассическую науку от науки неклассической и классической, то они достаточно трудно­уловимы. И практически весь исследовательский арсенал, накопленный в рамках классической и неклассической на­уки, продуктивно используется и в современных условиях.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.