Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Финал 3-й фазы подводит к кульминации и развязке 1-го д.






Реплика Мельника «Ты у меня разумница такая» (с. 98, ц. 161) провоцирует Наташу на дальнейшее поведение – она отрекается от отца и упрекает его в своей беде (с. 98-99, с ц.162, «Какой ты мне отец»). Именно здесь происходит перелом в характеристике Мельника – он становится страдающим персонажем (с. 100, ц.165). Состояние Наташи – безумие (с. 101, ц. 168, «Кто, кто невеста»; с. 102, ц. 170): она сбрасывает ожерелье и повязку – подарки Князя (с. 106, ц. 176; с. 109, ц.179). Последнее обращение Наташи – к царице Днепра (с. 110, ц. 181).

 

Образная система в опере «Русалка»

1) Психологическое изменение образов.

2) Музыкальная характеристика образов.

Все три центральных персонажа оперы проходят путь образной трансформации. Подобное явление впервые в русской опере.

 

Главной героиней оперы является Наташа, которая проходит сложный путь эволюции от любящей и жертвенной до бездушной и мстительной.

В 1-м д. даётся несколько этапов в изменении её состояния:

· Влюблённая Наташа, верящая Князю – с. 28, «Не стыдно ли томить»; с. 33, «Ах, прошло то время»; с. 40, «Ласковым ты словом».

· Наташа, которая готова пожертвовать жизнью во имя любви – с. 74.

· Наташа с оскорблённым чувством собственного достоинства, в гневе и отчаянии – с. 88, ц. 142; с. 93 «О Боже, он уехал».

· Наташа, в которой есть чувство горькой иронии – с. 90, «Видишь ли» (передразнивает Князя), с. 98 ц 102.

· Наташа в состоянии аффекта – с. 100, 109.

2-е и 4-е д.д. по-новому трактуют образ Наташи. Дважды она появляется во 2-м д., в сцене свадьбы:

· Звучит её песня – проклятие Князю (с. 164, ц. 106). Если для вокальной партии Наташи 1-го д. характерна романсовая основа, то данная песня написана в традициях русской протяжной песни. Тональность g-moll также значима (ария скорби).

· Стон Наташи в момент свадебного поцелуя Князя и Княгини.

Оба эти момента меняют характер последующего развития.

В 4-м д. Наташа предстаёт как гордая и мстительная Русалка. Её ария написана в традициях арии мести, отличается высокой вокальной техникой и виртуозностью (речитатив – с. 270, ц.46, ария – с. 272, ц. 48).

Во 2-й к. 4-го д. голос Русалки играет роковую роль и ведёт Князя к гибели, свершению мести (с. 289-290, ц.22, «Тебя, Князь милый»).

 

Образ Князя также претерпевает значительное изменение:

· В 1-м д. он раскрывается как человек, предающий любовь: он не сразу говорит Наташе правду, старается обелить себя исполнением долга (женитьба на равной по социальному положению девушке) – с. 30, ц.30; с.66, 71, 79 ц. 119).

· Во 2-м д. в сцене свадьбы Князь уже чувствует угрызения совести (с. 177).

· В 3-м д. Князь предстаёт как человек раскаивающийся, живущий воспоминаниями (речитатив и каватина – с. 220, 222).

· В 4-м д. раскаяние Князя приводит его к гибели (с. 293 «Невольной силой»).

 

Мельник – один из наиболее ярких персонажей в русской опере.

· В 1-м д. раскрывается двойственность характера: с одной стороны – умный и ловкий человек, ищущий выгоды в жизни (народность характера подчёркнута народностью музыки – плясовое начало: с. 17 – ария, с. 84 – ариозо); с другой стороны – это любящий и заботливый отец, желающий видеть свою дочь счастливой (отсюда и столь болезненное восприятие её упрёков – с. 100, ц.165).

· В 3-м д. дан новый, трагический ракурс образа (сцена Мельника и Князя). Здесь также двойственность, но иного порядка: Мельника безумен, но иногда его сознание проясняется (вспоминает произошедшие события). Интересна музыкальная трактовка этих двух планов: безумный Мельник характеризуется неестественными, нелогичными по мелодике темами; моменты просветления раскрываются выразительной романсовой мелодикой (с. 228, ц.33;

· с. 229, ц.34; с. 230, ц.37; с. 231, ц. 38-39; с. 232, ц.41; с. 236, ц.48; с. 240-241).

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.