Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Менеджмент






Рабочая программа дисциплины

 

Направление подготовки

080100 «Экономика»

 

Профиль подготовки

________________________

 

Квалификация (степень) выпускника

Бакалавр

 

Форма обучения

очная

 

 

Автор (ы) Х.Ш. Муллахметов, к.э.н., доцент кафедры менеджмента

Е.В. Кроткова, асс. кафедры менеджмента

 

Рецензент (ы) С.М. Имамутдинова, к.э.н., доцент кафедры политических наук

 

Программа одобрена на заседании кафедры менеджмента

от ___________ года, протокол № ________.

Утверждена на заседании учебно-методической комиссии экономического факультета

от ___________ года, протокол № ________.

 

 

Набережные Челны


  1. Цели освоения дисциплины

Целью освоения дисциплины является формирование у студентов систематизированных научных знаний по управлению экономическими, хозяйственными процессами и понимания современных тенденций в развитии теории и практики управления. Формирование у студентов научного представления об управлении как виде профессиональной деятельности; освоение студентами общетеоретических положений управления социально-экономическими системами; овладение умениями и навыками практического решения управленческих проблем; изучение мирового опыта менеджмента, а также особенностей российского менеджмента.

 

  1. Место дисциплины в структуре ООП бакалавриата

Учебная дисциплина «Менеджммент» входит в раздел «Б.3. Общепрофессиональный цикл. Базовая часть» ФГОС-3 по направлению подготовки ВПО 080100.62 «Экономика».

Для изучения дисциплины необходимы компетенции, сформированные у обучающихся в результате обучения в средней общеобразовательной школе и в результате освоения дисциплин ООП подготовки бакалавра «История», «Философия», «Правоведение», «Социология», «Психология», «Деловая этика», «Микроэкономика», «Макроэкономика».

Дисциплина «Менеджмент» является предшествующей для изучения следующих дисциплин: «Методы принятия управленческих решений», «Маркетинг», «Финансовый менеджмент», «Управление человеческими ресурсами», «Стратегический менеджмент», «Бизнес-планирование», «Управление человеческими ресурсами», «Деловые коммуникации», «Управление качеством».

 

  1. Требования к результатам освоения содержания дисциплины «Менеджмент»

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование элементов следующих компетенций в соответствии с ФГОС ВПО по данному направлению:

а) общекультурных (ОК):

- владеть культурой мышления, способностью к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения (ОК-5);

- способность логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь (ОК-6);

- способность находить организационно-управленческие решения и готовность нести за них ответственность (ОК-8);

- уметь использовать нормативные правовые документы в своей деятельности (ОК-9);

- стремиться к личностному и профессиональному саморазвитию (ОК-10);

- осознать социальную значимость своей будущей профессии, обладать высокой мотивацией к выполнению профессиональной деятельности (ОК-12);

- способность анализировать социально-значимые проблемы и процессы (ОК-13);

- способность осуществлять деловое общение: публичные выступления, переговоры, проведение совещаний, деловую переписку, электронные коммуникации (ОК-19);

- способность учитывать последствия управленческих решений и действий с позиции этики и социальной ответственности (ОК-20);

б) профессиональных (ПК):

- знать основные этапы и логику эволюции управленческой мысли (ПК-1);

- способность проектировать организационную структуру, осуществлять распределение полномочий и ответственности на основе их делегирования (ПК-2);

- готовность к разработке систем, процедур и методов контроля (ПК-3);

- способность использовать основные теории мотивации, лидерства и власти для эффективного управления (ПК-4);

- способность эффективно организовать групповую работу на основе знания процессов групповой динамики и принципов формирования команды (ПК-5);

- владеть различными способами разрешения конфликтных ситуаций (ПК-6);

- способность к анализу и проектированию межличностных, групповых и организационных коммуникаций (ПК-7).

 

В результате освоения дисциплины обучающийся должен:

Знать

- этапы развития менеджмента и основные факторы, определившие эволюцию менеджмента;

- законы, закономерности, принципы, методы и функции менеджмента, их взаимосвязь;

- роль организаций в современном обществе;

- типы организационных структур, принципы формирования, основные характеристики; роли и задачи менеджера в современных организациях;

- основные теории и концепции взаимодействия людей в организации, включая вопросы мотивации групповой динамики, коммуникаций, лидерства, управления изменениями и конфликтами;

- содержание основных категорий, понятий и терминов, используемых в менеджменте.

Уметь

- анализировать организационную структуру и уметь разрабатывать предложения по ее совершенствованию;

- анализировать коммуникационные процессы в организации и разрабатывать предложения по повышению их эффективности;

- организовывать командное взаимодействие для решения управленческих задач.

Владеть

- методами реализации основных управленческих функций;

- современными технологиями эффективного влияния на индивидуальное и групповое поведение в организации.

  1. Структура и содержание дисциплины «Менеджмент»

Общая трудоемкость дисциплины составляет 3 зачетных единицы, 108 часов.

 

№ п/п Раздел (тема) дисциплины Семестр Неделя семестра Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость (в часах) Формы текущего контроля успеваемости (по неделям семестра) Форма промежуточной аттестации (по семестрам)
Аудиторные занятия Самостоят-ельная работа
Лекции Семинар-ские (практические занятия)
1. 1 Общая теория управления   1-2   -   ответы по теме занятия
2. 2 Законы, закономерности и принципы управления различными системами   3-4   -   ответы по теме занятия
3. 3 Управления социально-экономическими системами (организацией)   5-6       тест
4. Научные школы управления   6-7       эссе
5. Современные концепции менеджмента   7-8       ответы по теме занятия
6. Планирование как базовая функция менеджмента   6-7       тест
7. Организация реализации принятых решений. Мотивационная деятельность менеджера.   7-8       зачет
8. Контроль в системе управления   9-11   -   ответы по теме занятия
9. Формы организации системы менеджмента   11-13       тест
10. Лидерство и стили управления   13-14       ответы по теме занятия
11. Связующие функции менеджмента   14-15   -   тест
12. Управление изменениями           ответы по теме занятия
13. Качество и эффективность управления   16-17   -   экзамен
  ИТОГО            

Содержание дисциплины «Менеджмент»

Тема 1. Общая теория управления

Определение, объект и предмет, содержание теории управления. Менеджмент и его место в общей теории управления. Понятие, сущность и содержание менеджмента. Основные понятия менеджмента. Место менеджмента среди научных дисциплин. Взаимосвязь менеджмента с другими науками. Различные определения менеджмента. Менеджмент как вид деятельности и как система управления. Менеджмент как практика, наука, искусство. Понятие менеджмента как вида управления, полностью отвечающего потребностям развития рыночной экономики. Менеджмент как особый вид профессиональной деятельности, направленной на достижение предприятием, действующим в рыночных условиях, оптимальных хозяйственных результатов. Функции и методы менеджмента, их классификация. Механизм реализации функций управления.

 

Тема 2. Законы, закономерности и принципы управления различными системами

Закономерности управленческой деятельности. Необходимость и значение познания закономерностей управления. Формы использования закономерностей. Принципы менеджмента как средство практического использования закономерностей. Основные принципы, определяющие научный подход к менеджменту. Принципы менеджмента, сформулированные Ф.У. Тейлором, Х. Эмерсоном, А. Файолем и М.Вебером.

 

Тема 3. Управление социально-экономическими системами (организациями)

Организация как объект управления. Понятие и черты организации. Роль организаций в обществе. Организация как система. Открытые и закрытые системы. Факторы внешней среды организационной системы. Внутренняя среда организации. Организация как система процессов. Основные, обеспечивающие и управленческие процессы.

 

Тема 4. Научные школы управления

Эволюция управленческой мысли. Развитие практики управления в древних цивилизациях. Формирование и развитие научной мысли об управлении. Влияние промышленной революции XVIII века. Формирование менеджмента как науки. Школа научного управления. Классическая (административная) школа. Школа человеческих отношений (неоклассическая школа). Системный подход к управлению. Бихевиористская школа (поведенческо-бихевиористская школа). Школа принятия управленческих решений (количественная школа). Школа ситуационного управления (ситуационная школа). Представители, периоды возникновения и основные идеи этих школ.

Тема 5. Современные концепции менеджмента

Основные изменения характеристики среды современного бизнеса и их последствия. Базовые модели управления: американская и японская. Их основные характеристики, отличительные черты. Классификация моделей управления.

Системный, процессный и синергетические подходы к управлению. Их базовые положения. Общие сведения об антикризисном и фрактальном менеджменте.

Тема 6. Планирование как базовая функция менеджмента

Сущность функции планирования. Элемент планирования в системе менеджмента. Виды планов в организации. Новая роль планов в условиях рыночной экономики. Классификация планов по длительность планового периода и по уровням организационного планирования. Взаимосвязь между планами организации. Целевая функция в менеджменте: миссия, видение, цели и задачи. Классификация целей по главным критериям. Цели организации на разных стадиях жизненного цикла. Дерево целей. Правила построение дерева целей. Управление по целям (результатам). Достоинства и недостатки управления по целям.

 

Тема 7. Организация реализации принятых решений. Мотивационная деятельность менеджера.

Сущность мотивационной деятельности менеджера. Элемент мотивационного процесса: потребности (первичные и вторичные), вознаграждение (внутреннее и внешнее). Содержательные и процессуальные теории мотивации. Краткий обзор основных теорий мотивации: теория удовлетворенности Ф.У.Тейлора, теория потребности А.Маслоу, теория потребности высшего уровня Д.МакКлеланда, двухфакторная модель Ф.Герцберга, «спираль успеха» (Холл, Ноугейм), теория ожидания В.Врума, теория справедливости С.Адамса, модель Портера-Лоулера, теория оперантного обусловливания Б.Скиннера и модель Питерса-Уотермана.

 

Тема 8. Контроль в системе управления

Структура управленческого цикла. Основные фазы и процедуры, их результат. Сущность контроля. Системы внутреннего контроля. Внутренний аудит и его роль в системе внутреннего контроля организации. Цель контрольной деятельности. Виды контроля: предварительный, текущий и заключительный контроль.

Анализ типовых управленческих ситуаций. Варианты реализации управленческого цикла. Концепция контроллинга. Варианты результатов реализации управленческого цикла. Примеры. Причины недостижения целей системы управления.

Тема 9. Формы организации системы менеджмента

Принципы формирования организационных подразделений в системе менеджмента: иерархичность, функциональность, обратная связь, оптимальная сфера контроля, делегирование полномочий. Организационные отношения в системе менеджмента. Основные элементы организационной структуры: звенья управления, уровни (ступени) управления, связи управления, масштаб управляемости. Формальные и неформальные структуры, основные отличия. Типы организационных связей и иерархические структуры управления. Принципы построения иерархических (бюрократических) структур. Линейная, функциональная и линейно-функциональная структуры. Факторы децентрализации управления и дивизиональные структуры: продуктовая, ориентированная на потребителя, региональная. Международные структуры управления. Адекватные структуры и адаптация к внешним изменениям: чистая проектная организация, смешанная организация, матричная структура управления, квазииерархические структуры.

 

Тема 10. Лидерство и стили управления

Сущность лидерства. Руководитель и лидер. Теория лидерских качеств («личностная теория лидерства» или «теория великих людей»); основные группы качеств: интеллектуальные способности, черты характера личности, приобретенные умения. Поведенческая теория лидерства: стили управления. Стиль управления по К. Левину. Стиль управления по Д.Мак-Грегору. Стиль управления по Р.Лайкерту. «Управленческая решетка» штата Огайо. Стиль управления по Блэку-Моутону. Стиль управления по Танненбауму-Шмидту. Ситуационная теория лидерства. Ситуационная модель Фидлера. Подход «путь-цель» (Митчелл и Хаусс). Модель жизненного цикла Херси и Блакшара. Модель Адаира. Моддель принятия решений Врума и Йеттона. Стиль руководства, ориентированного на реальность по Аргирису.

 

Тема 11. Связующие функции менеджмента

Сущность и роль коммуникаций и управленческих решений в системе менеджмента. Информационное обеспечение процесса подготовки и принятия управленческих решений. Основные источники информации. Качество информации. Информационные системы. Информационная модель. Подходы к разработке систем информационного обеспечения: функциональный и системный. Организационно-функциональные и интегрированные системы информационного обеспечения. Влияние информатизации на характер управленческого труда. Коммуникационный менеджмент.

 

Тема 12. Управление изменениями

Причины сопротивления изменениям. Рекомендации по управлению процессами перемен. Возрастание актуальности управления изменениями на современном этапе.

 

Тема 13. Качество и эффективность управления

Проблемы оценки качества и эффективности управления. Система всеобщего контроля качества (TQM). Культура организации как инструмент управления. Факторы эффективности и качества менеджмента. Экономическая и социальная эффективность управления.

  1. Образовательные технологии

При изучении дисциплины «Теория менеджмента» используются как традиционные, так и современные методы организации учебного процесса:

1. Проведение лекционных занятий:

- информационные лекции;

- лекции-визуализации с презентацией в системе Power Point.

2. Интерактивные формы занятий:

- дискуссии;

- практические задания по темам;

- решение задач, выполнение тренировочных заданий;

- технологии проблемного обучения: семинарские занятия в форме практикума, а также на основе кейс-метода.

 

Планы семинарских занятий

Тема 1. Общая теория управления

Основные вопросы

  1. Менеджмент как тип рыночного управления.
  2. Основные понятия в менеджменте и их соотношения.
  3. Место менеджмента в системе экономических знаний.
  4. Определение, объект и предмет содержания теории управления.
  5. Формирование подходов к определению функций менеджмента.
  6. Краткая характеристика функций менеджмента.
  7. Механизм реализации общих функций управления.
  8. Человек в системе менеджмента.
  9. Социальная ответственность в менеджменте.

 

Дискуссия. Менеджмент – это искусство. Менеджмент – это наука. Может быть менеджмент это ремесло? Какое утверждение ближе к истине? Обоснуйте свою позицию.

Основная литература

1. Большаков А.С. Менеджмент: Цели, принципы, функции. Методы управления. Типы организаций. Пути развития организации. Учебное пособие. – СПб.: 2000.

2. Валесько Е. Технологии рационального управления / Е. Валесько // Проблемы теории и практики управления. - 2002. - № 5. - С. 94-98.

3. Панова М. Учиться быстрее своих конкурентов / М. Панова // Экономика и жизнь. - 2003. - № 2. - С. 2-3.

4. Пономареш И. П. Особенности обучения менеджменту / И. П. Пономареш // Менеджмент в России и за рубежом. - 2002. - № 5. - С. 130-139.

5. Основы менеджмента: учебное пособие /М. Мескон, М. Альберт, Ф. Хедоури. – 4-е изд; перераб. и доп. – М.: Вильямс, 2011. – 665

6. Управление организацией: учебник / под ред. А.Г. Поршнева, З.П. Румянцевой, Н.А. Соломатина. – 3-е изд., перераб. и доп. –М.: ИНФРА-М, 2003. – 716 с. – (Серия «Высшее образование»)

Дополнительная литература

7. Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент. - М., 2009.

8. Виханский О.С., Наумов А.И. Практикум по курсу «Менеджмент». - М., 2010.

 

Тема 2. Законы, закономерности и принципы управления различными системами

Основные вопросы

  1. Соотношение законов, закономерностей и принципов менеджмента.
  2. Основные закономерности менеджмента.
  3. Принцип управления как основополагающее правило руководства.
  4. Актуальность принципов управления.
  5. Основные принципы менеджмента.
  6. Принципы менеджмента, сформулированные Ф.У. Тейлором, Х. Эмерсоном, А. Файолем и М.Вебером.

Дискуссия. Попробуйте доказать обратное оппоненту, утверждающему, что существуют условия, при которых менеджер получает право «переступить» через принцип законности.

 

Вопросы и задания для самоконтроля:

  1. Перечислите принципы (закономерности) менеджмента, сформулированные А.Файолем.
  2. Каково значение взаимообусловленности норм рыночного поведения хозяйствующих субъектов для менеджмента организации?
  3. Как развитие регулирующих функций государства влияет на менеджмент организации?
  4. В чем проявляется универсальность принципов управления?
  5. Когда и кем были впервые сформулированы принципы рационального управления?
  6. Какова актуальность того или иного принципа управления на современном этапе?

 

Основная литература

  1. Основы менеджмента / под ред. Королева В.И. – М.: МАГИСТР, 2008.

2. Основы менеджмента: учебное пособие /М. Мескон, М. Альберт, Ф. Хедоури. – 4-е изд; перераб. и доп. – М.: Вильямс, 2011. – 665 с.

3. Современные технологии менеджмента / Под ред. Королева В.И. - М.: МАГИСТР, 2012.

4. Стивен П. Роббинз. Мэри Коултер. Менеджмент. – М., 2007.

5. Теория менеджмента / под ред. Лялина А.М.. - СПб.: Питер, 2009.

6. Управление организацией: учебник / под ред. А.Г. Поршнева, З.П. Румянцевой, Н.А. Соломатина. – 3-е изд., перераб. и доп. –М.: ИНФРА-М, 2003. – 716 с. – (Серия «Высшее образование»)

Дополнительная литература:

  1. Бочкарев А., Кондратьев В., Ковалев С. «7 нот менеджмента.» 5-е издание., М.: Эксперт, 2001.
  2. Виханский О.С., Наумов А.И., «Менеджмент», 3-е издание, М.: Экономистъ, 2005.
  3. Дафт Р. Менеджмент / Р. Дафт. – 8-е изд. (пер. с англ. Под ред. С.К. Мррдовинаю – СПб.: Питер, 2009. – 800 с. – (Серия «Классики МВА»)

Тема 3. Управление социально-экономическими системами (организациями)

Основные вопросы

  1. Организация: понятие и черты, роль организации в обществе.
  2. Организация как система. Открытые и закрытые системы.
  3. Факторы внешней и внутренней среды организационной системы.
  4. Организация как система процессов. Связь процессов в организации.
  5. Классификация организаций.
  6. Интеграция организаций.

 

Дискуссия: Ваш оппонент утверждает, что хорошему управляющему незачем знать основы теории существования и законы развития организаций, а достаточно только иметь дар убеждения и предпринимательскую смекалку. Попробуйте доказать обратное.

Практическое задание. Приведите аргументы, доказывающие, что очередь у касс стадиона – это не организация. Какие признаки организации мы не наблюдаем в этом случае?

 

Вопросы и задания для самоконтроля:

1. Дайте несколько определений организации.

2. В чем заключается роль организаций в современном обществе?

3. Охарактеризуйте взаимосвязь основных функций менеджмента.

4. Существует ли правильная, верная последовательность этапов процесса управления?

5. Какие факторы внешней среды влияют на организацию непосредственно, косвенно?

 

Основная литература

  1. Кузнецов Л. А. Системный подход к управлению организацией / Л. А. Кузнецов, В. Е. Глизнуцин, Е. С. Глизнуцина // Автоматизация и современные технологии. - 2002. - № 10. - С. 33-37.
  2. Основы менеджмента: учебное пособие /М. Мескон, М. Альберт, Ф. Хедоури. – 4-е изд; перераб. и доп. – М.: Вильямс, 2011. - 665
  3. Современные технологии менеджмента / Под ред. Королева В.И. - М.: МАГИСТР, 2012.
  4. Стивен П. Роббинз. Мэри Коултер. Менеджмент. – М., 2007.
  5. Теория менеджмента / под ред. Лялина А.М.. - СПб.: Питер, 2009.
  6. Управление организацией: учебник / под ред. А.Г. Поршнева, З.П. Румянцевой, Н.А. Соломатина. – 3-е изд., перераб. и доп. –М.: ИНФРА-М, 2003. – 716 с. – (Серия «Высшее образование»)

Дополнительная литература:

  1. Богатырев М. Организационная культура предприятия / М. Богатырев // Проблемы теории и практики управления. – 2005. - № 1. – С. 124-130.
  2. Масленникова Н. Цели развития организации через призму управленческих теорий / Н. Масленникова // Проблемы теории и практики управления. - 2002. - № 6. - С. 77-83.
  3. Лавизина О. В. Жизненный цикл организации, понимаемой как социальная система / О. В. Лавизина // Менеджмент в России и за рубежом. – 2003. - № 5. – С. 47-60.
  4. Хмелькова Н. В., Попов Е. В. О жизненном цикле внутренней среды органиазции / Н. В. Хмелькова, Е. В. Попов // Менеджмент в России и за рубежом. – 2004. - № 1. – С. 119-126.

Тема 4. Научные школы управления

Основные вопросы

  1. Развитие практики управления в древних цивилизациях.
  2. Формирование и развитие научной мысли об управлении.
  3. Влияние промышленной революции XVIII века.
  4. Формирование менеджмента как науки. Школа научного управления.
  5. Классическая (административная) школа.
  6. Школа человеческих отношений (неоклассическая школа).
  7. Системный подход к управлению.
  8. Бихевиористская школа (поведенческо-бихевиористская школа).
  9. Школа принятия управленческих решений (количественная школа).
  10. Школа ситуационного управления (ситуационная школа).

 

Вопросы для самоконтроля:

1. Является ли менеджмент международным явлением?

2. Обоснуйте необходимость (неизбежность) смены философии и принципов управления.

3. В чем состоит главная, стержневая линия, определяющая эволюцию управленческих теорий и концепций?

4. Каковы основные современные тенденции в развитии организаций и концепций управления?

Домашнее задание:

1. Подготовить устный доклад на тему «Генезис знаний об управлении. Донаучное развитие».

2. Раскрыть основные этапы развития, основные тезисы одной из школ управления: научного управления, административной, гуманистической (в т.ч. теорий т.н. бихевиористов), количественной.

Основная литература

 

  1. Демьяненко А, Дятлова Л. Мифы о системе научного менеджмента Ф. У. Тейлора / А. Демьяненко, Л. Дятлова // Проблемы теории и практики управления. – 2004. - № 1. – С. 118-124.
  2. Классики теории государственного управления: Управленческие идеи в России (факультет государств. упр-я МГУ им. М.В. Ломоносова. – М.: Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН), 2008. – 799 с.
  3. Коротков Э.М. Концепция российского менеджмента. – М.: ООО Издательско-консалтинговое предприятие «Дека», 2004. – 896 с.
  4. Макашов И.Н., Овчинникова Н.В. Всемирная история управленческой мысли: краткий курс. М.: Российск. гуманит. ун-т., 2007. – 672 с.
  5. Маршев В.И. История управленческой мысли: учебник. – М.: ИНФРА-М, 2005. – 731 с.
  6. Основы менеджмента: учебное пособие /М. Мескон, М. Альберт, Ф. Хедоури. – 4-е изд; перераб. и доп. – М.: Вильямс, 2011. – 665
  7. Слонов Н. Базовые парадигмы менеджмента / Н. Слонов // Проблемы теории и практики управления. – 2005. - № 2. – С. 113-118.
  8. Управление организацией: учебник / под ред. А.Г. Поршнева, З.П. Румянцевой, Н.А. Соломатина. – 3-е изд., перераб. и доп. –М.: ИНФРА-М, 2003. – 716 с. – (Серия «Высшее образование»)
  9. Шпотов Б. Социально-экономические эксперименты Генри Форда / Б. Шпотов // Проблемы теории и практики управления. - 2002. - № 6. - С. 109-113.

 

Дополнительная литература:

  1. Гаррингтон Эмерсон. Двенадцать принципов производительности. (https://www.koob.ru/emerson_garrington/12_principles_of_productivity)
  2. Карен Прайор. Не рычите на собаку!: книга о дрессировке людей, животных и самого себя. – М: Эксмо, 2009. – 288 с.
  3. М. Вебер. Избранные произведения. Изд-во «Прогресс», 1990
  4. Никколо Макиавелли. Государь.Издательство: Харвест, АСТ, АСТ Москва - 2008 г. – 464 с.
  5. Питер Ф. Друкер. Практика менеджмента. Изд-во «Вильямс», 2009.
  6. Сунь-цзы, Гари Галиарди. Искусство войны и искусство управления. Издательство: Нева - 2003 г. – 160 с.
  7. Фридерик У. Тейлор. Принципы научного менеджмента. (https://eklit.agava.ru/tailsod.htm)

 

Тема 5. Современные концепции менеджмента

Основные вопросы

  1. Основные изменения характеристики среды современного бизнеса.
  2. Базовые модели управления. Основные черты японской модели управления.
  3. Классификация моделей управления.
  4. Системный подход к управлению.
  5. Процессный подход.
  6. Синергетический подход.
  7. Общие сведения об антикризисном и фрактальном менеджменте.

 

Дискуссия. Управление в России в советскую эпоху и в условиях рыночной экономики.

Практическое задание. Проведите сравнительный анализ американской и японской моделей менеджмента.

 

Основная литература

1. Аголенко Н.И. Системное руководство организацией: учебник. – М.: Издательство «Экзамен», 2006. – 412 с.

2. Бахур А. Б. Особенности национального менеджмента / А. Б. Бахур // менеджмент в России и за рубежом. – 2005. - № 5. – С. 23-35.

3. Кочеткова А.И. Основы управления в условиях хаоса (неопределенности). М.: Рид Групп, 2012. – 624 с.

4. О’Коннор Дж. Искусство системного мышления / пер. с англ. – 2-е изд. – М.: Альпина Бизнес Букс, 2008. – 256 с.

5. Основы менеджмента: учебное пособие /М. Мескон, М. Альберт, Ф. Хедоури. – 4-е изд; перераб. и доп. – М.: Вильямс, 2011. - 665

6. Смихович В. Истоки современной японской системы управления / В. Смихович // Проблемы теории и практики управления. - 2002. - №6. - С. 114-120.

7. Управление организацией: учебник / под ред. А.Г. Поршнева, З.П. Румянцевой, Н.А. Соломатина. – 3-е изд., перераб. и доп. –М.: ИНФРА-М, 2003. – 716 с. – (Серия «Высшее образование»)

8. Федько В. П., Бондаренко В. А. Азиатский и европейско-американский стили управления, возможность оценки эффективности национального менеджмента через инфраструктурные составляющие / В. П. Федько, Бондаренко В. А. // Менеджмент в России и за рубежом. – 2005. - № 5. – С. 36-42.

 

Дополнительная литература:

9. Альтшулер Н., Городнов А. Бизнес как система. Панорама идей и методов. СПб.: Питер, 2011. – 256 с.

10. Иноземцев В. Американская и европейская модели корпоративного поведения: сходство, отличия и перспективы развития / В. Иноземцев // Проблемы теории и практики управления. - 2002. - №6. - С. 16-22.

11. Коротков Э.М. Концепция российского менеджмента. – М.: ООО Издательско-консалтинговое предприятие «Дека», 2004. – 896 с.

12. Маршев В. размышления об управлении Россией: прошлое, настоящее, будущее / В.Маршев // Проблемы теории и практики управления. – 2005. - № 3. – С. 45-53.

13. Медоуз Д.Х. Азбука системного мышления / Д.Х. Медоуз; пер. с англ. – 2-е изд. М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2011. – 343 с.

14. Прохоров А. П. Перспективы российской модели управления / А. П. Прохоров // Менеджмент в России и за рубежом. – 2003. - № 2. – С. 77-89.

15. Хачатуров А. Е., Белковский А. Н. Применимы ли в России традиции и опыт восточной школы менеджмента / А. Е. Хачатуров, А. Н. Белковский // Менеджмент в России и за рубежом. – 2005. - № 1. – С. 124-133.

 

Тема 6. Планирование как базовая функция менеджмента

Основные вопросы

  1. Сущность функции планирования. Элемент планирования в системе менеджмента.
  2. Виды планов в организации. Взаимосвязь между планами организации.
  3. Целевая функция в менеджменте: миссия, видение, цели и задачи.
  4. Цели организации. Классификация целей по главным критериям.
  5. Цели организации на разных стадиях жизненного цикла.
  6. Дерево целей. Правила построение дерева целей.
  7. Управление по целям (результатам). Достоинства и недостатки управления по целям.

 

Дискуссия. Какова роль планов в условиях рыночной экономики?

 

Выполнение кейса: источник – практикум по курсу «Основы менеджмента: практикум», автор Семенов А.К., Наблоков В.И., стр.155.

 

Домашнее задание. Постройте дерево целей для конкретной организации.

 

Основная литература:

1. Дятлов А.Н., Мутовин И.А., Плотников М.В. «Общий менеджмент: концепции и комментарии», М.: Альпина Бизнес Бук, 2007.

2. Дафт Р. Менеджмент / Р. Дафт. – 8-е изд. (пер. с англ. Под ред. С.К. Мррдовинаю – СПб.: Питер, 2009. – 800 с. – (Серия «Классики МВА»)

3. Основы менеджмента: учебное пособие /М. Мескон, М. Альберт, Ф. Хедоури. – 4-е изд; перераб. и доп. – М.: Вильямс, 2011. – 665 с.

4. Управление организацией: учебник / под ред. А.Г. Поршнева, З.П. Румянцевой, Н.А. Соломатина. – 3-е изд., перераб. и доп. –М.: ИНФРА-М, 2003. – 716 с. – (Серия «Высшее образование»)

 

Дополнительная литература:

5. Бочкарев А., Кондратьев В., Ковалев С. «7 нот менеджмента.» 5-е издание., М.: Эксперт, 2001.

6. Виханский О.С., Наумов А.И., «Менеджмент», 3-е издание, М.: Экономистъ, 2005.

 

Тема 7. Организация реализации принятых решений. Мотивационная деятельность менеджера.

Основные вопросы

1. Сущность мотивационной деятельности менеджера.

2. Элемент мотивационного процесса: потребности (первичные и вторичные), вознаграждение (внутреннее и внешнее).

3. Содержательные теории мотивации: теория потребности А.Маслоу, теория потребности высшего уровня Д.МакКлеланда, двухфакторная модель Ф.Герцберга.

4. Процессуальные теории мотивации: теория ожидания В.Врума, теория справедливости С.Адамса, модель Портера-Лоулера, теория оперантного обусловливания Б.Скиннера.

5. Теория удовлетворенности Ф.У.Тейлора.

6. «Спираль успеха» (Холл, Ноугейм).

7. Модель Питерса-Уотермана.

 

Дискуссия. В чем различие между понятиями «мотив» и «стимул».

Выполнение кейса: источник – практикум по курсу «Менеджмент», автор Виханский О.С., Науков А.И., стр.108.

Вопросы для самоконтроля:

1. Что такое стимулирование?

2. В чем принципиальное отличие стимулирования от мотивации?

3. Назовите основные способы стимулирования.

4. Назовите и охарактеризуйте основные теории мотивации.

 

Основная литература:

1. Дятлов А.Н., Мутовин И.А., Плотников М.В. «Общий менеджмент: концепции и комментарии», М.: Альпина Бизнес Бук, 2007.

2. Дафт Р. Менеджмент / Р. Дафт. – 8-е изд. (пер. с англ. Под ред. С.К. Мррдовинаю – СПб.: Питер, 2009. – 800 с. – (Серия «Классики МВА»)

3. Основы менеджмента: учебное пособие /М. Мескон, М. Альберт, Ф. Хедоури. – 4-е изд; перераб. и доп. – М.: Вильямс, 2011. – 665

4. Управление организацией: учебник / под ред. А.Г. Поршнева, З.П. Румянцевой, Н.А. Соломатина. – 3-е изд., перераб. и доп. –М.: ИНФРА-М, 2003. – 716 с. – (Серия «Высшее образование»)

 

Дополнительная литература:

5. Бочкарев А., Кондратьев В., Ковалев С. «7 нот менеджмента.» 5-е издание., М.: Эксперт, 2001.

6. Виханский О.С., Наумов А.И., «Менеджмент», 3-е издание, М.: Экономистъ, 2005.

7. Мескон М., Альберт М., Хедоури Ф. «Основы менеджмента»., М.: Вильямс, 2006.

8. Армстронг М. Практика управления человеческими ресурсами, 2004 г.

9. Шахова В.А. Мотивация трудовой деятельности, 2006 г.

10. Бурмистров А.Н. Нематериальное стимулирование, 2007 г.

11. Мишурова И.В. Управление мотивацией персонала, 2003 г.

 

Тема 8. Контроль в системе управления

Основные вопросы

1. Структура управленческого цикла. Основные фазы и процедуры, их результат.

2. Контроль как функции управления.

3. Цель контрольной деятельности. Виды контроля: предварительный, текущий и заключительный контроль.

4. Системы внутреннего контроля. Внутренний аудит и его роль в системе внутреннего контроля организации.

5. Анализ типовых управленческих ситуаций. Примеры.

6. Концепция контроллинга.

7. Варианты результатов реализации управленческого цикла. Примеры.

8. Причины недостижения целей системы управления.

 

Практическое задание. Приведите современные методы осуществления контроля. Составьте управленческий цикл для конкретного предприятия.

 

Основная литература:

1. Дятлов А.Н., Мутовин И.А., Плотников М.В. «Общий менеджмент: концепции и комментарии», М.: Альпина Бизнес Бук, 2007.

2. Дафт Р. Менеджмент / Р. Дафт. – 8-е изд. (пер. с англ. Под ред. С.К. Мррдовинаю – СПб.: Питер, 2009. – 800 с. – (Серия «Классики МВА»)

3. Муллахметов Х.Ш. Корпоративный контроль. – Казань: Изд-во Казанск. гос. ун-та., 2008ю – 199 с.

4. Муллахметов Х.Ш. Некоторые подходы к организации управленческого контроля // Менеджмент в России и зарубежем. – 2005. - № 6. – С.3-9

5. Муллахметов Х.Ш. Проблемы организации управленческого контроля // Экономическая наука современной России. – 2007. - № 7. – С. 59-69

6. Основы менеджмента: учебное пособие /М. Мескон, М. Альберт, Ф. Хедоури. – 4-е изд; перераб. и доп. – М.: Вильямс, 2011. – 665

7. Управление организацией: учебник / под ред. А.Г. Поршнева, З.П. Румянцевой, Н.А. Соломатина. – 3-е изд., перераб. и доп. –М.: ИНФРА-М, 2003. – 716 с. – (Серия «Высшее образование»)

 

Дополнительная литература:

8. Бочкарев А., Кондратьев В., Ковалев С. «7 нот менеджмента» 5-е издание., М.: Эксперт, 2001.

9. Виханский О.С., Наумов А.И., «Менеджмент», 3-е издание, М.: Экономистъ, 2005.

10. Муллахметов Х.Ш. Эффективная система контроля как фактор повышения качества управленческой деятельности: учеб. пособие. – Казань: Казанск. ун-т., 2011. – 108 с.

11. Муллахметов Х.Ш. Основы организации управленческого контроля // Менеджмент в России и зарубежем. – 2006. - № 5. – С.105-113

12. Муллахметов Х.Ш. Контроль в системе социально-экономических отношений // Контроллинг. – 2010. - № 3. – С. 14-19

 

Тема 9. Формы организации системы менеджмента

Основные вопросы

1. Эволюция мысли об организационной структуре.

2. Принципы формирования организационных подразделений в системе менеджмента: иерархичность, функциональность, обратная связь, оптимальная сфера контроля, делегирование полномочий.

3. Организационные отношения в системе менеджмента.

4. Основные элементы организационной структуры: звенья управления, уровни (ступени) управления, связи управления, масштаб управляемости.

5. Основные отличия формальных и неформальных структур управления.

6. Типы организационных связей в иерархические структуры управления.

7. Принципы построения иерархических (бюрократических) структур. Виды организационных структур управления.

8. Факторы децентрализации управления и дивизиональные структуры.

9. Международные структуры управления.

10. Адекватные структуры и адаптация к внешним изменениям: чистая проектная организация, смешанная организация, матричная структура управления, квазииерархические структуры.

 

Выполнение кейса: источник – практикум по курсу «Основы менеджмента: практикум», автор Семенов А.К., Наблоков В.И., стр.155.

 

Основная литература:

1. Дятлов А.Н., Мутовин И.А., Плотников М.В. «Общий менеджмент: концепции и комментарии», М.: Альпина Бизнес Бук, 2007.

2. Дафт Р. Менеджмент / Р. Дафт. – 8-е изд. (пер. с англ. Под ред. С.К. Мррдовинаю – СПб.: Питер, 2009. – 800 с. – (Серия «Классики МВА»).

3. Основы менеджмента: учебное пособие /М. Мескон, М. Альберт, Ф. Хедоури. – 4-е изд; перераб. и доп. – М.: Вильямс, 2011. – 665

4. Управление организацией: учебник / под ред. А.Г. Поршнева, З.П. Румянцевой, Н.А. Соломатина. – 3-е изд., перераб. и доп. –М.: ИНФРА-М, 2003. – 716 с. – (Серия «Высшее образование»)

Дополнительная литература:

5. Основы менеджмента / под ред. Королева В.И. – М.: МАГИСТР, 2008.

6. Современные технологии менеджмента / Под ред. Королева В.И. - М.: МАГИСТР, 2012.

7. Теория менеджмента / под ред. Лялина А.М.. - СПб.: Питер, 2009.

8. Стивен П. Роббинз. Мэри Коултер. Менеджмент. – М., 2007.

 

Тема 10. Лидерство и стили управления

Основные вопросы

1. Сущность лидерства. Роли менеджера.

2. Теория лидерских качеств, основные группы качеств

3. Поведенческая теория лидерства

4. Стили управления по К. Левину; Д.Мак-Грегору; Р.Лайкерту.

5. «Управленческая решетка» штата Огайо. Стиль управления по Блэку-Моутону. Стиль управления по Танненбауму-Шмидту.

6. Ситуационная теория лидерства. Ситуационная модель Фидлера.

7. Подход «путь-цель» (Митчелл и Хаусс).

8. Модель жизненного цикла Херси и Блакшара. Модель Адаира.

9. Моддель принятия решений Врума и Йеттона.

10. Стиль руководства, ориентированного на реальность по Аргирису.

 

Дискуссия. Причины, по которым один и тот же стиль управления не может быть применим к различным подразделениям организации.

Домашнее задание: подготовить устный доклад на тему, почему лидер – соперник руководителя, и как сделать лидера союзником официального руководителя.

Вопросы для самоконтроля:

1. Лидер и руководитель: принципиальная разница.

2. Чем отличаются отношения начальник-подчиненный от отношений лидер-последователь?

3. Каковы современные концепции лидерства?

4. Что такое власть? Каковы виды власти? Каковы источники власти?

5. Что такое авторитет? Что такое псевдоавторитет?

 

Основная литература:

1. Дятлов А.Н., Мутовин И.А., Плотников М.В. «Общий менеджмент: концепции и комментарии», М.: Альпина Бизнес Бук, 2007.

2. Дафт Р. Менеджмент / Р. Дафт. – 8-е изд. (пер. с англ. Под ред. С.К. Мррдовинаю – СПб.: Питер, 2009. – 800 с. – (Серия «Классики МВА»)

3. Лидер и команда: Практическое руководство лидера эффективной команды / пер. с англ. – Днепропетровск: Баланс Бизнес Букс, 2005. – 296 с.

4. Основы менеджмента: учебное пособие /М. Мескон, М. Альберт, Ф. Хедоури. – 4-е изд; перераб. и доп. – М.: Вильямс, 2011. – 665

5. Управление организацией: учебник / под ред. А.Г. Поршнева, З.П. Румянцевой, Н.А. Соломатина. – 3-е изд., перераб. и доп. –М.: ИНФРА-М, 2003. – 716 с. – (Серия «Высшее образование»)

 

Дополнительная литература:

6. Основы менеджмента / под ред. Королева В.И. – М.: МАГИСТР, 2008.

7. Современные технологии менеджмента / Под ред. Королева В.И. - М.: МАГИСТР, 2012.

8. Теория менеджмента / под ред. Лялина А.М.. - СПб.: Питер, 2009.

9. Стивен П. Роббинз. Мэри Коултер. Менеджмент. – М., 2007.й

 

Тема 11. Связующие функции менеджмента

Основные вопросы

1. Сущность и роль коммуникаций и управленческих решений в системе менеджмента.

2. Информационное обеспечение процесса подготовки и принятия управленческих решений.

3. Основные источники информации. Качество информации.

4. Информационные системы. Информационная модель.

5. Подходы к разработке систем информационного обеспечения: функциональный и системный.

6. Организационно-функциональные и интегрированные системы информационного обеспечения.

7. Влияние информатизации на характер управленческого труда.

8. Коммуникационный менеджмент.

Выполнение кейса: источник – практикум по курсу «Менеджмент», автор Виханский О.С., Наумов А.И., стр.154.

Основная литература:

1. Веревченко А.П. Горчаков В.В., Иванов И.В., Голодова О.В. Информационные ресурсы для принятия решений: учеб. пособие. – М.: Академический проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2002ю – 560 с.

2. Дятлов А.Н., Мутовин И.А., Плотников М.В. «Общий менеджмент: концепции и комментарии», М.: Альпина Бизнес Бук, 2007.

3. Дафт Р. Менеджмент / Р. Дафт. – 8-е изд. (пер. с англ. Под ред. С.К. Мррдовинаю – СПб.: Питер, 2009. – 800 с. – (Серия «Классики МВА»)

4. Основы менеджмента: учебное пособие /М. Мескон, М. Альберт, Ф. Хедоури. – 4-е изд; перераб. и доп. – М.: Вильямс, 2011. – 665

5. Смирнова Э.А. Разработка управленческих решений: учебник для вузов – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002. – 217 с.

6. Управление организацией: учебник / под ред. А.Г. Поршнева, З.П. Румянцевой, Н.А. Соломатина. – 3-е изд., перераб. и доп. –М.: ИНФРА-М, 2003. – 716 с. – (Серия «Высшее образование»)

7. Фирсова И.А. Управленческие решения: учебник для бакалавров. М.: Изд-во Юрайт, 2012. – 399 с.

 

Дополнительная литература:

8. Основы менеджмента / под ред. Королева В.И. – М.: МАГИСТР, 2008.

9. Современные технологии менеджмента / Под ред. Королева В.И. - М.: МАГИСТР, 2012.

10. Теория менеджмента / под ред. Лялина А.М.. - СПб.: Питер, 2009.

11. Стивен П. Роббинз. Мэри Коултер. Менеджмент. – М., 2007.

 

Тема 12. Управление изменениями

Основные вопросы

1. Причины сопротивления изменениям.

2. Рекомендации по преодолению сопротивления.

3. Управление процессом перемен.

4. Возрастание актуальности управления изменениями на современном этапе.

 

Выполнение кейса: источник – практикум по курсу «Менеджмент», автор Виханский О.С., Наумов А.И., стр.193.

 

Основная литература:

1. Адизес И. Управляя изменениями. – М.: Изд-во «Добрая книга», 2006. – 360 с.

2. Дятлов А.Н., Мутовин И.А., Плотников М.В. «Общий менеджмент: концепции и комментарии», М.: Альпина Бизнес Бук, 2007.

3. Дафт Р. Менеджмент / Р. Дафт. – 8-е изд. (пер. с англ. Под ред. С.К. Мррдовинаю – СПб.: Питер, 2009. – 800 с. – (Серия «Классики МВА»)

4. Камерон Э., Грин М. Управление изменениями. – М.: Изд-во «Добрая книга», 2006. - 360 с.

5. Основы менеджмента: учебное пособие /М. Мескон, М. Альберт, Ф. Хедоури. – 4-е изд; перераб. и доп. – М.: Вильямс, 2011. – 665

6. Управление организацией: учебник / под ред. А.Г. Поршнева, З.П. Румянцевой, Н.А. Соломатина. – 3-е изд., перераб. и доп. –М.: ИНФРА-М, 2003. – 716 с. – (Серия «Высшее образование»)

Дополнительная литература:

7. Основы менеджмента / под ред. Королева В.И. – М.: МАГИСТР, 2008.

8. Современные технологии менеджмента / Под ред. Королева В.И. - М.: МАГИСТР, 2012.

9. Теория менеджмента / под ред. Лялина А.М.. - СПб.: Питер, 2009.

10. Стивен П. Роббинз. Мэри Коултер. Менеджмент. – М., 2007.

 

Тема 13. Качество и эффективность управления

Основные вопросы

1. Проблемы оценки качества и эффективности управления.

2. Система всеобщего контроля качества (TQM).

3. Культура организации как инструмент управления.

4. Факторы эффективности и качества менеджмента.

5. Экономическая и социальная эффективность управления.

 

Дискуссия. Должен ли менеджер обладать харизмой? Насколько это важно?

Вопросы для самоконтроля:

1. Охарактеризуйте взаимосвязь возможностей развития организации и

повышения ее эффективности.

2. Какую роль в прогрессивном развитии управления играет качество?

3. Как система измерения эффективности связана со структурой управления и организационной структурой?

4. Назовите основные показатели, по которым может оцениваться эффективность организации.

 

Основная литература:

1. Ватанабе Ичиген Современные концепции управления / пер. с англ. – М.: Гроссмедиа, 2005. – 112 с.

2. Дятлов А.Н., Мутовин И.А., Плотников М.В. «Общий менеджмент: концепции и комментарии», М.: Альпина Бизнес Бук, 2007.

3. Дафт Р. Менеджмент / Р. Дафт. – 8-е изд. (пер. с англ. Под ред. С.К. Мррдовинаю – СПб.: Питер, 2009. – 800 с. – (Серия «Классики МВА»)

4. Минцберг Г. Действуй эффективно! Лучшая практика менеджмента / пер. с англ. – СПб.: Питер, 2011. – 288 с.

5. Основы менеджмента: учебное пособие /М. Мескон, М. Альберт, Ф. Хедоури. – 4-е изд; перераб. и доп. – М.: Вильямс, 2011. – 665 с.

6. Результативный менеджмент. Как построить эффективную систему управления: сбор. статей по практ. менеджменту / состав. И.В. Липсиц. – М.: Омега-П, 2008. – 218 с.

7. Управление организацией: учебник / под ред. А.Г. Поршнева, З.П. Румянцевой, Н.А. Соломатина. – 3-е изд., перераб. и доп. –М.: ИНФРА-М, 2003. – 716 с. – (Серия «Высшее образование»)

Дополнительная литература:

8. Основы менеджмента / под ред. Королева В.И. – М.: МАГИСТР, 2008.

9. Современные технологии менеджмента / Под ред. Королева В.И. - М.: МАГИСТР, 2012.

10. Теория менеджмента / под ред. Лялина А.М.. - СПб.: Питер, 2009.

11. Стивен П. Роббинз. Мэри Коултер. Менеджмент. – М., 2007.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.