Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Мой лик






 

Жил‑ был человек, и однажды он уверовал в Бога. Он заметил, что та доска, на которую он привык ставить горячую сковородку, на самом деле – икона. Он бережно взял её в руки, разглядел на ней любимый лик… А что он сделает дальше?

Он тряпочкой сотрёт с иконы жирные пятна, повесит её на почётное место, созовёт людей: порадуйтесь со мной вместе, у меня икона нашлась! Видите, какой Он, мой Бог! Вот Его образ. Люди смотрят, уважая религиозное чувство своего товарища. Только не впечатляет их икона. Старая, замызганная, лика почти не видно. И вообще, её невесть кто рисовал. Люди бочком‑ бочком – и на кухню, к привычным сковородкам. Не нужен им такой лик. Человек за ними бежит, икону показывает: нет, вы посмотрите, какое чудо, какие краски! Кривятся люди: нет, не надо нам такого Бога. Не хотим. Лучше подставку для сковородки.

А может человек начать борьбу за чистоту. Его возмутит глубоко въевшаяся грязь, богохульные надписи, которые проникли глубоко в красочный слой, – так просто уже не ототрёшь! Человек берёт топор или рубанок: хрясь‑ хрясь, шварк‑ шварк – только щепки полетят! Вот и вредные надписи стёсаны, и жирные пятна превратились в стружку. Лежит перед ним свежеотёсанная доска, на которой ещё проглядывает былой лик. В рекордно короткие сроки произвёл зачистку! И давай с топором и рубанком по соседям: иконы от грязи очищаю! Давайте, несите всё сюда, у меня топор самый острый! Как, не хотите? Значит, будете терпеть эту грязь? Нравится она вам, да? Вот я вас самих топором!

А может человек начать икону реставрировать. Всё‑ таки икона, произведение тонкое. Поищет лучших красок, кистей. Купит дорогие качественные материалы. Или обойдётся подручными, какие найдёт. Возьмёт он в руки скальпель, папиросную бумагу, колонковую кисточку… Но не всякий человек умеет рисовать, а тем более реставрировать. Будет он трудиться над своей иконой долгие годы, заново переписывать, стирать, поновлять, ретушировать. И будет у него икона походить то на врубелевского демона, то на Чебурашку. Зато индивидуальное творчество.

А может человек отдать икону специалистам – пусть поправят, что сочтут нужным. Они на то и поставлены. Смотрит один такой эксперт на икону, говорит с видом знатока:

– Это семнадцатый век, точно. Так, здесь подправим, тут подкрасим, немного подкоптим, чтобы смотрелась, как старинная.

Берётся он за работу, красит прямо поверх старого изображения, рисует уже что‑ то своё, не очень‑ то похожее на лик. Ну, ему лучше знать: он же признанный эксперт по семнадцатому веку! Пусть не в мире, так в епархии уж точно.

Человек пугается, выхватывает у него икону, бежит к другому специалисту.

– Какой семнадцатый – да это четырнадцатый век! – деланно возмущается тот. – Зачем вы обратились к шарлатану?! Он же всё испортил! Ладно, ничего, сейчас подправим.

И ложится ещё один слой краски, и опять не так. И ещё один эксперт, и ещё один слой, и так далее. Не находит покоя человек. А эксперты спорят над иконой, каждый свои датировки отстаивает, свои методы защищает. Чего от них ещё ожидать? Они же сами о себе говорят: «Мы – только подмастерья, Мастер – это другой».

А может человек подойти к делу рассудительно, спокойно. Реставрировать не получается, портить не хочу, так оставлять тоже нельзя. А куплю‑ ка я в церковной лавке бумажную иконку! Тираж сто тысяч экземпляров, лица стерты, краски тусклы, изображение, говорят, неканоническое, но в надёжном месте куплено, и цена сходная. Вот эту бумажную иконку и наклеим на дощечку. Что, плохо, что ли? Вон, не хуже, чем у соседей, получилось. Ничего, что заёмные мысли, чужие чувства, зато цензурой дозволено, и никаких тебе неприятных неожиданностей.

А может человек взять свою икону и отдать её в музей. Там разберутся, что с ней делать. И повесят, куда положено. Ещё и денег дадут. Мне‑ то зачем суетиться, в музее за меня всё сделают.

А может…

Но что будет лучше всего? Пойти с иконой к Мастеру. Нечем будет заплатить, но можно ведь поступить к Нему в ученики. Да что там плата! Он займётся этой иконой уже потому, что она для Него – великая ценность. Он разглядит в ней изначальный свет. Ведь, говорят, это Его собственное творение. Только не надо уходить из Его мастерской, иначе Он решит, что тебе самому эта икона не нужна. Встань с Ним рядом. Попробуй разглядеть изначальную красоту. Он подскажет тебе, где неслучайные черты, а что нужно стереть. А потом войди в Его труд. Растирай для Него краски, мой кисти. Нет, не потому, что Он без тебя не справится, но если Он даст тебе вложить крохотную частичку и твоего собственного труда, тебе эта икона будет дорога как ничто другое на свете. А Он позволит, Он любит работать в компании. Познакомься и с подмастерьями, они тебе многое подскажут, напомнят, ободрят. У них ведь тоже есть своё место в этой мастерской, Мастер Сам поставил их опекать новичков. И однажды настанет день, когда Он доверит тебе провести маленький штришок, и это будет счастье. А если поначалу выйдет криво, это ничего, Он поправит.

Когда ты встретишь потом других людей с иконами, ты скажешь:

– Пойдёмте со мной, я знаю Мастера. Он вернёт вашему лику былую красоту. Я знаю по опыту, ведь над моим Он уже начал работать.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.