Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Пояснительная записка. 030100.00 Информатика и английский язык

ПРОГРАММА

ИТОГОВОЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ АТТЕСТАЦИИ

ВЫПУСКНИКОВ БГСПА

По информатике

 

Специальность

030100.00 Информатика и английский язык

 

Программа обсуждена и утверждена на заседании Совета физико-математического факультета БГСПА «___» ___________ (протокол № _____)   Декан факультета: __________________  

 

БИРСК - 2008
С О Д Е Р Ж А Н И Е ПРОГРАММЫ

итоговой государственной аттестации выпускников по специальности

030100.00 «Информатика с дополнительной специальностью»

Учебный год

Стр.

I. Определение содержания итогового государственного экзамена по информатике.  
  1. Пояснительная записка  
  2. Программа экзамена  
  3. Критерии оценки итогового государственного экзамена  
  4. Список материалов, разрешенных к использованию на экзамене    
II. Требования к выпускной квалификационной работе.  
  1. Примерная структура работы и содержания разделов.  
  2. Требования, предъявляемые к оформлению выпускной работы.  
  3. Критерии и показатели уровня выполнения и защиты выпускной квалификационной работы студентами.  

 

I. Определение содержания итогового государственного экзамена по информатике.

 

Пояснительная записка

 

Целью итоговой государственной аттестации является установление соответствия уровня и качества подготовки выпускника Государственному стандарту высшего профессионального образования в части государственных требований к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников образовательного учреждения по специальности 030100.00 - «Информатика». Программа итоговой государственной аттестации является частью основной профессиональной образовательной программы по данной специальности.

Итоговая государственная аттестация выпускника предусматривает следующие виды аттестационных испытаний:

- Защита выпускной квалификационной работы.

- Итоговый комплексный экзамен по информатике, теории и методике обучения информатике с педагогикой и психологией.

Сроки проведения - в соответствии с учебным планом.

Форма проведения экзаменов - устная.

Общим условием для проведения всех видов итоговой государственной аттестации является организация работы государственной аттестационной комиссии.

Представленные в Программе экзаменационные материалы к комплексному экзамену по дисциплине целостно отражают объем проверяемых теоретических знаний и практических умений выпускника в соответствии с Государственными требованиями. Экзаменационные материалы в виде перечня вопросов и практических заданий составлены на основе действующих учебных программ дисциплин:

  1. Теоретические основы информатики.
  2. Программное обеспечение ЭВМ.
  3. Программирование.
  4. Компьютерное моделирование.
  5. Информационные системы.
  6. Численные методы.
  7. Компьютерные сети, Интернет и мультимедиа-технологии.
  8. Теория и методика обучения информатике.

Каждый билет включает в себя комплексный вопрос, раскрывающий научно-методические основы содержания одной из наиболее актуальных тем этих дисциплин и психолого-педагогические аспекты её реализации в учебном процессе школ (перечень основных направлений психолого-педагогического анализа разработан кафедрами педагогики и психологии, эта часть вопросов в программе выделена курсивом). Соответственно, вторая часть ответа предполагает методический и психолого-педагогический анализ способов активизации деятельности учащихся по решению конкретных практических задач школьного курса информатики.

 


ПРОГРАММА ЭКЗАМЕНА

1. Научно-методические основы изучения темы: «Информация и информационные процессы»

Основные подходы к определению понятия «информация». Виды и свойства информации. Количество информации как мера уменьшения неопределенности знаний. Алфавитный подход к определению количества информации. Виды информационных процессов. Принципы получения, хранения, обработки и использования информации.

Примеры типовых задач по теме базового курса информатики, обзор учебников разных авторских коллективов.

Система форм и методов воспитания. Воспитание ответственного отношения к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения.

2. Научно-методические основы изучения темы: «Представление информации»

Язык как способ представления информации: естественные и формальные языки. Дискретная форма представления информации. Универсальность дискретного (цифрового) представления информации. Двоичное представление информации в компьютере. Двоичная система счисления. Двоичная арифметика. Компьютерное представление целых и вещественных чисел.

Формирование представлений учащихся о двоичном кодировании числовой, текстовой, графической и звуковой информации. Методика изучения алгоритмов перевода целых и дробных чисел из одной системы счисления в другую.

Общение как обмен информацией. Речь как средство вербальной коммуникации. Невербальная коммуникация.

3. Научно-методические основы изучения темы: «Основы математической логики и теории алгоритмов»

Логика и алгоритмы. Высказывания, логические операции, кванторы, истинность высказывания. Цепочки (конечные последовательности), деревья, списки, графы, матрицы (массивы), псевдослучайные последовательности.

Вычислимые функции, полнота формализации понятия вычислимости, универсальная вычислимая функция.

Виды, свойства мышления. Формирование логического стиля мышления, его компоненты.

4. Научно-методические основы изучения темы: «Логические основы компьютера»

Логические выражения и таблицы истинности. Логические функции. Базовые логические элементы компьютера. Сумматор двоичных чисел. Триггер.

Методические особенности формирования у учащихся основных понятий формальной логики. Изучение основных логических элементов компьютера.

Единый государственный экзамен: состояние, проблемы и перспективы. Отражение темы в содержании ЕГЭ по информатике, п римеры типовых задач для итоговой аттестации выпускников школ, ЕГЭ и централизованного тестирования.

5. Научно-методические основы изучения темы: «Классическая архитектура ЭВМ. Центральные и внешние устройства»

История развития вычислительной техники. Принципы фон Неймана и классическая архитектура компьютера. Функциональная схема персонального компьютера. Процессор. Регистры. Оперативная память (RAM) и конструктивные элементы. Постоянная память (ROM). Внешние запоминающие устройства. Устройства ввода и вывода информации: видео-карты и мониторы; принтеры; манипуляторы; накопители на гибких и жестких магнитных дисках; оптические диски; сканирующие устройства. Основные технические характеристики современных ПЭВМ.

Классификация средств обучения. Компьютер как универсальное средство обучения. Педагогико-эргономические условия эффективного и безопасного использования средств вычислительной техники (ВТ).

6. Научно-методические основы изучения темы: «Программное обеспечение ЭВМ»

Программное обеспечение ЭВМ, его основные характеристики. Классификация программного обеспечения.

Компьютерные вирусы. Антивирусные средства.

Архивация и архиваторы. Способы архивации.

Защита программ и данных. Авторское право на программное обеспечение.

Раскрыть возрастные особенности познавательной деятельности учащихся при формирований представлений об аппаратном и программном обеспечении компьютера в пропедевтическом, базовом и профильном курсах информатики.

 

7. Научно-методические основы изучения темы: «Общие сведения об операционных системах. ОС Windows 9x/2000»

Операционные системы (ОС) как средство распределения и управления ресурсами. Развитие и основные функции ОС.

ОС Windows, основные характеристики. Понятие файловой системы. Файлы, каталоги, маршруты. Интерфейс пользователя. Объекты и действия над ними. Работа с приложениями (установка, запуск, завершение работы, удаление). Технология Plug and Play. Настройка. Справочная система.

Методы обучения, их классификация. Особенности организации и проведения фронтальных и индивидуальных лабораторных работ по изучению файловой системы, интерфейса и основных команд ОС Windows (тематическое планирование, конкретные примеры заданий).

 

8. Научно-методические основы изучения темы: «Алгоритмы и исполнители»

Алгоритм. Свойства алгоритма. Способы записи алгоритмов; блок-схемы. Исполнители алгоритмов (назначение, среда, режим работы, система команд). Компьютер как формальный исполнитель алгоритмов (программ).

Учебные исполнители как методическое средство формирования базовых понятий алгоритмизации. Исполнители, используемые различными авторскими коллективами школьных учебников информатики, и их методические возможности.

Цели и задачи изучения основ алгоритмизации. Формирование алгоритмического стиля мышления, его компоненты.

Алгоритмические педагогические технологии.

9. Научно-методические основы изучения темы: «Системы программирования»

Языки программирования и их классификации. Этапы разработки программы: алгоритмизация – кодирование – отладка – тестирование. Понятие о системе программирования, ее основные функции и компоненты. Принципы работы сред программирования. Интерпретаторы и компиляторы. Трансляция программ и сопутствующие процессы.

Обзор языков программирования, изучаемых в школе, их связь с учебным алгоритмическим языком.

Деятельностный подход в обучении. Методика организации лабораторных работ по формированию первоначальных умений и навыков работы в среде языка программирования на основе деятельностного подхода..

10. Научно-методические основы изучения темы: «Базовые алгоритмические структуры «следование» и «ветвление»

Алгоритмические структуры «следование» и «ветвление», реализация на языке блок-схем и в языках программирования. Методика введения понятия величины, команд присваивания, ввода и вывода. Методические особенности введения конструкций полного, неполного и многократного ветвления авторскими коллективами школьных учебников информатики.

Развитие мышления учащихся при анализе разветвляющихся алгоритмов (конкретные примеры).

11. Научно-методические основы изучения темы: «Базовая алгоритмическая структура «цикл».

Алгоритмическая структура «цикл», реализация на языке блок-схем и в языках программирования. Основные типы циклов, изучаемые в базовом курсе информатики, порядок их введения различными авторскими коллективами школьных учебников информатики и методические особенности.

Проблема соотношения обучения и развития. Актуальные вопросы и трудности развивающего обучения, его реализация при анализе циклических алгоритмов (конкретные примеры типовых и творческих задач и их методический анализ).

12. Научно-методические основы изучения темы: «Вспомогательные алгоритмы и подпрограммы»

Разбиение задачи на подзадачи, вспомогательный алгоритм. Понятие подпрограммы. Процедуры и функции. Реализация в различных языках программирования.

Методические особенности изучения вспомогательных алгоритмов (подпрограмм) в базовом и профильном курсах информатики.

Психологическая сущность и организация проблемного обучения, этапы его протекания и реализация при изучении вспомогательных алгоритмов.

13. Научно-методические основы изучения темы: «Сложные типы данных. Массивы»

Данные и способы их организации. Простые и сложные (структурированные) типы данных. Описание массивов, выполнение операций над массивами в языках программирования и школьном алгоритмическом языке.

Методические особенности изучения массивов. Типовые задачи школьного курса информатики по обработке массивов и их методический анализ.

Дифференциации и индивидуализация процесса обучения, конкретные примеры их использования при решении задач на массивы.

14. Научно-методические основы изучения темы: «Основные языковые средства обработки текстовой информации»

Символьные и строковые величины. Основные операции и функции обработки строковых величин в различных языках программирования.

Методические особенности изучения строковых величин. Типовые задачи школьного курса информатики по обработке строковых величин и их методический анализ.

Описать психологические особенности формирования положительной мотивации учащихся при решении конкретной типовой задачи.

 

15. Научно-методические основы изучения темы: «Сложные типы данных. Файлы»

Файлы. Файловые типы. Описание переменных файлового типа. Стандартные процедуры и функции для работы с внешними файлами. Текстовые файлы.

Раскрыть основные приемы активизации процессов памяти при анализе алгоритмической структуры задач обработки файлов.

 

16. Научно-методические основы изучения темы: «Графические возможности языков программирования.»

Принципы управления экраном в графическом режиме. Основные графические процедуры и функции в различных языках программирования. Построение графиков функций. Программирование динамических изображений.

Определите понятие «принцип обучения», перечислите классические принципы обучения. Раскройте правила реализации принципа наглядности и методические возможности машинной графики при обучении программированию.

17. Научно-методические основы изучения темы: «Объектно-ориентированное программирование.»

Основные понятия объектно-ориентированного программирования ООП (объекты, инкапсуляция, наследование, полиморфизм, обработка событий в объекте). Системы визуального объектно-ориентированного программирования, общая характеристика (Delphi, Visual Basic).

Отражение элементов объектно-ориентированного программирования в структуре современной школьной информатики. Объектно-ориентированный подход в информационных технологиях. Методические особенности введения понятия «объект» (конкретные примеры).

Объект-субъектные взаимоотношения в целостном педагогическом процессе.

18. Научно-методические основы изучения темы: «Cредa объектного визуального программирования Delphi (Visual Basic)»

Объектно-ориентированная парадигма программирования. Библиотеки объектов. Интерфейсные объекты (VCL): управляющие элементы, окна, диалоги. События и сообщения. Механизмы передачи и обработки сообщений в объектно-ориентированных средах. Конструирование программ на основе иерархии объектов.

Передовой педагогический опыт и его использование при изучении объектно-ориентированного событийного программирования в среде Visual Basic в школьном курсе информатики (тематическое планирование и краткий обзор содержания на примере учебного пособия Н.Д. Угриновича).

 

19. Научно-методические основы изучения темы: «Обработка текстовой информации».

Программы обработки текста. Назначение. Основные возможности. Принцип WYSIWYG. Редакторы документов и издательские системы. Стандартный набор операций с текстом и его расширения. Редакторы специальных текстов.

Текстовый редактор MS Word. Справочная система. Набор текста. Редактирование текста. Работа с блоками текста. Параметры страницы, абзаца, символа. Проверка орфографии. Оформление документа с помощью стилей. Вставка объектов. Взаимное расположение объекта и текста. Работа с таблицами. Колонтитулы. Сноски. Списки. Многоколоночная верстка. Шаблоны.

Методические особенности изучения технологии обработки текстовой информации в базовом и профильном курсах информатики. Организация лабораторных работ (примеры заданий на создание, редактирование и форматирование текстовых документов различного вида, используемые при этом формы и методы).

Раскрыть приемы организации и поддержания внимания на уроке при работе с текстовым редактором.

 

 

20. Научно-методические основы изучения темы: «Обработка графической информации».

Системы машинной графики. Системы векторной и растровой графики. Типы графических файлов, конвертирование различных форматов. Графический редактор Paint. Редактор векторной графики CorelDraw.

Методические особенности изучения технологии обработки графической информации в базовом и профильном курсах информатики. Организация лабораторных работ (примеры заданий на создание изображения с помощью инструментов растрового и векторного графического редактора, использование примитивов и шаблонов, геометрические преобразования).

Проявление индивидуально-типологических особенностей ВНД у учащихся при работе с графическими редакторами.

 

21.. Научно-методические основы изучения темы: «Обработка числовой информации. Табличные процессоры».

Табличные процессоры. Назначение. Основные возможности. Общие принципы работы с табличными процессорами. Табличный процессор MS Excel. Справочная система. Содержимое ячеек. Работа с листами. Вставка объектов. Произведение математических расчетов.

Методические особенности изучения технологии обработки числовой информации в базовом и профильном курсах информатики. Организация лабораторных работ в базовом курсе (тематическое планирование и система заданий, раскрывающих основные понятия темы).

Какие виды памяти учитель должен активизировать при организации обобщающего повторения по этой теме (конкретные примеры заданий).

 

22. Научно-методические основы изучения темы: «Мультимедийные технологии».

Компьютерные презентации. Дизайн презентации и макеты слайдов. Звуки и видеоизображения. Композиция и монтаж. Технические приемы записи звуковой и видео информации. Использование простых анимационных графических объектов.

Методические особенности изучения мультимедийных технологий в базовом и профильном курсах информатики. Организация лабораторных работ, использование метода проектов, конкретные примеры. Разработка учебных мультимедийных интерактивных презентаций и основные направления их использования в учебном процессе.

23. Научно-методические основы изучения темы: «Основы сетевых технологий»

Возможности и преимущества сетевых технологий. Локальные сети. Топологии локальных сетей. Аппаратные и программные средства организации компьютерных сетей. Организация информации в среде коллективного использования информационных ресурсов. Организация групповой работы над документом.

Какие педагогические способности необходимо проявить учителю для организации групповой работы учащихся.

 

24. Научно-методические основы изучения темы: «Организация компьютерных сетей. Internet».

Модель OSI. Понятие протокола. Протоколы прикладного уровня (HTTP, FTP, SMTP, IMAP, POP3). Глобальная сеть Internet. Основные протоколы сети Internet (TCP/IP). Доступ к Internet (коммутируемые и выделенные линии).

Адресация в Internet. Система доменных имен DNS.Основные информационные сервисы сети Internet. Всемирная паутина. Основные понятия WWW (браузер, URL, гипертекст, ссылка).

Интернет в профессиональной деятельности учителя.

 

25. Научно-методические основы изучения темы: «Поиск информации в сети Internet. Средства общения в сети».

Поисковые информационные системы. Поиск информации с использованием системы каталогов и путем ввода ключевых слов. Язык запросов. Сохранение информационных объектов из глобальных компьютерных сетей (Интернет) и ссылок на них.

Файловые архивы. Поиск и загрузка файла из файлового архива.

Электронная почта, чат, телеконференции, форумы, ICQ. Регистрация почтового ящика электронной почты, создание и отправка сообщения. Сетевой этикет.

. Реформирование системы образование в РФ, Болонский процесс. Место ИТ и дистанционного обучения в свете Болонского процесса.

26. Научно-методические основы изучения темы: «Язык HTML как средство создания информационных ресурсов Интернет».

Структура HTML-документа. Ввод текста, форматирование текста, включение в документ таблиц, графиков, изображений. Использование ссылок (гипертекста). Инструментальные средства создания Web-сайтов. Интернет-программирование. Понятие о языках Java и VBScript.

Методика организации лабораторных работ по созданию и обработке комплексного информационного объекта в виде веб-страницы (веб-сайта), примеры заданий (планирование веб-страницы (веб-сайта); поиск необходимой информации; средства реализации; тестирование и публикация веб-сайта).

Понятие и сущность киберзависимости, её профилактика.

27. Научно-методические основы изучения темы: «Язык JavaScript».

JavaScript (VBScript) как средство создания интерактивных ресурсов. Обработка событий в JavaScript. Объекты и события браузера. Объектная модель браузера. Объекты Window, History, Navigator, Location, Document. Объект Form. Элементы формы (кнопки, поле ввода, флажки, радиокнопки, списки, многострочное поле).

Концепция профильного обучения на старшей ступени общего образования. Элективные курсы как новый компонент содержания образова­ния, входящий в состав профиля обучения, и их основные функции. Учебно-методический проект элективного курса по изучению языка JavaScript.

 

28. Научно-методические основы изучения темы: «Информационные системы»

Понятие об информационных системах (ИС). Виды и классификация ИС. Признаки классификации. Базы данных.

Информационная система школы, базы данных предметных областей.

Методические особенности изучения информационных систем в базовом и профильном курсах информатики. Основные типы задач. Сравнительный методический анализ введения основных понятий темы различными авторскими коллективами школьных учебников.

 

29. Научно-методические основы изучения темы: «Базы данных (БД) и системы управления базами данных (СУБД)».

Структура БД. Системы управления базами данных. Функции СУБД. Администрирование баз данных. Обзор возможностей и особенностей различных СУБД.

Основные дидактические задачи и содержательные линии профильных курсов, ориентированных на изучение баз данных.

Автоматизация управления учебно-воспитательным процессом в школе.

30. Научно-методические основы изучения темы: «Модели представления данных».

Информационные модели. Типы логический моделей. Представление данных. Структура представления данных (иерархическая, сетевая, реляционная). Взаимосвязи между объектами, атрибутами объектов, данными.

Методика обучения технологическим приемам построения информационных моделей.

Моделирование и проектирование учебно-воспитательного процесса.

31. Научно-методические основы изучения темы: «Проектирование баз данных (БД)».

Основные понятия теории БД. Этапы проектирования БД. Первичные и альтернативные ключи атрибутов данных. Нормализация отношений в БД. Средства быстрой разработки приложений.

Нормативно-правовое обеспечение образования. Справочные правовые системы и их проектирование.

 

32. Научно-методические основы изучения темы: «Понятие о компьютерном математическом моделировании».

Математическая модель. Этапы моделирования. Применимость математической модели и погрешность. Обусловленность систем линейных алгебраических уравнений.

Компьютерное моделирование. Численный эксперимент.

Психологический эксперимент. Психологическое измерение. Психологическое тестирование. Интерпретация и представление результатов исследования.

33. Научно-методические основы изучения темы: «Приближенное решение нелинейных уравнений».

Аналитические и геометрические методы отделения корней. Метод половинного деления. Метод итерации. Достаточное условие сходимости. Оценка погрешности.

Методический анализ алгоритмов реализации этих методов на языке блок-схем и ШАЯ.

Раскрыть особенности организации процесса мышления учащихся при изучении темы.

 

34. Научно-методические основы изучения темы: «Представление зависимостей между величинами».

Метод наименьших квадратов. Методика организации лабораторного практикума на построение регрессионных моделей с помощью табличного процессора.

Корреляционные зависимости. Расчет корреляционных зависимостей в среде электронных таблиц.

Теоретические, социально-педагогические и эмпирические методы научно-педагогического исследования. Статистическая обработка результатов исследования.

35. Научно-методические основы изучения темы: «Приближенное интегрирование функций».

Постановка задачи. Формулы прямоугольников. Оценка погрешности. Формула трапеции и ее остаточный член. Оценка погрешности (метод пересчета). Метод Монте-Карло.

Методический анализ алгоритмов реализации этих методов на языке блок-схем и ШАЯ.

Мотивация учения детей раннего юношеского возраста. Формирование профессиональных интересов (раскройте сущность понятий и проиллюстрируйте возможности их реализации применительно к содержанию темы при её изучении в профильном курсе информатики).


<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
 | Исходный режим работы ЭС Морозэнерго




© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.