Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Характеристика психологической организации творческого мышления. Сущность дискурсивного мышления.






 

Я.А. Пономарев описывает картину психологического механизма творчества, объясняет сущность его работы.

Схему психологической организации творческого мышления он изображает в виде двух сфер, которые проникают одна в другую, проходя сквозь пять структурных уровней (показать схемы).

 

 

«Дискурсивное мышление – есть единство интуитивного и логического. Организация этого единства включает в себя плавно переходящие один в другой структурные уровни, представляющие собой этапы описанного выше развития (5 этапов). Данные структурные уровни превращаются в ситуациях творческих задач в функциональные ступени их решения».

Нижний предел дискурсивного мышления (внешняя грань I сферы) – интуитивное мышление, за которым уже располагается сфера мышления животных. Его объекты – вещи, явления, изображенные людьми. Сам процесс интуитивного мышления не осознается человеком, а сливается с его продуктом. Интуитивное решение всегда выступает как неожиданное, как «озарение».

На линии I структурного уровня находится основание треугольника, которое изображает субъективную (эмоциональную) оценку и субъективный контроль.

Вершина данного треугольника расположена на линии 5-го структурного уровня.

Верхний предел дискурсивного мышления (внешняя грань II-ой сферы) представляет собой логическое мышление. За этим пределом – область чисто логического мышления (мышления ЭВМ).

К линии 5-го структурного уровня примыкает основание второго треугольника, которое изображает субъективный контроль и объективную оценку.

Приведенная схема – путь решения творческой задачи, то есть, суть дискурсивного мышления - взаимодействие его элементов: возрастание роли интуитивного (неосознанного) по мере движения по структурным уровням вниз (с V-го на I-й) и возрастание роли логического (осознанного) по мере движения по структурным уровням вверх (с I-го на V-й).

Именно такой путь - от логического к интуитивному структурному уровню, а затем от интуитивного вновь к логическому и проходит человеческая мысль в ходе решения задачи творческого характера.

Я.А. Пономарев пишет, что начальная стадия творчества – попытка изменить готовую логическую программу. Когда это не удается, замысел оказывается неверным в силу неподтверждения субъективной логики практикой, человек обращается к интуиции, т.е. его мысль «опускается» на нижние структурные уровни, в сферу неосознанного и начинается процесс формирования интуитивной модели ситуации.

Передача найденного решения людям связана с необходимостью логического оформления.

Нетворческие задачи решаются преимущественно на V-м структурном уровне при помощи готовых логических программ.

Критерием творческого акта является уровневый переход: потребность в новом знании складывается на высшем структурном уровне организации творческой деятельности, а средства удовлетворения этой потребности на низших уровнях.

 

 

3. Творческое мышление – психологический механизм познания. Психологические компоненты творческой деятельности взрослого.

А.Э. Симановский в «Развитии творческого мышления» рассматривает особенности развития мышления у взрослых и детей. Так, им выделены психологические свойства (компоненты) мышления взрослого человека:

· гибкость ума;

· систематичность и последовательность мышления;

· диалектичность;

· готовность к риску и ответственности за принятое решение.

Г и б к о с т ь у м а – способность к выделению существенных признаков из множества случайных и способность быстро перестраиваться с одной идеи на другую. Люди с гибким умом обычно предлагают много вариантов решений, комбинируя и варьируя отдельные элементы проблемной ситуации.

С и с т е м а т и ч н о с т ь и п о с л е д о в а т е л ь н о с т ь - управляет процессом творчества, все идеи сводятся в определенную систему и последовательно анализируются. Очень часто при таком анализе, на первый взгляд абсурдная идея преобразовывается и открывает путь к решению проблемы.

Без систематичности и последовательности гибкость может превратиться в «скачку идей», когда решения до конца не продумываются.

Д и а л е к т и ч н о с т ь м ы ш л е н и я – способность открытия при соединении, казалось бы, несоединимого. Например, долгое время казались неразрешимыми такие явления, как беспроволочная передача речи на расстоянии, полеты на летательных аппаратах тяжелее воздуха, запись и сохранение звука.

Диалектически мыслящий человек, может четко сформулировать противоречие и найти способ его разрешения.

Творчески мыслящий человек также нуждается в

с п о с о б н о с т и р и с к о в а т ь и н е б о я т ь с я о т в е т с т в е н н о с т и за свое решение (старые и привычные способы мышления более понятны большинству людей). Известно, например, что законы наследственности были открыты и опубликованы Георгом Менделем в 1865 году. Но до 1900 года все биологи игнорировали открытие Менделя. Только спустя 35 лет, после того как три разных группы ученых вновь открыли законы наследственности, об открытии Менделя вспомнили и приняли его.

Таким образом, перечисленные компонентытворческого мышления взрослого человека, являясь психологическим механизмом познания, обуславливают высокий уровень продуктивности его творческой деятельности.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.