Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Гендерные исследования






Понятие «гендер» в психологии — это социально-биологическая характеристика, с помощью которой люди дают определение понятиям «мужчина» и «женщина». Так как «пол» является биологической категорией, то социальные психологи часто ссылаются на биологически обусловленные тендерные различия как на «половые различия»1 при объяснении поведения, умственных способностей, личностных особенностей, анализе условий развития представителей разных полов.

Термин «гендер» первоначально был позаимствован из лингвистики и использован для того, чтобы обозначить различие между биологическим (совокупность морфологических и физиологических особенностей) и социальным в развитии, ориентированном с самого начала на пол индивида. Этот термин дает понимание того, что в дополнение к биологической основе существуют социально детерминированные представления о мужчине и женщине, которые оказывают мощнейшее влияние на культурный контекст развития мальчика и девочки, женщины и мужчины.

В этом контексте считается2, что пол индивида влияет на:

1ее/его общественное положение и статус;

2то, какое поведение считается нормальным, сомнительным или явно отклоняющимся от нормы для мужчин и женщин;

3то, какие психологические качества присущи тому или другому полу.

Исходя из вышесказанного, гендер — это понятие, характеризующее социальные представления о мужчине и женщине. Содержание гендера — это полоролевые стереотипы, которые состоят из представлений о ролях и нормах в поведении мужчин и женщин, о психологических особенностях представителей того и другого пола.

В понятие «гендер» включают деятельность по организации ситуативного поведения.

В данном определении гендер — это некая регуляция поведения, основанная на представлениях о нормах поведения представителей того и другого пола.

Категория гендера непостоянна, так как исторически и культурно изменяется. То, что вкладывается в содержание выражения «быть мужчиной» или «быть женщиной», изменяется от поколения к поколению, различно для разных расовых, этнических, религиозных групп, так же, как и для разных социальных слоев.

Л. В. Попова отмечает, что «гендер» имеет скорее описательный, чем объяснительный характер, тогда как понятия «ген-дерная система» и «гендерный контракт» больше подходят для объяснения сложившегося положения вещей.

Исследование тендерных представлений эволюционирует от собственно женских исследований к собственно гендерным.

 

Выделяют три направления современных тендерных исследований:

1. Гендер как инструмент социального анализа.

2. Понимание гендера в рамках женского исследования.

3. Гендер как культурологическая интерпретация.

Социологи рассматривают гендер как социальный конструкт, в основе которого три группы характеристик:

П биологический пол;

П полоролевые стереотипы, распространенные в том или ином обществе;

П «гендерный дисплей» — многообразие проявлений, связанных с предписанными обществом нормами мужского и женского действия и взаимодействия.

Несмотря на сложность применения термина «гендер», которая обсуждается и в отечественной, и в западной литературе, словочетания «полоролевые стереотипы» и «полоролевая культура» не могут заменить термина «гендер», так как гендер не исчерпывается понятием роли или совокупности ролей, предписанных обществом по признаку пола.

Гендер — фундаментальное измерение социальных отношений, укорененное в культуре. В нем есть элементы устойчивости и элементы изменчивости. В каждом обществе, особенно многокультурном и многонациональном, необходимо иметь в виду гендерное разнообразие, то есть предписания и исполнения, соответствующие мужественности и женственности, они могут быть различными для разных поколений, разных этнокультурных и религиозных групп, разных слоев общества. Для России данный подход актуален.

В науке существуют теория социального конструирования реальности (теория социальной конструкции тендера как ее варианта) и теория гендерной системы. Основные положения первой теории в том, что индивид усваивает культурные образцы (паттерны) в процессе социализации, продолжающейся в течение всей жизни. Период первичной социализации связан, в основном, с бессознательными и пассивными механизмами усвоения культуры, в то время как вторичная социализация предполагает большую включенность когнитивных механизмов творческого преобразования среды. Известно, что половая идентичность формируется у детей в возрасте 5—7 лет, в дальнейшем идет ее развитие и содержательное насыщение за счет жизненного опыта.

Важнейшим этапом вторичной социализации является возраст между 17 и 25 годами, когда формируются мировоззрение личности и ее представления о собственном предназначении и смысле жизни. В течение этого периода усваивается опыт поколений, события, пережитые и осмысленные в этом возрасте, становятся главными ценностными ориентирами.

Здесь важно понятие ресоциализации. По определению А. Гид-денса, это процесс, в результате которого происходит разрушение ранее усвоенных норм и образцов поведения, вслед за которым идет процесс усвоения или выработки новых норм. Как правило, ресоциализация происходит в связи с попаданием в критическую и нерелевантную принятым нормам ситуацию и наиболее вероятна в отношении тендера в период современной транс-Формации в России. В процессе ресоциализации возникают новые нормы, регулирующие социальное взаимодействие в новых условиях.

Итак, в процессе социализации и ресоциализации происходит воспроизводство и развитие гендерной культуры сообщества,, к которому данная личность принадлежит.

Понятие «гендерная система» включает разнообразные компоненты и по-разному определяется разными авторами. Шведская исследовательница Хирдман обозначает тендерную систему как совокупность отношений между мужчинами и женщинами, включая формальные и неформальные правила и нормы, определенные в соответствии с местом, целями и положением полов в обществе. Гендерная система — это институты, поведение и социальные взаимодействия, которые приписываются в соответствии с полом (КепгеШ, Оиггап). Кроме термина «гендерная система» используется термин «гендерный контракт». Гендерная система представляет собой совокупность контрактов. Гендерная система предполагает гендерное измерение публичной и приватной сферы. Она является относительно устойчивой и воспроизводится социализационными механизмами.

Образование гендера идет через несколько процессов, причем формирование половых различий является только одним из них. Джоан Экер выделяет пять взаимодействующих гендерных программ:

П построение разделения труда, места пребывания, физического пространства, дозволенного поведения, власти в зависимости от половой принадлежности

П создание символов и образов, которые объясняют, выражают, закрепляют или иногда противостоят этому разделению;

П различия во взаимодействиях женщина—мужчина, женщина—женщина, мужчина—мужчина, проявляющиеся в речи, ее прерывании, в очередности ведения диалога, в продолжении тем для обсуждения, в невербальных компонентах поведения;

П формирование гендерных компонентов индивидуальной идентичности, или иначе гендерных личностных структур;

П вовлечение тендера в фундаментальные продолжающиеся процессы создания и концептуализации социальных структур.

В результате успешной хирургической операции гормональной терапии происходит смена пола в физиологическом смысле. Но чтобы человек почувствовал себя представителем другого пола, требуется большая психологическая работа. В своей статье Белкин А. И. описывает несколько ее этапов.

Сначала данный человек должен создать «идеальную модель» мужественности или женственности, которой он будет следовать. Это может быть конкретный человек или обобщенный образ.

Второй этап — имитационный, то есть пациент старается воспроизводить поведение своего образца — его манеры, движение, мимику, все мельчайшие детали его поведения. Здесь требуется также обязательная смена костюма, без которого пациент не может называть себя соответствующим местоимением и думать о себе в соответствующем роде. Важный момент и в том, что отождествление невозможно, пока не начнется общение с другими людьми и пока окружающие не начнут реагировать на пациента как на лицо другого пола.

На третьем этапе пациент начинает вносить свои коррективы в способы поведения, усвоенные от образца, к которому появляется двойственное чувство: что раньше вызывало восхищение, теперь может отвергаться. На этом этапе окончательно сменяются не только внешние манеры, эмоциональные отношения, но и системы ценностей1

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.