Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Проблемы отношения полов в семье






В биологических, социальных и психологических науках определение пола неоднозначно.

В строгом смысле пол — совокупность морфологических и физиологических особенностей организма, обеспечивающих половое размножение, сущность которого сводится в конечном счете к оплодотворению.

«Пол» и «половые» свойства обозначают явление, связанное с дифференцировкой и различением мужчины и женщины, тогда как «секс», «сексуальные» свойства подразумевают сексуально-эротические свойства.

Пол:

а) биологический — совокупность контрастирующих генеративных признаков особей одного вида;

б) социальный — комплекс соматических, репродуктивных, социокультурных и поведенческих характеристик, обеспечивающих индивиду личный, социальный и правовой статус мужчины и женщины.

«Гндер » (от лат. «род») — обозначение пола как социального понятия и явления; вся совокупность свойств, отличающих мужчину от женщины (в отличие от чисто биологического понимания слова пол («зех») в англоязычной литературе). В гносеологическом плане «гендер» — от греческого «генос» — происхождение, материальный носитель наследственности, рождающийся. Соответствует русскому понятию «род».

Отношение в психологии в самом общем виде — это взаиморасположение объектов и их свойств.. Выделяют семейные отношения (на уровне социальных общностей); производственные отношения (на уровне занятых той или иной деятельностью групп); межличностные отношения (на уровне взаимосвязей между людьми в группах); внутри-личностные отношения (например, эмоционально-волевые установки субъекта по отношению к себе или аффективное отношение к кому-либо другому) и др.

Большинство житейских представлений сводится к тому, что пол, половая принадлежность человеку дается чисто биологически. Но «половая идентичность, то есть осознанная принадлежность к определенному полу, — результат сложного биосоциального процесса, соединяющего онтогенез, половую социализацию и развитие самосознания. Процесс этот, начинающийся с момента оплодотворения яйцеклетки, разделяется на ряд последовательных стадий, каждая из которых выполняет свои специфические задачи, причем результаты таких критических периодов принципиально необратимы».

Основные этапы и компоненты половой дифференциации рассмотрены ведущим американским сексологом Д. Мани. Основная идея Мани состоит в том, что «для создания самца требуются дополнительные усилия. Природа в основном заботится о создании самки. На всех критических стадиях развития, если орган не получил дополнительного сигнала или команд, половая дифференцировка автоматически идет по женскому типу. То есть социальные факторы и самосознание — лишь надстройка над тем, что каждому дано природой». Таким образом, Мани описал формирование хромосомного или генетического пола, определяющего будущую генетическую программу организма, в частности дифференциацию его половых желез, и гормонального пола зародыша, определяющего дифференциацию внутренних репродуктивных органов (внутренний морфологический пол) и наружных гениташй (внешний морфологический пол или генитальная внешность), а также нервных механизмов, в дальнейшем регулирующих маскулинное или феминное поведение особи.

В постнатальном онтогенезе генитальная внешность задает определенную программу взрослым, детерминируя определение акушерского (или паспортного) пола новорожденного, что, в свою очередь, сигнализирует, в духе какой половой роли, мужской или женской, он должен воспитываться (пол воспитания). Таким образом начинается половая социализация ребенка, то есть обучение ребенка половой роли.

Половая роль — некоторая система предписаний, модель поведения, которую должен усвоить и которой должен соответствовать индивид, чтобы его признали мужчиной или женщиной.

Половая социализация всегда зависит от норм и обычаев соответствующего общества, культуры. В нее входят:

1.стема дифференциации половых ролей, то есть половое разделение труда,

2специфические полоролевые предписания, права и обязанности мужчин и женщин;

3система стереотипов маскулинности и феминности, то есть представления о том, какими являются или должны быть мужчины и женщины.

Маскулинность и феминность (от лат. — мужской и — женский) — нормативные представления о соматических, психических и поведенческих свойствах, характерных для мужчин и женщин; элемент полового символизма, связанный с дифференциацией половых ролей.

Обыденное сознание склонно абсолютизировать психофизические и социальные различия полов, отождествляя маскулинность с активно-творческим, культурным, а феминность — с пассивно-репродуктивным, природным началом.

Половая идентичность — единство поведения и самосознания индивида, причисляющего себя к определенному полу и ориентирующегося на требования соответствующей половой роли. Половая идентичность основывается на соматических признаках; (образ тела) и на поведенческих и характерологических свойствах, оцениваемых по степени их соответствия нормативному стереотипу маскулинности или феминности. Половая идентичность связана с системой личности

В 1, 5 года ребенок знает свою половую принадлежность.

К 3—4 годам различает пол окружающих людей, часто ассоциируя его со случайными внешними признаками.

В 6—7 лет окончательно осознает необратимость половой принадлежности, и в зависимости от пола дети самостоятельно выбирают разные игры и партнеров.

Большое значение в половой социализации играет общество сверстников как своего, так и противоположного пола. Оценивая телосложение ребенка, сверстники подтверждают, укрепляют или ставят под вопрос его половую идентичность и поло-ролевые ориентации.

Пубертатный период является критическим из-за того, что обнаруживается и закрепляется не только половая, но и сексуальная идентичность, психосексуальная направленность личности.

Таким образом, человек осознает себя мужчиной или женщиной в свете биологических и социальных факторов, тесно и очень сложно связанных друг с другом. При несовпадении биологических и социокультурных (пол воспитания) детерминант пола конечный результат, то есть половая идентичность субъекта, практически непредсказуем.

Вопрос о психологических особенностях и различиях представителей мужского и женского пола более сложен, чем вопрос о их биологических и физических различиях. Взаимозаменяемость мужчины и женщины в широкой сфере деятельности порой позволяет ставить под сомнение наличие специфических половых психологических особенностей и на этом основании пренебрегать их изучением. Но, признавая специфические отличия полов, многие исследователи интересуются вопросом их происхождения.

В концепции естественного отбора Ч. Дарвина сформулирован принцип, по которому в схватке побеждает или выживает особь с признаками, способствующими сохранению всего вида. Поэтому у самки должны быть развиты качества, способствующие вынашиванию и выращиванию детеныша, а у самца те, которые помогают защитить семейство. Так как беременность делает самку уязвимой и нуждающейся в защите, то обязанности защитника возлагаются на того, кто не может носить ребенка сам. Поэтому самец должен быть физически сильным, готовым к бою. Избыточная нежность в мужчине отрицательно сказывается на способности драться в нужный момент. А избыток агрессивности у женщины сокращает количество беременностей.

Таким образом, биологическая теория Дарвина объясняет, почему природа поощряет в мужчине агрессивность, а в женщине заботливость.

В психоаналитической теории 3. Фрейдом выделены психосексуальные стадии развития ребенка. Отношения с другим полом и к себе зависят от того, прошел ли индивид стадию или имеет место фиксация. С каждой стадией связаны различные типы характера.

, по Фрейду биологическая природа предопределяет у девочек зависть к пенису. Из этого можно сделать вывод, что более полноценным является мужчина, а у женщины всегда будет присутствовать, чаще в подсознательной сфере, некоторая враждебность к противоположному полу, что будет мешать ей реализовывать себя.

Социокультурная теория К. Хорни. Хорни не соглашалась почти ни с одним положением Фрейда в отношении женщин. Она возражала против главного основания аналитической концепции в различиях между полами, заключающегося в строении гениталий, и выдвинула свою теорию, учитывающую другое важное биологическое отличие — различную роль мужчины и женщины с точки зрения репродуктивной функции и влияние социокуль-турных факторов. По Хорни, способность к материнству у женщины имеет физиологическое преимущество. Это проявляется в бессознательном мужской психики — в сильнейшей зависти мальчика к материнству. Но зависть мужчины имеет значительно большие возможности для успешной сублимации, чем зависть девочки к пенису. И «эта зависть служит одной из основных движущих сил формирования культурных ценностей». «Невероятная сила импульса мужчины к творчеству в любой области (пронизана) ощущением его значительной независимости в собственной роли при сотворении живого существа, что и подталкивает его постоянно к сверхкомпенсации за счет других достижений». Женщины творческого начала, а женщина — как пассивно-природная сила.

В древнекитайской мифологии наиболее ярко представлено это положение через полярные космические силы женского начала «инь» и мужского «янь», взаимодействие которых делает возможным существование Вселенной. В большинстве мифов Земля, Луна и вода олицетворяют женское начало, а Солнце и огонь — мужское. Казалось бы, это и есть объяснение реальных отличий, но это противопоставление «лишь из серии бинарных оппозиций, с помощью которых мифологическое сознание пытается упорядочить жизненный мир, разделяя его свойства на положительные и отрицательные». Как указывает Кон, представления о женском начале как пассивном не универсальны. Например, в Тантризме «мужское начало как недифференцированный абсолют должно быть разбужено женской энергией, активной творческой силой».

Во многих мифах можно встретить образы богов, обладающих женскими и мужскими свойствами (Гермафродит), божеств с двойным набором гениталий и других половых признаков (Шива, бородатая Афродита). На первый взгляд это отражение индивидуальной патологии, но эти примеры — образы богов, то есть это возведено в культ и имеет более глубокое значение.

И. С. Кон делает вывод о глубокой асимметрии в принципах описания и критериях оценки мужчин и женщин: мужчина главным образом рассматривается как активное, культурное начало; воспринимается и оценивается по своему общему положению, роду занятий, социальным достижениям. Женщина — пассивная, природная сила; рассматривается в системе семейно-род-ственных отношений как мать, жена, сестра, где подчеркиваются такие ее качества, как плодовитость, целомудрие, верность и другие свойства темперамента, характера, внешности. Ум упоминается как мудрость, но не сама по себе, а как качество, которое служит «главным аргументом в ее отношениях с мужскими персонажами».

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.