Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Методические указания. Тема: «Стилистическое использование фразеологизмов деловой речи».

Практическая работа № 4

 

Тема: «Стилистическое использование фразеологизмов деловой речи».

 

Цель: обобщить и систематизировать знания студентов об употреблении фразеологических

оборотов; развивать у них навыки анализа языковых единиц с точки зрения точности и

уместности их употребления.

 

Ход работы

 

1. Определите общую стилистическую окраску данных фразеологических единиц. Там, где

это, возможно, определите их принадлежность к конкретному стилю (научному, газетно-публицистическому, официально-деловому).

2. Установите соответствие между фразеологизмами и их источниками.

3. Подберитефразеологизмы, которыеимеюттакие значения.

4. Замените сочетания «глагол + существительное» глаголами.

5. С какими глаголами обычно сочетаются данные слова (в их терминологическом значении)?

6. Укажите ошибки в употреблении фразеологических оборотов. Исправьте предложения.

7. Составьте текст, используя фразеологизмы, позволяющие выразить ваше отношение к предмету или адресату речи.

 

Литература: 1. Рахманин Л.В. Стилистика деловой речи и редактирование служебных

документов. – М., 1988.

2. Розенталь Д.Э. Практическая стилистика русского языка. – М., 1987.

3. Русский язык делового общения: учебно-методическое пособие /

сост. В.И. Кабыш, Н.В. Шведова. Курган: Изд-во Курганского гос.

ун-та, 2014. – 120 с.

Словари

1. Фразеологический словарь русского языка / Авт.-сост. А.А. Легостаев,

С.В. Логинов. Ростов н/Д: Феникс, 2003.

2. Фразеологический словарь русского языка / Сост. А.Н. Тихонов,

А.Г. Ломов, Л.А. Ломова. М.: Рус. яз.-Медиа, 2003.

Методические указания

При изучении темы следует особенное внимание обратить на такие вопросы: фразеоло-гия деловой речи: канцеляризмы, клише и штампы; ошибки в употреблении фразеологических оборотов.

Во время изучения темы студенты должны знать: определения «фразеология», «фразео-логизм», «фразеологическая единица», «канцеляризмы», «штампы», «клише»; определять ре-чевые недочёты в употреблении фразеологических оборотов; анализировать фразеологические единицы.

Рядом с изученным материалом необходимо на практике уметь: определять общую сти-листическую окраску данных фразеологических единиц, их принадлежность к конкретному стилю (научному, газетно-публицистическому, официально-деловому); устанавливать соот-ветствие между фразеологизмами и их источниками; подбиратьфразеологизмы с учётом их значения; заменять сочетания «глагол + существительное» глаголами; учитывать сочетание данных слов (в их терминологическом значении); называть и исправлять ошибки в употребле-нии фразеологических оборотов, возникающие в предложениях в результате речевой недоста-точности; составлять текст, используя фразеологизмы, позволяющие выражать отношение к предмету или адресату речи.

 

Вопросы для самопроверки

1. Фразеология деловой речи: канцеляризмы, клише и штампы.

2. Ошибки в употреблении фразеологических оборотов.

1. Определите общую стилистическую окраску данных фразеологических единиц. Там, где это, возможно, определите их принадлежность к конкретному стилю (научному, газетно-публицистическому, официально-деловому).

Иметь место, принять во внимание, внести вклад, лежать в основе, играть роль, поставить во главу угла, заложить основу, возлагать ответственность, неопровержимые доказательства, мирное сосуществование, главные члены предложения, сверх­фразовое единство, договаривающиеся стороны, актуальность темы, социалистическое соревнование, ритмическая проза, сти­листика декодирования, представлять научный интерес, без со­хранения содержания, демографический взрыв, выписка из про­токола, командировочное удостоверение, проложить путь (к), холодная война, люди доброй воли, прогрессивное человечество, с официальным визитом, разрядка напряженности, встреча за круглым столом.

2. Установите соответствие между фразеологизмами и их источниками.

Блудный сын, ахиллесова пята, вавилонское столпотворение, троянский конь, синий чулок, буриданов осел, бить баклуши, земля обетованная, авгиевы конюшни, мертвые души, кричать во всю Ивановскую, снимать стружку, исчадие ада, дамоклов меч, ясно солнышко, сизифов труд, камень преткновения, красна девица, в подметки не годится, вот тебе, бабушка, и Юрьев день, человек в футляре, карта бита, соломоново решение, танталовы муки, алчущие и

жаждущие, втирать очки, идти ва-банк, глас вопиющего в пустыне, сесть на мель, чистая доска, живой труп, играть первую скрипку, святая святых.

Источники: Библия, художественная литература, фольклор, мифология, профессиональ-ная терминология, исторические события, заимствования, жаргонизмы.

3. Подберите фразеологизмы, которые имеют значение:

1. Мало.

2. Притворяться несчастным.

3. Прославиться, стать известным.

4. Не думать о своей безопасности.

5. Медлить, делать что-либо очень медленно.

6. Выделяться отчетливо, ярко.

7. В худшем случае.

8. Чувствовать себя уверенно.

9. Объективно, непредвзято.

10. Много.

Слова для справок: невзирая на лица, не щадить живота, тянуть канитель, кот наплакал, проходить красной нитью, на худой конец, казанская сирота, войти в историю, как рыба в воде, непочатый край.

4. Замените сочетания «глагол + существительное» глаголами.

Произвести улучшение, осуществлять заботу, произвести выплату, подвергнуть сокращению, осуществлять выдачу, допустить отставание, подвергнуть исследованию, произвести посев, допустить снижение по темпам роста, осуществить руководство, достигнуть опережения, осуществить питание, организовать проведение занятий, допустить снижение (объёма выпуска), осуществить сбор налогов.

5. С какими глаголами обычно сочетаются данные слова (в их терминологическом значе-нии)?

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Ход работы. 1. Подготовьте в тетради данные для выполнения практических заданий | Теоретичні відомості. Тема: Файловий менеджер Total Commander.




© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.