Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Нет, лучше му/кой!






1) полные омонимы 2) омофоны 3) омоформы 4) омографы

3. Какое лингвистическое явление иллюстрируют слова контуры — очертания!

1) омонимы 2) паронимы 3) антонимы 4) синонимы

4. В каком примере слово КЛЮЧ употреблено в прямом значении?

1) ключ к шифру 3) в оптимистическом ключе

2) гаечный ключ 4) действовать в едином ключе

5. В каком примере слово ЖЕЛЕЗНАЯ употреблено в прямом значении?

1) железная руда 3) железная логика

2) железная воля 4) железная хватка

6. Какой пример не содержит фразеологического оборота?

1) Сегодня у меня всё падает из рук.

2) На экзамене я взял себя в руки.

3) Он прибрал к рукам всё производство.

4) Я трудился не покладая рук.

7. В каком ряду нет фразеологического оборота?

1) переступать с ноги на ногу 3) ни в зуб ногой

2) с ног до головы 4) жить на широкую ногу

8. В каком предложении вместо слова жилищный нужно употребить слово жилой!

1) В зале были выставлены макеты, чертежи, новые проекты жи­лищного строительства.

2) За китайским кварталом следует новая жилищная часть евро­пейского города.

3) Мэру пришлось заняться жилищными проблемами.

4) Наше жилищное законодательство требует внесения поправок.

9. В каком предложении вместо слова ледовый нужно употребить слово ледяной?

1) Невозможно описать яркость и красочность полярного ледового моря.

2) Ладожское озеро было ледовой трассой, которая несла жизнь ленинградцам.

3) Он произнес эти слова ледовым голосом.

4) Изменение ледовых условий в арктических морях представляет большой научный интерес.

10. В каком предложении вместо слова представить нужно употребить слово предоставить?

1) Начинающий писатель представил свой роман на суд читателей.

2) Абитуриенты представили аттестаты и медицинские справки.

3) И она представила себе эти поля под осенним беспросветным дождём.

4) Русский язык — это громаднейшая сокровищница, которая пред­ставляет нам безграничные возможности.

Задание 2. Прочитайте стихотворение Ф. Тютчева «Весенняя гроза» Выпишите по 3-4 примера олицетворения и эпитета. Какое настроение они создают при чтении стихотворения.

Люблю грозу в начале мая, Когда весенний, первый гром, Как бы резвяся и играя, Грохочет в небе голубом. Гремят раскаты молодые, Вот дождик брызнул, пыль летит, Повисли перлы дождевые, И солнце нити золотит. С горы бежит поток проворный, В лесу не молкнет птичий гам, И гам лесной и шум нагорный – Всё вторит весело громам.

Задание 3. В последние годы в русском языке наметилась тенденция к появлению новых антонимических пар, которые активно используются в публицистической и разговорной речи. В связи с непостоянством, изменчивостью признаков моделируются новые смысловые противоположности. Подберите антонимы, учитывая новые явления в общественной жизни, контрастирующие между собой.

Образец выполнения: благотворительная организация - коммерческая.

Праздничный день, пролог романа, мягкий приговор, закономерное явление, позитивное отношение.

Задание 4. В 20-е годы XX века известный деятель отечественной культуры С. Волконский писал: «Влияние иностранного слова несомненно расслабляющее, когда говорящий не сознаёт под ним корней. Как всякое полузнание, оно хуже незнания, всё равно как полуистина есть уже заблуждение». Ниже дан небольшой список «дефективных» (заимствованных из других языков) выражений. Подберите к ним соответствующие «коррективы» (синонимы из русского языка).

Варьировать, фиксировать, реанимация, раритет, тенденциозность, толерантный, цитадель.

Задание 5. Определите различия в значении слов. За справками обращайтесь к толковым словарям русского языка и словарям иноязычных слов.

Грант, дотация, пенсия, стипендия, субсидия.

Задание 6. Составьте словосочетания с каждым из паронимов.

Глубинный – глубокий, далёкий – дальний, игровой – игристый – игорный, доверительный – доверчивый, исполнительный – исполнительский, оклик – отклик; эффектный – эффективный; невежа – невежда; скрытый – скрытный.

Задание 7. Подберите фразеологические синонимы к следующим устойчивым сочетаниям.

Валять дурака, белая кость, сапоги всмятку, ни то ни сё.

Контрольные вопросы:

1. Дайте определение понятию «лексикология».

2. В чём заключается различие понятий «лексическое значение» и «грамматическое значение»

3. Дайте определение понятию «фразеология».

4. Дайте определение понятию «омонимы».

5. Дайте определение понятию «синонимы».






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.