Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Занятие 10.






Тема: Обзор существительных 1 и 2 склонений

Введение в клиническую терминологию. Словообразование в клинической

терминологии. Приставки и суффиксы.

Задание 1. Заучите следующие слова

Существительные 1 склонения Существительные 2 склонения
ampulla, ae, f - ампула aperturа, ae, f – апертура, отверстие cellula, ae, f – клетка, ячейка (гр. cyto-) fibra, ae, f - волокно gingiva, ae, f - десна glandula, ae, f – железа (греч. aden-) retina, ae, f - сетчатка palpebra, ae, f – веко (греч. blephar-) plica, ae, f - складка papilla, ae, f - сосочек alveolus, i, m - альвеола bulbus, i, m - яблоко bulbus oculi (b. oculi) – глазное яблоко carpus, i, m - запястье folium, i, n - лист gyrus, i, m - извилина metacarpus, i, m - пясть nucleus, i, m - ядро ramus, i, m - ветвь spatium, i, n – пространство, промежуток supercilium, i, n - бровь  

 

 

Пнилагательные 1-2 склонения Прилагательные III скл. (гласный тип)
aсcessorius, a, um – дополнительный, придаточный, добавочный cavernosus, a, um - пещеристый fibrosus, a, um - фиброзный flavus, a, um - желтый gastricus, a, um - желудочный glutaeus, a, um - ягодичный hepaticus, a, um - печеночный lymphaticus, a, um - лимфатический mucosus, a, um - слизистый oesophageus, a, um - пищеводный pelvinus, a, um - тазовый proprius, a, um – собственный subcutaneus, a, um - подкожный   brevis, e - короткий communis, e - общий corticalis, e - корковый lumbalis, e – поясничный pectoralis, e - грудной pulmonalis, e – легочный radialis, e – лучевой, радиальный spinalis, e - спинной superficialis, e - поверхностный ulnaris, e - локтевой    

 

Задание 2. Постройте контрольные термины 1-15 (стр.65 «Основы медицинской термино- логии в курсе латинского языка»).

 

Мы приступили к изучению нового раздела программы «Словообразование в клинической терминологии».

Задание 3. Составьте конспект темы «Структура клинического термина» (в специальной тетради) по учебному пособию «Основы медицинской терминологии в курсе латинского языка» стр.135-137.

Задание 4. Проработайте занятие 1 соответствующего раздела (стр.142-146) по тому же учебному пособию. Составьте таблицу «Латинские и греческие приставки по следующему образцу:

Приставка Значение Пример
a, ab intra- от, удаление внутри-   abducens - отводящий intramuscularis - внутримышечный

 

Задание 5. Проработайте занятие 2 соответствующего раздела пособия (стр.146-149),

Составьте таблицу «Суффиксы» по следующему образцу:

Суффикс Значение Пример
-cul -ul- -ol -ell Уменьшительный - - - tuber cu lum - бугорок gland ul a - желёзка fove ol a - ямка lam ell a - пластинка

 

ЗАНЯТИЕ 11.

ТЕМА: 1) Структура анатомических терминов.

2) Введение в клиническую терминологию.

Задание 1. Заучите следующие слова в словарной форме:

I с к л о н е н и е с у щ е с т в и т е л ь н ы х

comissura, ae, f - спайка glandula, ae, f – железа (греч. aden-) medulla, ae, f – мозговое вещество, мозг m. (medulla) oblongata – продолговатый мозг medulla ossium – костный мозг (досл. «мозг костей» - Gen. Pl.) (греч. osteomyel-) medulla spinalis – спинной мозг (гр.myel) trachea, ae, f – трахея (дыхательное горло) vagina, ae, f - влагалище (гр. colpo-) valvula, ae, f - заслонка vesica, ae, f - пузырь vesica fellea, ae, f – желчный пузырь (греч. cholecyst-) vesica urinaria, ae, f – мочевой пузырь (греч. cyst-)

 

II с к л о н е н и е с у щ е с т в и т е л ь н ы х

atrium, i, n - предсердие bronchus, i, m - бронх lobus, i, m - доля lumbus, i, m - поясница   nodulus, i, m - узелок stratum, i, n - слой thalamus, i, m – зрительный бугор thymus, i, m – вилочковая железа

 

IV с к л о н е н и е с у щ е с т в и т е л ь н ы х

abscessus, us, m – гнойник, абсцесс, нарыв recessus, us, m - углубление, карман sensus, us, m - чувство tractus, us, m - путь, тракт

 

 

П р и л а г а т е л ь н ы е I – II с к л о н е н и я

a) cardiacus, a, um - сердечный hepaticus, a, um - печеночный membranaceus, a, um - перепончатый oblongatus, a, um - продолговатый opticus, a, um – зрительный peronaeus, a, um (=fibularis)- малоберцовый sanguineus, a, um - кровеносный spurius, a, um - ложный sympaticus, a, um - симпатический synovialis, e - синовиальный urinarius, a, um - мочевой   b) acutus, a, um - острый anatomicus, a, um - анатомический benignus, a, um - доброкачественный chronicus, a, um – хронический diffusus, a, um - диффузный (разлитой) lymphaticus, a, um - лимфатический malignus, a, um - злокачественный purulentus, a, um - гнойный subacutus, a, um - подострый toxicus, a, um - токсический  

П р и л а г а т е л ь н ы е III с к л о н е н и я (гласного типа)

a) analis, e - анальный, прямокишечный biliaris, e - желчный cerebellaris, e - мозжечковый intermuscularis, e - межмышечный medullaris, e - мозговой paranasalis, e - околоносовой semilunaris, e - полулунный   b) clinicalis, e - клинический infantilis, e - детский juvenilis, e - юношеский senilis, e - старческий

 

Задание 2. Приступайте к построению контрольных терминов к III ЦКР (с 16 по 30)

 

2 ) В плане изучения темы «Словообразование в клинической терминологии» начните составление таблицы N 3 «Греко-латинские дублеты» по следующему образцу:

Греческий корень, начальный терминоэлемент Латинское дублетное обозначение Значение (перевод) Пример термина с данным корнем
-osteo оs, ossis, n кость Osteologia – раздел анатомии, изучающий костную систему

 

Задание 3. Выпишите из сводной таблицы на стр 137-139 и внесите в свою таблицу N 3 следующие греческие корни и их латинские дублеты:

arthr- gloss-

cephal- (kephal-) -genia

cheir-, chir- gnatho-

cardi- oste-

cheil- podo-

odont- rhin-

encephal- stetho-, thorac-

gon- stoma-, stomato-

somat- urano-

 

В продолжение изучения новой темы начните составление таблицы N 4 «Конечные терминоэлементы» по следующему образцу:

Греческий корень Значение (перевод) Пример
-algia боль Cardialgia – боль в области сердца

Задание4. Выпишите из сводной таблицы на стр 140-141 и включите в свою учебную таблицу N4 следующие греческие корни:

Боль, болезненная чувствительность

Запись, регистрация (процесс)

Описание, изображение (результат)

Наука, учение

Измерение

Заболевание, страдание; чувство

Исследование, инструментальный осмотр

Лечение, способ лечения.

 

Задание 5. Проработайте материал занятия 3 на стр.149-150. Выполните письменно в специальной тетради упр.3-5. Подберите из упражнений примеры для занесения в таблицы NN 3 и 4.

ЗАУЧИТЕ словообразовательные элементы вместе с примерами

 

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.