Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Облигатное и факультативное научение






Облигатное – это то, чему нужно научиться не зависимо от желания, чтобы просто жить. Факультативное – это то, чему можно учиться, можно не учиться – это не жизненно необходимые навыки. Паразиты (клещи, черви и так далее) – вообще не имеют факультативного выученных навыков – они умеют только есть и размножаться. Среди птиц – есть сверхразвитые врановые (вороны, грачи и др), чьи способности к новому обучению очень обширны. Люди в этом плане стоят выше всех прочих видов.

Факультативное обучение очень лабильное (подвижное, гибкое) – но, все же, имеет свои границы. Собаку нельзя научить вилять хвостом – она это делает сама, петуха не обучишь петь по-соловьиному – так что границы у факультативного обучения есть. Чем выше развитие организма, тем выше не только количество факультативно выученных навыков, но и способность к обучению. Для простейших тоже свойственно обучение – но оно сводится к привыканию или не привыканию. А лошади могут научиться не только машинально выполнять действия по команде но и подключать к своим действиям некоторую сообразительную деятельность (называется инсайт).

Облигатное научение обязательно для каждой особи вида, является доводкой видоспецифического поведения. Результат обучения вполне укладывается в рамки видового стереотипа. Если птица не научится петь как надо и строить гнездо, она не сможет привлечь партнёра. “Смертельный укус” у кошачьих не заложен генетически, ему учатся в определённом возрасте в детстве, во время игрового периода. У человека: ходьба, речь.

Факультативное имитационное научение в простейших формах представлено в имитации невидотипичных движений на основе облигатного (аллеломиметического) стимулирования. Обезьяны имитируют действия человека, особенно в домашней обстановке – это пример невидотипичного имитационного манипулирования. Высшее проявление факультативного имитационного научение – решение задач путём подражания.

Взаимная стимуляция - аллеломиметическое поведение, при котором выполнение видотипичных действий одними жив является побуждающим фактором для других. Последние в результате начинают выполнять такие же действия.

Научение путем подражания заключается в индивидуальном формировании новых форм поведения, но путем одного лишь непосредственного восприятия действий других животных.

Облигатное имитационное научение является также важным элементом реакции следования и распознавания молодыми млекопитающими пищевых объектов. Путем облигатного имитационного научения молодые животные накапливают опыт в гнездостроении у птиц и шимпанзе.

Аллеломиметическое поведение изучается путем раздельного обучения изолированных друг от друга животных, которые затем сводятся вместе.

Имитационное научение - животные с самого начала общаются между собой. Одна особь выполняет при этом роль " актера", т.е. обучается экспериментатором за соответствующее вознаграждение на виду у других особей - " зрителей".

Если в результате последние без собственных упражнений и подкрепления вследствие одних лишь наблюдений за действиями " актера" также научаются решать поставленную ему задачу, то можно говорить о факультативном имитационном научении.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.