Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Историко-эстетический анализ






Аннотация

на хор «Поезд Овсеня и Коляды»

Из оперы Н.А. Римского-Корсакова

«Ночь перед Рождеством»

 

Выполнила: студентка I курса

Северова Юлия

Класс профессора

Апексимовой М.М.

Рецензент:

профессор Чуков С.А.

 

 

Москва 2015

Содержание:

Глава 1. Историко-биографические сведения

1.1.Историко-эстетический анализ................................................................................. 2

1.2.Творческиая биография композитора...................................................................... 5

1.3. Оперное творчество............................................................................................... 11

1.4. Литературный первоисточник................................................................................ 13

Глава 2. Музыкально-теоретический анализ................................................................ 15

Глава 3. Вокально-хоровой анализ………………………………………………………………………………………………………………………………..24

Глава 4. Исполнительский анализ (Дирижерское воплощение)…………………………………………………………………………………………………………….……….27

Список используемой литературы…………………………………………………………………………………..28

 

 

Историко-эстетический анализ

ХIХ век - это столетие, значение которого в истории русской музыки переоценить невозможно.

Блестящий взлет русской музыкальной культуры первой половины ХIX века связывают с именем М. И. Глинки. Подобно своему гениальному современнику поэту А.С. Пушкину, заложившему основы литературного языка, Глинка заложил основы русской классической музыки.

Искусство этого периода тесно взаимосвязано с общественно-историческими событиями России – Отечественной войной 1812 года и восстанием декабристов 1825 года. Эти события коренным образом изменили сознание людей и выявили острую необходимость отмены крепостного права. Вследствие Отечественной войны возникают идеи национальной свободы, идея народа как активной исторической силы. Эти представления сыграли исключительную роль в развитии русской общественной мысли и русской литературы (А. С. Пушкин, А. С. Грибоедов, М. Ю. Лермонтов).

Развитие русской музыки происходит в непосредственной близости к литературе.

«В начале века русская музыка, как и литература, вступает в полосу романтизма. Русским художникам близки такие его стороны, как острая неудовлетворенность действительностью, горячая жажда обновления, интерес к истории, культуре ушедших эпох, повышенное ощущение своей национальной принадлежности, тяга к разработке фольклорных ресурсов, к эпосу, сказке, песне. Как и литература, которая, по выражению Д. Д. Благого, «прошла через романтизм к реализму», русская музыка училась постигать жизнь во всех ещё сложностях»[1].

Первая четверть ХIX века - предклассический этап развития музыкальной культуры. Активное развитие в этот период получают жанры, связанные со словом: музыкально-театральные (оперы, водевили, мелодрамы, пантомимы, интермедии и дивертисменты), вокальная лирика (песня, романс). Наиболее яркие представители доглинкинской эпохи: А. Н. Верстовский, А. А. Алябьев, А. Е. Варламов, А. Л. Гурилёв.

Второй этап развития (30–40-е гг.) – это стремительный подъём русской национальной культуры. Обобщив достижения предшественников, Глинка не только придал музыке общенациональный облик, но и вывел её к рубежам мирового признания[2].

Третий этап (40 – 50-е гг.) является переходным от первого расцвета русской музыки (Глинка) ко второму её взлёту (композиторы «Могучей кучки» и П. И. Чайковский).

Музыкальная культура 60–80-х годов – это пора высокого расцвета, когда формируется целая школа отечественной национальной классики. Развивая глинкинские традиции, «новая русская школа» чутко реагировала на острые проблемы современности, шла в ногу со временем.

Крестьянская реформа, начатая в 1861 году императором Александром II, упразднила крепостное право, но не до конца решила крестьянский вопрос. Однако, эта первая и наиболее значимая из «великих реформ» вызвала подъём общественной мысли, отклик которой нашёл своё отражение в искусстве.

Искусство этого периода пронизано жесткой критикой строя. Социально-обличительный мотив постоянно прослеживается в деятельности таких известных публицистов, как Н. Чернышевский, В. Белинский, Н. Добролюбов; писателей-реалистов – И. Тургенева, И. Гончарова, Л. Толстого, Ф. Достоевского. В живописи в это время активно процветает творчество художников-передвижников ССЫЛКА: И. Репина, В. Перова, В. Маковского, И. Крамского.

Конечно же, неизбежно было влияние и на музыкально-общественную жизнь. Центральным вопросом становится организация профессионального музыкального образования и музыкальное просвещение. В связи с этим открывается ряд музыкально-просветительских организаций. В 1859 году - Русское музыкальное общество (РМО); в 1862 году в Петербурге открылась первая в России консерватория во главе с А. Рубинштейном, а четырьмя годами позже, в 1866, в Москве – консерваторию возглавил Н. Рубинштейн.

Широкое распространение получает коллективная или так называемая кружковая форма деятельности. В литературе – журнал «Современник», в живописи, уже упомянутые выше, передвижники, а в музыке таким творческим объединением становится «Могучая кучка»[3], возглавляемая М.А Балакиревым.

Велико также значение музыкально-критической деятельности В. Ф. Одоевского, В. В. Стасова, А. Н. Серова, Г. А. Лароша.

Вторая половина ХIX века открыла созвездие блестящих имён в истории русской музыки: М.А. Балакирев, М. П. Мусоргский, А. П. Бородин, Ц. А. Кюи, Н. А. Римский-Корсаков. Нельзя здесь не упомянуть и о П. И. Чайковском, который также сыграл весьма значительную роль в становлении русской национальной школы.

Итак, к концу столетия, окончательно утверждаются и закрепляются национальные формы и традиции в русском искусстве. Но русская культура не замыкается, не отделяется от культуры остального мира. Зарубежное искусство находит отклик в России, а отечественная культура получает всемирное признание.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.