Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Безопасность детей в походе.






 

Основной источник опасности в детских походах - сами дети, а не походные условия. Во время движения по маршруту, когда дети заняты, а вожатые бдительны, обычно не случается никаких ЧП. Опыт показывает, что основное число происшествий происходит на стоянках, перекусах т.п. Одним словом, когда детям нечем заняться, и их естественное стремление к познанию окружающего мира может обернуться неприятностями. Поэтому на стоянках вожатым надо занимать детей и не расслабляться. На что следует обратить особое внимание в походе с детьми.

  • Снаряжение. Одежда должна соответствовать погоде - будьте аккуратны, так как дети более остро ощущают нарушение теплового режима, а неожиданный тепловой удар (или переохлаждение) не добавят хороших воспоминаний о походе. Практически нигде нельзя полностью исключить присутствие змей, поэтому открытая обувь - неприемлема! В пеших походах, даже если жарко, лучше одеть детей в брюки и верхнюю одежду с длинными рукавами, иначе разбитые коленки и поцарапанные руки будут обязательно и могут нарушить походный график движения.
  • Стоянки на берегу реки/водоема. Вода притягивает детей всех возрастов: одно бесконечное бросание в воду камней и палок чего стоит! Бороться с этим бесполезно, да и не нужно. Поэтому на такой стоянке необходимо непрерывно держать в поле зрения всех детей, даже относительно взрослых.
  • Несъедобные ягоды и грибы. В походе все дети имеют завидный аппетит. Поэтому в самом начале похода с детьми надо обязательно провести соответствующую беседу. Детям часто бывает достаточно наглядно показать, как выглядит бледная поганка, волчий глаз, бузина и др. Это в любом случае будет полезно.
  • Выбор места для стоянки. При выборе стоянки (бивуака) следует не забывать основные требования безопасности: отсутствие нависающих сухих деревьев, притягивающего молнию одиноко стоящего дерева и слишком низкого берега. Желательно, что бы это была ровная площадка, позволяющая свободно поставить все палатки, рядом были вода и сухие дрова, перечень остальных пожеланий может быть сколь угодно большим, но они, как правило, второстепенны. Из требований к лагерю можно назвать лишь главные: если костер большой или средний, то расстояние от него до ближайшего дерева должно быть не меньше 3 м. Хотелось бы также напомнить, что молнию притягивают не только одиноко стоящие деревья, но и металл. Поэтому во время грозы присутствие крупных металлических предметов в палатке нежелательно.

ЗОВУТ КОСТРЫ ПОХОДНЫЕ

Туристский поход — одно из любимейших занятий ребят и в школе, и в лагере. Вместе с тем он и мощное средство воспитания, так как предполагает общность интересов, чувство локтя, взаимовыручку, физическую закалку.

Начальная школа туризма начинается с походов выходного дня. В этих путешествиях можно изучить и познать свой край, получить первые навыки походной жизни, освоить технические приемы, физически подготовиться к дальним маршрутам. В походах ребята могут выполнить нормы на значки “Юный турист”, “Турист России”. Значком “Юный турист” награждаются ребята, которые совершили четыре похода, из них обязательно один с ночлегом.

Однако плохо подготовленное путешествие может нанести и вред. Поэтому нужно знать азы туризма, основные требования, предъявляемые к каждому из участников.

Путешествия следует начинать в окрестностях своего города, села, лагеря. Выбор маршрута—главный этап подготовки к походу. Разрабатывать маршрут следует по живописным местам, чтобы избежать однообразия, не возвращаться к дому тем же путем, по которому уже шли однажды. Можно предложить маршрут по кольцу или от станции одной железной дороги к другой. Перед походом на общем собрании необходимо распределить обязанности между участниками, учитывая склонности и подготовку каждого, назначить санитара, ведающего походной аптечкой и в случае необходимости способного оказать доврачебную помощь, завхоза по снаряжению, завпита — ответственного за питание.

Готовясь к путешествию, самое серьезное внимание надо уделить туристскому снаряжению домашних условиях или на уроках труда (палатки из капрона, рюкзаки, накидки и т. д.).

В пути следует беречь карту и носить ее запакованной в целлофан. Перед выходом нужно познакомиться с маршрутом по карте и постараться мысленно представить себе все этапы пути.

Особенно большие возможности открываются перед туристами летом.

Педагог у костра, на привале, вводит своих юных друзей в прекрасный и огромный мир природы, знакомит их с жизнью растений, птиц и зверей, рассказывает, как можно прокормиться в лесу, из каких трав заварить чай, как вылечиться, если простудишься.

О нашем друге — лесе можно поговорить в игровой форме, пытаясь, например, по одной ветке определить породу дерева, или предложив следующие загадки.

Стоит красавица — косы зеленые, платье белое, кора горючая, ветка плакучая, семя летучее. (Береза)

Темной он покрыт корой, лист красивый, вырезной.

А на кончиках ветвей много-много желудей. (Дуб)

Стоит столб до небес, а на нем шатер — навес.

Красной меди столб точеный, а навес сквозной, зеленый. (Сосна)

Весной растет, летом цветет, осенью осыпается.

А цветок — что медок, лечит от гриппа, кашля и хрипа. (Липа)

В туристском походе на большом привале рекомендуется также проводить разнообразные туристские игры.

Секретный пакет. Накануне того дня, когда будет проводиться эта игра, руководитель (один или с помощником) готовит конверты, пакеты или свернутые листки бумаги и прячет их в густом лесу или в кустарнике на уровне 1, 5 м от земли, но так, чтобы в 1, 5 — 2 м этот пакет можно было заметить.

Руководитель игры фиксирует азимут и расстояния до спрятанных пакетов и записывает все данные у себя в тетради. В зависимости от местных условий расстояния до конечных точек могут быть от 100 до 200 м.

Желательно, чтобы задания были у всех равноценны, тогда критерием оценки станет время каждого участника, затраченное на поиски.

Узкая тропинка. Эта игра проводится как соревнование между звеньями. На полянке, беговой дорожке или в физкультурном зале условно обозначаются две узкие “тропинки” длиной 30—60 м и шириной 25 см. Границы тропинок обозначаются двумя шнурами или веревками, натянутыми между колышками. “Тропинки” заканчиваются круглыми площадками радиусом в 1 м.

В каждом звене равное и четное количество участников. По команде “Марш! ” один из игроков каждой команды берет на спину “живой груз”, т. е. члена своей команды, и старается как можно скорее добраться до конечной площадки, чтобы, оставив там “груз”, вернуться к месту старта. Только после этого вступает в действие следующая пара.

Команды стремятся как можно скорее доставить “груз” на площадку, не задевая и не переступая при движении веревку. За каждую ошибку начисляется штрафное очко.

Побеждает звено, которое быстрее и без ошибок доставило “груз” на площадку.

Переправа. Будущим туристам очень важно развивать тренировать у себя чувство равновесия. Предлагаем несколько вариантов игр – упражнений на равновесие.

Для организации такой игры надо, прежде всего, найти бревно, брус, или поваленное дерево. Лучше всего, если есть возможность использовать два одинаковых бревна, тогда игра будет проходить как соревнование между звеньями. В противном случае ребята будут бороться за личное первенство. Какие же возможны варианты?

Прежде всего, это обычная переправа по бревну каждого участника в отдельности. За сход с переправы начисляется штрафное очко.

Можно провести также переправу со страховкой, как это обычно бывает в походах. В этом случае звено по команде “Марш! ” подбегает к бревну, и капитан, держа в руках конец веревки, переправляется первым. Веревка натягивается, как перила, и вся команда, кроме последнего, переходит на другую сторону. Последним идет самый ловкий из ребят — он сматывает веревку.

При подведении итогов учитывается правильная организация страховки. Падение с бревна на переправе штрафуется.

Бег по кочкам. Игра проходит как соревнование между звеньями. По команде “Марш! ” ребята бегут наперегонки по “кочкам”, которые обозначены кружочками, изготовленными из веревки, или просто начерчены на земле. Между стартом и финишем по прямой для каждой команды должны быть 10 — 12 кружочков радиусом 15 — 20 см. Круги располагаются друг от друга на расстояние 80 — 100 см.

Участники штрафуются, если наступят на границу круга или за его пределы. В таком случае игрок возвращается на старт и начинает бег сначала, время старта при этом остается первоначальным.

Побеждает команда, участники которой первыми закончат бег.

Вверх по откосу. Эту игру можно проводить на крутом берегу реки, озера. Цель игры — научиться быстро и ловко подниматься по крутому склону. Играют два звена.

Предварительно следует подготовить два ведра или две кастрюли и несколько одинаковых кружек в зависимости от количества участников.

На гребне склона берега озера или реки ставятся два пустых ведра. По команде “Марш! ” игроки быстро спускаются вниз, черпают кружками воду и поднимаются вверх, чтобы вылить воду в ведро.

Задача команд — как можно быстрее наполнить ведра водой до определенного уровня. Передавать по цепочке кружки не разрешается.

Укладка рюкзака. Перед началом игры участники аккуратно раскладывают на траве или на полу рюкзак и необходимые вещи: одеяло, туристский костюм (брюки, куртку, тапочки), предметы туалета, миску, кружку, ложку, нож, записную книжку или тетрадь.

Можно каждому из участников дать условные консервную банку и мешочек с крупой. По команде “Марш! ” ребята начинают укладывать вещи в рюкзак.

Условия игры: быстро и правильно уложить рюкзак, застегнуть, подогнать заплечные ремни. Каждый из участников, уложив рюкзак, докладывает “Готов! ”

Первый, кто справился с задачей, получает количество баллов, равное числу участников, второй — на один балл меньше и т. д.

Но скорость еще не все. Важно правильно уложить рюкзак. Укладка каждого рюкзака проверяется руководителем, он штрафует за ошибки. Например, штрафуется участник игры, если он уложил тапочки и миску вместе или одеяло сунул комом.

Юные туристы могут забыть, что мыло, кружка, туалетные принадлежности должны лежать в боковых карманах, чтобы их можно было легко достать. Тяжелые вещи, если они есть, должны быть уложены на дно рюкзака, а легкие — сверху. За каждую ошибку начисляется штрафное очко.

Кто быстрее поставит дом. Эта игра — упражнение помогает юным туристам научиться быстро и правильно устанавливать палатку. Играют и соревнуются группы по 4 — 5 человек.

Перед началом игры палатки уже стоят, а обе команды находятся внутри за застегнутым пологом. По команде “Марш! ” ребята быстро расстегивают полог, выбегают из палатки и сворачивают ее по всем правилам, аккуратно складывая колышки и шпильки в одном месте. Затем по знаку судьи ставят палатку вновь. Установив, команда опять забирается внутрь и застегивает полог. Капитан докладывает “Готово! ”

Палатка устанавливается на десяти маленьких колышках или шпильках и двух кольях, которые поддерживают ее изнутри. Руководитель засекает время и проверяет, правильно ли установлена палатка. Штрафуются: общий перекос — 5 очков;

перекос ската — 3 очка; перекос стенки — 2 очка;

ослабленная веревка, неверно забитый или выдернутый колышек—3 очка. Каждое штрафное очко “стоит” 15 сек.

Возможен вариант судейства, при котором установка палатки доводится до “нормы” (замечаниями судьи). В этом случае учитывается только чистое время.

Лучший костровой. Игроки соревнуются в умении разжигать костер. Объясняется задача. По команде “Марш! ” участники разбегаются по лесу и собирают хворост на растопку. Подготовив дрова, они поджигают костер одной спичкой и кипятят один литр воды в котелке.

Игра может проходить как между отдельными участниками, так и между группами по 2 — 3 человека.

Главное условие — время, потраченное на поиски дров, разжигание костра и кипячение воды. За каждую лишнюю спичку прибавляется 1 мин штрафа.

Пользоваться другими горючими веществами, кроме обусловленных, строго запрещается.

Преодоление “болота”. Может проводиться как личное, так и командное первенство, причем в различных условиях. Практикуются три варианта: по “фашинкам” (на “медвежьих лапах”); по “кочкам”; по “гати” (по настилу из жердей).

Вариант 1-й — по “фашинкам”. У каждого участника по две фашинки - дощечки (фанерки) размером чуть больше ступни. Если соревнования проводятся в помещении, вместо дощечек можно использовать картонки или даже листы бумаги.

Встав в шеренгу у черты старта с интервалом друг от друга не менее метра, участники по команде судьи кладут перед собой на пол одну фашинку, встают на нее ногой и, стоя на ней, опускают вторую дощечку.

Встав на нее другой ногой, первую фашинку поднимают, перекладывают вперед, делают следующий шаг и т. д. Задача у всех одна — как можно скорее достичь финиша.

При этом учитываются следующие правила:

балансируя на одной ноге при перекладывании дощечек, нельзя второй ногой или руками касаться “болота” — пола, земли, асфальта. За такое касание судья начисляет участнику штрафные баллы:

запрещается передвигать фашинки - дощечки по “болоту” скольжением. Каждую надо брать рукой и переносить на новое место по воздуху.

Вариант 2-й — по “кочкам”. Участники делятся на команды по 3 — 5 человек. Их задача — быстро пройти “заболоченный” участок шириною 1 — 15 м, прыгая с “кочки” на “кочку” и не касаясь ногами поверхности “болота”.

Десять “кочек”, образующих слегка зигзагообразную “тропу”, расположены на разных расстояниях от 100 до 150 см. На полу, на асфальте их можно просто начертить мелом, а на лугу обозначить яркими кольцами, связанными из веревок, или изготовить в виде квадратов из фанеры, которые прибиваются к грунту одним гвоздем (шпилькой со шляпкой). Размер каждой “кочки” 30—-40 см, чтобы участник мог ступить на нее обеими ногами.

Команды стартуют по очереди. Если сделать две-три одинаковые “тропы через болото”, то соревноваться могут одновременно несколько команд, что прибавит им азарта. Порядок очередности движения членов каждой команды по тропе определяет капитан команды.

Соревнование можно усложнить, введя требование транспортировки груза по “тропе” — нескольких нетяжелых рюкзаков со снаряжением, котелков, наполненных водой, горящей свечи (факела).

Правила такие:

участники не должны наступать ногой на “болото”, т.е. между “кочками”. За каждое такое нарушение судья начисляет команде штрафные секунды;

запрещается двум участникам одновременно находиться на одной “кочке”. За нарушение — штраф;

штраф и в случае падения в “болото” предметов снаряжения, если расплеснется вода из котелков или погаснет свеча.

Вариант 3-й — по “гати” из жердей. В этом варианте состязания лучше проводить как командные. Состав команды 3—5 человек. Задача та же — как можно быстрее пройти “заболоченный” участок от старта до линии финиша (от флажка до флажка). Но на этот раз переход совершается по самодельному настилу из жердей, комплект которых готовится переход, совершается по самодельному настилу из жердей, комплект которых готовится заранее. Каждая жердь должна иметь длину около 2 м и толщину 5—10 см.

Тот, кто идет в команде первым, берет две жерди и укладывает их на “болото” параллельно одна другой, а затем проходит по ним вперед. Второй участник, передвигаясь за ним, передает в руки первому еще две жерди. Направляющий укладывает их дальше, а остальные участники продвигаются за ним, передавая новые жерди вперед. Замыкающий цепочку должен собрать позади себя освободившиеся жерди и передать их вперед или нести с собой. Пройдя весь “заболоченный” участок, команда складывает на берегу все жерди в штабель, и судья засекает время финиша.

При передаче шестов друг другу разрешается использовать их для опоры в момент передвижения и протягивать жерди по поверхности «болота» скольжением (волоком).

 

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.