Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Организация маркетинговой деятельности






На предприятии отсутствует отдел маркетинга, что связано:

- с отсутствием необходимости проведения маркетинговых исследований, так как этим ежегодно занимается Асбестовая ассоциация, в которую входит ОАО «Белгородасбестоцемент» и имеет доступ к данной информации;

- c присутствием на рынке асбестоцементных изделий, представляя две ассортиментные группы в течение 50 лет, зарекомендовав высокое качество производимой продукции;

- c выполнением собственниками напрямую функций управленцев, что дает им возможность самим осуществлять некоторые аспекты маркетинговой деятельности, тем более, что данные маркетинговых исследований доступны только лицам, входящим в совет директоров, а он представлен именно наиболее крупными собственниками предприятия;

- c выпуском продукции, ориентированной на низкоплатежеспособный сегмент рынка;

- с позицией собственников в отношении целесообразности создания отдела маркетинга.

Организация планирования маркетинга и анализ выполнения плана

Маркетинговый план является основанием для разработки внутрифирменного плана, т.е. бизнес-плана, и при его утверждении включается в качестве составной части (причем входя не в один, а в несколько его разделов).

Планирование на основе маркетинговых исследований имеет следующие преимущества:

· позволяет координировать усилия большого числа структурных служб, подразделений и лиц, чья деятельность взаимосвязана в производственно-сбытовом цикле во времени и пространстве;

· обеспечивает четкое взаимодействие между исполнителями в целях решения главных, приоритетных задач для компании в целом;

· помогает свести к минимуму конфликты, возникающие в результате неправильного или различного понимания и толкования целей фирмы;

· делает возможным определить изменения в развитии рыночной ситуации и внешней среды и обеспечить готовность фирмы к соответствующей реакции на эти изменения.

На ОАО «Белгородасбестоцемент» для целей планирования и разработки бизнес-планов предусмотрен планово-экономический отдел.

Что касается планирования маркетинга, то конкретного плана по маркетингу не существует, но его разделы входят в состав Внутрифирменного плана. Обязательными составляющими в области маркетинга являются:

§ план ассортимента асбестоцементной продукции, указывающий направления разработок новых товаров и меры внедрения их на рынок, объемы увеличения продукции, пользующейся повышенным спросом, оптимизацию товарной номенклатуры предприятия;

§ план материального снабжения и производственных запасов, позволяющий решить проблему оптимизации механизма поступления на предприятия сырья (в частности, цемента, асбеста и воды), инструментов, отдельных деталей, а также из запасов.

§ анализ конкуренции, позволяющий оценить конкурентные преимущества и недостатки ОАО «Белгородасбестоцемент» по сравнению с другими производителями асбестоцементной продукции;

§ план сбыта (в некоторых источниках его называют маркетинговым планом), который включает основные направления политики реализации асбестоцементной продукции. Этот раздел плана подразделяется по видам продукции, сбытовым районам, группам потребителей, указывают в разбивке по ним плановую прибыль и минимальную продажную цену, а также содержит инструкции относительно скидок, сроков и условий платежа.

§ затраты на рекламу и дизайн.

ОАО «Белгородасбестоцемент» является одним из трех АЦ предприятий России («Серебряковский» и «Волна»), на котором были последовательно внедрены в производство все виды новых асбестоцементных изделий, которые предложил НИИ «Асбестоцемент». Политика нововведений на ОАО «Белгородасбестоцемент» как раз ориентирована на поиски новых решений, новых технологий, новых рынков сбыта. Придерживаясь этой политики, предприятие в последние 3 года освоило выпуск пенобетонных блоков, которые уже успели завоевать популярность у жителей Белгородской области и за её пределами как теплый, экологический материал для жилищного и промышленного строительства. В следующем году будет рассматриваться вопрос о начале производства мелкоразмерных волнистых листов шифера.

Однако предприятие в этом плане имеет и ряд недостатков. Так, крайне устаревшее оборудование и отсутствие средств на его модернизацию, не позволяет ОАО " Белгородасбестоцемент" быстро приспосабливаться к изменениям рыночного спроса.

На предприятии отсутствуют маркетинговые исследования, что не дает выработать четкую рыночную ориентацию деятельности предприятия, а также сильно ограничивает возможности получения прибыли на основе удовлетворения запросов рынка. Отсутствие квалифицированных специалистов по маркетингу указывает на несовершенство кадровой политики и на недостаточную осведомленность руководства по данной проблеме. Такие действия управляющих оправданы тем, что ОАО " Белгородасбестоцемент" и так имеет широкие возможности для сбыта своей высоко качественной продукции, контролируя 20% российского рынка асбестоцементных изделий и являясь монополистом в Белгородской области.

Рынок строительных материалов имеет достаточно выраженный сезонный характер, что определяет нагрузку по организации сбытовой деятельности, которая носит пиковый характер в летний период. В таблице 4 приведены расчетные данные о географической структуре продаж асбестоцементных материалов ОАО «Белгородасбестоцемент» за период 2002-2005 гг.

Таблица 14

Доля отдельных регионов в общем объеме продаж, %

Регион 2002 г. 2003 г. 2004 г. 2005 г.
Белгородская область 29, 8 23, 4 22, 9 25, 5
Продажа в страны СНГ 1, 9 0, 5 1, 1  
Экспорт в дальнее зарубежье 6, 7 8, 4 12, 1 9, 6

Из данных таблицы следует, что доля Белгородской области в потреблении шифера составляла на протяжении последних четырех лет в среднем 25% от общего объема продаж предприятия. Это достаточно высокая доля одного из наиболее устойчивых географических сегментов по потребления, что связано во многом с низкими транспортными издержками по доставке продукции по области, что делает особо выраженным такой фактор конкурентоспособности как низкая цена.

Объем продаж в страны СНГ не является устойчивым, тем не менее, можно отметить постоянное присутствие таких потребителей как Украина и Молдавия, а также тенденцию постепенного роста абсолютных объемов продаж на Украину (в 3, 7 раза за 4 года).

Объемы экспорта продукции также носят случайный характер за исключением двух потребителей: Венгрии и Эстонии. При этом на долю Венгрии ежегодно приходилось около 90% от совокупного экспорта.

Продукция предприятия по желанию потребителя может быть доставлена железнодорожным транспортом или отгружена со склада завода на вывоз машинами.

ОАО «Белгородасбестоцемент» заинтересовано в расширении рынков сбыта своей продукции, поэтому подходит к каждому клиенту - организации индивидуально, предоставляя скидки на продукцию в начале совместной работы, а также при продаже крупных партий продукции, возможно заключение договора о рассрочке платежа с длительное время знакомым потребителем, т.е. ОАО " Белгородасбестоцемент" проводит политику высокого качества и низких цен на свою продукцию. На рынке России это является положительным моментом для увеличения объемов продаж и максимизации прибыли, т. к. продукция конкурентов уступает товарам ОАО «Белгородасбестоцемент» по некоторым техническим параметрам и отличается более высоким уровнем цен. Однако не стоит забывать, что благодаря интенсивным маркетинговым исследованиям, высококлассной работе специалистов в данной области, широкой рекламе зарубежные конкуренты представляют серьезную угрозу ОАО «Белгородасбестоцемент» для улучшения работы на рынке. Поэтому для повышения конкурентоспособности своей продукции заводу необходимо, прежде всего, уделить внимание развитию и активизации маркетинговой службы на предприятии и организации широкой рекламной деятельности в целом по России и в частности в Белгородской области.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.